Файл: Башина В.М. - Ранняя детская шизофрения (статика и динамика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 2313

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

В гипомании настроение повышалось. Направленная продуктивность не
возрастала, двигательная активность усиливалась. Больные становились
суетливыми, много, но без толку двигались, все время меняли положение, ни на
чем не сосредоточивались. Говорили больше обычного, иногда задавали пустые
вопросы. Некоторые дети в повторных приступах, став постарше, высказывали
идеи силы, могущества, высокого происхождения,

называли себя «необыкновенными» («Верховным правителем», «князем»,
говорили «о миллиарде жен…»), в то время как в депрессивном состоянии
называли себя «великим ничтожеством», считали себя плохими,
непослушными, виноватыми.

У некоторых детей усиливалась аутистическая продукция: одни с утра до вечера
рисовали, другие писали сказки про вымышленные страны и несуществующих
зверей — «Усика и Усюню», «Арри и Коакса» и др., третьи составляли никому
не нужные каталоги, списки названий песен. Такие дети весь день были заняты
своей игрой. Вовлечь их в обычные игры было невозможно, они злобно
протестовали. В гипоманиакальном состоянии дети по-прежнему оставались
одинокими, отказывались от общения со сверстниками, высказывали
человеконенавистнические взгляды о том, что- «людей надо уничтожить», что
«они плохие», что «лучше жить среди животных, где никого нет».

Больные девочки фантазировали о царицах, украшениях, замужестве, мальчики
— преимущественно на военные и агрессивные сюжеты.

У 8 больных гипомания протекала с чертами дурашливости. Больные
перенимали смешное, гримасничали, кривлялись. У них усиливались влечения,
появлялись вопросы о деторождении, стремление к бранным словам. К вечеру
дети становились беспокойнее, многоречивее, отказывались ложиться, без
умолку говорили. Речь была отрывочной.

Смена мании ровным настроением или переход в противоположную фазу у
одних детей наступал постепенно, у других — резко очерченно. В периоды
улучшения состояния обнаруживались изменения личности, инфантилизм,
диссоциированная задержка психического развития, эмоциональная блеклость,
черты психэстетической пропорции в чувствах, рассудочность и
неприспособленность. Беспомощность нередко сочеталась с
неблагожелательностью, презрительным отношением к матери и сверстникам.
Обнаруживалась ригидность в мышлении, поведение было однообразным. У
многих больных сохранялась высокая работоспособность вплоть до
гиперактивности. В период ремиссии наблюдались, но не у всех остаточные
влечения, стертые моторные расстройства (гиперкинезы, навязчивости) и
невыраженные колебания настроения.

Больной Б, 1965 г. рождения. В наследственности по обеим родительским
линиям психозы, шизофрения, личностные изменения шизоидного круга,
алкоголизм у ближайших родственников.

Обследуемый от первой нормально протекавшей беременности. Роды в срок,
затяжные, в связи с чем накладывали полостные щипцы. Родился без асфиксии.
В младенчестве чувствительный к дискомфорту К 6 мес сидел, стал ходить к 1


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

году, в этом же возрасте начал говорить фразами. Был активен в играх, с
родными ласков, стремился к детям.

В 1 год б мес стал бояться ветра, потом шума воды, шороха листьев,
вентиляционных отверстий и движения воздуха, ртутной лампы. Сделался
капризным, плакал без причины, отказывался играть, перестал сам одеваться.
Начал говорить о себе в третьем лице, переставлял слоги и буквы в словах,
давал новые названия вещам, придумывал свои слова. Плохо ел, похудел, по
утрам долго лежал в кровати, был вялым, к вечеру становился беспокойным,
протестовал, все делал наоборот, усиливались опасения. Иногда капризничал,
плакал, никак нельзя было его успокоить. Примерно через 4—5 мес постепенно
состояние улучшилось, но страх полностью не исчезал. К 2,5 годам опять стал
активным, играл в игрушки, перевоплощался в автобус, кошек, сказочные
образы, к детям не шел. Речью пользовался охотно. На улице уходил от
сверстников. К 3 годам выучил все буквы, освоил чтение и счет в пределах
десяти. Любил слушать чтение сказок, хорошо понимал смысл прочитанного. К
4 годам стал чрезмерно подвижным, говорливым, складывал из кубиков имя
девочки, которая ему неожиданно понравилась на улице. С матерью был
чрезмерно ласков, стремился прижаться к ней, поцеловать, погладить, забирался
к ней на колени. На улице приходил в восторг от вида женских ног, старался
коснуться их руками, возбуждался, краснел, на замечания реагировал хохотом.
Игрушки ломал, проказничал, «смешил» родных, подражая посторонним,
подмечал все смешное. Плохо спал, с вечера прыгал в кровати, не мог уснуть,
пока не запеленали. К 4—6 годам снова стал проявлять недовольство, из-за
всего плакал, отказывался выходить на улицу. Появилась непереносимость
громких звуков, стал бояться паутины, собак, машин, дырки в стене.
Выведенный на улицу, боялся машин, но, рискуя быть раздавленным, не
чувствуя опасности, стремился на проезжую часть дороги и шел прямо на
мчащуюся на него машину. После этого становился дерзким, развязным, бранил
мать, и опять начинал спрашивать, не наедет ли на него автобус. Когда видел
собак, дрожал от страха, на глазах выступали слезы, но все же шел к собаке и
стремился сунуть руку ей в пасть, хватал за шерсть. Ел плохо, отказывался от
любимых блюд. Ни во что не мог играть, всем пресыщался.

Физический статус: черты лица феминного типа, повышенное питание. Со
стороны внутренних органов без патологии. Неврологический статус, череп
правильной формы, 53,5 см в окружности, подчеркнутый венозный рисунок на
висках. Установочный нистагм в крайних отведениях глазных яблок.
Сухожильные рефлексы оживлены. Координаторных нарушений нет.

Психический статус: без матери в кабинете врача не оставался. Беседовал с ним
неохотно, хотя на вопросы отвечал пространно, рассуждал. К осмотру отнесся
недоверчиво. Выдвинул версию о том, что к машинам прилипает паутина и она
может захватить его руку. Тут же придумал другую, о том, что хочет быть
машиной-мусорщиком, чтобы очистить всю грязь, возможно, и паутину с улиц.
Игрушками не заинтересовывался. Запас знаний невысокий. Периодически
становился особенно тревожным, бегал по кабинету, говорил что-то о паутине,
не слушал уговоров, куда-то в страхе стремился. Успокоившись, равнодушно
пытался выполнить требования врача.

В последующие 4 мес проводилось дегидратационное лечение, получал


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

седуксен, амитриптилин, затем тизерцин, терален. Состояние улучшалось
постепенно Спустя 5 мес, после того как к ним в квартиру протекла вода, вновь
возник острый страх, плакал, кричал. Стал бояться пятен на потолке, лифта,
звонка. К 5 годам 11 мес — 6 годам настроение несколько улучшилось, стал
веселее. Просил у матери тетради и писал в них о прошлых событиях, сочинял
сказки, небылицы. Когда его пытались вовлечь в игры, набрасывался на мать и
бабку с кулаками, суетился, ничем не хотел заниматься. К 6 годам стал
послушнее, вновь слушал чтение книг, удавалось заставить его рисовать, играть
с игрушечными машинами. Легко сердился, кричал, но также легко
успокаивался. С 8 лет стал посещать школу, постепенно приспособился к
коллективу. Страхи, стремление к писанию небылиц исчезли. Учился на
четверки и пятерки. Был обязательным, педантично выполнял все требования
педагога. С родными был суховат, рационален. В школе держался в стороне от
всех.

В 11 лет 6 мес учится в школе на четверки и пятерки. Староста класса, редактор,
постоянно выпускает стенную газету. Беспрекословно выполняет любую
общественную работу. Со сверстниками держится ровно, как более старший,
склонен поучать детей, рассуждает о долге, обязанностях пионера. Поступает,
как положено, а не как хочется, подробно объясняя мотивы своих поступков.
Дома ведет себя правильно. Отвечает на ласки родных, но сам не ласков. В
беседе с врачом степенный, солидно рассуждает. Ответы тщательно взвешивает.
Считает, что, несмотря на способности, мало работает. Интересы
многообразные Понимает шутку. Повышенно чувствителен к оценке его
личности, краснеет, потеет, переплетает пальцы рук. Одноклассников называет
друзьями, играет с ними в хоккей. Страхи отрицает, при подробных расспросах
становится напряженным, затрудняется определить прошлое состояние.

Приступы ажитированной депрессии с деперсонализационными расстройствами
выявлены у 17 больных в возрасте 3—6 лет. В этих случаях депрессия
сочеталась с тревожностью, беспокойством, безотчетным страхом. Дети
становились суетливыми, бездеятельными. На высоте тревожной депрессии
возникали расстройства, близкие к деперсонализационным. У одних было
нарушение восприятия собственной личности с отчуждением «Я», без
истинного раздвоения «Я». При этом дети мучительно переживали утрату
сознания собственного «Я». В тревоге спрашивали родных: «Кто я?».
Расспрашивали, откуда родным известно, что «Я— это Я». К этому состоянию
относились и ощущения, связанные с нарушением восприятия целостности тела,
части которого переставали восприниматься больными как собственные. Дети
жаловались, что «рука плохая, нога не слушается», просили избавить их от этих
частей тела: «оторвать, отрезать их». У других больных появлялась
неуверенность в совершении ими каких-либо действий. После любого действия
они требовали от родных подтверждения: «Я пил или не пил?» и т. п.

В 12 наблюдениях возникло не истинное раздвоение самосознания, а замена
собственного «Я» иным «Я». У одних детей это выражалось в том, что они
начинали называть себя другим именем. У 4 больных при этом наступило
отчуждение сознания принадлежности к определенному полу и заменилось
сознанием принадлежности к противоположному полу. «Я — мальчик», —
утверждала одна девочка; «Я — Александра Михайловна», — говорил другой
мальчик; «Я не Боря, я — Яныч»,—называл себя новым именем мальчик, «Того


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

мальчика нет», — заявлял третий и т. п. Вследствие депрессивной
деперсонализации у больных наступало патологическое игровое
перевоплощение в зверей, насекомых и других существ. Легкость отчуждения
сознания «Я» в депрессивном состоянии наряду с наличием ригидности
психических актов приводила к длительной фиксации ребенка на определенных
представлениях. Это особенно сказывалось в однообразном игровом
перевоплощении.

У 3 детей отмечался феномен, близкий к истинной деперсонализации с
раздвоением сознания «Я». Дети ощущали присутствие себе подобного ребенка
рядом с собой, иногда как-то по-другому воспринимали себя, но не могли
объяснить этого. Своего двойника они называли своей фамилией. Всякий раз,
когда дети в таком состоянии хотели есть, они говорили о себе как о других
личностях и просили еды на двоих: «Мы к тебе с ним пришли, дай нам есть».
Нарушение самосознания колебалось и зависело от степени депрессивного
состояния. Даже суточные колебания отражались на процессе отчуждения «Я».
В утренние часы, когда дети чувствовали себя хуже, они называли себя чужим
именем, а к вечеру, при улучшении состояния, как бы забывали об этом или
вспоминали, но уже не отказывались от своего имени.

Из 17 детей только у 5 обнаруживались и дереализационные явления. Больные
жаловались на «туманное» или «как во сне» восприятие окружающего.

Таким образом, у 11,0 детей проанализировано 116 приступов аффективно-
полиморфной структуры. В приступах основное место занимали адинамическая
негативистическая депрессия и депрессия со страхом и ажитацией, которые
сочетались с неврозоподобными расстройствами, патологическими играми,
фантазированием, влечениями, симптомами, близкими к
деперсонализационным расстройствам. Аффективные расстройства имели
тенденцию к неглубоким колебаниям в пределах расстройств одного полюса.
«Приступ» у этих больных охватывал, как правило, серию монополярных
приступов или приступ с континуальным течением фазных расстройств
настроения.

Катамнез 110 больных показал, что после становления ремиссии 94 ребенка
смогли посещать детский сад или обучаться по программе обычной школы, а 9
детей— по программе вспомогательной школы. Глубина личностного дефекта у
этих 9 больных зависела не только от нарушений развития в преморбиде, но и
от степени выраженности расстройств в приступах болезни. О 7 детях сведения
были недостаточны.

Приступы тревожного возбуждения, страха в сочетании с расстройствами
восприятия отмечены у 43 детей в возрасте 1V2— 8 лет. У 26 детей возникали
расстройства сна и страх в просоночном состоянии, вслед за которым
нарушались поведение и общение с родными. Днем дети оставались пугливыми,
временами настороженно вглядывались во что-то, к чему-то прислушивались,
суетливо меняли положение, не находя себе места. В течение дня не раз
наступало состояние ажитированной тревоги с метанием, дети куда-то
стремились, выкрикивали опасения. У них затруднялось засыпание, а ночной
сон прерывался пробуждением со страхом и просоночными обманами
восприятия. Проснувшись, дети 3—6 лет вглядывались в пространство перед


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

кроватью или смотрели на кровать, в сторону окон и в другие места помещения,
уверяя, что там «Волк», «Страшный дядька», «Тигр рядом с кроватью», «Черная
ворона», «Курица», «Он желтый» и т.п. Днем дети в таком состоянии редко что-
либо рассказывали. При расспросе страх усиливался. Дети в возрасте 2—2,5 лет
говорили, что их кусают насекомые (комары, мухи и т. п.), стряхивали и
отгоняли кого-то от себя. Утверждали: «Там муха», «Бабочка» и т. д. В дневное
время дети оставались тревожными, у них были резко выражены гиперестезия и
гиперакузия, нарушались аппетит и игра. В единичных случаях галлюцинации
возникали и в дневное время, также сопровождались страхом, дети в ужасе
обходили места проекций галлюцинаций, иногда в тревоге просили мать
перенести их через эти места. В некоторых случаях повторные расстройства
восприятия возникали при засыпании и сопровождались острым страхом. Дети
кричали: «Баба, вон муха», «Морды», «Боюсь, я их вижу».

Иногда у детей в возрасте до 3 лет появлялись примитивные слуховые обманы в
виде «стука», «боя часов», «петушиного крика», а у детей в возрасте 4 лет и
старше — более сложные слуховые обманы. Дети сообщали, что «Кто-то
плачет», «Говорит непонятное», «В ушах разговор», «Голос в голове». Таким
образом удалось установить, что у детей с возрастом усложнялись расстройства
восприятия, но лишь одна девочка 5 лет 2 мес могла сказать о содержании
услышанного, уверяя будто голос сказал: «Ты умрешь». У некоторых детей
наряду со зрительными галлюцинациями обнаружены тактильные
галлюцинации с особым, свойственным возрасту, содержанием: «На руках
стекляшки», «Мальчики в руке».

В нескольких приступах выявлен «оральный» галлюциноз со стороны полости
рта: «Во рту бумага и железки», «Во рту жженая бумага», «Во рту волосы» и т.
п.

Один ребенок ощущал «неприятный запах», т. е. были обнаружены
обонятельные галлюцинации.

Состояние тревоги днем у детей постепенно ослабевало, а к вечеру вновь
усиливалось. Они отказывались спать на старом месте, где у них впервые
возникли обманы восприятия. Спустя 5—12 дней острота состояния начинала
спадать. Уменьшалась тревога, но появлялись навязчивые опасения и
гиперкинезы. Состояния ажитации становились все реже и короче.

Только в 4 случаях слуховые галлюцинации сохранялись на протяжении 2—4
мес Дети оставались резко отгороженными от окружающих и загруженными С
персоналом почти не разговаривали, не обращались с просьбами, не играли. К
чему-то постоянно прислушивались, иногда сами с собой разговаривали,
повторяя фразы, не связанные смыслом. Настроение было тревожное.

Ремиссия после таких приступов формировалась постепенно. У больных
выступали черты инфантилизма, несобранность, формальное отношение к
окружающим, резидуальные аффективные расстройства в форме колебания
настроения, навязчивых опасений, движений и тиков. Только у 4 детей эти
расстройства оставались на протяжении 2—4 лет, у остальных — исчезали в
более короткие (за месяцы) сроки. У этих больных были заметны резкая
эмоциональная обедненность, психическая ригидность, инфантилизм.