ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 8391
Скачиваний: 53
16
Проективные техники основаны на том, что недостаточно струк-
турированный материал, выступающий в качестве «стимула», при со-
ответствующей организации всего эксперимента в целом порождает
процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или -
иные характеристики субъекта. В клиническом употреблении проек-
тивные техники часто строятся на интуиции и теоретической подго-
товке психодиагноста, которые оказываются необходимыми на этапе
интерпретации данных. Исследовательское употребление проективных
техник предполагает, как правило, применение контент-аналити-
ческих процедур, стандартизирующих обработку данных.
Диалогические техники учитывают, что психодиагност вступает
в контакт с обследуемым и достигает наилучших диагностических ре-
зультатов за счет специфических особенностей этого контакта, ре-
левантных диагностической задаче. Так, доверительный контакт не-
обходим при диагностике семейных затруднений, характера личност-
ного развития ребенка и во многих других случаях, в которых диаг-
ност одновременно выступает в роли и консультанта, и психотера-
певта. Ситуация диагностического патопсихологического обследова-
ния диктует построение общения по принципу экспертизы.
Диалогические техники могут быть вербальными (интервью, бе-
седы) и невербальными (например, игра с ребенком может выступать
как невербальная диагностическая процедура).
Различные методические приемы, на основе которых строятся те
или иные методики, можно расположить на одной шкале, если за еди-
ное основание классификации принять меру вовлеченности в диагно-
стическую процедуру самого психодиагноста и степень его влияния на
результат обследования.
Аппаратурные методики и объективные психологические тесты
обладают наименьшей вовлеченностью психодиагноста в процедуру
психодиагностики, минимальным влиянием личности психодиагноста и
его опытности как психолога на результаты обследования. Почти столь
же малой степенью вовлеченности психодиагноста обладают и некото-
рые формы стандартизованных самоотчетов - многие опросники и
шкальные техники. Можно сказать, что в этих методиках личные каче-
ства психолога воплотились на этапе разработки методики; сама же
процедура обследования, как и фиксация ее результата, оказывается
17
рутинной операцией, которая в принципе может выполняться с помо-
щью лаборанта-непсихолога или по компьютерной программе. Диагно-
стические техники, напротив, характеризуются максимальной степе-
нью вовлеченности психодиагноста в процесс психодиагностики, мак-
симальным влиянием его опытности, профессиональных навыков, спо-
собностей в сфере общения на результаты обследования. Этими каче-
ствами обладают различные виды бесед, интервью, диагностических
игр. Например, патопсихологический эксперимент как особый психо-
диагностический метод характеризуется высокой степенью вовлечен-
ности психодиагноста: должен быть создан «мотив» экспертизы (об-
следуемый должен понимать, что на основе его ответов будет сделано
важное для него диагностическое заключение), результаты отдельных
проб интерпретируются в зависимости от того, насколько выражен
этот мотив (по мнению психодиагноста). Не менее явным оказывается
влияние психодиагноста на результаты диагностического заключения,
выносимого на основе беседы с клиентом психологической консульта-
ции. Своими реакциями, ответными репликами, манерой держаться
психодиагност может как создать оптимальные условия для получения
диагностически важной информации, так и полностью исказить эту
информацию, ее смысл.
Все остальные психодиагностические методики занимают про-
межуточное положение между двумя полюсами, образованными объек-
тивными тестами и диалогическими техниками.
Уже многомерные тесты-опросники, предполагающие анализ
профиля и интерпретацию отдельных шкал в зависимости от значений
других и характера профиля в целом, требуют клинической опытности
психодиагноста и, следовательно, на этапе психодиагностичен, кого
заключения не свободны от влияния личности диагноста. Не менее
значимым является это влияние и при необходимости кодирования ре-
зультатов обследования, полученные с помощью открытых опросников
либо проективных техник В последнем случае существенное значение
имеет создание психодиагностом атмосферы, раскрывающей способ-
ности испытуемого к воображению, творчеству.
Если ввести одновременно два основания - меру вовлеченности
психодиагноста, его влияние на результаты обследования, с одной
стороны, и предметную направленность инструмента - с другой, то из-
18
вестные на сегодня психодиагностические методики можно распо-
ложить в двухмерной классификационной таблице.
Соответствующие методики окажутся расположенными в клетках
таблицы, при этом столбцы будут заполнены неравномерно по строкам
таблицы. Так, способности и психические функции диагностируются в
основном методами, влияние психодиагноста в которых выражено ми-
нимально, - в основном объективными тестами и тестами-опросниками.
Личностные черты преимущественно диагностируются тестами-
опросниками; когнитивная организация, другие индивидуальные свой-
ства выявляются преимущественно методиками среднего уровня (по
степени влияния психодиагноста на процесс диагностики) - реперту-
арными решетками, проективными техниками.
Мотивация, отношение диагностируются преимущественно про-
ективными техниками. Роль диалогических методик, обладающих мак-
симальной степенью включенности психодиагноста, особенно важна в
области диагностики взаимоотношений, общения (таких свойств, ак-
туализация которых требует воссоздания реальных ситуаций обще-
ния).
Приведенная в данном разделе классификация отражает доста-
точно грубо лишь общие черты психологических диагностических ме-
тодик - более конкретно вопрос о классификациях обсуждается в со-
ответствующих главах книги. Однако и в таком виде предлагаемая
классификация обладает эвристической ценностью. Если заполнить
все клетки табл. 1, станет видно, где существует нехватка методов оп-
ределенного типа. Так, например, явно не хватает методик диалоги-
ческого типа для определения способностей (см. главу 5), поскольку'
эффективная демонстрация способностей у некоторых субъектов су-
щественно зависит от условий психодиагностики и характера контакта
с психодиагностом. Пользователь психодиагностических методик, так
же как их разработчик, может расчертить и заполнить подобную таб-
лицу для себя и вписать в клетки известные ему методики. Это позво-
лит ему лучше представить себе, какими методами необходимо овла-
деть и где возникаетнеобходимость в поиске и научной разработке ме-
тодов.
Таблица 1 Основания классификации психодиагностических ме-
тодик
19
Влияние психо-
диагноста на резуль-
тат обследования
Предмет психодиагностики
Спо-
собности
психические
функции
Личностные
черты
Когнитивная орга-
низация и другие
индивидуальные ха-
рактеристики субъ-
ективного опыта
Мотивация,
отношение
Характерис-
тики обще-
ния, взаи-
модействия
Минимальное
Среднее
Максимальное
1.3. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Общая психодиагностика в известной степени отвлекается от
специфических диагностических задач, возникающих в различных ча-
стных областях психодиагностики. Однако психодиагност должен
представлять себе эти задачи, поскольку они существенно определяют
ограничения в использовании методов.
Одно из важных различий относится не только к задачам, но ив
целом к ситуациям психодиагностики. Это различение ситуации кли-
ента и ситуации экспертизы.
В первой ситуации человек обращается за помощью к психоло-
гу, он охотно идет на сотрудничество, старается выполнить инструк-
ции как можно более точно, не имеет сознательных намерений приук-
расить себя или фальсифицировать результаты. Во второй ситуации
человек знает, что подвергается экспертизе, старается выдержать
«экзамен», а для этого вполне осознанно контролирует свое поведе-
ние и свои ответы так, чтобы предстать в максимально выигрышном
свете (или добиться своей цели даже ценой симуляции отклонений и
расстройств).
В ситуации клиента к диагностическому инструменту можно
предъявлять гораздо менее жесткие требования относительно его за-
щищенности от фальсификации вследствие сознательной стратегии,
чем в ситуации экспертизы.
20
Психодиагностические задачи (и ситуации психодиагностики в
целом) можно различать также с точки зрения того, кто и как будет
использовать диагностические данные и какова ответственность пси-
ходиагноста за выбор способов вмешательства в ситуацию обследуе-
мого. Кратко опишем эти ситуации.
1. Данные используются специалистом-смежником для постанов-
ки непсихологического диагноза или формулирования администра-
тивного решения. Эта ситуация типична для использования психодиа-
гностических данных в медицине. Психолог выносит суждение о спе-
цифических особенностях мышления, памяти, личности больного, а
врач ставит медицинский диагноз. Психолог не несет ответственности
ни за диагноз, ни за то, какое именно лечение будет проведено боль-
ному врачом. По той же схеме происходит использование психодиаг-
ностических данных при психодиагностике по запросу суда, комп-
лексной психолого-психиатрической экспертизе, психодиагностике
профессиональной компетентности работника или профпригодности по
запросу администрации.
2. Данные используются самим психодиагностом для постановки
психологического диагноза, хотя вмешательство в ситуацию об-
следуемого осуществляется специалистом другого профиля. Такова,
например, ситуация психодиагностики применительно к поиску причин
школьной неуспеваемости: диагноз имеет психологический (или
психолого-педагогический) характер, а работу по его реализа-
ции в жизнь проводят учителя, родители, другие воспитатели
1
.
3. Данные используются самим психодиагностом для постановки
психологического диагноза, а последний служит ему основанием (или
основанием для действий его коллеги-психолога) для разработки пу-
тей психологического воздействия. Такова ситуация психодиагностики
в условиях психологической консультации.
4. Диагностические данные используются самим обследуемым в
целях саморазвития, коррекции поведения и т. п. В этой ситуации пси-
холог несет ответственность за корректность данных, за этические,
1
Если на основе диагноза известное психологу административное решение производится авто-
матически, то это все равно не означает, что юридическая (и административная) ответствен-
ность за это решение лежит на психологе, хотя подобная ситуация, безусловно, налагает на пси-
холога повышенную моральную ответственность.