Файл: Башина В.М. - Ранняя детская шизофрения (статика и динамика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 2328

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

побуждению. При первом столкновении с трудностями, неудачах, они злились,
кричали, совершали агрессивные поступки, протестовали, в ожесточении
ломали игрушки Не могли соотносить свои интересы с интересами и желаниями
других детей. Одни не обращали внимания на детей своего возраста, другие
могли толкнуть, стукнуть или обнять другого ребенка, дезорганизовать игру Им
была почти недоступна задержка собственных желаний, свойственна
повышенная чувствительность к собственным неудачам. Постоянная
неустойчивость аффекта, легко возникающее недовольство делали общение с
такими детьми невозможным или крайне трудным, поэтому они либо играли
аутистически, либо не могли играть совсем.

В период первого криза у больных детей усиливался негативизм, появлялось
неудержимое желание совершать недозволенное. В течение дня помногу раз в
ответ на запрет или отказ в просьбе, а чаще без повода, у этих детей возникали
истероформные реакции: они бросались на пол, били руками и ногами,
некоторые выгибались дугой, извивались веем телом, вскакивали, разбрасывали
вещи, сбрасывали с себя одежду, намеренно ломали предметы, игрушки, искали
внимания и вместе с тем не успокаивались при удовлетворении их требований.
Истероформные реакции были необычайно гротескны, без достаточного учета
ситуации, без явного стремления к показу себя с лучшей стороны. Уровень
реакции таких детей был ниже их возможностей. Протест нередко
сопровождался двойственностью в чувствах и желаниях, выступали
амбитендентность, негативистические тенденции и в целом поведение ребенка
было всегда сложнее и грубее истерического.

У больных задерживалась выработка социальных навыков, они были
неряшливыми, с трудом себя обслуживали, безразлично относились к своему
внешнему виду, не следили за одеждой, иногда отказывались переменить ее.

Помещенные в детский коллектив, там вели себя неправильно. Персонал мало
дифференцировали, никому не. подчинялись. В них не удавалось пробудить
чувства признательности, стеснения, стыдливости. Похвала, поощрения не
улучшали их поведения. Как и в домашних условиях, у таких больных
невозможно было воспитать социальные навыки. Они требовали выполнения
только своих желаний, легко становились агрессивными, били любого, кто чем-
то не угождал им, и не испытывали раскаяния. С родителями дети были
неласковы, не исполняли их требования, не стремились к общению с ними.
Находясь в саду, скучали не о родных, а «о доме».

У 1/3 этих детей уже до 2 лет, а у 2/3 — в возрасте 3—4 лет влечения
приобретали патологический характер. Агрессивные интересы выражались в
жестокости по отношению к родным, сверстникам, стремлении их бить, делать
им больно. У некоторых обнаруживалось стремление к разрушительству,
причинению зла. Агрессию свою больные дети направляли преимущественно на
слабых и старых людей, а так же на животных и насекомых. Одни
переворачивали детские коляски, стремясь выбросить из нее младенца, другие
давили насекомых, ставили над ними «опыты», третьи истязали животных. Эти
дети не только не сопереживали в горе другим, наоборот, чужие неудачи
доставляли им удовольствие. Они не стыдились жестокости своих поступков, с
наслаждением о них рассказывали. Некоторые дети ели песок, бумагу, глотали
камни, другие — поглощали чрезмерно много пищи. Влечение к огню


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

встретилось лишь у 2 маленьких пациентов, которые поджигали не только
бумагу, но и вещи. При появлении влечения к дурным запахам дети стремились
на свалки, помойки, с наслаждением копались в грязи, все обнюхивали, причем
это не вызывало у них никакой брезгливости. Однако стоило родителям их
поцеловать, как некоторые больные тотчас вытирались. Влечение к яркому,
звукам наблюдалось уже в конце 1-го —начале 2-го года жизни. Появлялся
интерес к телу: они старались поцеловать кого-то, прижаться, забраться на руки.
Такие дети стремились к детям противоположного пола, обнажались,
онанировали. В одних наблюдениях влечения не менялись до 5—10 лет, в
других — становились множественными.

Помимо нарушения влечений, у ряда больных были обнаружены
патологические фантазии. У этих детей прежде всего усиливалось естественное
игровое фантазирование, а затем в фантазиях начинали отражаться
аутистические интересы, влечения, к тому же они становились однообразными,
длительно не видоизменялись. Дети фантазировали об убийствах, бандитах,
пожарах, поджогах, определенных животных или машинах, вымышленных
городах и т. п. Некоторые из них, рано овладев письмом, исписывали тетради, в
которых излагали свои однообразные фантазии.

У некоторых из этих детей обычные по содержанию игры характеризовались
сверхценным интересом к ним. Стойкая фиксация на какой-то одной теме была
свойственна этим больным с самого раннего возраста. Когда подобного типа
игра возникала у детей с задержанным развитием, сверхценный интерес
реализовался на уровне восприятия формы предмета, звуков, которые он
издавал, его окраски и т. п. При этом игра сводилась к однообразному
верчению, перекладыванию одного и того же предмета из руки в руку, к его
разглядыванию или ощупыванию. У больных 3—5 лет содержание сверхценных
интересов было сложнее, появлялись игры в цифры, маршруты, карты,
составление рационов, списков и т. п. Хотя тематика этих игр черпалась из
окружающей среды, при самой большой сложности таких игр, типична была их
повторяемость, однообразие и, наконец, бесцельность. Дети все с большим
трудом вовлекались в занятия, не связанные с их аутистическими интересами,
когда их лишали «их игр», они имели вид потерянных, суетились, волновались
и ни в чем не находили утешения. Настоящей творческой игровой деятельности
у них не возникало, а наблюдалась только реализация патологических влечений
или сверхценных интересов в играх.

У детей, больных вялотекущей шизофренией, относимых ко второй подгруппе,
помимо перечисленных нарушений деятельности и поведения, наблюдались
неврозоподобные и аффективные расстройства. В возрасте до 3 лет в основном
встречались бесцельные, однообразные движения, которые лишь у некоторых
трансформировались после 3—5 лет в навязчивые движения. У детей 2—5 лет и
старше отмечались также примитивные опасения, боязнь животных,
одиночества, сказок с плохим концом, портретов и т. п. Тематика опасений у
них была изменчива. Опасения появлялись эпизодически, усиливаясь в
основном в период ухудшения состояния.

Для многих из этих больных во время первого пубертатного криза становились
характерными навязчивые «пустые» вопросы, с требованием одних и тех же


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

ответов на них — нежеланный ответ вызывал раздражение, агрессию.

Эпизодические расстройства настроения у половины больных возникали
спонтанно, лишь у пятой части — после сомато- и психогении. Как правило,
легче определялось начало изменения настроения, выход уловить удавалось не
всегда, поэтому доказать истинный характер провокации депрессий было
трудно. Почти у всех этих больных сниженное настроение сопровождалось
недовольством, злобностью, усилением перверзных, агрессивных влечений,
негативизмом. В трети наблюдений эпизодически обнаруживались состояния,
близкие к адинамическим с вялостью, аспонтанностью, нараставшей
бездеятельностью. В некоторых случаях депрессивные состояния неоднократно
сменялись смешанными, без определенной последовательности. Тогда
депрессия с моторной вялостью сочеталась с идеаторным возбуждением в
форме усиленного фантазирования. Фантазии были мрачного содержания. При
этом внешне дети оставались бездеятельными, лишь иногда реализовали свои
фантазии в неожиданных агрессивных поступках и вновь становились
отчужденными и вялыми.

Больной Г., 1960 г. рождения. Отец, 1935 г. рождения, слесарь-механик. В меру
общительный. На втором году прохождения военной службы был уволен из
армии, причину от врача скрывает. В общении с окружающими формален,
беспричинно раздражителен. В семье зависит от жены. Дед по линии отца рано
ушел из семьи, имел вторую семью, попал под электропоезд, обстоятельства
смерти не установлены. Бабка по отцовской линии замкнутая, внуком не
интересуется. Мать, 1938 г. рождения, радиоинженер. Сдержанная,
неоткровенная, сведения о семье дает неполные.

Беременность во второй половине протекала с понижением кровяного давления
и отеками ног. Роды на месяц раньше — срока, преждевременное отхождение
вод и стимуляция. Вес тела новорожденного 1800 г, длина 47 см. Закричал после
пошлепывания, был вялый, сосал плохо. В грудном возрасте был очень
спокойный, почти не плакал, ночью спал хорошо. Головку держал к 3 мес, сидел
к 6 мес, ходить стал к 12 мес. Вначале ходил на кончиках пальцев, хотя мог
наступать и на всю ступню. Рано узнавал мать, был привязан к ней. Перенес в
возрасте 10 дней пневмонию в тяжелой форме, в связи с чем 40 дней находился
в соматической больнице, в 4 года переболел ветряной оспой.

После года стал ломать игрушки, отрывал руки и ноги у кукол, колеса у машин.
К детям стремился, но обнимал их и валил, при этом радостно смеялся, старался
сломать их игрушки Развивался с опережением, после года говорил фразами (из
2—3 слов), мог сказать «спасибо». Слушал чтение книг, легко запоминал
прочитанные стихотворения. Был подвижным, всем интересовался, много
говорил, настроение было «отличное», ничто не могло вызвать слез.

С 2 лет стала возникать рвота при волнении, а затем и во время игр. Вскоре был
отдан в ясли, ходил туда охотно. Там днем не спал, мешал другим детям, не
играл с ними, на улице грыз палки и проглатывал кусочки. Спустя месяц
потребовали ребенка забрать из яслей. Между 2 и 3 годами воспитывался дома.
В этом возрасте стали отмечать его пресыщаемость, менял игрушки, сюжетной
игры не было. На улице подчинялся одной более старшей девочке, плакал, но
выполнял, все что она от него требовала. Меньше интересовался книгами. В 3-


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

летнем возрасте был отдан вновь в детский сад. В первый день прыгал на
кровати, мочился в игрушки, детей ловил и сжимал в объятиях, днем не спал,
сам не ел. Предложили взять из сада на следующий день. Помещен в
соматическую больницу, рекомендовали консультироваться у психиатра В
физическом статусе патологических отклонений не установлено.

В возрасте 3—5 лет состояние продолжало ухудшаться От всего отказывался,
ни во что не играл Бесцельно много двигался. Ел несъедобные вещи: траву,
песок, камни, палки. Портил любимые матерью вещи, ломал игрушки, рвал
книги. Обнажался, онанировал. Щипал мать и тут же целовал ее. Когда
неожиданно понравился алфавит, выучил все буквы в несколько дней, но читать
отказался. Затем стал еще более возбужденным, раздражительным, прыгал,
бегал, отказывался выходить на улицу. Делал все наоборот. Легко копировал
взрослых, этим огорчал их. Стал искать насекомых, жуков, божьих коровок,
давил их и собирал в банку. В 5,5 лет помещен в сад для детей с органическими
поражениями центральной нервной системы. Вел себя там неправильно.
Признавал только музыкальные занятия и занятия по речи. Детей целовал,
ощупывал ноги у персонала и смеялся. Дома бил мать и тут же сосал у нее руки.
Деду говорил ласковые слова и старался вырвать у него волосы. Не обращал
внимания, когда его оставляли одного, на замечания реагировал радостью и тут
же делал все наоборот. Затем стал подавлен, мрачен, отказывался есть. Плакал
без повода. Временами все, что попадалось под руку, в ожесточении разрушал.
Ничем не занимался. В возрасте 6 лет лечился в психиатрической больнице.
Внутренние органы без патологии. Признаков текущего органического
заболевания не установлено. Анализы мочи и крови — норма.

Психический статус: в отделение вошел без протеста. С персоналом держался,
как равный К детям был равнодушен. К некоторым из них иногда стремился,
делал им неприятное, дразнил, щипал, сжимал до боли руки. Сам ни во что не
играл, игрушками с детьми не делился, носил их в карманах курточки. От
занятий отказывался. Интеллектуальное развитие достаточное. Знал буквы,
умел писать, считать в пределах первого десятка. Мог рассказать содержание
картинок с простыми сюжетами, улавливал в серии картинок
последовательность событий. Однако занимался только при активном
побуждении педагога, всегда стремился убежать с занятий, кричал, ел бумагу,
кривлялся, хватал педагога за ноги, разбрасывал пособия в знак протеста.

На свиданиях с матерью жесток, бил и тут же стремился целовать ей руки,
возбуждался при отказе. Ел плохо, докармливался персоналом. Периодически
был неопрятен мочой и калом, не стеснялся этого, смеялся, когда меняли белье.
Лечили аминазином, стелазином, элениумом без заметного эффекта.

В последующие годы состояние однообразное. Был крайне труден. Из детского
сада исключали. От помещения в больницу для лиц с хроническими
заболеваниями центральной нервной системы родители отказывались. Учился в
домашних условиях по программе вспомогательной школы.

В 15-летнем возрасте учится по программе 8-го класса вспомогательной школы.
Занимался только с помощью матери, с протестом. Бранил мать, мог ее ударить
и все-таки садился за книгу. Читал, считал, пересказывал. Оценки, похвала
оставляли его равнодушным. Только изредка слушал пластинки по


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

собственному почину и собирал значки. С родными оставался жесток, холоден,
старался им досадить и вместе с тем был сексуален, временами чрезмерно
ласков. По дороге в школу вел себя дурашливо: прыгал, кривлялся, подбегал к
женщинам, заглядывал им в лицо, стараясь приблизить свое лицо почти
вплотную к их лицу, задавал циничные вопросы, смеялся и бежал к следующей
прохожей. Если шел со сверстниками, полностью им подчинялся, выполнял все
их приказы, заискивал перед ними. Если его обижали, не давал сдачи, лишь
стремился отбежать в сторону. У посторонних мужчин выпрашивал папиросы,
иногда тут же приговаривал: «водочки дайте».

На приеме с врачом формален. Беседует только по принуждению. Нарочито
садится мимо стула, прыгает на четвереньках по полу, говорит, утрированно
сюсюкая. Предоставленный самому себе, постепенно становится серьезнее,
перестает кривляться. Начинает жаловаться, что его никто не любит, что у
матери есть отец, а у него никого нет. В речи сохраняются инфантильные
обороты, косноязычно произносит некоторые слова, хотя может тут же
произнести их правильно. Запас знаний ограничен примитивными бытовыми
представлениями. При расспросе о школьных делах вновь бранится, требует,
чтобы мать пошла с ним домой. Тут же оживляется, когда речь заходит об его
увлечениях. Подтверждает, что собирает марки. Не может толково рассказать об
их систематизации; оказывается, что он покупает марки без разбора и
интересуется больше их покупкой, а не самими марками. Сам заводит
разговорит о том, что обижает мать, и, не удержавшись, дергает ее за платье.

Роста среднего, пониженного питания, бледный, половой метаморфоз не
завершен.

Приведенное наблюдение представляет пример течения шизофрении с
расстройствами поведения, патологией влечений, наряду с которыми имелись
невыраженные расстройства настроения, эпизодические навязчивости,
истероформные реакции.

Ко времени катамнеза в 15-летнем возрасте клиническую картину
характеризовали психопатоподобные нарушения поведения, симптомы дефекта
в виде диссоциированного психического недоразвития, стереотипно-
однообразного поведения; выступали эмоциональная тупость, аутизм, стертые
атипичные субдепрессии и гипомании, влечения, также поблекшие к тому
времени.

Заболевание началось исподволь. Появлению болезни в 2-летнем возрасте
предшествовал этап искаженного дизонтогенеза, при котором ускоренное
психическое развитие сочеталось с трудностями формирования контактов с
окружающими, гипертимным фоном настроения, подчеркнутостью влечений.
Если изменения в развитии в этом периоде еще можно было отнести к
следствию эволютивного дизонтогенеза, то в дальнейшем все отчетливее
выступал процессуальный характер изменений развития и поведения. К 2 годам
— неврозоподобные расстройства (нарушения сна, привычная рвота,
гиперкинезы, лишние движения). Влечения приобрели явно перверзный
характер. К 3—5 годам стали заметными падение активности с обеднением игр,
целенаправленной деятельности, привязанностей, появлением психического
инфантилизма. К 5 годам — отчетливые аффективные расстройства. Атипичные