Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8072

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

116

вают 57 человек. Это означает, что превентивной (предупреждающей)

диагностикой должно быть охвачено около 2000 человек, чтобы полу-

чить  численность «высокой» группы (заболевших) порядка 100 чело-
век. Проспективная  валидизация  выявляет  прогностическую  эффек-

тивность  диагностической  процедуры. Высокая  прогностическая  ва-
лидность доказывает как валидность самого измерения, так и наличие

предполагаемой причинной связи.

Ретроспективная  валидизация  позволяет  в  лучшем  случае  ре-

шить только первую из двух задач. Например, если для исследования
личностной  предрасположенности  к  совершению  краж  проведено  об-

следование лиц, находящихся под следствием (т. е. уже совершивших

преступление), то  выявление  акцентированных  черт «тревожности»,
«агрессивности» и т. п. еще не может интерпретироваться как свиде-

тельство  причинных  факторов  преступности  -  эти  черты  могут  быть
лишь  следствием  сложившихся  обстоятельств: лишение  свободы, уг-

рызения совести и т. п. (Ратинов А. Р., 1979). Во многих медико-пси-
хологических  исследованиях  был  выделен  особый  диагностический

синдром «госпитализации», который  обнаруживается  у  любой  кате-
гории  госпитализированных  больных (обычно  он  выражается  в  по-

вышении  шкал «депрессии» и «ипохондрии» по MMPI – Шхвацабая,
1980). Очевидно, что  подобные  личностные  сдвиги  никак  нельзя  ин-

терпретировать  в  смысле  симптомов  предрасположенности  к  опреде-

ленным психогенным заболеваниям, ибо они относятся к следствиям, а
не к причинам этих заболеваний.

Конструктная валидность. В отличие от прагматической валиди-

зации  собственно  психологическую  валидизацию  порой  оказывается

провести гораздо труднее в силу отсутствия какого-либо более объек-
тивного внутрипсихологического критерия, чем сам тест.

Наиболее благополучная ситуация имеется тогда, когда для из-

мерения данного свойства в психологии уже имеется процедура с из-

вестной валидностью. В этом случае корреляция между баллами двух

тестов - линейная (см. формулу 3.2.3) или  ранговая (см. формулу
3.2.5)- указывает на то, обладает ли новый тест конвергентной валид-

ностью по отношению к старому. Если новый тест обнаруживает высо-
кую конвергентность результатов со старым и одновременно оказыва-

ется  более  компактным  и  экономичным 'в  проведении  и  подсчете, то


background image

117

психодиагносты  получают  возможность  использовать  новый  тест  вме-

сто старого.

Однако во многих случаях для измеряемого свойства психодиа-

гност  не  может  найти  в  литературе  ни  одного  уже  апробированного

теста с  известной  валидностью. В  этом  случае  он  может сформулиро-
вать  ряд  предсказательных  гипотез  о  том, как  будет  коррелировать

его  новый  тест  с  другими  тестами, измеряющими  родственные  харак-
теристики испытуемых. Эти гипотезы выдвигаются на основе теорети-

ческих  представлений  об  измеряемом  свойстве. Их  подтверждение
указывает на валидность выдвигаемого конструкта, т. е. на конструкт-

ную  валидность  теста. В  западной  литературе  это  операциональное

определение  конструктяой  валыидности  называется  предполагаемой
валидностью (assumed validity).

Представления  о  конструктной  валидности  тестов  постоянно

развиваются с пополнением репертуара методик. Эмпирические иссле-

дования  взаимосвязей  результатов, получаемых  с  помощью  разных
методик, обогащают  теоретические  представления  об  измеряемых

свойствах.

С  другой  стороны, понятие  конструктной  валидности  указывает

на  высокую  зависимость  эмпирических  связей  теста  от  теоретических
представлений  его  автора  об  измеряемом  свойстве. Для  иллюстрации

приведен  пример  взаимоотношений  между  двумя  популярными  тест-

опросниками: MAS Ж. Тейлор  и EPI Г. Айзенка. Многочисленные  кор-
реляционные  исследования, проведенные  на  репрезентативных  вы-

борках, показали, что  шкала MAS (тревожность) Ж. Тейлор  положи-
тельно коррелирует со шкалой «нейротизм» и отрицательно со шкалой

«экстраверсия» Айзенка. Эти  соотношения  можно  проиллюстрировать
графически  (рис.  10):  вектор  MAS  оказывается  расположенным  в

квадранте «Нейротизм - Интроверсия», образованном системой из ор-
тогональных (статистически  независимых) факторов EPL С  точки  зре-

ния концепции Г. Айзенка, эти данные можно рассматривать как сви-

детельства низкой валидности шкалы Ж. Тейлор: MAS коррелирует не
только  с  релевантным  фактором «нейротизм», но  и  с  иррелевантным

фактором «интроверсия». С этой точки зрения, опросник EPI оказыва-
ется просто нечувствительным к особой разновидности «нейротизма» -

к нейротизму (тревожности) экстравертов; в перечне пунктов MAS от-


background image

118

сутствуют высказывания, в которых могла бы проявиться тревожность

экстраверта. Однако с точки зрения тоготеоретического смысла, кото-

рый  приписывают  показателям  MAS  К.  Спенс  и  Ж.  Тейлор,  эта  ситуа-
ция вполне закономерна, желательна и никак не является артефактом

- следствием  дефекта  их  диагностического  средства. Согласно  К.
Спенсу, пытавшемуся  перенести  на  человеческое  поведение  теорию

научения  Халла, MAS измеряет  общий  уровень  драйва - неспециали-
зированного  побуждения, которое  достигает  максимума  как  раз  при

сочетании нейротизма (специфическая активация по Г. Айзенку) и ин-
тро-версии (неспецифическая активация)

Рис. 10. Векторная модель соотношения показателя «Тре-

вожность» по тест-опроснику MAS с факторами тест-опросника
EPI

Таким  образом,  вовсе  не  всегда  краткие  названия  тестов  од-

нозначно  выражают  теоретический  статус  диагностического  конст-

рукта - понятия об измеряемом свойстве.

Конвергентная и дискриминантная валидность. От того, как пси-

холог определяет диагностический конструкт, зависит стратегия вклю-
чения в тест определенных пунктов. Если Айзенк определяет свойство

«нейротизм» как независимое от экстраверсии-интроверсии, то это оз-
начает, что в его опроснике примерно поровну должны быть представ-

лены пункты, с которыми будут соглашаться невротичные интроверты
и невротичные экстраверты (векторы этих пунктов должны быть при-

мерно  поровну  распределены  в  правом  и  левом  нижних  квадрантах;

см. рис. 10).-Если же на практике окажется, что в тесте будут преоб-
ладать  пункты  из  квадранта «Нейротизм-Интроверсия», то, с  точки


background image

119

зрения теории Айзенка, это означает, что фактор «нейротизм» оказы-

вается  нагруженным  иррелевантным  фактором - «интроверсией».

(Точно такой же эффект возникает, если появится перекос в выборке -
если в ней  будет больше невротичных интровертов, чем невротичных

экстравертов.)

Для  того  чтобы  не  сталкиваться  с  такими  сложностями, психо-

логи  хотели  бы  иметь  дело  с  такими  эмпирическими  показателями
(пунктами), которые  однозначно  информируют  только  об  одном  фак-

торе. Но это требование реально никогда не выполняется: всякий эм-
пирический  показатель  оказывается  детерминированным  не ; только

тем  фактором, который  нам  нужен, но  и  другими - иррелевантными

задаче измерения (рис. 11).

На рис. 11 постоянным для всех показателей является релевант-

ный фактор А, но каждый раз он оказывается сопряжен с иррелевант-
ными факторами - X, К и Z. Задача состоит в таком подборе пунктов,

чтобы  все  потенциальные  иррелевантнв!е  факторы  были  урав-

новешены, т. е. чтобы  ни  один  из  них  не  встречался  бы чаще других
на множестве показателей (пунктов), включенных в тест.

Рис, 11. Связь  эмпирических  показателей  П

1

,  П

2

,  П,  с  ре-

левантным (измеряемым) фактором  А  и  с  иррелевантными
(«шумовыми») факторами X, Y, Z, обусловливающими  нева-

лидность показателей

Таким  образом, по  отношению  к  факторам, которые  концепту-

ально определяются как ортогональные к измеряемому (встречающие-
ся с ним во всех комбинациях), составитель теста должен при отборе

пунктов  приме--нить  стратегию  искусственного  балансирования (Гот-
тсданкер Р., 1982);

Соответствие  пунктов  измеряемому  фактору  обеспечивает  кон-


background image

120

вергентную  валидность  теста. Сбалансированность  пунктов  относи-

тельно  иррелевантных  факторов  обеспечивает  дискриминантную  ва-

лидностъ. Эмпирически  она  выражается  в  отсутствии  значимой  кор-
реляции с тестом, измеряющим концептуально независимое свойство.

С  точки  зрения  теории  Айзенка, тест  Ж. Тейлор  не  обладает

дискриминантной валидностью по отношению к факторам «экстравер-

сия-интроверсия», хотя  и  обладает  определенной  конвергентной  ва-
лидностью по отношению к релевантному фактору - «нейротизм».

Экспертная  эмпирическая  валидизация. В  отсутствие  какого-

либо  уже  валидизированного  теста, параллельно  измеряющего  изу-

чаемое свойство, а также в отсутствие разработанного теоретического

контекста, позволяющего проверять конструктную валидность; психо-
диагност оказывается перед необходимостью привлечения экспертов к

валидизации теста. В отличие от экспертного анализа содержания тес-
та., эмпирическая  экспертная  валидизация  предполагает  работу  экс-

пертов  не  с  тестом  (лучше,  чтобы  о  нем  эксперты  вообще  ничего  не
знали), а с испытуемыми из выборки стандартизации.

Необходимо экспертам обеспечить стандартные условия для на-

блюдения за испытуемыми. Но не всегда такое стандартизованное на-

блюдение  удается  организовать. Даже  если  предприняты  серьезные
усилия  по  организации  наблюдения  за  поведением  испытуемых  в  ка-

кой-либо  искусственной  лабораторной  ситуации, такое  наблюдение

все  равно  будет  значительно  уступать  по  информативности  полевому
наблюдению - в  естественных  условиях. Если  измеряемое  свойство

теоретически  определено  как  устойчивая  универсальная  черта  лич-
ности - как диспозиция к инвариантному поведению в широком спек-

тре ситуаций (см. главу 4), то и отдельного полевого наблюдения ока-
жется  недостаточно  для  получения  полноценного  экспертного  крите-

рия валидности.

Поэтому на практике часто прибегают к оценкам особого типа -к

субъективным  оценкам, которые  выносят  испытуемому  люди  из  его

круга, имеющие опыт реального общения с ним. С учетом этого, про-
цедура  оценивания  приспосабливается  к  обычным  людям, не  являю-

щимся  психологами. На  психолога  падает  большая  нагрузка  по  со-
ставлению  детальной  инструкции  оценщикам, однозначно  задающей

смысл  оцениваемой  характеристики. Лучшие  условия  для  такой  про-