Файл: Башина В.М. - Ранняя детская шизофрения (статика и динамика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 2312

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

непрерывной шизофренией (26 %), у И детей с непрерывной вялотекущей
шизофренией (31 %), у 12 детей с приступообразной, близкой к злокачественной,
шизофренией (22 %) и у 12 детей, больных приступообразной мало-прогредиентной
шизофренией (8 %). Среди детей, больных рекуррентной шизофренией, не было лиц
с подобным типом расстройств. Наименьший процент случаев с задержкой
становления моторных актов выявлен в группе малопрогредиентной
приступообразной шизофрении (8 %). Обнаружена взаимосвязь с тяжестью течения,
ранним началом процесса и количеством случаев с задержанным развитием
моторики.

Формирование сложных тонких моторных навыков задерживалось у 212 (70 %)
детей, больных шизофренией. В этой группе рекуррентной шизофрении было 10 %
случаев, приступообразной, близкой к злокачественной, шизофрении — 69 %,
малопрогредиентной и непрерывной злокачественной — 76 %, непрерывной
вялой— 54 %, с непрогредиентным синдромом Каннера— 100 %. Как известно,
активное становление тонкой моторики приходится в норме на 2—3-летний возраст.
У большинства обследуемых к тому времени процесс уже начинался, что
нивелировало значение обнаружения задержки тонкой моторики.

Задержка речевого развития обнаружена у 111 (30,3 %) детей. Меньше всего
формирование речи страдало при рекуррентной и непрерывной, вялотекущей
шизофрении; наибольшая частота нарушений развития речи в преморбиде выявлена
у лиц с неблагоприятным течением болезни.

Нарушение формирования игровой деятельности имелось у 250 (83,3 %) детей. У
такого же числа больных были нарушены межперсональные взаимоотношения.
Следует отметить, что, несмотря на одинаково раннее начало болезни, одни
функции, например речь, страдают меньше, другие, например, моторика и особенно
межперсональные взаимоотношения, нарушаются в большей степени.

Учет качества развития рассмотренных сфер деятельности ребенка послужил
основанием выделить группы с нормальным, искаженным, стигматизированным,
задержанным развитием в доманифестном периоде. В первой группе нормальное
развитие было установлено у 14 (4,7 %) больных. У этих детей не имелось
нарушений инстинктивной жизни. Пищеварение и сон были нормальными.
Становление движений крупных мышц и мелкой моторики происходило в
физиологически обычные для здоровых детей сроки. К 1

!

/2— 3 мес дети держали

головку, к 5—6 мес сидели, к 10— 13 мес самостоятельно ходили, к 1

!

/2—3 годам

пользовались 2—3-сложной фразой. В течение первого года жизни у детей
формировались эмоциональные привязанности к родным и окружающим лицам. Со
2-го года происходило усложнение контактов, появлялась возможность реализации
интереса к сверстникам, способность понимать радость, обиду, подчиняться
приказу. Постепенно расширялись взаимоотношения ребенка с окружающим миром,
пополнялись его знания, усложнялась игра. Психическое и физическое развитие
протекало гармонично. Дети доставляли окружающим удовлетворение своими
успехами в развитии и своею синтонной эмоциональностью.

Вторую группу составляли 30 детей (10 %), у которых в развитии были обнаружены
патологические стигмы. У этих больных обнаруживались неоднозначные, нерезко
выраженные отклонения в развитии личности. Периодическая недостаточность
ночного сна замечена у 1JO детей; они же проявляли повышенную чувствительность
к шумам и дискомфорту. 9 детей были реактивны; из них у 6 был вялый аппетит,


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

слабая реакция на дискомфорт и на мать. У 2 детей возникало стремление к
несъедобным видам пищи, затруднение перехода от грудного кормления к общему.
У 9 детей было затруднено формирование навыков самообслуживания и других
движений моторики рук. У 2 детей наблюдалось замедление в становлении речи,
использование фраз-штампов, у 6 — речь формировалась ускоренно. После года, со
времени становления ходьбы, у 20 детей не возникало стремления к общению со
сверстниками; они вели себя пассивно, не. защищались, не играли.

Индифферентно относились к родителям 9 детей. Перечисленные особенности
развития личности, если в последующие 2—3 года жизни не возникал процесс,
нивелировались и развитие ребенка переставало вызывать опасения.

Оказалось, что распределение детей с отдельными патологическими стигмами, как и
детей с нормальным развитием в доманифестном периоде, по формам течения
шизофрении близкое. Личности с нормальным развитием и стигматизированным
развитием преобладали в группе злокачественной непрерывной,
малопрогредиентной и рекуррентной шизофрении и были в меньшем числе среди
больных вялотекущей непрерывной и приступообразной, близкой к злокачественной
шизофренией.

В третьей группе искаженное развитие обнаружено в доманифестном периоде у 136
детей (45,3 %). У больных этой группы нарушения были еще более заметными,
однако не у всех однозначными, как и у больных предшествующей группы. У 30
детей отмечена недостаточная продолжительность сна в ночное время, укороченные
перерывы между кормлениями, пониженная чувствительность к дискомфорту,
вялость, у 15 — повышенная чувствительность к громким звукам, мокрому белью,
голоду, легко возникавший плач. Становление первых крупных моторных актов
нормальное. У 92 детей отмечена задержка развития тонкой моторики, становления
навыков, общая неловкость, медлительность. Дети длительно не осваивали детские
игры, не прыгали и т. п. У 101 ребенка игра была аутистической, 117 детей не
проявляли интереса к сверстникам, 61 холодно относился к родителям.

Состояние больных детей с искаженным развитием в доманифестном периоде не
исчерпывалось только этими патологическими признаками. 25 детей отличались
повышенной чувствительностью: еще в младенчестве плохо переносили громкие
звуки, дискомфорт, приход в дом посторонних, смену пищи. У них возникала
привычная рвота. Сон легко нарушался, становясь прерывистым. После года, когда в
норме связь с родителями уменьшалась, у детей увеличивалась зависимость от
матери. Они переставали отпускать ее от себя, появлялась тревога при уходе матери
из дома. В домашнем кругу с размеренным ритмом, при доброжелательном к ним
отношении дети были спокойными. Их обычно характеризовали как «легких».
Приветливые, доступные с родными, в обществе сверстников они робели, играли с
ними только с помощью родителей. В присутствии посторонних смущались,
замолкали, становились скованными, неуклюжими Пассивно и безропотно
подчинялись даже более младшим детям, не отстаивали своих интересов, не умели
«дать сдачу». Их отличали бесхитростность, наивность и прямодушие не по
возрасту. Чувствительность к «неудачам», такие дети, став старше, начинали
сторониться ровесников. При общении с 1—2 знакомыми детьми всегда
обнаруживали достаточные знания, ориентировку в окружающем, были способны
предложить игру, с удовольствием помогали родным.

У 6 детей (из 25) был резко снижен пищевой инстинкт, не было чувства голода,


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

любимых блюд, с рождения наблюдалось отрицательное отношение к кормлению.
Сон был поверхностным, непродолжительным и легко нарушался. Дети
беспричинно обижались, любое замечание вызывало у них слезы. Они плохо играли,
так как затруднения, неудачи приводили их в состояние длительного раздражения.
Новые впечатления, игрушки, приход посторонних — все вызывало у них
недовольство. Иногда у них возникали при этом истеро-формные реакции или
двойственность в желаниях, негативизм. Все эти особенности могли быть отнесены
к начальным симптомам нарушенного развития, свойственного сенситивным
шизоидным личностям.

У других детей (41) после годовалого возраста отмечались признаки возбудимости и
моторной расторможенности. Это обнаруживалось в играх, взаимоотношениях с
родными. Дети быстро всем пресыщались: старые игрушки без сожаления портили,
постоянно требовали новых. Желания выражали бурно, при неудовлетворении их
Кричали, плакали, легко ссорились с родными. Общие игры со сверстниками у них
не получались, так как они не умели поступиться своими интересами, все делали по-
своему, были повышенно ранимы и обидчивы. Несмотря на легко возникавший
интерес ко всему окружающему, они редко увлекались чем-то по настоящему и
надолго. Первая радость от прогулки, новой игрушки у них быстро проходила, в
раздражении они искали новых впечатлений. Им было чуждо чувство
привязанности к другим детям, они переходили от одного сверстника к другому.
Иногда у них возникали необычные интересы, — тогда они настойчиво стремились
овладеть желаемым. Но и в этих случаях, быстро пресытившись, бросали то, чего
упорно добивались. Таким детям свойственны противоположные желания,
стремление к недозволенному: они рвали книги, портили любимые вещи родителей
на глазах у них и получали от этого удовлетворение. В отношениях с родными они
неласковые, эгоцентричные, не переносят нежность: могут демонстративно
вытереться, если мать их поцелует.

Речь развивалась у детей этой группы в нормальные или несколько ускоренные
сроки в сравнении с физиологической нормой. Обращали внимание их
немногословность, редкие вопросы, предпочтение говорить самим с собой. Новые
навыки они осваивали с трудом из-за отсутствия интереса, тогда как некоторые
навыки по собственному почину ими усваивались быстро. У других 33 детей наряду
с чертами возбудимости была резко выражена сенситивность.

Искажение развития у 13 детей характеризовалось пассивностью, ареактивностью с
раннего возраста Эти дети были очень вялы, безразличны к дискомфорту,
относились одинаково спокойно к матери и посторонним, к кормлению, взятию на
руки. Их характеризовали как детей «без улыбки», которых «не слышно», «словно и
не было в доме ребенка», настолько редко они плакали и совсем не выражали
радости или протеста. После полугода такие дети недостаточно реагировали на мать,
спокойно шли к посторонним. При этом родители легко исключали плохую
дифференциацию, так как дети уже хорошо различали мелкие игрушки.
Нормальные сроки становления моторных актов у этих детей не исключали
медленного приобретения навыков, связанных с развитием тонких движений
пальцев рук, требующих внимания, учета очередности движений. Таких детей после
года трудно было приучать к выполнению новых действий. Усвоив какой-либо
навык, дети его неукоснительно выполняли в строго определенной, затверженной
последовательности и не меняли соответственно изменившейся обстановке. После
1,5—2 лет они иногда начинали подходить к сверстникам, но лишь со стороны
недолго наблюдали за их действиями. В одиночку они играли в примитивные,


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

однообразные игры, сводившиеся к перекладыванию, пересыпанию, верчению,
трясению. После

1

/

2

лет дети оставались эмоционально тусклыми, пассивно

относились к родительскому вниманию, ласкам. Наконец, для 24 детей с
искаженным развитием больше всего были характерны отгороженность от всех
окружающих и аутистические интересы. И у этих детей крупные статические
функции развивались своевременно, речь — с опережением. Первые слова обычно
они соотносили не с родителями, а с непривычными предметами. Речь фразами
появлялась к 1 — 1,5 годам. Рано вводились сложные обороты, наречия, фразы
строились грамматически точно. Несколько позднее дети уже легко заучивали
стихи, отрывки прозы. Однако они были малоразговорчивыми, в общении
предпочитали пользоваться жестами. Наедине с собой они шептали, бормотали.
Иногда в таких случаях речь деформировалась и представляла обрывки фраз, слоги.
У других появлялась склонность к рассуждательству, пустому говорению. В их
играх отражались соответственно возрасту события окружающей среды, сведения,
почерпнутые из книг. Однако у всех выступали отвлеченный характер игр,
предпочтение мелким сыпучим предметам (бусы, пуговицы, гайки), нелюбовь к
живому, а также игры — фантазии «про себя». В них все события разыгрывались в
воображении, дети при этом сидели без движения, что-то шептали, а игрушку
держали зажатой в руке, не манипулируя ею, или рисовали несколько штрихов,
каракуль и застывали над рисунком. При расспросе могли сказать, что у них тут
«прекрасные звери», «дома» и т. п. Беспомощные в кругу сверстников, они не
понимали взаимоотношений между детьми, не усваивали правил общежития,
нередко говорили, «что не любят играть с детьми, не любят «живое».

У половины этих детей наблюдались влечения к яркому, огню, агрессия с первых
лет жизни. У всех рано появлялись односторонние интересы, одержимость камнями,
этикетками и т. п. В игровых влечениях обращали на себя внимание узость
интересов, ригидность, трудный переход к новым увлечениям. Дети были
скрытными, не выражали своих чувств, недифференцированно относились к
родным, не чувствовали другой стороны, в общении были бестактными и
невнимательными. Иногда общение со сверстниками у них сводилось к тактильным
контактам: возне, обниманию, бегу рядом со всеми, но предпочитали они
одиночество. Многие даже не переносили присутствия родителей, прогоняли их из
комнаты, отказывались от общих игр и прогулок. Перечисленный комплекс
особенностей развития личности представлял собой формирование выраженных
шизоидных черт у этих пациентов.

В четвертой группе тип личностного развития в доманифестном периоде у больных
шизофренией определяли черты задержанного развития. Оно установлено у 78 (26
%) больных; из них у 46 была задержка психического развития, у 32 клиническая
картина исчерпывалась расстройствами в форме синдрома раннего детского аутизма
Каннера. Рассмотрим каждый тип расстройств в отдельности.

Из 46 матерей детей с задержанным развитием почти у половины (37) были явления
токсикоза беременности, а у 43 — патология в родах. У всех этих детей
задерживалось становление крупных моторных актов на 2—5 мес по сравнению с
физиологически нормальными сроками. Развитие тонкой моторики, навыков
обслуживания отставало на годы. У всех выявлены дисплазии в соматическом
статусе и строении скелета: неправильное строение черепа, асимметричное
расположение макушки, большее число макушек, деформированность ушных
раковин (приросшие мочки уха, увеличенные или уменьшенные по сравнению с
нормой размеры ушей), низкое расположение слуховых проходов, неправильный


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

рост волос: край их у 4 больных спускался низко на лоб, волосы не ложились, а
стояли наподобие гребня; у 10 детей были истонченные, повышенно ломкие и сухие
волосы. У всех обнаруживались моторная неловкость, неуклюжесть движений и
походки, неправильная осанка. Одни (15) были пониженного питания, другие (5)
чрезмерно повышенного. Сон нередко прерывист до полугода. Если в предыдущих
группах лишь отдельные дети плохо различали родных, здесь эти симптомы
отмечены у всех. Одни (35) были пассивны, другие (10) беспокойны. Развитие
фразовой речи растягивалось на годы, первые слова появлялись к 1,5 - 2 годам.
Словарный запас приобретался медленно, дети пользовались им редко, длительно не
преодолевалось косно. язычное произношение слов. В основном наблюдалась речь в
форме штампов, иногда бормочущая, задерживалось появление ее вопросных форм.

Дети не осваивали простых навыков опрятности. Они были косны в привычках, с
трудом меняли место и вещи. Игра у всех долго оставалась примитивной, На уровне
восприятия предметной формы и простых манипуляций в форме верчения,
пересыпания, постукивания предметом о предмет. Способность к сюжетной игре не
развивалась. Несмотря на примитивность, у 10 детей игра приобретала характер
влечения и годы сохраняла свою однотипность. Дети не проявляли нежности к
родным, оставались бесчувственными к их ласкам. Вместе с этим они хорошо знали
состав семьи и страдали, если он изменялся. Они плохо переносили приход в дом
посторонних лиц, рано это чувствовали, волновались, капризничали; в более
старшем возрасте стремились уйти в другую комнату, забраться в более тихий угол.
Недостаточно замечали сверстников, как и другие новые объекты. В возрасте 2—3
лет еще не ощущали разницы между живым и неживым, иногда отрицательно
относились к живому, толкали ребенка, ударяли собаку и нередко не только без
чувства вины, но и с интересом к этому. Желания они в основном выражали
жестами или стремились взять нужную вещь без спроса. Временами у них
обнаруживалось хорошее пассивное «внимание, лучшее, чем предполагалось,
запоминание. Все же у этих детей пассивно накапливались знания,. шло
постепенное их развитие. Перечисленные особенности развития этих детей в
доманифестном периоде болезни дали повод определить его как задержанное.

Подробнее остановимся на характеристике личностного развития 32 детей с
синдромом раннего детского аутизма Каннера. Как уже было сказано, вопрос о
структуре этого симптомокомплекса расстройств остается нерешенным и
обсуждается рядом детских психиатров до сих пор. Приводим наблюдение.

Больной П., 1965 г. рождения, с синдромом Каннера. Сведения о наследственности:
мать, 1940 г. рождения, инженер. В детстве послушна. Были подруги. Училась
легко. После института справляется с работой, отношения с сослуживцами хорошие.
Семейная жизнь не сложилась. Сыну предана. Спокойная, подчиняемая,
чувствительная. Тетка и бабка с чертами сенситивности. Двоюродный брат по линии
матери, 1965 г. рожд. Замкнутый, застенчивый, одинокий. В школе учится с трудом.
То упрям, настойчив, то пассивен, подчиняем. Занимается с помощью родителей.
Отец, 1940 г. рожд., старший научный сотрудник НИИ. На работе его ценят. В
отношениях с людьми рационален. В семье деспот. Сам находится в зависимости от
матери, женился по ее указке. С первых дней после женитьбы выдвинул идею
укрепления семьи, по которой все в ней строится «на внешних отношениях» и
начинается с «магических» слов «спасибо», «пожалуйста» и т. д. Его и мать не
интересуют внутренние переживания других. Если жена будет внешне вежлива,
добра, почтительна, то все будут довольны и семья станет прочной. Не понимает
странности своих высказываний. Ребенка не хотел. Заботу жены о ребенке называл