Файл: Башина В.М. - Ранняя детская шизофрения (статика и динамика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 2458

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

депрессии характеризовались сниженным настроением с недовольством,
злобностью, негативизмом, стертыми опасениями, гипомании — манерным
поведением с клоунадой, без подъема работоспособности, но усилением
патологических влечений. Течение болезни и в последующие годы
непрерывное, с обострениями. Углубляются симптомы дефекта,
психопатоподобные нарушения поведения в некоторой степени зависят от
континуально сменяющихся субдепрессий и гипомании атипичного характера.

Клинико-динамическое и катамнестическое наблюдение больных второй
подгруппы показало, что более чем в половине случаев и в дальнейшем болезнь
характеризовали тяжелые нарушения поведения, углублялись личностное
искажение, эмоциональная обедненность. Патологические влечения,
агрессивные, сексуальные, перверзные, сохраняли свою актуальность. Были
свойственны эпизоды навязчивых опасений, как и стертые сменяющиеся
гипомании и субдепрессии атипичного (типа. У больных в возрасте 10—14 лет
клинику состояний в основном определяли психопатоподобные нарушения
поведения, уже не с анэтическим, а гебоидным синдромом Изучение этой
подгруппы детей, больных вялотекущей шизофренией, позволило нам, как и
другим исследователям, говорить о близости психопатоподобных нарушений с
анэтическим симптомокомплексом у больных шизофренией раннего возраста и
гебоидных нарушений у подростков, больных шизофренией Поскольку
определение «гебоидный тип расстройств» имеет возрастное значение и пришло
в детскую психиатрию из общей (Kahlbaum К, 1890, Leongard J, 1907Х,
подобная квалификация рассматриваемого состояния считается до сих пор не
вполне точной Поэтому следует еще раз подчеркнуть, что как в состояниях при
гебоидофрении у подростков, так и в случаях шизофрении с
психопатоподобными нарушениями поведения и анэтическим
симптомокомплексом у детей раннего возраста в клинике обнаруживаются
сходные расстройства, а именно, недостаточность эмоций, затрудненность
формирования контактов, бедность привязанностей, затрудненность выработки
социальных навыков, связанная с созреванием высших чувств, патология
влечений Эти состояния протекают как. на монотонно-однообразном
аффективном фоне, так и на фоне стертых расстройств настроения,
принимающих континуальный характер или затухания и оживления
однофазных расстройств. К особенностям этих состояний, развивающихся с
раннего детства, следует отнести более выраженную задержку в развитии,
несмотря на первоначально формальную сохранность предпосылок
интеллектуального развития. В раннем детстве на начальных этапах болезни
всегда трудно решить, какого генеза — эволютивного или процессуального,
психопатоподобные нарушения с анэтическим симптомокомплексом Глубина
повреждения личности, нарастание психического инфантилизма вплоть до
недоразвития, формирование аутистических форм поведения с чертами
амбивалентности, негативизмом, отчуждением от окружающего мира,
перверзные влечения, как и другие рассмотренные выше позитивные
расстройства, давали повод к тому, чтобы в последующем течении болезни
относить эти состояния к процессуальным (см наблюдение больного Г)

Только в нескольких рассматриваемых случаях шизофрении, болезнь, также
начавшаяся с расстройств поведения и настроения навязчивостей, искажения
развития личности, впоследствии получала иную трансформацию, становились
основными негативные симптомы, снижалась активность, появлялся регресс и


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

спустя 3—5 лет от начала болезни формировалась диссоциированная задержка
развития олигофреноподобного типа. Клиника этих наблюдений отдаленно
походила на клинику простой формы шизофрении лиц зрелого возраста. К ее
особенностям относится сочетание бездеятельности с двигательным
беспокойством в отличие от вяло-апатических состояний у взрослых больных.

Больной Г, 1963 г рождения. У отца трудный характер, рано оставил семью,
мать — со сменами настроения.

Обследуемый от первой беременности. Роды в срок, нормальные. Вес
новорожденного 3000 г, длина 49 см. Головку держал к 2 нес, сидел к 6 мес,
ходил к 12 мес. Слоги — до 1 года, первые слова — к 2 годам, хорошо понимал
речь. Перенес на 2 м году острое респираторное заболевание, ангину, отит. В
грудном возрасте кричал по ночам, был беспокойный Родных отличал от
посторонних, игрушками не интересовался.

В 6 мес стал однообразно вертеть кистями рук, несколько позднее вздрагивал,
увидя ковер, картину, прижимался к матери в испуге, потел. После 1 года
иногда пугался чего то непонятного, бежал к матери, затихал. К 3 годам стал
бояться собственной тени, темноты Тогда же стал делать назло, например
выбрасывал ключи и нужные вещи в туалет, при этом смеялся, радовался.
Требовал одних и тех же ответов на определенные вопросы Слушал книги,
пересказывал прочитанное.

В 4 года 2 мес — 4 года 4 мес лечился в психиатрической больнице Физическое
развитие соответствовало возрасту, в органах патологии не выявлено
Рентгенограмма череп гидроцефальной формы выражен рисунок диплоической
венозной сети в лобной области Неврологический статус недостаточность
конвергенции с обеих сторон, сглаженность правой носогубной складки,
равномерно оживлены сухожильные рефлексы, патологических — нет.

Психический статус с родными расстался спокойно. С персоналом не
разговаривал, был хмурый, вспоминая о доме, плакал. С детьми не общался. В
последующие дни то не отвечал на вопросы, то повторял вопрос или отвечал
вопросом, одним словом, набором непонятных звукосочетаний. В речи иногда
были элементы косноязычия, фразы строил правильно и тут же аграмматично. О
себе говорил в первом и третьем лице. Знал части тела. Себя обслуживал
неловко, гримасничал, чмокал губами, поводил плечами. При выражении
протеста или радости прыгал, потряхивал кистями рук. Причину таких
движений не объяснял. С трудом рассказывал прочитанное ему, определял
простые формы предметов, цвета. В группе возил машинку вдали от всех. К
персоналу не привыкал. То становился пассивным, от всего отказывался, то
оживлялся, выполнял тогда задания логопеда, выучился счету до 5. Лечили
элениумом, провели дегидратационный курс терапии.

После выписки дома вел себя еще хуже, чем до поступления. Родных не
отпускал на улицу, мало разговаривал, временами возбуждался, чего-то пугался,
плакал. Перестал сам одеваться, плохо ел, не играл в игрушки, отказывался
слушать чтение книг. Усилились гиперкинезы в мышцах плечевого пояса, лица.
Лечили трифтазином, седуксеном, седативными средствами, гаммалоном. Стал
активнее, уменьшился страх. С 8 лет стал учиться по программе


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

вспомогательной школы, там с детьми не общался, учился на тройки и четверки.
Периодически возникал страх волка, темноты, обыденных предметов,
расстраивался сон, совсем отказывался от деятельности.

Катамнез в 12 лет 5 мес. Рост 178 см, вес тела 91 кг. Физический статус,
ожирение по гипогенитальному типу, текущий половой метаморфоз.
Бездеятелен, школу посещать отказывается. Мать бьет. С врачом разговаривал
без охоты, отвечал односложно. Голос высокого тембра. Слова произносил то
нараспев, то выпаливая. Четкая речь перемежалась смазанной, переходил в
бормотание. Читал медленно, с ошибками, пересказ простого текста вызывал
затруднение и недовольство. Простые обобщения доступны, считал на
конкретном материале. Замечания вызывали раздражение, начинал трясти
руками. Предоставленный самому себе, ходил по комнате, заглядывал в окно,
жестами показывал матери на дверь. В лицевой мускулатуре тики, перебирал,
обнюхивал пальцы рук, вычурно двигал кистями, поднимал плечи. Неожиданно
сунул руку в лицо матери, засмеялся, когда она вздрогнула. Дергал ей платье,
радовался огорчению. Получал лечение трифтазином.

Состояние определяли симптомы дефекта олигофреноподобного типа,
эмоциональное уплощение, патологические влечения, гиперкинезы, моторные
стереотипии, апатико-абулический синдром.

Заболевание началось с младенческого возраста регрессом моторной сферы,
страхами, искажением в психическом развитии. В период первого возрастного
криза стали отчетливыми психопатоподобные нарушения поведения с
агрессивными тенденциями, негативизмом. В дальнейшем нарастают апатико-
абулические расстройства, падает активность, медленно формируется дефект
олигофреноподобного типа.

Наконец, более чем в 1/3 случаев у 12 из 27 обследованных детей спустя 3—8
лет от начала процесса, всегда после первого возрастного криза в развернутом
периоде болезни наряду с психопатоподобными нарушениями поведения,
тиками, гиперкинезами, стертыми атипичными депрессивными и
маниакальными расстройствами настроения формировалось бредоподобное
фантазирование. Игровые фантазии становились однообразными, сюжет
переставал сменяться, утрачивалась связь фантазий с реальностью. Пропадало
ощущение вымысла, возникала патологическая убежденность в реальности
измышляемых фактов, что определяло поведение больных. Временами
фантазирование протекало с чертами насильственности, возникали
галлюцинации воображения, иллюзорные галлюцинации. Больные становились
бездеятельными, все более углублялась задержка в психическом развитии,
аутистическая отгороженность, напряженность, однако истинного бреда, как и
синдрома Кандинского — Клерамбо, у больных в этих состояниях мы не
наблюдали. Бредоподобное фантазирование было взаимосвязано с
расстройствами настроения. В поведении, суждениях больных выступали черты
детскости, полной зависимости от родных. Поэтому вопрос об идентичности
этих состояний с параноидной формой шизофрении остается нерешенным.

Больной Г., 1959 г рождения. По линии отца и матери — родственники с
патологическими шизоидными чертами характера, больные шизофренией.


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

Беременность и роды у матери протекали нормально Ребенок голову держал к 3
мес, сидел к 6 мес, стал ходить к 12 мес. К 2 годам говорил фразами Ничем не
болел После становления ходьбы родители обратили внимание на моторную
неловкость, частые падения, отсутствие интереса к детям. С 3 лет увлекся
тракторами, забросил другие игрушки. С 4 лет появился страх бликов света,
теней, стал грустным, раздражительным, плакал без повода. В желаниях был
противоречивым Когда состояние несколько улучшилось, научился считать до
50, начал читать Затем отказался от огурцов, помидоров, опасался, что
испортятся зубы, умрет. В 6/2—6 лет 8 мес лечился в психиатрической
больнице.

Неврологический статус: сглажена правая носогубная складка, повышены
сухожильные рефлексы на правых конечностях. Глазное дно нормальное.
Рентгенограмма черепа: умеренные черты открытой гидроцефалии.

Психический статус- с матерью расстался спокойно. С персоналом держался
солидно, рассуждал, как взрослый, предъявлял свои требования. Сам не
одевался, ел медленнее всех, неряшливо. С детьми не играл. Иногда вспоминал
о матери, плакал, но тут же успокаивался и приговаривал, что домой поедет
через месяц. В последующие дни повторял врачу и детям эту же фразу, хотя
умел считать дни недели, складывал и вычитал в пределах 3 десятков. Иногда не
скрывал своего намерения убежать из отделения, плакал, капризничал, был
полярен в желаниях. Врачу говорил «ты», отталкивал его при осмотре, боялся,
что ему что-то сделают Гримасничал, вытягивал губы, мигал, надувал щеки,
манерно таращил глаза, морщил лоб. Говорил высоким голоском, растягивая
слова, с пуэрильными интонациями. Выбирал безлюдное место, подолгу сидел
там в стороне от всех, шептал, жестикулировал, иногда можно было разобрать,
что фантазирует о зайцах, содержание фантазий полностью не раскрывал. В
кубики, машины играл только при настойчивых побуждениях со стороны
персонала. Знал марки машин, их признаки. В игру свои знания не привносил.
Боялся теней на потолке, не засыпал без света, плакал. Получал лечение
транквилизаторами, общеукрепляющее, дегидратационное.

После выписки стал спокойнее, начал учиться по программе массовой школы.
На уроках вскоре стал невнимателен, ходил без разрешения по классу, не сидел
спокойно за партой, учительницу мог назвать без стеснения «старой дурой»,
требовал к себе особого отношения, так как он, по его словам, нежный и слабого
здоровья. С детьми сидеть отказывался. Переведен на индивидуальное
обучение. Работал только при помощи матери, материал усваивал
неравномерно. В возрасте 8,5 лет усилился страх, в темноте стали мерещиться
тигры, львы, пугался их, хотя понимал, что это неправда, Говорил, что иногда
думает, будто мама умерла или ее убили, поэтому плакал, не мог избавиться от
этих дум, плохо ел, засыпал с трудом. Временами состояние становилось лучше,
веселел, был активнее. С 10 лет стал фантазировать о своем выдуманном им
друге — Тимуре Ненкове, у которого своя школа. Слушал приказы Тимура,
разговаривал с ним по телефону. Уверял родных, врача, что Тимуру 40 лет, по
виду он похож на его дядю. Считал, что у Тимура есть своя группа тимуровцев
К нему они приходили в шапках-невидимках, поэтому он, как ни старался, не
мог их обнаружить. Но когда оставался один, они говорили с ним из-под дивана.
Слышал оттуда отчетливый приказ: «Готовься». Затем стал говорить, что врач,
который приходил его осматривать, вел себя странно, был похож на зверя, волка


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

и говорил из ванной, предположил, что это «тимуровский врач». Ему не было
при этом страшно, но послышалось, что тот сказал, что у тимуровцев будет
прощальный обед. Затем говорил, будто об этом он слышал через свой локоть,
ждал приглашения. Настроение у него было в основном хорошее, временами
считал, что он самый главный, и тогда ему подчинялся сам Тимур. Получал
лечение трифтазином, тизерцином. Учился по программе вспомогательной
школы.

В возрасте 12—16 лет состояние колебалось. Временами был более упорядочен,
охотно занимался, любил больше всего геометрию, в которой делал
относительные успехи. Писал грамотно, пересказывать затруднялся. Учился
только по принуждению и с помощью родных. Иногда веселел, фантазировал,
много говорил, называл себя поэтом, руководителем оркестра, главой всех
тимуровцев. В такие периоды стал убегать из дома «на встречу с Тимуром».
Возвращался самостоятельно или доставлялся милиционером. Приходя, всегда
объяснял причину несостоявшейся с тимуровцами встречи. В периоды
отчетливо сниженного настроения временами испытывал страх. Утверждал, что
за ним идут посланцы Тимура, слышал их шаги на лестнице, ждал их звонка.
Однажды в таком состоянии в тревоге выбежал раздетым на улицу, несмотря на
зимнее время, бежал, не разбирая дороги, не обращал внимание на движущийся
транспорт. Получал лечение трифтазином, галоперидолом, тизерцином,
антидепрессантами.

Обследован в 16 лет 4 мес. Высокого роста, избыточного питания. Половой
метаморфоз завершен. На лице юношеские угри, кожа сальная. Неловок.
Говорил манерно, растягивая слова, картавя. Голос меняющегося тембра и
громкости, с недостаточной модуляцией. В речи сохранялись инфантильные
выражения. С матерью то был груб, то по-детски подчинялся ей. Окончил
вспомогательную школу. Полезным трудом заниматься отказался. Сетки,
принесенные из трудовых мастерских, вязала за него мать, а он мотивировал
свой отказ «работой с Тимуром». Себя называл по фамилии и тут же назвал себя
врачом — Борзовым. Живет он по собственному адресу и как врач — в
Монихино. Он придумал «спирто-бурдонат» от рака глаза. Дома он занят тем,
что пишет письма Тимуру, монтирует телефоны, при помощи которых вел с ним
переговоры. Никогда не соглашался, что разговоры о тимуровцах его фантазии.
Сердился, с горячностью убеждал врача, что они есть, он устал от них, у него из
мозга вылетают их слова. В последнее время он слышит женский и мужской
голоса. Они говорят ему про тимуровцев. Он думает, что к этому делу имеет
отношение и врач, поэтому их боится И тут же неожиданно добавил, что раз
есть женский голос, то он хотя и не понимает, о чем он говорит, но, возможно,
все тимуровцы погибли, а с ним говорят их родственники. Боится их: «он имел
отношение к Тимуру, его могут обвинить в их гибели». Другие темы его не
интересовали. Запас обыденных сведений примитивен, познания отрывочны.
Себя больным не считал.

Приведенное наблюдение может служить примером рано начавшейся
шизофрении, имеющей тенденцию к прогрессированию и утяжелению. При
последнем катамнестическом исследовании больного в клинической картине
выступали черты дефекта в виде диссоциированного психического
недоразвития с отчужденностью, отсутствием целенаправленной деятельности,
эмоциональной обедненностью. К тому же наблюдались континуальная смена