Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8391

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

16

Проективные техники основаны на том, что недостаточно струк-

турированный материал, выступающий в качестве «стимула», при со-

ответствующей  организации  всего  эксперимента  в  целом  порождает
процессы  фантазии,  воображения,  в  которых  раскрываются  те  или  -

иные  характеристики  субъекта. В  клиническом  употреблении  проек-
тивные  техники  часто  строятся  на  интуиции  и  теоретической  подго-

товке  психодиагноста, которые  оказываются  необходимыми  на  этапе
интерпретации данных. Исследовательское употребление проективных

техник  предполагает, как  правило, применение  контент-аналити-
ческих процедур, стандартизирующих обработку данных.

Диалогические  техники  учитывают, что  психодиагност  вступает

в контакт с обследуемым и достигает наилучших диагностических ре-
зультатов  за  счет  специфических  особенностей  этого  контакта, ре-

левантных  диагностической  задаче. Так, доверительный  контакт  не-
обходим  при  диагностике  семейных  затруднений, характера  личност-

ного  развития  ребенка  и  во  многих  других  случаях,  в  которых  диаг-
ност  одновременно  выступает  в  роли  и  консультанта, и  психотера-

певта. Ситуация  диагностического  патопсихологического  обследова-
ния диктует построение общения по принципу экспертизы.

Диалогические техники могут быть вербальными (интервью, бе-

седы) и невербальными (например, игра с ребенком может выступать

как невербальная диагностическая процедура).

Различные методические приемы, на основе которых строятся те

или иные методики, можно расположить на одной шкале, если за еди-

ное основание классификации принять меру вовлеченности в диагно-
стическую процедуру самого психодиагноста и степень его влияния на

результат обследования.

Аппаратурные  методики  и  объективные  психологические  тесты

обладают  наименьшей  вовлеченностью  психодиагноста  в  процедуру
психодиагностики, минимальным влиянием личности психодиагноста и

его опытности как психолога на результаты обследования. Почти столь

же малой степенью вовлеченности психодиагноста обладают и некото-
рые  формы  стандартизованных  самоотчетов - многие  опросники  и

шкальные техники. Можно сказать, что в этих методиках личные каче-
ства  психолога  воплотились  на  этапе  разработки  методики; сама  же

процедура обследования, как  и  фиксация  ее  результата, оказывается


background image

17

рутинной  операцией, которая  в  принципе  может  выполняться с помо-

щью лаборанта-непсихолога или по компьютерной программе. Диагно-

стические  техники, напротив, характеризуются  максимальной  степе-
нью вовлеченности психодиагноста в процесс психодиагностики, мак-

симальным влиянием его опытности, профессиональных навыков, спо-
собностей в сфере общения на результаты обследования. Этими каче-

ствами  обладают  различные  виды  бесед, интервью, диагностических
игр. Например, патопсихологический  эксперимент  как  особый  психо-

диагностический  метод  характеризуется  высокой  степенью  вовлечен-
ности  психодиагноста:  должен  быть  создан  «мотив»  экспертизы  (об-

следуемый должен понимать, что на основе его ответов будет сделано

важное для него диагностическое заключение), результаты отдельных
проб  интерпретируются  в  зависимости  от  того, насколько  выражен

этот мотив (по мнению психодиагноста). Не менее явным оказывается
влияние психодиагноста на результаты диагностического заключения,

выносимого на основе беседы с клиентом психологической консульта-
ции. Своими  реакциями, ответными  репликами, манерой  держаться

психодиагност может как создать оптимальные условия для получения
диагностически  важной  информации, так  и  полностью  исказить  эту

информацию, ее смысл.

Все  остальные  психодиагностические  методики  занимают  про-

межуточное положение между двумя полюсами, образованными объек-

тивными тестами и диалогическими техниками.

Уже  многомерные  тесты-опросники, предполагающие  анализ

профиля и интерпретацию отдельных шкал в зависимости от значений
других и характера профиля в целом, требуют клинической опытности

психодиагноста  и, следовательно, на  этапе  психодиагностичен, кого
заключения  не  свободны  от  влияния  личности  диагноста. Не  менее

значимым является это влияние и при необходимости кодирования ре-
зультатов обследования, полученные с помощью открытых опросников

либо проективных техник В последнем случае существенное значение

имеет  создание  психодиагностом  атмосферы, раскрывающей  способ-
ности испытуемого к воображению, творчеству.

Если ввести одновременно два основания - меру вовлеченности

психодиагноста, его  влияние  на  результаты  обследования, с  одной

стороны, и предметную направленность инструмента - с другой, то из-


background image

18

вестные  на  сегодня  психодиагностические  методики  можно  распо-

ложить в двухмерной классификационной таблице.

Соответствующие методики окажутся расположенными в клетках

таблицы, при этом столбцы будут заполнены неравномерно по строкам

таблицы. Так, способности и психические функции диагностируются в
основном методами, влияние психодиагноста в которых выражено ми-

нимально, - в основном объективными тестами и тестами-опросниками.
Личностные  черты  преимущественно  диагностируются  тестами-

опросниками; когнитивная организация, другие индивидуальные свой-
ства  выявляются  преимущественно  методиками  среднего  уровня (по

степени  влияния  психодиагноста  на  процесс  диагностики) - реперту-

арными решетками, проективными техниками.

Мотивация, отношение  диагностируются  преимущественно  про-

ективными техниками. Роль диалогических методик, обладающих мак-
симальной степенью включенности психодиагноста, особенно важна в

области  диагностики  взаимоотношений, общения (таких  свойств, ак-
туализация  которых  требует  воссоздания  реальных  ситуаций  обще-

ния).

Приведенная  в данном разделе классификация  отражает  доста-

точно  грубо лишь  общие  черты  психологических  диагностических  ме-
тодик  -  более  конкретно  вопрос  о  классификациях  обсуждается  в  со-

ответствующих  главах  книги. Однако  и  в  таком  виде  предлагаемая

классификация  обладает  эвристической  ценностью. Если  заполнить
все клетки табл. 1, станет видно, где существует нехватка методов оп-

ределенного  типа. Так, например, явно  не  хватает  методик  диалоги-
ческого типа для определения способностей (см. главу 5), поскольку'

эффективная  демонстрация  способностей  у  некоторых  субъектов  су-
щественно зависит от условий психодиагностики и характера контакта

с  психодиагностом. Пользователь  психодиагностических  методик, так
же  как  их разработчик, может расчертить и  заполнить  подобную  таб-

лицу для себя и вписать в клетки известные ему методики. Это позво-

лит  ему  лучше  представить  себе, какими  методами  необходимо  овла-
деть и где возникаетнеобходимость в поиске и научной разработке ме-

тодов.

Таблица 1 Основания классификации психодиагностических ме-

тодик


background image

19

Влияние психо-
диагноста на резуль-
тат обследования

Предмет психодиагностики

Спо-

собности
психические
функции

Личностные
черты

Когнитивная орга-
низация и другие
индивидуальные ха-
рактеристики субъ-
ективного опыта

Мотивация,
отношение

Характерис-
тики обще-
ния, взаи-
модействия

Минимальное

Среднее

Максимальное

1.3. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Общая  психодиагностика  в  известной  степени  отвлекается  от

специфических диагностических задач, возникающих в различных ча-

стных  областях  психодиагностики. Однако  психодиагност  должен

представлять себе эти задачи, поскольку они существенно определяют
ограничения в использовании методов.

Одно из важных различий относится не только к задачам, но ив

целом  к  ситуациям  психодиагностики. Это  различение  ситуации  кли-

ента и ситуации экспертизы.

В первой ситуации человек обращается за помощью к психоло-

гу, он  охотно  идет  на  сотрудничество, старается  выполнить  инструк-
ции как можно более точно, не имеет сознательных намерений приук-

расить  себя  или  фальсифицировать  результаты. Во  второй  ситуации

человек  знает, что  подвергается  экспертизе, старается  выдержать
«экзамен», а  для  этого  вполне  осознанно  контролирует  свое  поведе-

ние  и  свои  ответы  так,  чтобы  предстать  в  максимально  выигрышном
свете (или  добиться  своей  цели  даже  ценой  симуляции  отклонений  и

расстройств).

В  ситуации  клиента  к  диагностическому  инструменту  можно

предъявлять  гораздо  менее  жесткие  требования  относительно  его  за-
щищенности  от  фальсификации  вследствие  сознательной  стратегии,

чем в ситуации экспертизы.


background image

20

Психодиагностические  задачи (и  ситуации  психодиагностики  в

целом)  можно  различать  также  с  точки  зрения  того,  кто  и  как  будет

использовать  диагностические  данные  и  какова  ответственность  пси-
ходиагноста  за  выбор  способов  вмешательства  в  ситуацию  обследуе-

мого. Кратко опишем эти ситуации.

1. Данные используются специалистом-смежником для постанов-

ки  непсихологического  диагноза  или  формулирования  администра-
тивного решения. Эта ситуация типична для использования психодиа-

гностических  данных  в  медицине. Психолог  выносит  суждение  о  спе-
цифических  особенностях  мышления, памяти, личности  больного, а

врач ставит медицинский диагноз. Психолог не несет ответственности

ни за диагноз, ни за то, какое именно лечение будет проведено боль-
ному  врачом. По  той  же  схеме  происходит  использование  психодиаг-

ностических  данных  при  психодиагностике  по  запросу  суда, комп-
лексной  психолого-психиатрической  экспертизе, психодиагностике

профессиональной компетентности работника или профпригодности по
запросу администрации.

2. Данные используются самим психодиагностом для постановки

психологического  диагноза, хотя  вмешательство  в  ситуацию  об-

следуемого  осуществляется  специалистом  другого  профиля. Такова,
например, ситуация психодиагностики применительно к поиску причин

школьной неуспеваемости: диагноз имеет психологический (или

психолого-педагогический) характер, а  работу  по  его  реализа-

ции в жизнь проводят учителя, родители, другие воспитатели

1

.

3. Данные используются самим психодиагностом для постановки

психологического диагноза, а последний служит ему основанием (или

основанием  для  действий  его  коллеги-психолога) для  разработки  пу-
тей психологического воздействия. Такова ситуация психодиагностики

в условиях психологической консультации.

4. Диагностические данные используются самим обследуемым в

целях саморазвития, коррекции поведения и т. п. В этой ситуации пси-

холог  несет  ответственность  за  корректность  данных, за  этические,

1

 Если на основе диагноза известное психологу административное решение производится авто-

матически, то это все равно не означает, что юридическая (и административная) ответствен-
ность за это решение лежит на психологе, хотя подобная ситуация, безусловно, налагает на пси-
холога повышенную моральную ответственность.