Файл: Башина В.М. - Ранняя детская шизофрения (статика и динамика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 2329

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

родных обнять отвечали также протестом, сбрасывали с себя их руки.

Однако у этих больных бывали периоды, когда они становились доступнее,
могли сосредоточиться на заданиях педагога, точно провести линию
карандашом, посмотреть картинки в книге, подержать в руках предложенную
игрушку. Но эти целенаправленные действия всегда прерывались
импульсивными поступками с агрессией и вновь начинающимся моторным
возбуждением. Больные опять стремительно ходили по палате, разбрасывали
только что рассматривавшиеся ими картинки, игрушки, портили их, разгрызали,
словно ничего не замечая вокруг. Походя ударяли встречных, сами не отбегали
и не сопротивлялись, когда другие дети давали им сдачу. Если их заставляли
слушать, отводили голову в сторону, на- попытки поиграть с ними
отворачивались, стремились уйти. Выражение лица становилось отрешенным,
без проблеска внимания и заинтересованности. Такие больные напоминали
автоматических роботов.

Наиболее тяжело протекающие состояния, когда вслед за манифестными
расстройствами наступало выраженное хаотическое кататоническое
возбуждение, отмечены у 7 детей в среднем в возрасте 2 лет 10 мес. В таком
состоянии дети, предоставленные самим себе, ни минуты не оставались в покое.
Они метались по помещению, периодически совершая импульсивные,
агрессивные действия. Движения хаотичные, беспорядочные: больные то
стремительно перебегали с места на место, то останавливались в
неподвижности, то с еще большей силой стремились куда-то. Их руки ни
минуты не были в состоянии покоя. Они хватали попадающиеся на пути вещи,
предметы, ломали их, ударяли встречных, пронзительно кричали, визжали. При
попытке удержать их яростно сопротивлялись. Их ничто не отвлекало и не
привлекало. Уложенные в постель, дети все время стремились. вылезти из
кровати, карабкались по сетке, свисали с нее по-обезьяньи, вниз головой,
цепляясь ногами за прутья кровати. Когда их отпускали, они тут же выбегали на
середину комнаты и совершали все новые и новые разрушительные действия
Молниеносно сбрасывали со стола клеенку, бросали стульчики или иногда
вдруг, остановившись у стены, совершали карабкающиеся движения руками и
ногами, словно продолжали ползти по ней. И тут же могли с неожиданной
быстротой взобраться на стоящего рядом взрослого, стремясь ударить его,
ткнуть пальцем в глаз. При нарастании напряжения с ожесточением рвали на
себе белье, разрывали простыни, наносили себе повреждения, бились головой о
стену, кровать, могли при этом сломать и выбить себе зубы, вырывали у себя
волосы, искусывали до ран руки и не плакали, «безмолвствовали». Иногда лишь
издавали в ожесточении нечленораздельные звуки. Выражение лица было
напряженное, временами искажалось гримасой страдания или недовольства
Дети отказывались от пищи, при кормлении их отталкивали тарелки,
сбрасывали их со стола Пищу, влитую в рот, выплевывали. Становились
неопрятными, мочились в любом месте и даже оправлялись при кормлении,
некоторые удерживали мочу. Сон у таких больных тоже расстроен: чаще с
вечера помногу часов дети не спали, засыпая под утро Заснув с вечера,
просыпались в 2—3 ч ночи и вновь погружались в состояние возбуждения,
которое практически не поддавалось терапии. В периоды такого возбуждения
дети худели, лицо становилось осунувшимся, нос заострялся, кожа приобретала
землисто-серую окраску, под глазами появлялись синеватые круги, губы


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

покрывались корочками, изо рта начинал исходить запах ацетона.

Хаотическое возбуждение у этих детей мало отличалось от хаотического
кататонического возбуждения у взрослых- было более прерывисто и при нем,
как и при всех других возбуждениях кататоноподобного типа у детей,
отсутствовали некоторые симптомы, свойственные кататоническому
возбуждению взрослых — не возникало гипертонуса, явлений каталепсии,
скованности, но всегда были импульсивность, негативизм, амбивалентность. Во
всех этих наблюдениях хаотическое возбуждение— симптом прогностически
неблагоприятный, так как вслед за ним обычно наступало конечное состояние.

Кататоническое возбуждение с явлениями оцепенения и негативизмом
наблюдалось только у одного ребенка с непрерывной злокачественной
шизофренией в возрасте 3V2 лет. Кататоно-гебефренные расстройства
встречались у 6 детей (из них 4 девочки), в возрасте 5—8 лет. Эти состояния
определяли моторное возбуждение на фоне быстро меняющегося настроения.
Все состояние очень лабильно, при нем наблюдаются легкие переходы от
возбуждения к правильному поведению, к агрессии со вспышками
импульсивного возбуждения с дурашливостью, гротескным кокетством,
подчеркнутостью влечений, характерной речью с нарочитыми пуэрильными
интонациями, а иногда интонациями, напоминавшими взрослых, с нелепыми
манерными ответами. Приводим краткую выписку из истории болезни.

Больная Г., 7/2 лет. Первые годы жизни развивалась опережая сверстников,
однако после года очень робка и привязана к родным. Отданная в ясли в 1 год 3
мес, замкнулась и, несмотря на наличие речи, не отвечала на вопросы
персонала. Дома также стала говорить меньше, появилась холодность к матери.

В 3 года 3 мес была вывезена с детским садом на дачу. Через неделю не узнала
матери, не отвечала на ее вопросы. Лишь через несколько часов после встречи с
ней стала отвечать шепотом, а затем обычным голосом.

В 5 лет помещена в санаторий для соматически ослабленных детей. Там остро
развился страх, стала видеть страшные сны. Затем появилось ощущение, что в
голове у нее «песни», боялась ложиться спать. Стала неприязненно относиться к
пожилым женщинам, называя их «ведьмами». Уединялась, разговаривала сама с
собой. Состояние неуклонно ухудшалось, спустя год присоединилось
возбуждение с импульсивными поступками кататоно-гебефренного типа.

В 7/2 лет в больнице находилась в состоянии кататоно-гебефренного
возбуждения. Не могла спокойно побыть ни минуты. Ходила по палате и тут же
присаживалась на стул, вскакивала и вновь садилась уже задом наперед
Забрасывала ноги на спинку стула, затем садилась на стол, со стола
пересаживалась на пол, наконец, усаживалась на корточки у ножки стула.
Неожиданно гортанно кричала Вновь вскакивала и ходила на цыпочках, говоря
себе под нос: «Ну, думай, будто ты на шпильках. Можешь думать. Ну ходи же,
ходи. А это сумочка». Девочка при этом глядела перед собой, отводила
полусогнутую руку и слегка помахивала ею, словно держала сумку. Ко всем
проходящим мимо нее женщинам обращалась со стереотипными вопросами «А
какие у Вас чулки? Это капрон или сеточка?» Не слушая ответа, отбегала,
прыгала, поднимала подол платья, обнажалась, гримасничала, смеялась. А затем


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

вновь ходила по комнате, имитируя походку кокетливой женщины, нарочито
улыбалась, изгибалась в поясе, подчеркнуто двигала бедрами. Неожиданно
прыгала на носках, что-то шептала и рифмовала: «Модель — водель»
Становилась чопорной, прикрывала глаза рукой и отворачивалась, вытягивала
губы хоботком, то открывала широко рот, откидывая назад голову. Неожиданно
приседала, заглядывала под стол, что-то рассматривала на полу, вычурно
складывала пальцы рук, подносила их к лицу и затем, подняв платье, терла себе
живот. Тут же с пронзительным криком набрасывалась на персонал, детей,
ударяла их. Так же внезапно успокаивалась, становилась чрезмерно ласковой,
стремилась прижаться к любому прохожему или стоящему поблизости от нее
человеку. И вновь опять была дурашлива, жеманна, говорила непонятно, с
манерными интонациями и пафосом: «Ты пришла, моя мама, в октябрь, да? Да,
школа…» Могла правильно назвать себя и сразу же говорила: «Таня Ченцова,
Немцова…» На вопрос о возрасте отвечала: «Шесть, А что такое шесть?
Маленькая, мне один годик, не умею… не люблю». И в то же время у девочки
обнаруживался некоторый запас знаний.

Внешне неряшлива, неопрятна. С детьми не играла. В 8-летнем возрасте
переведена в психиатрическую больницу, в отделение для детей с тяжелым
поражением центральной нервной системы.

Рассмотренные кататоно-гебефренные состояния от кататоно-гебефренных
состояний в более старшем возрасте отличала большая естественность
поведения, наличие выраженного игрового компонента в поведении,
неустойчивость и краткость этих состояний, перемежаемость его с другими
типами моторного возбуждения.

Кататоно-галлюцинаторные состояния с признаками недоумения и
растерянности, периодами зачарованности возникли подостро у 10 детей в
возрасте 5—б лет. Манифестировал процесс аффективной лабильностью,
сменяющимися фазными расстройствами настроения, а у некоторых пациентов
тревогой, антипатией к родным. В развернутом состоянии возникали
кататоноподобное возбуждение, острая тревога, с напряжением,
импульсивностью, агрессией. При утяжелении состояния развивались явления
недоумения и растерянности. Дети утрачивали ориентировку в окружающем, не
понимали, где они находятся, озирались, куда-то стремились. Лицо у них то
выражало недоумение, то становилось зачарованным. Дети перемещались по
комнате Так, слоёно перед ними было что-то в воздухе. Некоторые при этом
вдруг произносили название игрушек и хватали пустоту. Иногда думали, что к
ним пришла мать, и обращались к ней. По выходе из состояния растерянности
говорили, что «ходили к маме».

У некоторых больных тогда же возникали аутистические устрашающие
фантазии. Больным казалось, что «идут волки», «старые старухи», что
окружающие вещи «смотрят» на них. В дальнейшем расстраивался сон. Дети не
спали по нескольку ночей подряд. Нарастала отрешенность, временами
появлялись обманы узнавания (мать казалась чужой и т. д.). Днем дети
оставались тревожными, со страхом вглядывались в определенные места
помещения. Иногда тут же закрывали лицо руками и отшатывались. В этот
период удавалось выявить наличие истинных галлюцинаций, а иногда
одновременно и псевдогаллюцинаций. Больные то говорили, что в голове


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

«музыка и песня», то испытывали неприятный запах от пищи («продукты плохо
пахнут»).

Периоды резкого напряжения и страха сменялись то подавленностью с мыслями
о смерти, то нелепой дурашливостью с беспричинным смехом, кривлянием,
гримасничаньем, усилением влечений. Изменчивость клинической картины
болезни наблюдалась несколько недель, а затем наступало состояние
кататоноподобного или кататоно-гебефренного возбуждения и присоединялись
расстройства регрессивного типа. Быстро формировалось конечное состояние с
резидуальными кататоно-подобными, кататоно-гебефренными и
галлюцинаторными расстройствами, шло формирование олигофреноподобного
дефекта.

Следующие типы развернутого состояния обнаруживались в конце 1-го —
начале 2-го года жизни. Представление о начальном периоде болезни
основывалось в этих случаях главным образом на анамнестических сведениях и
только единичных наблюдениях. Однако мы считаем нужным остановиться на
них, чтобы поднять вопрос о ранних расстройствах, на которые необходимо
обращать внимание при дальнейшем изучении детской шизофрении.

Проанализируем моторное возбуждение у больных детей 9—12-месячного
возраста, когда они из вялых или обычных превращались в чрезвычайно
активных: начинали преждевременно прыгать, стремились садиться, пытались
вставать на ноги, их было почти невозможно уложить без пеленания. В
противовес моторной активности эмоциональная реакция на мать, ее
разграничение с посторонними людьми пропадали. Дети стремились укусить
мать во время кормления, отталкивали ее, некоторые отказывались брать грудь.
Исчезали только что приобретенные навыки, снижался аппетит. Беспокойство
сменялось вялостью. Подобные расстройства, перемежаясь, продолжались от
нескольких недель до 2—5 мес. Таким образом, активность ребенка в период
возбуждения только внешне напоминала физиологическую подвижность
здоровых детей. В движениях больных детей становились заметны
повторяемость, однообразие, смена возбуждения вялостью. Моторное развитие
их не усложнялось. Начинали обнаруживаться эмоциональная монотонность и
чрезмерная индифферентность к окружающему, а также: регресс некоторых
навыков.

Если подобные состояния затягивались или возникали после становления
ходьбы, наблюдался пропульсивный бег без учета опасности. Рассматриваемое
общее моторное возбуждение на доступном этому возрасту больных уровне без
явлений оцепенения, активного и пассивного негативизма, эхопраксией,
амбивалентности трудно определять как кататоноподобное. Более всего «оно
напоминало усиленную, приобретшую стереотипность, физиологическую
деятельность ребенка. Однако в дальнейшем появлялись симптомы
задержанного развития, что говорило о тяжести перенесенного состояния.
Поэтому сходные состояния должны быть в дальнейшем предметом
тщательного исследования.

Моторное возбуждение в раннем возрасте наблюдалось и в форме гиперкинезов,
тиков лицевой мускулатуры, зажмуривании глаз, периодических напряжениях в
мышцах тела и рук. Подобные моторные расстройства сменялись


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

аспонтанностью, при которой больные дети подолгу пребывали в
расслабленной позе в постели, не реагировали на оклики, зов родителей,
отказывались от пищи, у них развивалось истощение. Некоторые из
гиперкинезов при этом напоминали судорожные приступы, которые именно так
и диагностировались у 2 больных. Однако отсутствие потери сознания,
сменяемость моторного возбуждения вялостью, затеям

характерный регресс слов, моторных навыков, безразличное отношение к
родным, явления аспонтанности, а. не обычной постприпадочной вялости
помогали отличать их от пароксизмальных расстройств при органических
поражениях центральной нервной системы. Дальнейшие наблюдения за этими
детьми подтвердили правильность предположения о наличии особых форм
моторного возбуждения в виде гиперкинетических симптомов
шизофренического происхождения. В более зрелом возрасте у 3 этих больных
возникали возбуждения кататоноподобного типа. У 4 больных между
годовалым и полуторагодовалым возрастом обнаружены только состояния
вялости, без соматической и психогенной провокации. У этих детей пропадали
приобретенные навыки: они переставали сидеть, большую часть дня лежали,
безучастные к матери, не шли на руки, не реагировали на голод, утрачивали
первые слова.

Состояния вялости могли быть аффективной, кататоноподобной и регрессивной
природы в круге маниакально-депрессивного психоза, психогений и
шизофрении. Их трудно разграничивать. Степень нарушения; контактов,
глубина вялости и акинезии, утрата навыков, безразличие могли иметь
диагностическое значение при определении психопатологической сущности
этих состояний. Полное отрицание контактов с утратой навыков наименее
характерно для собственно аффективных расстройств эндогенной природы и
скорее свойственно кататоноподобным или регрессивным проявлениям при
шизофрении. Для фазовых эндогенных расстройств настроения характерна их
сменяемость, большая яркость аффективных расстройств. В разбираемом случае
мы сталкивались с возбуждением, агрессией, безразличием к окружающему и
эмоциональной бесчувственностью. Следует признать, что дифференцировать
кататоноподобную шизофреническую вялость и адинамическую депрессию при
маниакально-депрессивном психозе или психогенных состояниях у больных
этого возраста крайне трудно, а иногда невозможно.

Типы конечных

состояний

Ранняя детская шизофрения

(статика и динамика)

Башина В.М.

У всех 42 больных злокачественной непрерывной шизофренией вслед за
развернутыми развивались конечные состояния. Во всех наблюдениях процесс
протекал катастрофически. Весь период от начальных признаков болезни (его
манифестация, развернутое состояние) вплоть до формирования конечного
состояния продолжался от 6 мес до 2—3 лет. У всех больных по прошествии
указанного времени, независимо от преморбидных особенностей, развивался
олигофреноподобный дефект. Его характеризовали черты регресса, тяжелого
нарушения психического развития, а также резидуальные позитивные
симптомы.

У 16 детей с регрессивными проявлениями в манифестном и развернутом