Файл: Башина В.М. - Ранняя детская шизофрения (статика и динамика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 2326

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

сжималась, со страхом вглядывалась в угол палаты, шевелила в ужасе губами, а
затем вновь сидела неподвижно. Ночью в страхе просыпалась, не отпускала от
себя персонал.

Лечение галоперидолом, тизерцином, а затем стелазином, аминазином,
триптизолом безуспешно. Большую часть дня лежала или сидела на одном
месте у стола. Сон был прерывистый, страхи оставались Иногда по утрам, когда
в палате было тихо, пыталась играть, перекладывала из руки в руку игрушку,
что-то лепетала. Однажды сказала внятно «Я не ем такого». Иногда недолго
глядела на игру детей, затем забиралась под кровать и лежала там в
бездействии. Временами дурашливо смеялась, онанировала, целовала свои руки,
просилась на колени к персоналу. На свидании с родными отталкивала мать,
отца то тянула за руку из отделения, то тут же сажала, клала голову ему на
колени, давала себя обнять. Выписана практически без улучшения.

С 6,5 до 16 лет находится в домашних условиях, получает нейролептики и
транквилизаторы. Большую часть времени бездеятельная, пассивная.
Периодически становится напряженной, бегает, прыгает, выбрасывает вещи на
улицу, в страхе вглядывается всегда в один и тот же угол комнаты, кричит,
произносит что-то невнятное. Тогда же усиливается неприязнь к бабушке, с
ожесточением бьет ее, толкает, стремится досадить. Мать со временем стала
признавать, полностью от нее зависит. Одевается с ее помощью. Ест вяло.
Изредка, испытывая страх, стремится в кровать, закрывается с головой одеялом.
Просьбы выражает то жестами, то 1—2 словами.

Обследована нами в возрасте 16 лет 2 мес. Физическое развитие соответствует
возрасту. Половой метаморфоз завершен. Со стороны внутренних органов без
патологии. На прием приведена матерью, вначале не отпускала ее от себя. На
вопросы врача не отвечает, лишь иногда эхолалично повторяет последние слова
или слоги вопросов. На те же вопросы, заданные ей матерью, отвечает. Таким
образом удается установить, что запас знаний больной ограничен
элементарными бытовыми представлениями. Называет предметы на картинках в
букваре, при определении действий затрудняется, знает цвета, детские стихи,
части тела, свое имя, город, в котором живет. Куклу гладит, кубики отодвигает,
книгу листает, не фиксируясь на картинках, а привлекает сам процесс листания
страниц Осмотру сопротивляется, раздевается с помощью матери. Движения
неловкие. Побуждения легко иссякают, многие действия оставляет
незавершенными. Предоставленная самой себе, надолго остается в полном
бездействии, затем неожиданно вскакивает и ходит по кабинету. Выражение
лица изменчивое то настороженное, то отрешенное, то озаряется улыбкой, то
начинает гримасничать Плюет на пальцы рук или лижет их, а затем касается
ими стен, стульев. На вопрос, хочет ли пойти домой, беспомощно оглядывается
на мать, затем берет ее руку и, ни слова не говоря, тянет мать к двери.

Клинико-динамическое наблюдение больной на протяжении 11 лет дает
возможность проследить течение болезни. При последнем осмотре состояние
больной определяют недоразвитие олигофреноподобного типа, вялость
побуждений, резидуальные кататоноподобные расстройства, сохраняющееся
чувство антипатии к одному из родных, периодически актуализируются страх и,
возможно, галлюцинации.


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

Заболевание возникло у ребенка с опережающим темпом психического
развития, с чертами повышенной чувствительности, затрудненной адаптацией в
новой обстановке, что сказывалось либо в элективном мутизме, либо в
появлении страха. Заболевание манифестирует в 4-летнем возрасте с углубления
аутизма, спустя 7—8 мес устанавливается аффективная неустойчивость с
преобладанием тревожного настроения и негативизма. Это состояние на
некоторое время как бы разрешается формированием чувства антипатии к
одному из родственников. При дальнейшем углублении болезни тревожно-
боязливое состояние с растерянностью, ложными узнаваниями,
галлюцинациями завершается кататоно-подобным возбуждением, в дальнейшем
формируется олигофреноподобный дефект. По форме течения данное
наблюдение можно отнести к непрерывной злокачественной шизофрении.

Типы развернутых состояний при злокачественной шизофрении. Вслед за
манифестным возникал развернутый период болезни. Несмотря на то что было
трудно провести грань между ними, резкое утяжеление состояния со времени
присоединения моторных расстройств и симптомов регресса давало основание
относить их к феноменам развернутого периода. Структура развернутых
состояний неоднородна. Помимо формы течения процесса, она зависела от
возраста и уровня развития ребенка на том этапе течения болезни.

Моторное возбуждение в сочетании с регрессом поведения, моторики, частично
речи наблюдалось у 22 детей в возрасте от 1 года до 5 лет. В этом состоянии
внешне дети выглядели отрешенно и вместе с тем стремились к ходьбе, бегу.
Окружающее их не привлекало, на персонал,, сверстников, игрушки они не
обращали внимания. Их взгляд устремлен в пространство, временами как бы
внутрь себя. Тогда оси глазных яблок то сведены к носу, то заведены вверх, что
напоминало страбизм. На лице периодически появлялись гримасы: дети
кривили рот, вытягивали губы в хоботок, раздували щеки, морщили лоб,
поднимали брови, шевелили губами Помимо постоянной ходьбы, дети
совершали разные движения: потирали рука об руку, вытягивали пальцы рук и
тут же сжимали их в кулак, закладывали один палец за другой, быстро
выбрасывали все пальцы вперед, могли сменить эти движения на
супинирующие, резко выворачивая наружу ладони, вновь совершали
перебирающие движения пальцами или потряхивающие движения кистями рук.
Взмахивали руками, словно крыльями, закладывали вычурно руки за голову, за,
спину и тут же вращали кистями. Периодически напрягали мышцы торса. Руки,
согнутые в локтевых суставах, прижимали к туловищу, затем поворачивали
руки вокруг оси так, что ладони резко выворачивались наружу, а тыл кистей
прижимался к бедрам. Походка в период возбуждения была у них особенная-
манерный шаг, вприскочку, сменялся обычным шагом, который мог сочетаться
с неправильной постановкой туловища боком. Размеренный шаг перемежался
ускоренным,— тогда дети совершали быстрые пробежки. Возможен был шаг с
опорой не на всю ступню, а лишь на ее внутренний или наружный край, на
носки. Наблюдалось припадание то на одну, то на другую ногу, и тогда походка
напоминала походку прихрамывающего человека. Иногда дети ходили на резко
распрямленных в коленных суставах ногах, словно с анкилозом коленных
суставов, или чрезмерно сгибали ноги в коленях, стукая себя пятками по
ягодицам. Нередко однообразно бегали по кругу или по прямой. Глаза при этом
то щурили, то почти закрывали, то широко открывали. Перечислить все
движения детей невозможно. Всем им были свойственны разболтанность и


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

одновременно скованность, чрезмерность гротескность размаха, ограниченность
его, несоизмеримый ритм и темп, а в целом неловкость и нецеленаправленность.
Все эти особенности и создавали причудливость, вычурность и манерность
движений. У каждого больного движения носили только ему свойственный
характер, налет индивидуальности.

Это своеобразие движений всякий раз ставит наблюдателя в тупик и постоянно
требует исключения неврологических расстройств. Однако своей манерностью,
неожиданным исчезновением своеобразия и сменяемостью двигательных форм,
движения всегда отличаются от похожих патологических неврологических
симптомов органического происхождения. Такое моторное возбуждение
сопровождается в разной степени выраженным негативизмом. Движения
обычно трудно прервать, ребенок активно уходит от всех, кто пытается подойти
к нему, усадить или уложить его. Просьбу совершить какое-либо другое
движение больной оставляет без внимания. Если ребенка в таком состоянии
взять за руку, он старается вырваться, освободиться от прикосновения, обычно
не глядя на человека, берущего его. Игрушки в это время ребенок отталкивает,
вложенные насильно в руку тут же или через короткое время отбрасывает или
просто роняет, разжимая пальцы рук. Усадить таких детей можно только силой.
Отпущенные, они тут же поднимаются и начинают ходьбу, бег и другие
действия. Бег прерывается прыжками на одном месте с потряхиванием кистями
рук. Периодически ходьба и бег перемежаются возникающим импульсивно
смехом или слезами.

Даже если мать брала такого ребенка на руки, он все равно пытался
освободиться. Правда, протест этот недлительный, истощающийся, ребенок
затихал на руках у матери, оставаясь некоторое время пассивным, затем снова
повторяя прежние попытки высвободиться. Характерно, что эти дети ходили и
прыгали в течение всего дня, останавливаясь на очень короткие промежутки
времени и не обнаруживали видимого утомления. Эти состояния обрывались
как бы беспричинно. Бывали дни, когда ребенок становился вялым, подолгу
сидел или лежал в бездействии. Несмотря на состояние аспонтанности, дети
принимали вычурные положения. Например, подолгу стояли в кроватке на
четвереньках, упершись головой в подушку, или, резко согнув шею, плотно
прижав подбородок к груди, упирались в подушку затылком, а сами сгибались в
поясе. Иногда, согнувшись пополам в поясе, полустояли, привалясь боком к
стене. Некоторые стояли на голове, другие свертывались калачиком, но не
принимали эмбрионального положения. Будучи подняты, дети стояли, совершая
амбитендентные движения, топтались на месте или делали шаг вперед и тут же
отстранялись назад. Иногда на просьбу показать язык плотно сжимали губы,
закрывали глаза. Временами произносили невнятные звуки, не открывая рта.

При проверке мышечного тонуса не застывали в приданных позах, а совершали
отталкивающие движения и лишь после этого пассивно подчинялись персоналу.
В отдельные периоды Дети были настолько пассивны, что полностью
подчинялись всем манипуляциям, покорно следовали в процедурную, будучи
усажены— длительное время не меняли позы. При этом истинной восковой
гибкости с оцепенением у детей до 3 лет, а чаще до 5 лет, не наблюдалось.
Отмечались гипотония, иногда сменяющийся мышечный тонус. В это время
дети были, словно глухие, не реагировали на зов, стук, хлопки; иногда у них все
же можно было заметить реакцию в виде движения глаз или легкого поворота


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

головы. Взора на человеке, обращающемся к ним, не останавливали, смотрели в
пространство, поверх или активно отворачивались.

В течение дня у детей возникали стремления совершить направленное
движение: они тянули руку к хлебу, игрушке. Нередко на полпути, не завершив
движения, отводили руку назад, иногда повторяли несколько раз правильное и
обратное действие. Если совершали правильное действие, то часто в
ускоренном темпе, порывисто, угловато, но иногда по собственному желанию
могли совершить сложное движение: вставляли ключ в замочную скважину,
открывали холодильник, дверь.

Явных эмоциональных реакций у детей не было, кроме протеста и ухода от
всех. Попытки завязать с ними игру не вызывали у них ответных желаний, а
только стремление уйти. Кормление и уход за ними воспринимали с протестом.
На лице не было заинтересованности, внимания, преобладали отсутствие
выражения, маскообразность.

Сон был прерывистым, дети просыпались под утро или в середине ночи и
подолгу лежали без сна. Иногда в ночное время стремились выбраться из
кровати и ходили безостановочно по комнате. Эти выраженные состояния
моторного возбуждения и аспонтанности перемежались с более спокойными
состояниями, когда дети погружались в примитивную игру: вертели пальцами
рук перед глазами, иногда брали игрушки, удерживали их и играли, постукивая
ими, раздувая соринки, ползая за ними по полу на четвереньках; могли вдруг
подставить стул к столу и, взобравшись на него, взять лакомство, или шли к
нужной двери, когда их выводили на прогулку.

В период острого состояния трудно различать симптомы регресса и
кататоноподобные расстройства. Все же можно отметить, что при отсутствии
кататоноподобных расстройств в целенаправленных и игровых движениях
могут принимать участие регрессивные и сложные движения, соответствующие
возрасту ребенка. Однако в таких случаях они всегда совершаются с
определенным эмоциональным отношением, элементами радости и, несмотря на
однообразие движений, чаще сменяются. Тогда дети всматриваются в свои
движения, улыбаются, производя их, не бывают импульсивными и
негативистичными, амбивалентными.

Кататоноподобные состояния также нередко сочетаются с расстройствами
регрессивного типа, но наряду с ними в период кататоноподобного возбуждения
эти же движения дети совершают импульсивно или с оттенком
насильственности. Движения крайне однообразны. Подолгу не прерываются
одни и те же действия, протекают они на «холодном» эмоциональном фоне и к
тому же сочетаются с явлениями негативизма, амбивалентностью. Дети,
выполняя эти движения, подолгу не испытывают утомления (внешне).

Еще труднее отличать полный мутизм от явлений полного регресса речи,
нередко наступающего вслед за мутизмом. Выявление понимания речи,
возможность эхолалии, речи в ответ на шепот, отставленных ответов дают
основание предполагать мутизм кататоноподобной природы. У этих детей
мутизм подобной природы нередко сочетается с частичным регрессом речи.
При дальнейшем развитии болезни моторные расстройства носят характер


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

резидуальных стереотипных движений. Моторное возбуждение, но без
симптомов регресса (было обнаружено у 9 детей в среднем между 3 и 5 годами).
Это возбуждение характеризовалось преимущественно ходьбой и бегом,
которые периодически импульсивно прерывались еще более быстрыми
пробежками в неопределенном направлении без чувства опасности,
импульсивным смехом, криком, плачем. Ходьба при этом напоминала обычную,
но ребенок не мог остановиться. Даже голодный, силой усаженный за стол, он
хватал пищу, тут же выбегал из-за стола и продолжал свой размеренный бег,
чаще всего по кругу, реже по прямой или от препятствия к препятствию. При
этом больные дети длительное время не испытывали утомления, обычного для
здорового ребенка, а если оно и возникало, то спустя несколько часов после
начала возбуждения. Возбуждение протекало с чертами негативизма; при этом
не удавалось отметить явлений восковой гибкости, гипертонуса, хотя при
каждой попытке воздействовать на больного возникало активное стремление
избежать прикосновений.

У одних детей возбуждение сопровождалось мутизмом. Некоторые из них
ночью или днем в тишине, особенно в отсутствие людей неожиданно
произносили, слова, фразы: «Позвать врача! Сиди здесь!» При этом, как
правило, интонации были инфантильные, речь меняющегося темпа, а голос —
тембра и громкости; то низкий, то высокий, то тихий, то переходящий в крик.
Речь могла быть скандированная и напевная, смазанная и отчетливая. По
построению фраз и отсутствию в такой речи проявлений регрессии можно было
судить о преимущественном мутизме кататоноподобной природы.

У ряда больных моторное возбуждение сочеталось с выраженным идеаторным
возбуждением: у детей 3—5 лет—В форме бормотания, у детей старше 5 лет —
в виде бессвязных воспоминаний. Структура моторного возбуждения сходна с
описанной выше.

Речевое возбуждение выражалось в речевом напоре, периодически возникавшем
в течение дня. Нередко на заданный вопрос дети начинали говорить по
существу, но тут же отклонялись ох темы и продолжали безостановочную и
несвязную речь. На попытки прервать их не обращали внимания. Их речь
представляла поток слов, слогов, обрывков воспоминаний, отрывочных фактов
о настоящем, эхолалию кем-либо произнесенных фраз. Дети говорили
буквально до изнеможения, и если в начале речевого потока еще могли
однообразно ходить, то затем обычно садились, а говорить продолжали.
Ребенок сникал от усталости, бледнея, прислонялся к спинке стула или ложился
на стол и все время говорил. В качестве примера приводим речь больного В.:
«Аа… ну детей, красцное… Никак не впускаете кабину… Дедушка закрыть
хотел… Я куплю марозы-зы-ной и нап-цып-лю уха… Ребят-ки нап-ца-ли-
рвать… Он тебя в тюрьму…» и т. д. Слова произносили то совершенно четко, то
искажая вставками ненужных букв и слогов, пропусками букв, переиначивая
слова, скандировали, разрывали слова и не договаривали слоги,
контаминировали последние и первые слоги., рифмовали непонятные
словосочетания: «Дзатцык-етцык». Воспоминания обычно отражали
неприятные, печальные, устрашающие события, агрессивные желания кого-то
убить, закопать в яму и т. п. При попытке заговорить с ними дети
отворачивались, зажмуривали глаза, закрывали лицо руками. На стремление