ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 10369
Скачиваний: 75
' Работы Бехтерева В. М., Фрейда
3.,
Лазурского А. и др.
524
(аборты всех видов) процесс материнства, жизнь становится
холоднее, суше, беспощаднее, в ней все меньше места человеч-
ности, состраданию, жалости.
<^Ha этом фоне жизни ранняя половая функция - это верный
путь к истощению сил организма, еще не приобретшего ус-
тойчивости, еще не сформировавшего необходимого аппарата
для саморегуляции,) Проповеди взрослых в этом отношении
всегда будут восприниматься подростками с оговорками и
сомнениями, важно сообщение точной физиологической и пси-
хологической информации об особенностях физиологическо-
го созревания организма. Эта точная информация позволит
решать проблемы отношений с противоположным полом на
культурном уровне, будет способствовать пониманию роли
полов в культурном развитии.
Мироощущение самих подростков, дополненное объек-
тивной информацией, будет способствовать установлению
бережного отношения между полами, подскажет необходи-
мость выработать свой кодекс, в котором целибату будет
отведено достойное место. Хочется думать, что острота
личных переживаний подростков, связанных в ценностью
своего тела и своей души, своего физического и психологи-
ческого дома, не будет у них отнята той дружной волной
физического и психического насилия, которая захлестывает
порой нашу жизнь.
У подростков есть свойственное их возрасту переживание
своего одиночества, своей непричастности к другим людям,
может быть, это тот шанс, который в виде этих подростко-
вых переживаний дан всему человечеству, и это шанс оста-
новиться, задуматься и посмотреть на себя со стороны.
Именно это делают подростки - они смотрят на жизнь
взрослых с дистанции младших, которые уже чувствуют в
себе силы быть старшими. Эта дистанция - удаленность от
взрослой жизни, позволяет им сблизиться со сверстниками,
так как одиночество подростков - это не пустота, это энер-
гетический источник, который требует направленного вы-
хода энергии - требует действия, иначе он может взорваться.
(Я уже говорила о самоубийствах молодых.) В современной
культуре для подростков не так много поля для приложения
их сил действия, вот и появилась та субкультура подростков,
в которой реализуются доступные им действия по устройст-
ву жизни.
Субкультура подростков - это действительно системы
действий разного вида, которые позволяют организовать
как внешнюю жизнь, так и внутреннюю (организовать свое
525
психологическое пространство). Именно в этом возрасте
расцветает такое, еще мало изученное, явление, как собст-
венный язык подростков. Явление, которое отмечается во
многих странах.
Основное отличие этого языка от языка более ранних
детских субкультур в том, что/подростки более-менее ясно
осознают, что мысль приобретает действенность только
тогда, когда она находит для себя соответствующее речевое
выражение."^Фактически без этого невозможно самостоя-
тельное мышление (о чем речь чуть ниже). Подростки уходят
в сторону словесного максимализма, прямо или косвенно
отражающего те переживания необычного космического
порядка, в которых они прикасаются к экзистенциальному.
Словесный максимализм обычного порядка («никогда»,
«навсегда», «класс» и тому подобное) переходит в образова-
ние жаргона. Этот жаргон открыт всем жаргонам языка, в
^
том числе и жаргону преступного мира - зоне. В общении
«
\
друг с другом применяется словесная небрежность, даже
у
пренебрежительность, разрушающая границы и дистанции.
» Общим достоянием подростков становятся оригинальные, с
1
их точки зрения, словесные выражения. Молодые люди, ко-
1 торые сейчас меня окружают, например, с удовольствием
используют фразу «дохлый барсик», придавая ей десятки
смыслов интонацией и жестами.
В эту пору не только увеличивается словарный запас, но
и приобретается большой навык оперирования словом - это
путь к массовому словесному творчеству, типичному для
подростков. Это и путь в равной мере порчи языка и его
обогащения.
Обращает на себя внимание тот факт, что все исследовате-
ли речи подростков отмечают их эксперименты над речью как
неслучайное явление, которое порождается закономерностями
развития: новые переживания ищут соответствующей им
формы, отсутствие такой формы ощущается как невырази-
мость Я, несоответствие его обыденности. «Огонь», о кото-
ром я говорила, используя слова М.Волошина, требует про-
явленности - Я нужна адекватная форма, дающая возмож-
ность зафиксировать его динамику как проявление жизни.
Как важны для юных людей живые образцы живой устной
речи! Как важна практика собственного живого говорения и
практика слушанья живой речи!
В жизни, особенно школы, так часто недооценивается это
умение, что старшеклассники, обнаружив собственное косноя-
зычие, склонны отождествлять его с собственной бездарностью.
526
Сегодня педагоги и психологи с грустью отмечают, что
подростки очень мало и поверхностно читают (если читают
вообще). Думаю, что одна из причин этого состоит в том, что
чтение связано с движением в собственном психологическом
пространстве, причем это движение естественное, оно осно-
вывается на уже существующих в нем переживаниях, структу-
рированных в разной степени. Символическая функция соз-
нания обеспечивает относительную устойчивость этих струк-
тур (образов, внутренней речи) и возможность развития глу-
бины и ширины семантического поля каждого структурного
образования. Психологическое пространство и движение в его
семантике требуют от Я человека его выраженности, если
хотите, то оформленности в виде собственных текстов - «Я-
высказываний». Говоря другим языком, умеющий читать
чужой текст обладает для этого необходимым умением читать
собственную душу.
Я бы не хотела смотреть пессимистически на проблемы не-
читающих подростков, но, похоже, что за этим видна оглу-
шенность их сознания, которую разные авторы описывают то
как сон души, то как конформизм (бездумное следование дру-
гим людям), то как неспособность любить себя. Тревогу вы-
зывает в явлении «нечтения» то, что без книги подросток ста-
новится обделенным одним из важнейших средств культуры,
развивающем в человеке способность к сосредоточению на
собственном Я. У современного подростка много соблазнов
получать информацию извне в обобщенном виде через зри-
тельный анализатор, гораздо меньше таких жизненных ситуа-
ций, где он должен сосредоточиться на информации, идущей
непосредственно от его Я. Нетренированное Я, если его не
научить слушать самого себя во внутреннем диалоге, может
потерять чувствительность к собственной диалогичности.
Пусть эти мои мрачные мысли будут преждевременными.
Все-таки интеллектуально развитые подростки читают,
пробуют писать, а это и есть диалог, так необходимый для
существования самой психической реальности. Мне хотелось
бы, чтобы из предыдущего описания закономерностей разви-
тия в подростковом возрасте, из анализа жизненных задач,
которые встают перед подростком, читатель вынес идею о
том, что физическое созревание в этом возрасте обостряет
экзистенциальные переживания в реальном проявлении жизни
(куда уж более реальным может быть собственный вес, цвет
кожи, движения, голос и тому подобное).
Не в фантомном проявлении жизни, не в творческих про-
явлениях, а в земном, телесном, даже, по мнению многих,
527