ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 10382
Скачиваний: 75
Название
Содержание
Воздействие на
человека
и его последствия
«Великая
»,
или
покло-
няющаяс
я,
любовь
Поклонение
любимому
человеку;
отчуждение от
своих
собственных сил,
проекция их на
любимого
Поглощение
психологи-
ческого
пространства
другого человека
за счет
отождествления с
собст-
венным
(механизмом про-
екции) как с
дискретным,
конечным Я.
Последст-
вия -
разочарование,
по-
иск нового идола
«Сентим
ен-
тальная
любовь»
Переживание в
фантазии,
в фантомном
проявлении
жизни. Реальные
отноше-
ния обесценены
Свой, реальный
человек, с
которым
отношения су-
ществуют в
настоящем, не
воспринимается
как жи-
вой. Свойствами
живого
наделяется образ
про-
шлого или
будущего. По-
следствия -
эмоциональ-
ная холодность,
скука,
пустота в
отношениях
Любовь к
«несчаст-
неньким»
Внимание к
слабостям
любимого,
стремление его
усовершенствова
ть, сво-
его Я не
чувствуют. От-
ношения строятся
на ме-
ханизме взаимной
проек-
ции, нет реализма
в вос-
приятии своего Я
или Я
другого человека
Создание
искаженного
образа Я,
фиксация про-
явлений Я в
постоянных
формах.
Последствия -
ригидность в
отношениях,
воспроизведение в
про-
странстве и
времени од-
них и тех же
отношений
«Зеркаль
ная
любовь»
Человек не в
состоянии
придать смысл
своей
жизни,воздейство
вать на
свое Я, он
старается жить
ради кого-то,
отражая его
жизнь как
проявление
своей жизни
Проявление
воздействия
не имеет границ,
эти гра-
ницы вообще не
осозна-
ются и не
принимаются.
Последствия -
поглоще-
ние
психологического
пространства
одного че-
ловека другим или
втор-
жение в это
пространство
без всяких
ограничений
Общее во всех проявлениях псевдолюбви то, что они пред-
ставляют собой ту или иную форму отказа одной из сторон
взаимодействующих людей от своего собственного Я и воз-
можность подмены его конкретными (в том числе и физиче-
скими) свойствами другого человека. Не забуду, как плакала
мама девочки-подростка, уверяя, что она (дочка) слабая и
больная, что о ней надо кому-то постоянно заботиться и обе-
регать ее. На приеме передо мной сидела сильная, красивая
четырнадцатилетняя девушка (когда-то в раннем детстве была
трудная операция, но с тех пор прошло десять спокойных и
здоровых лет). Когда она поняла возможности моей профес-
сии, то сама попросила: «Научите меня так сказать маме, что
я здорова, чтобы она поверила». Мать контролировала каж-
дый ее шаг, каждое ее физическое напряжение, каждое усилие,
считая это высшей формой проявления своей любви к девоч-
ке. Та же устала, ей надоело быть «больной», да она уже дав-
но и не была ею, а выйти сами из «заколдованного круга»
отношений они не могли. Усталость девочки рождала раз-
дражение, напряжение, попытки «уйти» от внимания матери,
«огонь» ее Я сопротивлялся (еще!) стремлению другого чело-
века погасить его.
Как тут не вспомнить на разные лады повторяемую мудре-
цами мысль о том, что любовь - это риск, это риск поверить в
силы своего Я и Я другого человека, это риск работы Я по
устройству всех проявлений жизни. Риск, потому что успех от
этого напряжения не может быть гарантирован никем и ни-
чем, только верой. Она сама по себе не возникает, для этого,
как минимум, надо пережить экзистенциальные чувства и их
ценность, чтобы принять жизнь во всей ее полноте - со всеми
ее муками и радостями, без магических ограничений, успеха-
ми и достижениями, воплощенными в конкретных, а значит, в
конечных свойствах себя и другого человека.
Хорошо, что люди создали психологию и психотерапию,
помогающие им же самим пережить возможности своего Я,
выходящие за пределы обыденного реагирования друг на
друга. Благодаря психотерапии маме удалось пережить, что
она своим отношением к дочери поглотила ее психологиче-
ское пространство, создала препятствия для проявления
силы ее Я. Вспоминая то сопротивление этой женщины, по-
ниманию, что за жизнь дочери отвечает не только она, но и
сама девочка.
Кстати, в современном мире есть достаточно осознанное
средство против всех форм псевдолюбви - это права человека,
это права ребенка. Я приведу только небольшую цитату из
Декларации прав ребенка (20 ноября 1959 г.):
«Принцип 2.
Ребенку законом и другими средствами долж-
на быть обеспечена специальная защита и предоставлены воз-
можности и благоприятные условия, которые позволяли бы
511
510
ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно
и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и
в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью
законов главным соображением должно быть наилучшее обес-
печение интересов ребенка...»
Кроме того, хотелось бы познакомить читателя и с несколь-
кими статьями из «Конвенции о правах ребенка».
«Статья 12.
1. Государства-участники обеспечивают ребенку, способ-
ному сформировать свои собственные взгляды, право свобод-
но выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим
ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внима-
ние в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка...
Статья 13.
1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение;
это право включает свободу искать, получать и передавать
информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в
устной, письменной или печатной форме, в форме произве-
дений искусства или с помощью других средств по выбору
ребенка...
Статья 14.
1. Государства-участники уважают право ребенка на сво-
боду мысли, совести и религии...
Статья 16.
1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольно-
го или незаконного вмешательства в осуществление его права
на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жи-
лища или тайну корреспонденции или незаконного посяга-
тельства на его репутацию.
2. Ребенок имеет право на защиту Закона от такого вмеша-
тельства или посягательства...»
Интересно, что в обыденном сознании взрослых право ре-
бенка иметь и проявлять свое собственное Я признается и
воспринимается, по крайней мере, с изумлением.
- Как, у них (подростков, детей) есть еще какие-то права,
они же должны... (список долгов я приводить не буду).
Учитывая, что это глава только о подростках, возьму на
себя смелость от их имени сказать, что они чувствуют себя
загнанными в трудный период своей жизни, потому что
взрослые не находят для них места - элементарного простран-
ства - в жизни, так как не знают (не все, но многие), что для
осуществления Я (для «творящего ритма мятежного огня»)