Файл: Абрамова Г.С. - Возрастная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 10519

Скачиваний: 76

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 вами, это может быть и плач понарошку, заглядывание в гла-
за, и специальное действие, чтобы вызвать внимание. По-
смотрите, как изобретателен уже годовалый ребенок, когда
хочет привлечь к себе внимание взрослого: малышу дали в
руки баранку, а он надевает ее на нос и... роняет. Смеется сам
и заглядывает в лицо взрослого, явно приглашая разделить
свою радость.
«Деловой» диалог: несет взрослому свисток, с которым сам
никак не мог справиться. Показывает, что надо делать. Пры-
гает от радости, что у взрослого получился звук, который
самому ребенку никак не удавался.
Поделиться с другим человеком своим опытом, рассказать
о том, что с тобой произошло, - эта потребность тоже возни-
кает и проявляется в диалоге. Сначала рассказы малыша -
пантомима о событии, в котором он участвовал, по мере ов-
ладения речью они становятся монологами. Пусть сначала
такими: «Юля, ы-ы-ы». Это воспоминание о том, как плакала
девочка, которую сын неудачно пожалел. Наверное, корни
искренности и откровенности между ребенком и взрослым - в
умении взрослого слушать и участвовать в таких диалогах.
В этом смысле каждая мать создает новые человеческие от-
ношения, является творцом не только своего ребенка, но и
творцом человеческой культуры, так как обогащает ее новыми
по смыслу и по форме человеческими отношениями. В этом
непреходящий смысл материнской любви, в этом величие жен-
щины в жизни общества. Она первая создает и развивает, а
порой и защищает человеческое отношение к рожденному ею
ребенку, она развивает это отношение от полной зависимости
жизни ребенка от нее до признания за малышом права быть
самим собой. Материнство развивает чувства самой женщины -
поднимает ее до высот человеческого духа, с которых она по-
новому осмысливает свою жизнь и жизнь других, материнство
рождает в женщине причастность к миру других людей, кото-
рые становятся миром жизни ее ребенка. Вместе с любовью
матери к человеку приходит любовь к жизни. Так важно, чтобы
они состоялись, чтобы никакие обстоятельства не смогли по-
мешать развитию материнского чувства, чтобы никакие об-
стоятельства не разлучили ребенка с матерью.
Через мать ребенок вступает в сложный мир человеческих
отношений. «Поскольку тело младенца с первых минут вклю-
чено в совокупность человеческих отношений, потенциально
он уже личность. Потенциально, но не актуально, ибо другие


background image

люди "относятся" к нему по-человечески, а он к ним - нет.
Человеческие отношения, в систему которых тельце младенца
включено, тут еще не носят взаимного характера. Они одно-
сторонни, ибо ребенок еще долгое время остается объектом
человеческих действий, на него обращенных, но сам еще не
выступает как их субъект»'.
Характеристики субъекта - это те особенности воздейст-
вия на мир, когда человек уже ставит какую-то цель и стре-
мится ее достичь.
Для маленького ребенка самые первые цели появляются в
виде лица взрослого, к которому он тянется всем своим сущест-
вом. Можно смело утверждать, что через эмоциональную связь
со взрослым малыш учится видеть два полюса: добро и зло.
Улыбка взрослого ребенку - это своеобразная гарантия
защищенности, гарантия доброты и понимания, которая рож-
дает в ребенке уверенность в действиях, а позднее и чувство
собственного достоинства, уверенность в себе.
Общее доброжелательное отношение малыша к миру
взрослых дифференцируется - появляется не только избира-
тельное отношение к разным людям, но и к человеческому
голосу, к его интонации. Эта избирательность возрастает по
мере освоения малышом своего маленького мира: сначала
мира кроватки и комнаты, а потом и мира квартиры и улицы.
Происходит разрушение социальной ситуации Мы - и на сме-
ну ей приходит ситуация: ребенок и взрослый.
Мать рассказывала о Юле, что в возрасте двух-трех меся-
цев она моментально успокаивалась от плача, если к кроватке
подходил старший брат или отец, но ее практически нельзя
было оставить ни с тетей, ни с соседкой. Плач был таким без-
утешным, что взрослые буквально были поражены тем, на-
сколько «не любит» их двухмесячный ребенок.
Володя в трехмесячном возрасте также впервые обнару-
жил панический страх перед незнакомой женщиной, хотя до
этого времени видел немало людей и всегда доброжелатель-
но встречал их.
Почему это происходит? Можно ли сохранить и развить
только положительное отношение малыша к людям, его до-
верчивость и открытость общению?
Многие исследователи раннего возраста делят его на пе-
риоды и сходятся во мнении на том, что три месяца - это один
из первых этапов жизни человека, когда можно говорить о
появлении внутреннего мира и своеобразном отличии внут-


background image

реннего мира ребенка от мира взрослых. Своеобразие это пре-
' Ильенков Э.В. Что такое личность? // С чего начинается личность.
М„ 1984.-С. 335-336.

384

13 Г. С, Абрамо

385


background image

 жде всего в непосредственности отношений. Отношения суще-
ствуют как эмоции, и возникновение их человек не может
проконтролировать. Можно полагать, что как положитель-
ные, так и отрицательные эмоции человека проходят опреде-
ленные этапы в развитии, чтобы сложилась подлинная основа
для существования чувств человека. Как известно, чувства
человека характеризуются двойственностью: один и тот же
предмет в разных условиях действия с ним может вызывать
как положительное, так и отрицательное отношение. Воисти-
ну - от любви до ненависти один шаг. В этом смысле на рубе-
же третьего месяца ребенок вступает в новую, как и все для
него на свете, область человеческих отношений: в мир отри-
цательных эмоций. Естественно, что они возникают первона-
чально к тому же «предмету», что и положительные эмоции, -
к человеческому лицу.
Возникает второй полюс эмоций - отрицательные, кото-
рые, так же как и положительные, вписываются в свойства
взрослого человека: его лица, голоса, движений. Эти полюса
эмоций в дальнейшем будут основой для дифференцирован-
ного отношения малыша к окружающему миру.
Естественно, что дети различаются своей эмоционально-
стью уже в раннем возрасте, но существование общего благо-
душного отношения к окружающим людям в возрасте полу-
года является достаточно серьезным симптомом, чтобы гово-
рить о неблагополучии в развитии эмоциональной сферы
ребенка. Этот симптом стоит в ряду других фактов, говоря-
щих об изменениях в эмоциональной сфере малыша: повы-
шенная тревожность или вялость, расторможенность, отсут-
ствие сосредоточенности и так далее.
Можно предполагать, что появление отрицательных эмо-
ций на человека в младенческом возрасте является показате-
лем развития его эмоциональной сферы. Взрослые, встре-
чающие это отношение к себе, обычно бывают буквально
обескуражены и склонны обвинять ребенка даже в несправед-
ливом отношении к себе. Дескать, вот он какой неблагодар-
ный, его любят, а он словно боится. Наблюдения показывают,
что такая первая отрицательная реакция на человека обычно
бывает не на близких людей, а на мало или совсем незнако-
мых ребенку.
Конечно, угадать, когда и на кого у малыша возникнет та-
кая реакция, практически невозможно, но знание о возмож-
ном ее появлении поможет взрослому организовать общение


background image

малыша с незнакомыми людьми так, чтобы оно было взаимно
приемлемо. Не надо оставлять ребенка наедине с незнакомым

386

человеком или разрешать незнакомым самим подходить к
кроватке или коляске малыша. Будет лучше, если он познако-
мится с новым человеком, сидя на руках у матери или отца.
Это позволит избежать многих неожиданностей как для
взрослого, так и для ребенка.
Вместе с избирательным отношением к человеческому лицу
появляется более выраженное отношение к голосу, обращен-
ному непосредственно к ребенку. Это формирование потреб-
ности в другом способствует созданию новых средств взаимо-
действия с ним. Можно думать, что самой природой человека
обеспечено развитие средств восприятия другого человека, а
потом уже и появление новых форм взаимодействия.
Формирование потребности в другом человеке - основная
линия развития смысла в поведении маленького ребенка. Все
формы общения глаза в глаза, где малыш не только видит
взрослого, но и откликается на его улыбку, испытывает на
. себе эмоциональное влияние действий взрослого, способст-
; вуют развитию средств общения и самого малыша. Казалось

j

 бы, бессмысленное занятие - учить трехмесячного ребенка

,• говорить. Но если постоянно разговаривать с малышом во
время всех процедур ухода за ним и во время бодрствования

'••

 отвечать на его гуление, то, как отмечают многие исследова-

, тели и как показывают данные наблюдений, уже трехмесяч-
ный ребенок может отзываться на обращенный непосредст-
венно к нему голос.
Природой малыш устроен так, что без других людей не
сможет жить. Но без уважительного отношения к себе он не
сможет научиться уважать других людей, их труд, их челове-
ческие качества. Наивно рассчитывать, что это придет с года-
ми. Время идет уже в сегодняшнем дне, и это неповторимое
время жизни как взрослого, так и ребенка.
Взрослые любят подсмеиваться над малышом, над его
смущением, когда он уже большой (в возрасте, например,
года), а еще не умеет пользоваться горшком, не умеет пить из
чашки, боится неизвестно чего - да мало ли найдется поводов
подтрунить над человечком, который не может вам ответить
тем же. За этим подтруниванием далеко не всегда лежит доб-
рожелательное отношение к малышу, признание его беспо-
мощности и полной зависимости от взрослых. Нам не раз