ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 10396
Скачиваний: 75
душам не получается. Подросток все больше и больше отгора-
живается от родителей, у него начинается личная жизнь, доступ
в которую взрослым либо закрыт, либо резко ограничен»'.
У подростка уже есть все психологические предпосылки,
чтобы жить своей личной жизнью: есть внутренний план дей-
ствий, есть ориентировка на внутренний мир, есть способы
понимания окружающего мира - тип мышления.
Подросток все еще в школе. Учение занимает большую часть
его времени. Что дает учение подростку? Когда пятиклассников
и шестиклассников спрашивали о том, хотели бы они учиться
дома, одни или нет, все опрошенные дети отвечали довольно
единодушно: «В школе ребята, с ними интересно», «В школе,
если не знаешь, можно ребят спросить», «В школе лучше, там
всякие дела интересные, в походы ходят, на экскурсии», «Нет, я
бы не хотел один учиться, тогда не знаешь, как другие учатся»...
В таких высказываниях, как в зеркале, видно, что процесс
учения привлекает не только содержанием, но и возможно-
стями общения со сверстниками. Психологи сегодня считают,
что развитие в этом возрасте определяется общением ребенка
с людьми во всех формах общественно полезной деятельно-
сти: производственно-трудовой, художественной, спортивной,
учебной и так далее. Самое основное в развитии личности
подростка - это способность переходить от одного вида дея-
тельности к другому, что обеспечивается освоением законо-
мерности строения человеческой деятельности.
Закономерности проявляются как в строении деятельности
(например, каждое действие надо спланировать, проконтро-
лировать и тому подобное), так и в общности ее побуждений,
в общности мотивации теми нравственными категориями,
которые составляют единство оценок любого вида деятельно-
сти. Это оценки с точки зрения отношения долга и личного
хотения, оценки ситуативные и по совести, оценки, дающие
возможность человеку проявить и сохранить свое достоинст-
во, оценки, в которых содержится решение вопроса о смысле
жизни и назначении человека, и так далее.
Способность переходить от одного вида деятельности к дру-
гому предполагает, что подросток владеет общими способами
организации своей деятельности в любой форме - умеет сам
ставить цель, наметить план действий, может оценить и подоб-
рать необходимые средства и соотнести их с действиями других
людей. Ориентируясь на других, он умеет учитывать их чувства
и интересы, желания и характер, может понимать другого и себя.
'Таран Л.Н., Петрунек В.П. Радости и тревоги. - М., 1978.-С.84.
486
Как проявляется это умение? Какое содержание нужно по-
мочь освоить подростку, чтобы он полноценно развивался
как личность?
Видимо, это прежде всего знание о содержании различных
форм общественно полезной деятельности. Одной из ее важ-
нейших форм является труд - труд, коллективно организо-
ванный, с общественно важным результатом. Именно он ста-
новится процессом, в котором проявляются все личностные
возможности подростка.
Подростковый возраст как массовое социальное явление
сформировался недавно в связи с развитием системы народ-
ного образования. Еще в 20-30-е годы советские психологи
изучали подростка в первую очередь как рабочую единицу.
Подросток должен был работать, буквально для того, чтобы
жить. Сегодня подросток - ученик, школьник, то есть ребе-
нок. Требования общества к нему теперь совсем другие. По-
этому педагогические проблемы воспитания подростка связа-
ны в первую очередь с тем, чтобы сформировать у последнего
потребность в труде и способность к труду, сформировать
нравственные нормы и идеалы взаимоотношений с другими,
развить научное мировоззрение. Как это сделать? Ответ на
вопрос содержится в основных положениях реформы образо-
вательной и профессиональной школы, суть которой состоит
в раннем участии школьников в общественно полезном труде.
«Отношение к труду, - писал В.А.Сухомлинский, - являет-
ся важнейшим эталоном духовной жизни человека. Было бы
недостаточным и наивным сказать, что трудолюбие воспиты-
вается в процессе труда. Трудолюбие как важнейшая черта
морального облика воспитывается и в процессе духовной
жизни - интеллектуальной, эмоциональной и волевой. Не
может быть трудолюбивым человек, мало думающий, мало
переживающий. Чем умнее человек, чем богаче у него эмоции
и сильнее воля, тем ярче проявляется у него наклонность к
разнообразным видам трудовой деятельности... Как нельзя
воспитать трудолюбие одними словами о труде, так нельзя
воспитать его без серьезных, умных слов»' .
Решение этой проблемы может быть найдено на пути ор-
ганизации жизни подростка таким образом, чтобы он освоил
как можно больше общекультурных навыков действия с мате-
риальными предметами, чтобы он овладел содержанием ос-
новных форм общественно-полезной деятельности: знал, что
' Сухомлинский В.А. Воспитание коммунистического отношения к
труду.-М„ 1959.-С. 197.
487
значит трудиться, учиться, заниматься спортом, искусством
что значит организовывать людей и так далее. Освоение
со'-
держания, выделение общих принципов построения деятель-
ности обеспечивают переход от одного вида активности к
другому. Как уже отмечалось, эти общие принципы связаны
со способностью ставить цель, планировать, контролировать,
оценивать себя, взаимодействовать с другими. Особенность
их в том, что они применимы к любой деятельности человека.
Например, А.К.Макарова в советах ученику средней школы
по самообразованию предлагает: «Учись применять такие
приемы самоконтроля, которые помогут тебе "удерживать",
сосредоточивать внимание в ходе выполнения работы»'.
Это же требование необходимо для осуществления и других
видов деятельности: трудовой, спортивной и тому подобной.
Усвоение содержания различных видов деятельности связа-
но с формированием разных двигательных навыков. Физио-
логические особенности подростка позволяют ему осваивать
сложные движения. Можно смело утверждать, что если в
данном возрасте человек не овладевает различными сложными
движениями, то он на всю жизнь может остаться неуклюжим и
неловким. Человек, который не научился в отрочестве и юности
ездить на велосипеде, танцевать, работать пилой и рубанком,
даже чистить картошку, овладеть этим в более позднее время
будет значительно сложнее, а иногда и просто невозможно.
Обогащение жизни подростка за счет освоения содержания
разных деятельностей дает богатый материал для воображения,
для построения жизненных целей. А.С.Макаренко считал, что
воспитывать человека - значит воспитывать у него перспекти-
ву. Чтобы подросток располагал жизненным материалом для
постановки цели, он должен уметь ориентироваться на сущест-
венные свойства вещей и человеческих отношений, должен уметь
действовать с этими свойствами. Научить его этому может
только взрослый. Поэтому взрослый для подростка остается
тем, кто организует его активность, знакомит с многообразием
содержания человеческой деятельности. В этом смысле любой
взрослый - образец отношения к делу, к людям, к жизни.
Не у каждого взрослого, к сожалению, хватает мудрости в
общении с подростком, желания и умения признать одно из
важнейших психических новообразований этого возраста -
чувства взрослости. Подросток уже ориентируется в мире
общественных отношений и в своем внутреннем мире. Он уже
может не только следовать образцам взрослого поведения, но
Макарова А.К. Психология обучения подростка. - М., 1974.-С.60.
488
и
применяет к себе взрослые отношения. Но для полноценно-
го осуществления взрослого поведения подростку подчас не
хватает устойчивой системы координат - той системы жиз-
ненных ценностей, которая позволяет ему давать настоящую
оценку происходящим событиям. Подросток уже обобщает
нормы и правила человеческого поведения, и в его жизнь вхо-
дит то понимание их относительности, которое разграничи-
вает нравственное и ситуативное, преходящее в поведении
людей. Чтобы относительность норм человеческого поведе-
ния не вытеснила, не закрыла непреходящую ценность нрав-
ственных отношений и оценок, взрослые - в первую очередь
родители - располагают реальной возможностью для даль-
нейшего развития нравственных отношений со своим ребен-
ком, всем своим поведением показывая уважительное отно-
шение к его человеческому достоинству. Если взрослые этого
не учитывают, то создаются условия для глубокого конфлик-
та с подростком, что ведет к внутреннему конфликту в самой
личности последнего, так как лишает его устойчивых ориен-
тиров в мире ценностей. Все подростки, а не только трудные,
остро реагируют на неуважительное к себе отношение.
Сверстник, общение с ним позволяют подростку реализовать
ценные, с его точки зрения, нормы. Но взрослые далеко не всегда
могут оказать влияние на общение подростка со сверстниками,
на формирование коллектива подростков, где бы они могли
осуществить все. многообразие человеческих отношений, пере-
жить их, получить и обобщить знание об их реальной ценности.
Исследователи подросткового возраста отмечают, что от-
ношения в коллективе сверстников часто строятся на основе
принципов «кодекса чести». Это правила взаимопомощи и
взаимовыручки, которые не всегда совпадают с подлинными
оценками нравственного содержания действий и отношений
сверстников. Взрослый обязательно должен руководить дет-
ским коллективом, чтобы у подростков была возможность
усвоить истинные человеческие ценности.
Большое значение в этом отношении имеет организация
разновозрастных коллективов, где односторонность отноше-
ний практически исключается и в силу вступают истинные
гуманные отношения людей, объединенных общей, социально
значимой, целью. Забота о друге-сверстнике и забота о ма-
лыше - разные по содержанию отношения. Подчиняться свер-