ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 10393
Скачиваний: 75
стнику - не то же самое, что уметь поиграть с малышом. Как
личность ребенок гораздо богаче развивается в многодетной
семье, где он усваивает всю гамму человеческих отношений,
оценок, норм взаимодействия с другими.
489
Подростковый возраст - время жизни, когда формируют-
ся нормы и способы общения с другими и с самим собой.
Общечеловеческие ценности добра, справедливости, равен-
ства, красоты, ума понимаются конкретно и применяются в
отношениях со сверстниками и взрослыми, в отношениях с
самим собой, чтобы позднее стать обобщенными гумани-
стическими ценностями.
Центром внимания становится другой, и это находит вы-
ражение в интимной дружбе, в верном искреннем друге, а не в
приятельских выражениях дружбы и верности. Огромное зна-
чение имеет общность интересов и увлечений, но не столько
их содержание, сколько возможность общения с другим во
время совместных занятий.
Усвоение норм отношений порождает проблему, харак-
терную только для подросткового возраста, - проблему
нормальности. Особенно остро она проявляется в стремле-
нии подростка «быть таким же, как все» - и внешне, и в по-
ведении. При этом он слепо следует сложившимся в группе
подростков-сверстников правилам и оценкам. Вот и появ-
ляются мучения подростков по поводу своей мнимой «ненор-
мальности»: слишком худой или слишком полный, чересчур
развязный или чересчур стеснительный, очень высокий или
очень низкий. Малейшее замечание окружающих о «ненор-
мальности» вызывает целую бурю чувств, а часто и весьма
решительных действий, которые могут отразиться не только
на психике подростка, но порой угрожают его жизни и ведут
к неврозам.
Оценка себя подростком строится чаще всего по внешним
признакам сходства или различия с другими. В частности, это
связано с тем, что «половое созревание, нарастание физиче-
ской силы, изменение внешних контуров тела, несомненно,
активизируют интерес подростка к самому себе. Но дело не в
самих по себе физиологических процессах, а в том, что физио-
логическое созревание является одновременно социальным
символом, знаком повзросления, возмужания, на который
обращают внимание и за которым пристально следят другие,
как взрослые, так и сверстники», - пишет И. С. Кон'.
На основе этого социального символа строится целая сис-
тема самооценок, отношений с другими. В этом состоит объ-
ективная возможность определить степень своего соответст-
вия внешнему идеалу взрослого. Не последнее место занимает
здесь оценка своего тела и внешности.
I Кон И.С. Открытие «Я». - М., 1978.-С.271.
490
Специальные исследования показывают, что популярность
ребенка и его отношения среди сверстников в какой-то мере
зависят от его привлекательности.
Но открытие своей внешности как значимого отражения
своей личности - не только ничтожная часть открытия своей
непохожести на других. Для подростка - это только открытие
самой общей непохожести. Беда, если все этим и заканчивает-
ся, а не обогащается опытом взаимоотношения с другим, в
том числе и противоположным полом. Дружба, которой так
боятся некоторые родители, дает подросткам очень многое, и
в первую очередь учит соизмерению своих поступков и пла-
нов с поступками и планами другого. Дружба приучает по-
ступаться своими интересами ради другого, учит соизмерять
свои желания и вкусы с желаниями и вкусами другого, учит
нежности и заботе, внимательности и чуткости.
Люди, не имевшие подобного опыта в отрочестве, нередко
неудачливы в личной жизни. Они так и не могут обучиться науке
взаимопонимания, науке отношения с противоположным полом.
Трудно не согласиться с данным утверждением социологов, так
как опыт жизни самих детей показывает, что там, где темы люб-
ви и взаимоотношений с противоположным полом обсуждают-
ся только на уровне запрещения или простого игнорирования, то
далеко не всегда подросток оказывается готов встретить появле-
ние в себе новых впечатлений и ощущений с достойной оценкой.
Если у ребенка мало знаний об отношениях между людьми,
о неоднозначности оценок предметов, то в подростковом воз-
расте появляются тревожные симптомы в развитии личности -
действия и оценки по шаблону, являющиеся как бы показате-
лями потери индивидуальности. С этой точки зрения в школе,
например, стоит особая задача научить подростков выбирать
наиболее рациональные способы учебных действий, овладевать
разными способами контроля и оценки.
Учить чему-то подростка - значит учить его неоднозначно-
сти человеческих отношений и действий, учить необходимости
иметь собственное мнение и отстаивать его, иметь свое «виде-
ние» даже учебных предметов. Тогда у него будет возможность
сопоставить свою точку зрения с точкой зрения других, у него
будет реальная основа для выбора способов действия.
В.А.Сухомлинский писал о том, что в годы отрочества каж-
дый человек становится философом, каждый подросток начи-
нает мыслить общественно-политическими и моральными по-
нятиями. Чтобы такое мышление вошло в жизнь подростка,
надо, чтобы он принимал реальное участие в тех делах взрос-
лых, где эти категории выступают как подлинные действия.
491
Все виды и формы общественно полезной деятельности спо-
собствуют развитию ориентировки подростка в мире взрослых
отношений, дают возможность пережить их социальную зна-
чимость, раскрывают общественную ценность их индивидуаль-
ности. Но все это невозможно без других людей. Недаром мно-
гие исследователи называют подростковый возраст возрастом
поиска другого человека.
Поиск другого - это одновременно и поиск самого себя, сво-
ей индивидуальности. Индивидуальность человек приобретает
там, где он научается совершать поступки - осуществлять вы-
бор, основанный на предвидении своих действий для других.
Какой я? Зачем живут люди? Что я могу? Эти вопросы за-
даются в подростковом возрасте, и часто поиск ответов на
них составляет существенную часть переживаний.
Современный подросток - человек с кипучей энергией,
инициативностью, с оптимистическим восприятием жизни,
стремящийся быть общественно полезным. Жизнь подростка
в целеустремленной, сплоченной семье - важнейший путь фор-
мирования полноценной личности.
Старший школьник
Социальное образование как особый период детства воз-
никает прямо на наших глазах. По мере реализации общест-
венных требований к данному возрасту, выступающих, в ча-
стности, как требования родителей, складываются психологи-
ческие особенности этого возраста. На сегодняшний день о
старшеклассниках написано много специальных исследова-
ний. Все они сходятся на том, что основным психическим но-
вообразованием этого возраста является открытие своего Я,
непосредственным образом связанное с построением жизнен-
ных планов, с профессиональным самоопределением.
Для подростка и юноши вопрос «Кто Я?» одинаково ва-
жен, но содержание его крайне различно. Подросток еще
только определяет свое самое общее отличие от других, тогда
как для юноши - это вопрос о его месте в системе обществен-
ных отношений.
В старшем школьном возрасте развитие личности проис-
ходит в рамках общественно полезной деятельности, которая
проявляется в том числе и в учении в школе. Но в отличие от
подростков оно носит ярко выраженный характер учебной
профессиональной деятельности, поскольку предполагает
профессиональное самоопределение школьника.
Проблема профессионального самоопределения - своеоб-