Файл: Башина В.М. - Ранняя детская шизофрения (статика и динамика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 2327

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

настроения, стертые депрессии и гипомании, бредоподобное фантазирование,
сопровождавшееся иллюзорными галлюцинациями, а в последнее время
вербальными псевдогаллюцинациями.

Болезнь возникла у ребенка с искаженным развитием в 3—4-летнем возрасте:
при нормальных сроках раннего психического развития обнаружено моторное
недоразвитие, аутистическая отгороженность, примитивные увлечения в 3-
летнем возрасте. С 4 лет стертые депрессивные состояния с недовольством,
навязчивыми страхами. В 6-летнем возрасте ипохондрические опасения за свое
здоровье. Тогда становится явной неравномерная задержка психического
развития с отрешенностью от окружающего, симбиотическими контактами с
родными. В возрасте 8/2 лет происходит отчетливое видоизменение фантазий,
они приобретают бред

VI. Клиника

приступообразной

шизофрении

Ранняя детская

шизофрения (статика и

динамика)

Башина В.М.

Приступообразное течение шизофрении у детей раннего дошкольного возраста
стало привлекать к себе особенно пристальное внимание в последние полтора
— два десятилетия. Между тем благоприятные исходы при периодическом и
циркулярном типах помешательства, дегенеративных психозах, определяемых
кататоническими расстройствами, отмечались у детей и подростков еще в
прошлом столетии.

Со времени выделения детской шизофрении, несмотря на представление о ней
как злокачественном, дементирующем процессе, начинают накапливаться
наблюдения, подтверждающие возможность благоприятных исходов,
формирования ремиссий, приступообразного течения шизофрении у больных
молодого возраста. Широко известно замечание Е. Kraepelin (1920) о том, что
некоторые особенности характера взрослых больных можно относить к
последствиям рано перенесенной dementia praecox. E. Ritterhaus (1912) отмечал,
что у 40 из 50 больных dementia praecox» были странности с детства. М.
Брезовский (1909), выявив «вторичную психопатию» в некоторых случаях
благоприятного исхода раннего слабоумия, обнаружил тем самым
приступообразное течение преждевременного слабоумия. Возможность
формирования ремиссий при шизофрении у детей подтверждается данными J.
Raecke (1909), L. Voigt (1919), Т. И. Юдина (1921), A. Homburger (1926), F. Mauz
(1934), Г. Е. Сухаревой и Э. И. Коган (1935), Т. П. Сим-сон (1959) и другими
исследователями накоплены новые факты о становлении ремиссий при
шизофрении у детей и подростков. Постепенно складывается представление об
основных психопатологических расстройствах в приступах у подростков,
страдающих шизофренией. Общую растерянность, страх, галлюцинаторные
переживания, изменение сознания аментивного типа, лабильность аффекта
отметил в приступах А. Н. Бернштейн (1912), а циркулярность расстройств
обнаружили при ремиттирующем течении шизофрении у подростков этот же
автор и М. Брезовский (1909).

Полиморфизм клинической картины, лабильность настроения, вегетативные
расстройства в приступах шизофрении у подростков отмечали Г. В. Морозов
(1949) и Ф. П. Янович (1955). Они же обратили внимание на трудность


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

выделения основных расстройств из-за их сменяемости в приступах. У детей,
больных шизофренией, кататонические расстройства в приступах и
ремиттирующий характер течения при них изучали Т. П. Сим-сон (1948), Г. В.
Морозов (1949), P. Duranton (1956), Н. Stutte (1963) и др. W. Villinger (1959), В.
М. Лупан-дин и Т. Стоянов (1970) пытались дать характеристику кататонии со
спутанностью и онейроидной кататонии у детей и подростков. «Летучие шубы»
и приступы е характерным для них боязливо-подавленным настроением в
доманифестной стадии шизофренического процесса выявили W. Villinger
(1957), Т. П. Симеон (1959), В. М. Башина, А. М. Ширман, И. П. Митерина
(1970) и другие исследователи. Ряд авторов в шизофренических приступах у
детей дошкольного возраста обнаружили кататонические кататоно-гебефренные
расстройства, элементы синдрома Кандинского — Клерамбо, аффективно-
бредовые расстройства, бредоподобные фантазии, как и у детей более старших
возрастных групп (Козлова И. А., 1967; Жезлова Л. Я-, 1967; Калугина И. О.,
1970).

Депрессии и гипомании, страх с возможностью суицидальных высказываний,
витальностью анализировали в приступах шизофрении у детей школьного»
возраста и подростков А. И. Винокурова (1935), Г. Е. Сухарева (1937), М. И.
Лапидес (1940, 1965), Т. П. Симеон, В. П. Кудрявцева (1959). Следует отметить,
что до сих пор одни авторы считают атипичными и редкими депрессивные
расстройства в детском возрасте, а другие полагают, что только стертость и
слабая выраженность аффекта тоски затрудняют их выявление. На трудность
определения нозологической специфичности депрессий при аффективных
психозах, реактивных состояниях, характерологических сдвигах и шизофрении
у детей раннего дошкольного возраста указывали Ch Eggers (1971), В. Penot
(1972), G. Kohler и F. Bunard (1971).

В формировании депрессивных состояний придавали значение
конституциональным факторам, экзогенным провокациям и физиологическим
кризам N. Jovanovich и В. Radojlic (1971), J. Szilard и соавт. (1971), а также
другие исследователи. О связи депрессий с навязчивостями встречаются
упоминания у A. Cazullo и М. Fabiani (1971), с обсессивными реакциями — у G.
Bollea и A. Gianotti (1971), с маниакально-депрессивным психозом — у J. Szilard
и соавт. (1971), G. Nissen (1971), В. Penot (1972), с экзогениями —у Г. К.
Ушакова и Я. П. Гирича (1971), A. Annel (1971), М. Meierhofer (1971).
Возрастные особенности депрессивных расстройств у детей дошкольного
возраста при шизофрении характеризовали В. М. Башина и Г. Н. Пивоварова
(1972), W. Mendelson и соавт. (1971), G. Dobrotka (1971), Н. Antonovic (1972).
Приведенные работы показывают большой интерес к исследованиям
аффективных расстройств и недостаточную изученность их в круге
приступообразной шизофрении у детей периода раннего детства и
преддошкольного возраста.

Наши исследования амбулаторной и стационарной групп детей, рано
заболевших шизофренией, дают основание отметить, что среди всех форм
шизофрении приступообразная— самая обширная и прогностически
благоприятная.(71,6 % от 300 больных). Знание этой формы течения
шизофрении необходимо для разработки современных терапевтических и
реабилитационных мер, уточнения критериев отдаленного прогноза при данном
заболевании. Для определения приступообразной формы течения шизофрении у


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

детей использовались критерии, разработанные при исследованиях
приступообразной, шубообразной шизофрении у лиц зрелого возраста
сотрудниками Института психиатрии АМН СССР под руководством А. В.
Снежневского и Р. А. Наджарова 1970; Пападопулос Т. Ф., 1966; Шаманина В.
М., 1966; 1970; Пападопулос Т. Т., 1966; Шаманина В. М., 1966; Концевой В. А.,
1975). Этой форме шизофрении у лиц зрелого возраста свойственны
приступообразное течение, полиморфная структура приступов с очерченными
аффективными и аффективно-кататоническими расстройствами наряду с
симптомами паранойяльного типа, навязчивостями и изменениями личности.
Последние предшествуют появлению очерченных приступов и видоизменяются
в течение болезни.

Эту форму течения шизофрении у больных раннего возраста также
характеризовали приступы аффективной и аффективно-полиморфной структуры
наряду с изменениями личностного развития, которые предшествовали
приступам и углублялись в постприступном периоде. Все наблюдения
приступообразной шизофрении в зависимости от степени прогредиентности
процесса, отчасти коррелирующей с психопатологической структурой
расстройств и изменениями личности, были подразделены на группу, близкую к
злокачественной, с малой степенью прогредиентности, и рекуррентной
шизофрении. При квалификации психопатологических расстройств,
наблюдавшихся в приступах, была сделана попытка определить нарушения,
характерные для манифестного, развернутого периодов в приступе, и состояния
по выходе из приступа в ремиссии.

Приступообразная

шизофрения, близкая к
злокачественной (типология

приступов)

Ранняя детская

шизофрения (статика и

динамика)

Башина В.М.

Эту группу составили 55 детей (из них 11 девочек). Было изучено 122 приступа
(55 первичных и 67 повторных), которые возникали до 6-летнего возраста.
Длительность приступов — от нескольких недель до 2,5—3 лет. При первом
осмотре больные находились в возрасте 1 года 8 мес — 5,5 лет, при
последующих — 6— 16 лет (табл. 4).

Рассмотрим клиническую картину в приступах, которые наблюдались у детей в
первые полтора года жизни (по данным анамнеза). У 8 детей (все мальчики)
состояние в приступах определялось расстройствами сна, общим моторным
беспокойством. Нарушения сна выражались пробуждением в ночное время с
плачем, резким надрывным криком, не связанным с дискомфортом и
соматическими причинами. От нескольких минут до получаса и более дети
плакали, беспокоились, теребили и тянули все, что могли захватить руками,
терли кулаками щеки, не могли принять удобного положения, двигали головой,
ногами, перевертывались. Улучшение ухода, смена пищи, у некоторых детей
снотворные и противоэпилептические средства не изменяли их состояния.
Вслед за этими расстройствами менялось общее поведение: дети и в дневное
время были вялыми, много плакали, утрачивали живость реакции на мать,
игрушки, становились безразличными к голоду и другому дискомфорту.

Таблица 4 Средний возраст детей, больных приступообразной, близкой к


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

злокачественной, шизофренией в период начала приступов

.

Время начала приступов

Тип приступов

До 1
года

От 1
до 2
лет

От 2
до 3
дет

От 3
до 4
лет

От 4
до 5
лет

От 5
до 6
лет

От 6
до 7
лет

Общее число
приступов

Расстройство сна,
общее беспокойство

8

8

Моторное
возбуждение и
адинамия

14

14

Неврозоподобные

3

6

2

11

Регрессивные

15

10

7

2

34

Кататоноподобные

2

2

2

6

Полиморфные

3

12

16

5

3

39

Аффективно-
галлюцинаторные

4

2

1

3

10

ВСЕГО

22

23

32

29

9

4

3

122

У одних детей состояние определяли приступы плача, который возникал
периодически Вне таких приступов отмечались общая вялость, безразличие
Длительность такого состояния исчислялась 2—3 мес У других детей сходные
состояния наблюдались в течение более длительного времени — от полугода до
1 года У некоторых из них отмечалось извращение сна бодрствование в ночное
время и сонливость днем.

Клинико-катамнестическое наблюдение всех 8 больных показало, что у
половины из них уже в первые 2 года жизни формируются глубокая
диссоциированная задержка психического развития, вторичная олигофрения с
чертами аутизма в поведении В дальнейшем при повторных приступах у всех
этих больных обнаруживались аффективные расстройства в сочетании с
явлениями регресса, кататоническими расстройствами, в единичных
наблюдениях — с галлюцинациями.

У 14 детей были приступы, клиническая картина которых характеризовалась
двигательным возбуждением, сменяющимся акинезией. В поведении нарастала
отрешенность от окружающего мира, индифферентность по отношению к
родным, упрощалась игра, пропадали ранее приобретенные навыки. У половины
этих больных психопатологические расстройства в первых приступах
выражались в особом беспокойстве дети беспричинно и подолгу двигали
головой, сучили ногами, выкарабкивались из пеленок. В течение дня это
беспокойство то затихало, то спонтанно усиливалось, но ни разу не было
связано с дискомфортом. Тогда же расстраивался дневной и ночной сон,
последний становился прерывистым, иногда наблюдалось немое бодрствование
Общее состояние детей ухудшалось, они переставали обращать внимание на
игрушки, не радовались матери, не реагировали, когда их брали на руки,
нередко на руках проявляли еще большее беспокойство. У остальных детей
наблюдались состояния адинамии с вялостью, безразличием к голоду,


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

дискомфорту, игрушкам, безучастность к матери.

Приступы возникали до 12 месячного возраста и длились от 2 до 6 мес. У
больных с состояниями моторного возбуждения повторные приступы
развивались спустя 1,5—2 года. Психопатологические симптомы состояли из
аффективно-регрессивных, кататоноподобных и гебефренных симптомов. У
этих детей после 1—3-го приступа формировался грубый дефект. После
приступов адинамии в возрасте 1,5—2,5 лет возникали повторные
множественные приступы также с адинамией, в 4 года и старше — приступы с
кататоноподобными и депрессивно кататоноподобными расстройствами, в
возрасте 9 и 11 лет — кататонические приступы с оцепенением.

Переходим к анализу клинической картины приступов, возникавших у детей,
больных приступообразной, близкой к злокачественной, шизофренией, в
возрасте.

1—6 лет Неврозоподобные расстройства обнаружены у 11 детей В клинической
картине приступов были расстройства сна, явления гиперестезии, опасения,
страх обыденного содержания, моторное беспокойство, расстройства типа
гиперкинезов, лишних движений В период становления фразовой речи,
особенно активного пользования ею, возникало заикание Неврозоподобные
расстройства были нестойкими, легко исчезали и появлялись вновь Эти
состояния длились около 2—5 мес.

Регрессивные проявления обнаружены у 31 ребенка (всего 34 приступа). В 11
приступах болезнь также начиналась с неврозоподобных расстройств, явлений
раздражительной слабости, фобий, примитивных двигательных навязчивостей,
патологических «привычек». Затруднялось засыпание, сон становился
поверхностным. Нередко пробуждение сопровождалось тревогой. Днем дети
были капризны, упрямы, несговорчивы. По незначительному поводу или без
причины они плакали, бросались на пол, рвали на себе одежду. Истероформные
реакции у них сменялись стремлением к разрушительству, агрессии. Эти
расстройства постепенно углублялись, а спустя 1—6 мес в состоянии больных
начинали обнаруживаться проявления регресса. В остальных 23 приступах
процесс начинался прямо с падения активности, появления отчуждения и
быстрого присоединения симптомов регресса.

Во всех приступах клиническую картину болезни в развернутом периоде
определяли регресс поведения и основных навыков. Дети не подчинялись
родным. У них пропадала стеснительность, появлялось безразличие к
посторонним, незнакомой обстановке, падал интерес к сверстникам. Игры
становились беспорядочными, в них утрачивалась сюжетность и сменяемость.
Пропадал интерес к своему внешнему виду: дети неряшливо ели, не одевались
сами, не просились в туалет. В 13 приступах клиническую картину определяли
только эти расстройства, а в 21 приступе признаки регресса углублялись. Дети
переставали общаться с родителями и сверстниками. Обнюхивали игрушки,
лизали, касались ими губ, иногда перекладывали из руки в руку или
завертывали и тут же развертывали куклу, рвали на кусочки бумагу. У этих
больных сохранялось знание места, некоторое представление об окружающем,
хотя эмоциональное отношение к родным и ухаживающему за ними персоналу
пропадало. Это особенно было заметно при смене обстановки. Когда накрывали