Файл: Абрамова Г.С. - Возрастная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 10051

Скачиваний: 69

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

численном окружении. Дети, которые видят больше людей,
доброжелательно и искренне к ним расположенных, обычно

380

йолее доброжелательны и к незнакомым людям. Они реже
плачут при появлении незнакомого человека, спокойнее вос-
принимают временное отсутствие матери и заботу о них не-
знакомых людей. Ребятишки, которые контактировали толь-
ко с очень небольшим количеством людей, часто пугаются
незнакомых - плачут, отворачиваются, даже закрывают лицо
пуками или одеяльцем. Можно предполагать, что уже в самом
раннем возрасте складывается потребность в другом человеке.
Причем содержание этой потребности, по мере развития че-
ловека, обретает определенную форму, которая достаточно
устойчива. Известно, что в психологии принято выделение
двух типов личности: экстравертированный и интровертиро-
ванный. Они существенно различаются по направленности на
других людей. Если давать им краткую характеристику, то
экстраверт - это человек, направленный на других людей, а
интроверт - направлен в большей степени на себя.
Разные жизненные ситуации предъявляют требования то
экстравертированного, то интровертированного поведения,
человеку-экстраверту трудно там, где надо действовать одно-
му, а интроверту сложно в ситуациях совместных действий.
Эти трудности связаны с несовершенством форм и способов
взаимодействий с другими, которые характеризуют потреб-
ность в другом человеке.
Что такое хорошо и что такое плохо ребенок еще только
чувствует, но чувства, эмоции - это тот первый опыт, кото-
рый определяет развитие общего мироощущения: положи-
тельного или отрицательного, оптимистического или насто-
роженно-пессимистичного. Эмоциональный опыт маленьких
детей проявляется в их любопытстве и общительности, в их
бесстрашии по отношению к предметам, в их повышенной
чувствительности в отношении других людей.
Эмоции являются своеобразным ориентиром при построе-
нии поведения малыша: чем богаче мир его положительных
эмоций, тем больше возможностей для действия с предме-
том, тем больше возможности для взаимодействия с другими.
В этом смысле любая ситуация взаимодействия с ребенком,
где он получает хотя бы толику положительных эмоций, не
менее важна для его жизни, чем усиленное питание или свежий
воздух. Кормление ребенка грудью в этом отношении не толь-


background image

ко питание для малыша, но и воспитание в полном смысле
слова, так как устанавливаются и развиваются такие отноше-
йия с матерью, которые в других ситуациях просто невозмож-
ны. Материнское чувство приобретает новое содержание,
женщина переживает новые для нее чувства, и они переносят-

381


background image

 ся на ребенка, на окружающих, становясь новыми человече-
скими отношениями, в которых и развивается личность.
Первые диалоги ребенка с матерью начинаются без слов во
время кормления, когда он кладет ручонку на грудь матери и
старается заглянуть ей в глаза. Это движение малыша не мо-
жет оставить равнодушной ни одну мать, и нежные слова и
взгляды дарятся ему с удвоенной щедростью. Может быть, с
этого момента и устанавливается то предельное понимание,
которое обеспечивает ребенку безопасность, а матери дарит
всю полноту материнского чувства.
К шести - семи месяцам средства и формы диалога уже
значительно усложняются. Даже плач малыша приобретает
множество не существовавших в первые дни оттенков. Плач
от страха и плач от дискомфорта также отличаются как плач-
призыв и плач-сочувствие. Можно отметить, что даже плач
при падении у семимесячного ребенка будет совсем разным,
если падение произошло в присутствии взрослого или без
него. В присутствии взрослого - плач отчаянный, призывный,
а без взрослого - хныканье (конечно, если падение не причи-
нило сильной боли).
Эмоциональные средства диалога, которыми овладевает
ребенок, далеко не всегда разумно используются взрослым.
Вот ребенок только учится ходить. Естественно, что падения
неизбежны, а сердобольная мать или бабушка еще от всего
сердца, не стесняясь в ахах и охах, жалеет малыша. Довольно
часто такая жалость только пугает ребенка, и у него рождает-
ся страх перед самостоятельным передвижением. По сути дела
настоящий диалог не происходит в таких ситуациях: взрослый
высказывает только свою точку зрения, лишая малыша из-
лишней эмоциональностью самостоятельной оценки того, что
произошло. Такое навязывание эмоциональной оценки делает
малыша предельно зависимым от взрослого, лишает его само-
стоятельности. Видимо, разумнее поступают те родители,
которые, жалея упавшего малыша, в то же время показывают
ему причину его ошибки и говорят о том, что в следующий
раз у него обязательно получится. Так и возникает предпо-
сылка для дальнейшего диалога, для самостоятельной оценки
малышом того, что произошло.
Вопрос, который вначале задает ребенок взрослому, вы-
ражен в форме действия, взгляда, жеста. Понять его можно
только в ситуации действия. «А? А?» - удивленно спрашивает
ребенок у взрослого. Чтобы ответить на его вопрос, надо


background image

видеть всю ситуацию и ее динамику, надо постоянно видеть
направленность действий ребенка. Единство ребенка и взрос-

382

лого на первых этапах жизни малыша позволяет взрослому
без особого труда отвечать на детские вопросы. Выполнение
просьб малыша, обращенных ко взрослым, это новая форма
диалога, которая появляется к концу первого года. Она осно-
вана не только на использовании первых слов, но большей
частью предполагает обращение к предмету и его свойствам
как посредникам диалога.
Годовалый малыш был в гостях, где его обещали подбро-
сить вверх, но сразу обещание не выполнили. Когда уже со-
брались уходить, он подошел к дяде, поднял ручки и подпры-
гивает - выполняй обещание.
Первые диалоги малыша со взрослыми обычно очень ко-
роткие: вопрос - ответ. Но взрослый сам может сделать ре-
бенка постоянным участником диалога, если будет разгова-
ривать с ним по поводу всего происходящего вокруг, обра-
щать внимание малыша на свои и его действия, на изменения
ситуации. Обычно так и поступает большинство родителей,
но, к сожалению, нередки и ситуации, когда взрослые увлека-
ются разговорами между собой и не замечают малыша, а он
не умеет привлечь их к происходящему. У многих детишек,
если с ними мало говорят, не только страдает речевое разви-
тие, но и не складывается потребность в диалогическом от-
ношении с другими детьми: они как бы не умеют слушать
другого человека, не стремятся к сотрудничеству с ним. На-
верное, вы могли наблюдать малышей, которые безучастно
сидят в колясках, когда их мамы читают или разговаривают
между собой. Этих детишек уже не научили разговаривать, да
им и не о чем говорить с мамой. Грустная картина.
Для ребенка диалог - это возможность научиться видеть
мир глазами других людей, возможность быть причастным к
Другой точке зрения, к другому, может быть, и не доступному
ему кругу забот и действий. Диалог - это и сопереживание, и
сочувствие, и содействие другому человеку. Годовалый чело-
вечек наблюдает, как родители ищут ключ. Он уже кое-что
знает и умеет, он уже может, пусть только в силу своих воз-
можностей, разделить заботу другого человека, он вступает в
Диалог: находит спрятанный ключ и несет его, довольный,
родителям. К двум годам он уже владеет многими формами
Диалога, привычно повторяющимися в ситуациях: пришли


background image

гости и ребенок сам несет стулья, рассаживает гостей, прино-
сит им игрушки и просит у матери конфет для угощения.
Диалог - это направленность на другого человека, стрем-
ление вызвать его на взаимодействие. Малыш может доби-
ваться этого самыми разными, доступными для него средст-

383