Файл: Абрамова Г.С. - Возрастная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 10377

Скачиваний: 75

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

состоянии понять ее
незаурядную

с тем данные
свидетельству-

натуру и так далее.
Черта исканий

ют, что сторона
самосозна-

присуща юности как
ее типическая

ния во многом
зависит от

черта. Ее может
увлекать сам прин-

эмоциональной.

цип исканий, так
сказать, фор-

Переход от
подростко-

мальное искание,
когда юная мо-

вого к раннему
юношеско-

лодежь больше
ощущает свое на-

му возрасту
можно охарак-

строение, а назвать
его не может,

теризовать как
период, в

потому что они
только своего рода

котором
происходит смена

вопросительный
импульс, часто

некоторого
«объективистс-

больше
самоощущение, чем
реаль-

кого» взгляда на
себя

ная конкретная
потребность. Стрем-

«извне» на
субъективную ди-

ление это - найти и
выявить самого

намическую
позицию «изнут-

себя, свое Я. В эту
пору особенно

ри». Критерии
самооценки

ярко начинает
говорить желание

приобретают
принципиаль-


background image

быть самим собой.
Юность считает,

но иные формы
сравнитель-

что величайшее
счастье, это - быть

но с оценкой
человеком дру-

самим собой и найти
свое настоя-

гих людей. Она
проявляется

щее место в жизни,
это не голос

в умении
отделять успех
или

рассудка, а
выражение всего
суще-

неуспех в
конкретной дея-

ства юности.

тельности от
общего пред-

Естественно, с
первого же мо-

ставления о себе,
своих спо-

мента юность
начинает рваться к

собностях,
возможностях.

борьбе за свою
личность, за вы-

Развитие
временных пред-

явление себя, за
собственное опо-

ставлений тесно
связано как с

знание. Найти для
себя арену дея-

умственным
развитием, так и

тельности и простор
для самовыяв-

изменением
жизненной пер-

ления, что ведет к
повышенной

спективы
ребенка. Воспри-

жажде активности,
неугомонности,

ятие времени
подростком


background image

суетливой
горячности и так
далее.

еще остается
дискретным и

Интерес к
субъективному ми-

ограничено
непосредствен-

ру, внутренний мир,
как большой

ным прошлым и
настоящим,

мир, как постоянное
явление, от-

а будущее
кажется ему
почти

крывается именно в
юности. Это

буквальным
продолжением

действительно
открытие Америки,

настоящего. В
юности вре-

и для каждого юного
человека это

менной горизонт
расширяет-

открытие
нетронутых,
невиданных

ся как вглубь,
охватывая

575


background image

Новоо
б-

По данным

По данным

разов
а-

психологического 

психологическог
о

ния 

исследования 1927 г. исследования

1987 г.

плодоносных целин,
которые

отдаленное
прошлое и буду-

ждут и неотложно
требуют своей

щее, так и вширь,
включая

разработки.

уже не только
личные, но и

Яркое ощущение
нового Я,

социальные
перспективы.

которому надо дать
новое со-

Изменение
временной

держание. Так
сильно захватыва-

перспективы
тесно связано с

ет юность это
стремление к выяв-

переориентацией
юношеско-

лению своей
личности... У нее

го сознания с
внешнего кон-

горячее стремление к
осчастлив-

троля на
внутренний само-

ливанию
человечества, к соци-

контроль и
ростом потреб-

альному делу, к
альтруизму. И

ности в
достижении. И то
и

все это идет рука об
руку с го-

другое сильно
зависит от


background image

товностью
жертвовать собой.

социальных и
культурных

Юность, даже
широко подра-

условий.
Формирование
но-

жая, не хочет, чтобы
думали, что

вой временной
перспективы

она подражает. Все
подражания

не всем дается
легко. Обост-

юности конкретным
образцам по-

ренное чувство
необратимо-

ведения включены в
основное ис-

сти времени
нередко сочета-

кание юности - в
стремление найти

ется в
юношеском
сознании с

и выявить свое Я.
Юность способ-

нежеланием
замечать его

на в известных
случаях быть сча-

течение, с
представлением о

стливой своим
несчастьем, даже

том, что время
остановилось.

болезнями, лишь бы
они не несли с

Особенности
организации

собой ощущение
преодоления, не-

систем
саморегуляции
лично-

обыденности,
возможность выде-

сти
детерминируют
актив-

лить свою личность.  ность учащихся в

согласии, а

Ни в коем случае

порой и вопреки