Файл: Башина В.М. - Ранняя детская шизофрения (статика и динамика).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 2457
Скачиваний: 8
Онлайн Библиотека
http://www.koob.ru
формальной. С конца 3-го месяца вновь стала тревожной, оглядывалась, но
ничего не говорила, ломала кусты, цветы на прогулке, прижималась к педагогу,
иногда к детям. Временами возбуждение усиливалось: бегала по палате,
потряхивала кистями рук, что-то шептала, влезала на столы, на прогулке
стремилась влезть на забор, деревья; иногда становилась развязной, смеялась,
поднимала подол платья, стремилась целовать мальчиков.
Начато лечение галоперидолом до 0,0045 г и элениумом до 20 мг в сутки. Стала
спокойнее, понимала требования педагога, подчинялась режиму отделения.
Могла направленно играть. Вместе с тем в последующие 2 мес пребывания в
отделении ни к чему выраженного интереса не проявляла. Пассивно
подчинялась, равнодушно бросала одно занятие и выполняла другое, знакомое.
Нового страшилась, капризничала, протестовала. Внимание на заданиях
сосредоточивала с трудом, только с помощью педагога. Считала в пределах 10 с
ошибками, знакомые предметы определяла наугад, бездумно, иногда не
понимала вопросов, так как не могла сосредоточиться на них. Давала
замедленные ответы, иногда отвечала не на тему. Запас знаний ниже возрастной
нормы. В речи часты инфантильные обороты, лепетное произношение слов,
рифмования: «Козоска… Сарфик покази… Мирка-вилка… Нанаградику (вместо
виноградику) хосю…», редкие эхолалии. Активной речью пользуется мало,
задает лишь редкие вопросы Косноязычие возросло. В основном бездеятельная:
сидит в стороне от детей, выражение лица при этом сонное, в глаза не смотрит,
играет пальцами рук. О родных без напоминания не спрашивает, а если
напоминает, говорит, что скучает и хочет домой Если играет и терпит неудачу,
тут же сердится, плачет, топает ногами, может толкнуть врача, педагога, падает
на пол, забирается под стол. Одобрение, порицание чаще не помогают. Опрятна.
Спит хорошо, ест сама. О переживаниях при болезни не рассказывает.
Катамнез в 10 лет 1 мес. Находится дома. Почти ничем не занимается, изредка
вертит куклу в руках, чаще бесцельно ходит но комнате, как маятник,
подпрыгивает, потряхивает кистями рук. Протестует, когда привлекают ее
внимание к книгам, заставляют рисовать, считать, слушать чтение. От родных
полностью зависима, с ними холодна, стремится всегда забраться в тихий,
безлюдный угол квартиры. Изредка по требованию матери выполняет работу по
дому.
Это наблюдение представляет интерес в связи с наличием кататонических
расстройств в первом приступе болезни и полиморфных расстройств — во
втором.
Приступы полиморфной структуры были у 33 детей (всего 39 приступов). В
начале болезни выступали отчетливо выраженные аффективные расстройства,
страх, тревога, изменения настроения, стертые навязчивости. В развернутом
периоде приступа обнаружены симптомы регресса поведения, моторики, речи и
кататоноподобные симптомы. Заболевание начиналось с нарушения настроения.
В 34 приступах наблюдалось сниженное настроение, в 5 — повышенное
Вначале, во всех случаях настроение становилось лабильным, появлялись
опасения за свою жизнь и обыденная боязнь: страх ванны, мытья, лифта и т. п. В
редких случаях наблюдались полярные опасения: страх попасть в
канализационный люк и желание заглянуть в него или опасение чего-то
страшного и желание встать на карниз. В единичных случаях появлялись
Онлайн Библиотека
http://www.koob.ru
деперсонализационные расстройства в форме изменения сознания «Я»,
отчуждения «Я» с заменой его иным «Я», раздвоением самосознания, когда
ребенок воспринимал себя как двух человек, говорил о себе, как о двух детях,
даже есть просил на двоих. У нескольких детей высказывания приобретали
ипохондрический характер: они утверждали, что «больны», «ранены». У
некоторых отмечались нарушения схемы тела.
На начальном этапе развития приступа настроение легко выравнивалось и тогда
все эти расстройства исчезали. Затем вновь наступало углубление депрессии с
еще большей тревожностью, монотонным нытьем, причитанием, плачем. У
некоторых детей появлялось острое чувство жалости к родителям, у других —
ощущение своей несостоятельности. В некоторых случаях наблюдалось
депрессивное отчуждение и отрицание себя: тогда больные дети уверяли, что им
«нисколько лет», что их «никак не зовут» и вообще они «умерли». В редких
приступах при утяжелении состояния появлялись в депрессии черты
витальности: «в груди печет» и возникали ажитация, беспокойство, стремление
к самоагрессии. Дети в тревоге кричали, сбрасывали с себя одежду,
разбрасывали вещи, топтали игрушки.
На высоте острого состояния в приступе у некоторых детей появлялись
растерянность, кратковременное нарушение ориентировки в окружающем. Они
не узнавали родных, пугались, прятались от матери, а при расспросе могли
сказать: «Нет мамы… Маму собачка съела». Это давало основание предполагать
наличие неузнавания или ложного узнавания. Сон становился тревожным, со
сновидениями неприятного содержания: дети видели «страшил», «бабу Ягу» и
т. д. Через несколько недель острота состояния смягчалась. В клинической
картине болезни оставались симптомы сниженного настроения, вялость,
временами беспокойство с вновь возникавшей тревогой. У 7 детей вслед за
этими развилась выраженная заторможенность, которая затем достигла степени
депрессивного субступора. Больные подолгу находились в одном и том
положении, сидели, бездействуя, не поворачивались на громкий оклик. Лицо
приобретало маскообразное выражение. Дети редко мигали, временами что-то
шептали, еле шевеля губами, тяжело вздыхали, производили руками
«обирающие» движения. Некоторые тут же оправлялись. Воздействию
сопротивлялись недлительно. Такое состояние прерывалось тревожной
ажитацией. Субступорозное состояние спустя 1—3 нед сменялось вялостью с
нарастающими явлениями регресса и импульсивным кататоноподобным
возбуждением, присоединявшимся позднее.
В 27 приступах на смену депрессии приходило смешанное или
гипоманиакальное состояние. Глубина выраженности мании колебалась и у всех
больных была непродуктивной. Идеаторное возбуждение было нерезким, в
форме несвязных высказываний, выкриков фраз из стихов, песен, чаще
отдельных слов, отражающих повышенное настроение. Направленная
активность не возрастала. Дети ни во что не играли, не общались с
окружающими, не отвечали на вопросы. Моторное возбуждение в этот период
было явным: дети много бегали, прыгали, кувыркались, принимали вычурные
позы, стояли на голове, хлопали в ладоши, что-то напевали. Выражение лица
приобретало черты веселости, лукавства. Дети часто чему-то смеялись, суетливо
хватали одну игрушку за другой, предметы обихода, тут же бросали их,
переходили к новым предметам, затем вновь отвлекались на что-то новое. У
Онлайн Библиотека
http://www.koob.ru
некоторых обнаруживалась речевая готовность: при обращении они тут же
начинали говорить о чем-то своем. Иногда сами пытались что-то сказать, но
правильно выразить свою мысль не могли, выкрикивали отдельные слова или
фразы-штампы.
В этом состоянии усиливались влечения и естественные инстинкты. Дети
обнажались, хватали за ноги проходящий мимо персонал, онанировали, много и
жадно ели. Некоторые были капризны, гневливы, легко переходили к агрессии.
К вечеру оживление возрастало. Дети с трудом засыпали. Ночной сон у них был
поверхностным, с частыми пробуждениями. Проснувшись ночью, они тут же
вскакивали с постели, бегали по палате, чему-то смеялись, пели, кричали,
будили спящих. Несмотря на повышенное настроение, легко появлялся страх:
дети боялись врача, осмотра, перевода в другую палату, но этот страх был
быстропреходящим.
Гипоманиакальные состояния продолжались до нескольких недель, а затем
обычно устанавливалось состояние с легко изменчивым настроением, в котором
трудно было выявить четкую периодичность аффективных фаз: оно могло быть
то повышенным, то сниженным, то ровным или смешанным. Затем
аффективные расстройства становились еще менее выраженными, начинали
обнаруживаться то негативизм, импульсивность, дурашливость, то пассивная
подчиняемость, обездвиженность. В дальнейшем влечения угасали, полностью
пропадали навыки, появлялись моторные стереотипии, прыжки, манерность в
движениях рук, осанке, походке. Но еще длительное время наблюдались
стертые колебания активности с ее падением и некоторым подъемом. И тогда
вновь оживали, усиливались моторные стереотипии, примитивные влечения.
Наконец, у 5 остальных детей болезнь развивалась подостро, с гипомании. При
этом нарастало моторное возбуждение с повышенным настроением. Дети
становились очень подвижными, много бегали, кружились, ползали,
кувыркались, валялись по полу и т. п. У них усиливались влечения к сладкому,
агрессии, произнесению бранных слов, аутистической игре. Игровые влечения
были нелепыми: одни трясли игрушками, другие чертили линии в воздухе,
третьи стремились догнать движущуюся птицу. Видоизменялась речь,
пропадала ее коммуникативная функция. Хотя дети постоянно что-то говорили,
выкрикивали фразы, слова, но на вопросы не отвечали, словно их не слышали.
Тогда же обнаруживалось стремление к поступкам наоборот.
Настроение в начале развития болезни было не только повышенным, но и
неустойчивым. В смене настроения не было отчетливой закономерности оно
выравнивалось то буквально на часы, то на сутки, то на несколько дней.
Постепенно колебания в состоянии сходили на нет, аффективные расстройства
исчезали, явным становилось отчуждение, пропадали игра и навыки, в
поведении обнаруживалось однообразие, а затем на безаффектном фоне
возникали состояния кататоноподобного возбуждения с импульсивностью,
негативизмом. У всех детей приступы охватывали 2—3 года жизни. Ремиссия
формировалась исподволь с постепенного уменьшения моторного возбуждения,
неполного восстановления навыков. Эти приступы резко нарушали развитие
детей. По выходе из приступа у них наблюдались задержка психического
развития, эмоциональное оскудение. Поведение в основном сводилось к
Онлайн Библиотека
http://www.koob.ru
примитивным игровым влечениям без общения с детьми.
Аффективно-галлюцинаторные расстройства обнаружены у 8 детей (всего 10
приступов). В возрасте 2—3 лет было 6 приступов, в 5-летнем— 1, в б-летнем
— 3 приступа. Заболевание начиналось остро, с тревоги, расстройства сна.
Тогда же возникали иллюзорные обманы: дети всматривались во что-то перед
собой, в пятна на стенах, со страхом отказывались от пищи, то подозрительно
оглядывались, то к чему-то прислушивались, закрывали уши руками.
Периодически возникала растерянность с ложными узнаваниями. Острое
состояние длилось 3—4 нед, затем тревога несколько уменьшалась. Тогда путем
расспроса удавалось подтвердить наличие иллюзорных зрительных
галлюцинаций, у некоторых детей — элементарных слуховых обманов. И на
этом этапе тревога вновь усиливалась, достигая степени ажитации. Дети не
общались с окружающими, периодически совершали импульсивные поступки,
набрасывались с криком на проходящих мимо, чего-то боялись, никак не
объясняли своего поведения. Отказывались от игрушек, сердились, когда
родители или персонал заставляли их играть или заниматься в группе с
педагогом. Нуждались в постоянном надзоре и уходе персонала.
Общая длительность приступов подобного типа колебалась от 2 до 6 мес. В
период ремиссии обнаруживались снижение активности, резидуальные страх,
опасения, двигательные расстройства в виде лишних движении и гиперкинезов,
аффективная неустойчивость Клинику повторных приступов в этих случаях
характеризовали аффект страха, иногда иллюзорные обманы. В развернутом
периоде быстро присоединялись кататоно-подобные расстройства. После
повторных приступов у всех детей устанавливались состояния, близкие к
конечным, с диссоциированной задержкой развития, стертыми позитивными
расстройствами, отгороженностью от окружающих.
Приступообразная
малопрогредиентная
шизофрения (типология
приступов)
Ранняя детская шизофрения
(статика и динамика)
Башина В.М.
В этом разделе обобщены результаты наблюдений над 150 детьми (из них 48
девочек). Первые приступы болезни у 19 больных возникали до 1 года, у 131—в
возрасте 1—5 лет. Если у детей были множественные приступы на протяжении
2—4 лет с кратковременными ремиссиями между ними, то учитывались лишь
приступы с различной психопатологической картиной. Повторные приступы,
обнаруженные у детей старше 5 лет, анализировались в общих
катамнестических сводках. Только у 11 детей 5—8-летнего возраста были
рассмотрены приступы болезни более подробно с целью анализа редко
встречающихся психопатологических расстройств в этой возрастной группе.
Всего было изучено 277 приступов у больных в раннем детстве,
преддошкольном и дошкольном возрасте.
Типология приступов у детей в возрасте до 1 года (по данным анамнеза). У 6
больных во время приступов наблюдались расстройства сна и общее
беспокойство. Похожий тип психопатологических расстройств уже
рассматривался нами у детей, больных непрерывной злокачественной и
приступообразной, близкой к злокачественной, шизофренией. В этих случаях
Онлайн Библиотека
http://www.koob.ru
заболевание начиналось с расстройств сна: ночной сон становился тревожным,
прерывистым, дети просыпались с плачем и беспокойством. Такие состояния
повторялись несколько раз в неделю, продолжались от получаса до часа, не
зависели от дискомфорта или соматического нездоровья и отмечались на
протяжении 2—6 мес. В этот период дети становились беспокойными, много
плакали, плохо ели, с трудом засыпали днем.
У 4 детей в возрасте 6—12 мес обнаружена вялость, сопровождавшаяся
безрадостностью, утратой реакции на мать, игрушки, пищу. Вялость сменялась
двигательным возбуждением в виде общего беспокойства со стремлением к
движениям руками, ногами, перевертываниями. Двигательное возбуждение
было монотонным, настроение равнодушное. У всех больных впоследствии
обнаружена задержка психофизического развития.
У 1 ребенка аффективный приступ развился в 9— 10-месячном возрасте.
Состояние определялось повышенным настроением, подвижностью: девочка
стремилась встать на ноги, сесть, всем улыбалась. Перестала спать днем, ночной
сон стал укороченным и прерывистым. Просыпаясь ночью, играла, смеялась;
несмотря на бессонную ночь, днем оставалась веселой, активной,
«неутомляемой». В это время «разучилась» плакать. Двигательное возбуждение
протекало без симптомов регресса, сочеталось с повышенным настроением, что
давало основание предполагать аффективную природу анализируемого
состояния. Правильность этого предположения подтверждало отсутствие
задержки психического развития в постприступном периоде, а также появление
повторных приступов с аффективными расстройствами.
У 8 детей во время приступов были обнаружены регресс поведения, потеря
первых навыков и речи. Исчезла реакция на обращение, снизилась активность,
появилось безразличие к родителям. Через 2—4 нед, поведение восстановилось
почти до прежнего уровня. При повторных приступах у этих детей наблюдались
аффективно-регрессивные расстройства.
Типология приступов у детей в возрасте 1—5 (8) лет. Неврозоподобные
расстройства обнаружены у 45 больных (всего 59 приступов). Длительность
приступов 2—6 мес, возраст, в котором они появились, от 1 года до 6 лет.
Болезнь начиналась с изменения общего поведения: дети становились
капризными, своевольными, черствыми и жестокими в отношениях с
родителями. У них периодически возникали истероформные реакции, в их
желаниях начинала проступать двойственность. Повышалась чувствительность
к громким звукам, замечаниям, смене обстановки. У больных снижался аппетит,
затруднялась засыпание, устанавливалось более раннее пробуждение. Помимо
этого, у 25 больных возникали двигательные расстройства. Это были
однообразные движения, утратившие свою целесообразность. У самых
маленьких детей к ним относились движения головой, плечами, кистями рук, у
детей постарше наряду с этим — более сложные движения, связанные с
подтягиванием одежды и т. п. Если внимание детей фиксировалось на
движениях со стороны, то они могли удержаться от их выполнения, хотя дети
до 3-летнего, а нередко и до 5-летнего возрастание понимали бесполезности
совершаемых ими действий. У всех больных движения повторялись помногу раз
в день и вели к усилению общего беспокойства. Бесцельные движения у детей
до 3-летнего возраста легко автоматизировались и тогда совсем не замечались