Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8071

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

106

где

θ

 - коэффициент, получивший  название  тета-надежности

теста;

k - количество пунктов теста;
λ

1

 - наибольшее значение характеристического корня матрицы

интеркорреляций  пунктов (наибольшее  собственное  значение,

или абсолютный вес первой главной компоненты).

Как и предыдущие формулы, формула (3.2.12) также относится

к оценке надежности теста, направленного на измерение одной харак-

теристики. Но, кроме того, она применима и для многофакторного тес-
та, хотя и нуждается в пересчете после первоначального отбора пунк-

тов, релевантных  фактору (после  того, как  на  основании  многофак-

торного  анализа  отобраны  пункты  по  одному  фактору, снова  прово-
дится факторный анализ - только для этих отобранных пунктов).

Надежность  отдельных  пунктов  теста. Надежность  теста  обес-

печивается  надежностью  пунктов, из  которых  он  состоит. Чтобы  по-

высить  ретестовую  надежность  теста  в  целом,  надо  отобрать  из  ис-
ходного  набора  пунктов, апробируемых  в  пилотажных  психометри-

ческих экспериментах, такие пункты, на которые испытуемые дают ус-
тойчивые ответы. Для дихотомических пунктов (типа «решил - не ре-

шил», «да - нет») устойчивость удобно измерять с использованием че-
тырехклеточной матрицы сопряженности:

Тест 1

      Да

       Нет

Да

Тест 2

Нет

Здесь в клеточке а суммируются ответы «Да», данные испытуе-

мым при первом и втором тестировании, в клеточке b - число случаев,
когда испытуемый при первом тестировании отвечал «Да», а при вто-

ром - «Нет» и  т. д. В  качестве  меры  корреляции  вычисляется  фи-

коэффициент:

)

)(

)(

)(

(

d

b

c

a

d

c

b

a

bc

ad

+

+

+

+

-

=

j

(3.2.13)

a

B

c

D


background image

107

Как  известно, значимость  фи-коэффициента  определяется  с  по

мощью критерия хи-квадрат:

n

X

2

2

1

j

=

  (3.2.14)

Если  вычисленное  значение  хи-квадрат  выше  табличного  с  од-

ной степенью свободы, то нулевая гипотеза (о нулевой устойчивости)

отвергается. Удобство использования фи-коэффициента состоит в том,
что он одновременно оценивает степень оптимальности данного пунк-

та теста по силе (трудности): фи-коэффициент оказывается тем мень-
шим, чем  сильнее  частота ответов «да» отличается от частоты ответа

«нет».

Кроме  того, сама  четырехклеточная  матрица  позволяет  просле-

дить  возможную  несимметричность  в  устойчивости  ответов «да» и
«нет» (это важнее для задач, чем для вопросов: например, может ока-

заться, что  все  испытуемые, уже  решившие  однажды  данную  задачу,

решают ее при повторном тестировании; это наводит на мысль о том,
что  при  втором  тестировании  происходит  сбережение  опыта, приоб-

ретенного при первом тестировании). Выявленные в результате такого
анализа  неустойчивые  и  неинформативные (слишком  сильные  или

слишком  слабые) пункты  должны  быть  исключены  из  теста. Пункты
следует считать недостаточно устойчивыми, если на репрезентативной

выборке величина

j

-

1

превышает 0,71. При этом φ< 0,5.

Для т<?го чтобы повысить одномоментную (синхронную) надеж-

ность  теста, следует  из  исходной  пилотажной  батареи  пунктов  отбро-
сить те, которые плохо согласованы с остальными

1

. В отсутствие ком-

пьютера согласованность для пунктов также очень просто определяет-
ся  с  помощью  четырехклеточной  матрицы.  В  этом  случае  в  первом

столбце  суммируются  ответы  испытуемых  из «высокой».группы (пр
величине суммарного балла), во втором столбце - из «низкой».

     Высокая            Низкая

1

 В ряде пособий показатель согласованности для пунктов называется дискриминативностью

пунктов (Гайда В. К., Захаров В П., 1982).


background image

108

Да

Нет

При  нормальном  распределении  частот  суммарных  баллов «вы-

сокая» и «низкая» группы отсекаются справа и слева 27%-ными мар-
гинальными квантилями (рис. 8).

Для  оценки  согласованности  с  суммарным  баллом  применяется

полная

1

 или упрощенная формула фи-коэффициента:

)

*

(

1

2

1

i

i

P

N

P

P

a

i

-

-

-

=

j

(3.2.15)

2

где

i

P

 - количество ответов «верно» («да») на

i

-й пункт теста;

N* - сумма всех элементов матрицы;
N* = n • 0,54 где n - объём выборки;

P

i

 = а + b - При включении в эстремальную группу 1/3 выборки

N* = 0,66 • n.

 Рис. 8. Квантили «высокой» и «низкой» группы  на  гра-

фике распределения тестовых баллов

В некоторых случаях подобный анализ позволяет уточнить ключ

для  пункта: если  пункт  получает  значимый  положительный  фи-коэф-

фициент, то ключ определяется значением «+1», если пункт получает
значимый  отрицательный  фи-коэффициент  значением «-1». Если

пункт  получает  незначимый  фи-коэфф.ициент, то  его  целесообразно

1

 Полная формула отличается от формулы (3.2.13) наличием в числителе вычитаемого (а + b + с

+d)/2 - поправки с учетом вклада, который

i

-й пункт вносит в суммарный балл:

2

 Если 2

а

 –Р

1

< 0, то числитель в формуле (3.2 15) выглядит так: 2

а

1

+1

A

B

C

D


background image

109

исключить из теста.

При  ручных  вычислениях  фи-коэффициента  удобно  вначале  с

помощью  формул (3.2.14) и (3.2.15) определить  граничное  значение
значимого (по модулю) фи-коэффициента. Например, при объеме  вы-

борки  в  100  человек  и  уровне  значимости  р  <  0,01  пороговое  зна-
чение вычисляется так:

27

.

0

100

63

,

6

2

01

,

0

»

=

=

n

x

j

 (3.2.16)

При  постоянном  использовании  компьютера  при  подсчете  сум-

марных баллов ключ для каждого пункта Q целесообразно определить

в виде самого фи-коэффициента (или другого коэффициента корреля-
ции), определенного  при  коррелировании  ответов  на  пункт  с  сум-

марным баллом. Тогда тестовый балл подсчитывается по формуле

å

=

=

k

j

j

ij

i

C

R

x

1

,

       (3.2.17)

где х

i

 — суммарный балл

i

-го испытуемого;

ij

R

- ответ «верно» (+1) или «неверно» (-1)

i

-го испытуемого на

i

-й пункт;

С

i

- ключ для

i

-го пункта: С = +1 для прямого, С= -1 для обрат-

ного.

Более чувствительный коэффициент, который также применяет-

ся  для  дихотомических  пунктов, - это  точечный  бисериальный  коэф-

фициент  корреляции, учитывающий  амплитуду  отклонения  индиви-
дуальных суммарных баллов от среднего балла:

i

i

x

i

n

pbi

q

p

S

x

p

x

n

r

-

=

å

*

1

3.2.18)

где

å

x* - сумма финальных баллов тех индивидов, которые да-

ли утвердительный ответ на

i

-й пункт теста (решили

i

-ю задачу);


background image

110

S

x

 - стандартное  отклонение  для  суммарных  баллов  всех  инди-

видов из выборки;

i

i

q

p

 - стандартное отклонение по

i

-му пункту;

x

 - средний балл по всем пунктам.

А. Анастази относит критерий внутренней согласованности теста

к валидности (Анастази А., 1982, кн. 1, с. 143), однако если и можно в
данном  случае  говорить  о  валидности, то  только  в  смысле  особой

внутренней  валидности  теста. Как  правило, слишком  высокая  со-

гласованность  снижает  внешнюю  валидность  теста  по  критерию (см.
раздел 3.3). Если проверяется согласованность пунктов, составленных

одним  автором (одним  коллективом  по  стандартной  инструкции), то
выявление  достаточного  набора  согласованных  пунктов  свидетель-

ствует  о  внутренней  валидности (согласованности) разработанного
диагностического понятия (конструкта).

В компьютерных данных факторного анализа аналогом корреля-

ции пункта с суммарным баллом является нагрузка пункта на ведущий

фактор («факторная  валидность» в  терминах  А. Анастази). Если  при-

бегать к геометрическому изображению нагрузки как проекции векто-
ра-пункта на ось-фактор, то структура пунктов хорошо согласованного

теста  предстанет  в  виде  пучка  векторов,  плотно  прилегающих  к  фак-
тору и вытянувшихся вдоль его оси (рис. 9).

Рис. 9. Векторная  модель  соотношения «прямых» и «об-

ратных» эмпирических  пунктов  с  релевантным (измеряемым)

фактором и иррелевантными («шумовыми») факторами

Последовательность действий при проверке надежности:
1.    Узнать,  существуют  ли  данные  о  надежности  теста,  предпо-