Файл: Абрамова Г.С. - Возрастная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 10379

Скачиваний: 75

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

512

необходимо (!) и внешнее, и внутреннее пространство. Такое
пространство, где можно себя чувствовать защищенным, пе-
реживать границы своего Я, своего психологического про-
странства как надежные. Образ творящего ритма огня мне
кажется очень подходящим к описанию проблем развития
самосознания в этот период, так как подросток ставит глав-
ный вопрос: «Зачем живут люди?» Он видит в этом вопросе
как ключевое слово «живут», освоение пространства жизни во
всей его полноте и целостности - вот главная проблема под-
росткового возраста. Недаром именно в этом возрасте у детей
просыпается интерес к музыке, можно даже говорить о музы-
кальных странствиях современных подростков. Родители
знают, что часто музыка сопровождает подростка во всех его
ежедневных занятиях, выполняя множество самых разных
функций. Об одной из них хотелось бы сказать особо - музы-
ка выполняет функцию интеграции множества разнообразных
и не соответствующих друг другу переживаний подростка,
создает (пусть на время) переживание собственной целостно-
сти, ритмически организованной, то есть предвидимой, пре-
дощущаемой. Известно, что именно ритмичная музыка нра-
вится подросткам больше всего.
Интенсивный физический рост и переживания, с ним свя-
занные, осязаемость проблем взрослой жизни, нарастающий
груз ответственности и тому подобное вносят мощный диссо-
нанс в Я-концепцию подростка. Напряжение, вызванное этим,
требует преодоления за счет увеличения силы Я, которая при-
ходит за счет освоения жизненного пространства, выстраива-
ния своего места в нем. Подростки резко и часто меняют ин-
тересы и увлечения, у них наблюдается перестройка системы
оценок других людей и себя, возникают конкретные жизнен-
ные планы и проявляются усилия по их осуществлению'.
У меня есть возможность проанализировать, как на про-
тяжении шестидесяти лет истории России менялись (и меня-
лись ли вообще), с точки зрения наблюдателя, исследователя,
основные свойства в описываемом периоде жизни человека.
Этот материал, думаю, даст возможность еще раз вернуться к
вопросу о наличии сущностных свойств человека и их устой-
чивости в историческом времени не только индивидуальной,
но и социальной жизни. Для изложения материала прибегну к
его систематизации в виде таблицы.
' См. подробно: Формирование личности в переходный период от подро-


background image

сткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1987;
Рубинштейн М.М., Игнатьев B.C. Психология, педагогика и гигиена
юности. - М., 1926.
17 Г. С. Абрамова

513


background image

Основные психологические новообразования

человека в возрасте 13-17 лет
Новооб-
разова-
ния
По данным
психологического
исследования 1927 г.
По данным
психологического
исследования 1987 г.

1. Поло-     Естественные корни разви-
вое со-   вающегося человека; появляется
зревание новый его облик. Это второе ро-
ждение человека.
Огромное количество всяких
недомоганий берет начало в этом
возрасте.
Рождение новой психики -
«вдруг» выявившаяся обращенность
внутрь. Многое зависит от инди-
видуальности, но общее есть: пере-
ломный характер душевного со-
стояния, возможность почувст-
вовать свое место среди людей.
Это состояние сопровождается
резкими подъемами и спадами
настроения. Реактивная сгущен
ность состояний. Немотивиро
ванное чувство стыда, невероят
ная обидчивость, повышенная воз
будимость. Опасения насчет нор
мальности строения своего тела.
Изменение вкусовых ощуще-
ний - от отвращения к еде до об
жорства. Повышается чувстви-
тельность к запахам. Начинает
острее восприниматься цвет. Го-
лос становится фактором душевной
жизни. Замечательный новый мир
и вовне, и внутри.
Юность вообще выражается


background image

во влюбленности в лицо проти-
воположного пола. Возникает
явление красования, инициато
ром которого чаще всего являют
ся девочки. Это плоскость претво
ренного интереса, которая дает о
себе знать в половых фетишах
(термин Ст.Холла, Уипла и др.) -
подарках, безделушках, подарен-
ных представителями другого
пола, альбомах со стихами «про
любовь»

514

Формирование половой
идентичности человека свя-
зано не только с определен-
ными психосексуальными (то
есть направлением и харак-
тером осуществления влече-
ния к противоположному
полу), но и различными со-
циосексуальными ориентациями. Существенное место в последних занимает опре-
деленная система половых
ролей. Это очень важный
момент в воспитании стар-
шеклассников, так как все
чаще возникают утрирован-
ные тенденции мускулиза-
ции женского и феминиза-
ции мужского поведения.
Переживание половой
идентичности предполагает
наличие у человека опреде-
ленных образцов поведения
соответствующего    пола.
Идеальные представления о
мужчинах и женщинах и
реальное поведение подро-
стков, как мальчиков, так и
девочек, находится как бы в
разных планах и практиче-
ски не пересекается. Естест-


background image

венно, что регулирующая
функция этих образов весь
ма незначительна

Ново
об-
разов
а-
ния

По данным
психологического
исследования 1927 г.

По данным
психологического
исследования
1987 г.

2.
Иска-

Анализ характера
юных пере-

Анализ
саморепрезен-

ние
но-

живаний показывает,
какую мощ-

тации
показывает, что
для

вого
Я и

ную роль в них
играет стремление к

старших
подростков в це-

пробл
е-

выяснению своей
личности, к соб-

лом характерна
достаточно

мы
само-

ственному
обнаружению. Эта
черта

высокая степень
рефлексии

выявл
е-

не является частным
проявлением

и существенных
различий

ния 

только в этой сфере.
Всем хорошо

между
подростками-
старше-

знакомо явление, как
юность любит

классниками и
подростками,

чувствовать себя
непонятой, оди-

стоящими на
пороге юности

нокой в своих
исканиях, увлекаясь

(имеется в виду
количествен-

мыслью, что
обыденные люди не
в

ная
характеристика).
Вместе