Файл: Башина В.М. - Ранняя детская шизофрения (статика и динамика).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 2449
Скачиваний: 8
Онлайн Библиотека
http://www.koob.ru
Эпизодически возникали опасения. Способность к обучению в школе
сохранялась у всех детей.
У остальных 16 больных приступ начинался с тревожной депрессии, наряду с
которой выступали опасения, страх, что с ними может что-то случиться. Дети
отказывались выходить- на улицу, не оставались одни в комнате. При усилении
тревоги наблюдались состояния ажитации. На фоне тревожной депрессии у 13
детей в вечерне?, а у 3 — в дневное время возникали наплывы воспоминаний,
которые сопровождались визуализацией представлений. Образы располагались
«на подушке», «перед глазами», «на стене» — наиболее частая локализация
подобных расстройств. Дети отграничивали эти представления от реальных,
однако при их появлении испытывали страх, «неприятное чувство». У 13 детей
подобные расстройства возникали непроизвольно, у 3 — «видения» вызывались
по собственному желанию. У 5 из 13 детей образцы перед глазами возникали
непроизвольно, но напоминали ранее виденные «картинки в книге»,
«мультфильмы», «маленьких человечков в кино». Дети неохотно рассказывали
об этих «видениях», аутистически переживая эти состояния. Последние
расстройства похожи на галлюцинации воображения Дюпре, поскольку
возникали сменяющиеся картины, связанные с прошлыми событиями, но по их
локализации «в глазах» или «близко перед глазами», а также по тому, что их
появление не зависело от воли ребенка, они частично напоминали
псевдогаллюцинации. У некоторых детей тогда возникало одухотворение
окружающих предметов: они боялись газовой колонки, звезды, «которая
смотрела», глаз, «которые оживали на портрете» и т. п.
У 10 детей возникали сновидения печального или агрессивного содержания:
дети видели во сне, «как они умирают», «как их съедают ведьмы» и другие
сказочные персонажи. Сны повторялись с однообразным, как клише,
содержанием, образцы в них отличались чувственностью и яркостью.
Все рассмотренные расстройства впервые появились в остром периоде и
впоследствии многократно повторялись после некоторого улучшения общего
состояния больных. Расстройства подобного типа возникали только у детей с
высоким интеллектуальным развитием и склонностью к воображению. Больные
не только представляли «образы», но и использовали их в играх, рисунках,
фантазиях. Рассказывали о «видениях» красочно, давая им сказочное или
фантастическое объяснение.
У 2 детей приступы подобной структуры были первичными, у остальных 14 —
повторными, у 3 — возникали после приступов неврозоподобной, у 7 —
аффективно-неврозоподобной, у 4 — аффективно-деперсонализационной
структуры. Только у 3 детей после таких расстройств в последующих приступах
появлялись истинные галлюцинации, а у остальных 13 и последующие
приступы носили аффективно-неврозоподобный характер.
Катамнез этих больных показал их социальную адаптацию: у 13 детей —
способность к обучению по программе обычной школы и у 3 — по
индивидуальной программе. Изменения личностные у этих детей были резко
выражены: формировался шизоидный тип с чертами отгороженности от
окружающего мира, чрезмерно рациональным отношением к родным,
аутистическими примитивными влечениями, чудаковатостью.
Онлайн Библиотека
http://www.koob.ru
Клиническую картину в приступах у 6 детей определяли аффект страха: тревога,
явления сновидности, моторное беспокойство. Приступы обнаружены у 1
больной в возрасте 4/2 лет, у 3— в возрасте 5—6 лет и у 2 больных — в возрасте
6—7 лет. Заболевание развивалось подостро в 2 и остро— в 4 случаях. Дети
становились тревожными, метались, плакали, что-то все время говорили. В речи
отражались прошлые воспоминания, отрывочные впечатления от окружающего.
Состояние тревоги в течение дня перемежалось тревожной взбудораженностью
и дурашливостью. Временами возникала растерянность, которая легко
сменялась правильной ориентировкой. С углублением тревоги дети прятались,
отказывались от пищи, с неожиданной неприязнью относились к родным,
персоналу, что напоминало ложные узнавания.
В этот период расстраивался сон. Некоторые дети не спали в течение
нескольких ночей подряд, становились отрешенными; то лежали неподвижно и
во что-то вглядывались, то в беспокойстве куда-то стремились, лицо искажал
страх. Только значительно позднее по выходе из острого состояния дети могли
сказать, что окружающее казалось им «космическим» и что они «летят на
самолете», «видят Бабу-Ягу», «страшил» и т. п. Острое состояние длилось у
некоторых до 3 нед. Состояние улучшалось постепенно, налаживался сон,
уменьшалось беспокойство, на протяжении 2—3 мес сохранялась резкая
эмоциональная лабильность, отвлекаемость, временами возвращались
растерянность, беспокойство с тревогой по вечерам Игра в этот период
отсутствовала. Дети равнодушно и формально относились к персоналу и
родителям. Они легко плакали, капризничали без повода, били окружающих.
Настроение у них менялось от равнодушного, печального, со слезливостью к
приподнятому с дурашливостью Тогда же возникали сновидения устрашающего
однообразного содержания, о которых дети рассказывали неохотно. Только
спустя еще 2—3 мес дети становились спокойнее, ровнее, доступнее, и
начинали рассказывать о пережитом. Они плохо разграничивали сны и
галлюцинаторные образы: то утверждали, что все было наяву, то — все во сне,
то, как во сне. Расспросы не приносили облегчения, а чаще провоцировали
страх, дети становились агрессивными, у них возникали вегетативные
симптомы.
Становление ремиссии растягивалось на несколько месяцев. В этот период
сохранялись эмоциональная неустойчивость с легким переходом от слез к
смеху, истощаемость и отвлекаемость. Больные не играли, были бездеятельны,
даже с помощью воспитателя не могли сосредоточиться на примитивных
заданиях.
Приступообразная
рекуррентная
шизофрения
Ранняя детская шизофрения
(статика и динамика)
Башина В.М.
В эту группу вошло 10 детей (из них 6 девочек). У них изучено 39 приступов,
которые возникали в возрасте 2/2—8 лет. Длительное катамнестическое
наблюдение этих больных необходимо для верификации рекуррентной
шизофрении. Болезнь течет приступообразно, клиническую картину в
приступах характеризуют расстройства настроения и медленно нарастающие
изменения личности. У 9 из 10 детей искажения в развитии были еще в
доманифестном периоде болезни. В связи с редкостью наблюдений ранней
Онлайн Библиотека
http://www.koob.ru
рекуррентной шизофрении мы даем характеристику всех типов приступов у
обследованных, несмотря на единичные наблюдения (табл. 6).
Вялая адинамическая депрессия обнаружена у 5 детей (всего 9 приступов).
Состояние возникло у 1 ребенка впервые в 2/2 года, у 2 — между 3 и 4
годами, у 4 — между 4/2 и 5 годами, у 2 — между 5 и 6 годами. Болезнь
развивалась подостро, нарастала вялость, снижалась активность. Дети
переставали сами одеваться, есть, отказывались от игр, подолгу ничем не
занимались. Игрушки, предложенные родными, безучастно откладывали в
сторону. Пропадала естественная радость от прихода родных, новых
игрушек, сладостей. Снижался аппетит. Двигательная вялость и
бездеятельность периодически сменялись бесцельной суетливостью, без
подъема настроения и продуктивности.
Таблица 6. Время начала приступообразной (рекуррентной) шизофрении.
Время начала болезни
Тип аффективных
расстройств в
приступах
число
приступов
1-18
мес
1,5-2
года
2-3
года
3-4
года
4-5
лет
5-6
лет
6-7
лет
7-8
лет
8-9
лет
VII. Основные симптомы и
синдромы при ранней детской
шизофрении
Башина В.М.
В завершение клинической характеристики основных форм течения шизофрении у
детей раннего дошкольного возраста следует еще раз отметить, что у этой группы
больных, как и у лиц зрелого возраста, шизофреническому процессу свойственны
непрерывный и приступообразный типы течения болезни со злокачественностью,
средней и малой степенью прогредиентности. Оказалось, что основная тенденция
образования форм болезни сохраняется независимо от возраста больных на начальном
этапе процесса. Именно в этом можно видеть единство проявлений шизофрении у лиц
разных возрастных групп. Вместе с тем выступила явная взаимосвязь между разными
онтогенетическими уровнями и структурой симптомов и синдромов.
Как уже было показано в обзоре литературы, симптоматология ранней детской
шизофрении, особенно в возрастном аспекте, все еще остается наименее изученной.
При определении задач нашего исследования также подчеркивалось, что раздел о
симптоматологии обычно предпосылается описаниям течения, динамики, исходов
болезни. В нашей работе этот раздел пришлось расположить в несколько иной
последовательности, что отражало поиск путей наиболее полного решения вопроса.
Основные симптомы и синдромы при рано начавшейся шизофрении мы рассмотрим
последовательно, причем будем учитывать разные возрастные этапы развития
больных детей, а также выделенные формы течения шизофрении у них.
А. В. Снежневский (1975) определяет синдром как патогенетическое образование,
которое свидетельствует не только о качестве, но и о тяжести расстройства
психической деятельности. Синдром представляет систему, состоящую из суммы
различных признаков (симптомов).
Онлайн Библиотека
http://www.koob.ru
Встречаемость аффективных и моторных симптомокомплексов в доманифестном
периоде у детей, страдающих шизофренией, в возрасте до 1 года. Симптомокомплекс
аффективных расстройств представлен приступами тревожного плача, общего
беспокойства с нарушениями сна в ночное время и последующей плаксивостью днем.
Эти состояния беспокойства прерывисты, повторяются несколько раз в ночь на
протяжении недели и отмечаются в течение 2—12 мес. Подобного типа расстройства
выявлены у 22 больных; у 8 была непрерывная злокачественная, у 8 —
приступообразная близкая к злокачественной, и у 6 — малопрогредиентная
шизофрения.
Структура этих расстройств скорее всего связана с нарушениями в аффективной сфере
и представляет собой первые проявления беспричинной и безотчетной тревоги.
Характерно, что эти приступы тревожного плача появляются в ночное время.
Следующий комплекс расстройств состоит из симптомов двигательного возбуждения
или вялости. Моторное возбуждение обнаруживалось на протяжении дня и
выражалось в повышенном беспокойстве ребенка, который совершал повторяющиеся
однообразные движения головой, руками, ногами, в возрасте старше полугода
выкарабкивался из пеленок. Возбуждение было длительным, временами сменялось
состояниями адинамии. Активность ребенка в период возбуждения только внешне
напоминала физиологически обусловленную подвижность здорового ребенка. Она
отличалась монотонностью и протекала на безрадостном эмоциональном фоне. При
наличии этих состояний отсутствовало «усложнение моторного развития ребенка,
присоединялся регресс первых навыков. Иногда наблюдался беспричинный отказ от
кормления, появлялись беспокойство и плач при взятии ребенка на руки. Подобного
типа расстройства обнаружены у 12 детей только при непрерывной злокачественной и
приступообразной, близкой к злокачественной, шизофрении.
У других 14 детей отмечались состояния акинезии. Они становились вялыми, мало
двигались в кроватке, недостаточно выражали радость, видя мать, становились
безучастными к игрушкам, голоду, дискомфорту. Эти состояния возникали аутохтонно
и спонтанно исчезали. Они обнаружены в случаях непрерывной злокачественной,
приступообразной, близкой к злокачественной и малопрогредиентной шизофрении. В
дальнейшем у всех этих детей отмечена задержка в развитии навыков моторики и
речи.
Можно ли состояния моторного возбуждения и адинамии с перечисленными
особенностями относить к кататоноподобному типу расстройств? Похожие состояния
могли быть и следствием адинамической депрессии или повышенного настроения с
возбуждением. Клинических симптомов, достаточных, чтобы определить их как
кататоноподобные расстройства, у нас, как и у других/авторов, обращавших внимание
на подобные расстройства, нет. Вместе с тем L. Bender (1968) отнесла похожие
состояния к субступорозным. Нами выявлены некоторые факты, подтверждающие эти
предположения. Во-первых, состояния моторного возбуждения и адинамии протекали
на неизмененном эмоциональном фоне. Во-вторых, у большинства этих больных после
4 лет развивались приступы кататоноподобной структуры, а к 9—11 годам —
приступы кататонии с оцепенением.
Был, правда, единственный случай, когда у ребенка в возрасте 6 мес возникали
состояния моторного возбуждения на фоне повышенного настроения, с беспричинной
веселостью, смехом, готовностью к контактам со всеми окружающими и укорочением
сна без симптомов регресса. Впоследствии у этого ребенка наблюдались приступы
Онлайн Библиотека
http://www.koob.ru
аффективной природы в сочетании с неврозоподобными расстройствами, но его
интеллектуальное развитие не страдало. Этот случай до некоторой степени
подтверждал как возможность развития двигательного беспокойства — аффективной
природы у детей 6—12 мес, так и его отличие от моторного беспокойства
кататоноподобной природы на безаффектном фоне.
Таким образом, у детей, больных шизофренией, помимо нарушения развития, в
доманифестном периоде оказались возможными позитивные расстройства в форме
аффекта тревоги, моторного возбуждения на фоне повышенного настроения,
моторного возбуждения и адинамии на безаффектном фоне с симптомами регресса.
Доказать определенную нозологическую принадлежность перечисленных симптомов в
период их появления почти невозможно. По-видимому, наибольшую информативную
ценность представляют состояния двигательного возбуждения на индифферентном
эмоциональном фоне, которые сочетаются с регрессом в движениях рук и могут
рассматриваться как прогностически неблагоприятные.
Симптомокомплекс регрессивных расстройств. Симптомы регресса при заболевании
шизофренией в конце 1-го — начале 2-го года жизни состояли из углублявшегося
отрешения от окружающего, регресса ходьбы и целенаправленных движений рук.
Ходьба сменялась ползаньем, вместо направленных движений в руках появлялись
хаотические движения рук и атетозоподобные движения в пальцах рук. Последние в
норме были свойственны детям 1—4-недельного возраста. Наряду с регрессом
возникала стереотипия движений, доступных в этом состоянии больному ребенку.
При формировании симптомов психического регресса у детей в возрасте 1—5 лет
прежде всего угасала присущая детям жизнерадостность, обеднялись эмоциональные
реакции, снижалась активность. Дети утрачивали интерес к окружающему миру,
переставали сами одеваться, мыться, неряшливо ели, пищу хватали руками, крошили
ее. У них исчезал интерес к сверстникам, пропадала радость от общения с родителями.
Круг деятельности сужался. Ранее приобретенные представления, понятия об
окружающем мире, деятельности исчезали и заменялись в поведении ребенка, играх
использованием примитивных тактильных, вкусовых, обонятельных ощущений. В
играх утрачивались сюжетность и предметность. В дальнейшем, при углублении
проявлений регресса, игра еще более упрощалась. Дети трясли, обнюхивали,
ощупывали предметы. Удовлетворение от такой игры доставляли сами моторные акты
и примитивные ощущения.
Моторика видоизменялась: вместо тонких направленных движений появлялись ранее
приобретенные движения в виде взмахов рук, потряхиваний кистями, складывания
пальцев рук и верчения их у глаз. Ходьба использовалась наряду с ползаньем; к тому
же возникали стереотипные кружения и раскачивания.
Если ребенок к началу заболевания говорил, то речь подвергалась регрессу прежде
всего. Фразы становились проще, короче, затем оставались слоги и нечленораздельные
звуки. У детей с хорошо развитой речью к началу болезни можно было наблюдать
этап, когда нарушалось построение предложений. В таких случаях ответ состоял из
потока не связанных смысловым содержанием слов. Исчезали личные глагольные
формы и личные местоимения, появлялась эхолалия. Такое расстройство- речи
заменялось еще более тяжелым ее нарушением: произношение слов становилось
косноязычным, лепетным, невнятным, слова заменялись слогами и речь полностью
утрачивалась.