ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 10405
Скачиваний: 75
ности в детском возрасте.
482
Итак, первая группа дефицитных свойств. Она характе-
ризуется ориентацией на ошибки и возникает тогда, когда
взрослые, а затем и сам ребенок, оценивают его действие по
ошибкам в результате. Ребенок всеми силами стремится из-
бежать ошибки, но страх перед нею вызывает такой чрезмер-
ный контроль, что последний ограничивает ребенка, сдержи-
вает его инициативу и творчество.
Преодолеть этот тип ориентации можно только в том слу-
чае, если взрослые, а потом и сам ребенок, будут рассматри-
вать ошибку с точки зрения ее познавательного значения и
преходящего характера. Вопрос о природе ошибки, который
взрослый легко может решить без всяких упреков в сторону
ребенка, позволяет сделать ее не мерилом действия, а точкой
отсчета для совершенствования последнего.
Второе из дефицитных свойств: обесценивающее понимание
себя: это есть неуверенность в себе, которая препятствует пони-
манию ребенком личной значимости в происходящих событиях.
Формирование этого свойства связано с тем, как взрослые
объясняют значимые для ребенка причины достигнутого: низ-
кими способностями ребенка или везением, случайностью или
же качествами личности его (рассеянный, несобранный, не ста-
рательный). Это оказывает неодинаковое влияние на отноше-
ние ребенка к себе, неодинаковое самопонимание. В дальней-
шем, если тип объяснения становится устойчивым, он начинает
определять активность ребенка в выборе цели. Смысл таких
дефицитных качеств и их происхождение хорошо отражает
пословица: «Назови человека сто раз свиньей, он и захрюкает».
Преодоление таких дефицитных свойств личности, если
они уже наблюдаются в поведении ребенка, связано прежде
всего с формулированием уверенности в себе, в своих силах.
Стоит повторить, что довольно часто среди школьников
встречаются дети, которые из-за неуверенности в себе учатся
значительно ниже своих возможностей, боятся любой ситуа-
ции напряжения сил - как умственных, так и физических.
Одобрение при малейшем успехе - вот путь преодоления
этих качеств личности.
Третий тип дефицитных качеств личности: сокращенная
жизненная перспектива. Он проявляется в том, что у ребенка
возникают ситуативные интересы, он легко поддается влия-
нию других, как бы не умеет, да и не стремится воспринимать
свои действия как относительно независимые от других. Та-
кие дети малоинициативны, не могут самостоятельно органи-
зовать собственное поведение, во всем ждут подсказки взрос-
лого и ориентируются на сверстника.
483
Развитие самостоятельности таких детей - дело довольно
трудоемкое. Оно требует от родителей умения дозировать, а
потом и постепенно сокращать до минимума помощь ребенку.
Тут могут помочь чисто внешние формы организации дейст-
вия: составление плана на день.
Есть еще одна группа дефицитных свойств, называемых
исследователями «ограниченным языковым кодом». Основу
ее составляет односторонняя ориентировка ребенка в системе
оценок. Например, ребенок судит о способностях другого
человека, да и своих, только по школьным оценкам. Или цен-
ность другого измеряет какой-то вещью, которая есть у этого
человека, или каким-то его качеством.
Ограниченность эту можно и нужно преодолевать, показы-
вая ребенку разные качества других людей и его самого, кото-
рые проявляются во взаимоотношениях с другими, в действиях
других. Есть смысл показывать ребенку ценность другого как
абсолютную величину, которая не является ситуативной, так же
как не зависит от ситуации ценность его самого.
Дефицитные свойства личности ребенок может приобрести
еще в дошкольном возрасте. В школе они обусловливаются
обучением и поведением родителей, которые ориентируют
ребенка на результат его действий. Общее направление рабо-
ты с такими детьми - это всесторонняя помощь взрослого, в
которой раскрываются для ребенка те положительные изме-
нения, которые происходят с ним самим и в его знаниях как
результат обучения.
С точки зрения проблемы развития индивидуальности
при существовании дефицитных свойств родители сталки-
ваются с ситуацией, в которой проявляется невысокий уро-
вень развития способности ребенка ориентироваться на от-
ношения других, а также на свое отношение к предметной
ситуации. Одностороннее, часто не существенное для лично-
сти ребенка отношение становится как бы средством, этало-
ном оценки себя и других. Поэтому путь предотвращения
дефицитных свойств личности может быть реально найден
там, где ребенок может выделить все многообразие челове-
ческих отношений, обобщить их, усвоить и применить. Он воз-
можен только тогда, когда взрослые с первых дней жизни
ребенка оставляют за ним важнейшее право каждого чело-
века - право быть собой.
Требование уважения к ребенку звучит во всех исследова-
ниях, во всех наблюдениях и литературных описаниях детст-
ва. Оно остается постоянным требованием, так как во многом
определяет счастье наших детей.
484
При его выполнении не будет тех грустных явлений школь-
ной а потом взрослой жизни, которые называются «механиз-
мами заколдованного круга».
Эти механизмы состоят в том, что происходит закрепление
пониженного уровня деятельности и ее результатов дефицит-
ным свойством личности и наоборот - подкрепление дефицит-
ного свойства пониженным уровнем результатов деятельности.
Такой механизм в дальнейшем сочетается с другим - социаль-
ным: взрослые начинают приписывать детям дефицитные свой-
ства, которых у них даже и нет. Они буквально ожидают уви-
деть у них плохие качества, которые обязательно приведут к
неуспеху, к плохим результатам в выполнении учебных зада-
ний. При особо неблагоприятных условиях может возникнуть
«синдром неуспешной личности», который уж никак не способ-
ствует проявлению индивидуальности ребенка.
Итак, преодолеть дефицитные свойства личности ребенок
может только через изменение отношения к нему, через изме-
нение системы оценок, которой подвергают его взрослые.
Нужно устранить ориентировку на ошибку, показать позна-
вательное значение ошибки как средства контроля за своими
действиями, как средства для дальнейшего углубленного по-
нимания материала.
Потом у ребенка будет возможность осознанно исправить
ошибку. Здесь страх перед ошибкой не возникает. Мастерство
педагогического общения родителей с ребенком заключается
в том, чтобы научить его владеть системой значимых, важных
способов оценки и контроля своей учебной деятельности.
Такова она - первая школа в школе: школа оценок и от-
ношений к собственным действиям, школа усвоения нового
содержания окружающего мира - мира научных понятий.
Организуя содержание обучения и общения с младшим
школьником, взрослые определяют развитие личности ребен-
ка в этом возрасте. Тип мышления взрослого становится ти-
пом мышления ребенка. Оценки и отношения взрослого ста-
новятся эталонами действия ребенка. Но в младшем школь-
ном возрасте происходит и важное изменение в жизни ребен-
ка: он овладевает навыками ориентировки в своем внутрен-
нем мире, что становится важнейшим условием для перехода к
среднему школьному возрасту.
Средний школьный возраст
«Период подростковой "ошалелости" обычно сбивает роди-
телей с толку. Перестают помогать испытанные методы воспи-
тания, наказания не приносят никакого эффекта, разговор по
485