ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 10375
Скачиваний: 75
практичность. То-
ропиться раздевать
жизнь и ого-
лять факты под
весьма спорным
нение принципов
морали в
общем виде или
на конкрет-
ных примерах
жизни, литера-
прикрытием
утверждения, что
это «настоящая
жизни», ни в ко-
ем случае не следует
туры повышают
уровень мо-
рального
сознания
юношей и
девушек,
помогают им
глубже
понять, взвесить
и оценить
жизненные
ситуации
Думаю, что вы не напрасно потратили усилия на чтение
двух текстов. В сущности, они говорят об одном и том же,
об одних и тех же явлениях. Тексты можно считать тождест-
венными по отношению к тем закономерностям возраста,
которые пытаются описывать и анализировать авторы. Но
как
они отличаются тем отношением к исследованному фе-
номену, который проявляют авторы. Думаю, что дело не в
литературных способностях, а в изменившейся за 60 лет по-
зиции исследователя. Мне так хочется назвать позицию оте-
чественной науки первой четверти XX века, представленную
для вас текстом М.М.Рубинштейна, позицией любви к чело-
веку, что я и делаю.
Отчужденную позицию исследователей человека послед-
ней четверти XX века хочется назвать позицией псевдолюб-
ви. Человек уже испытуемый, обследуемый, о нем можно
сказать отстранение, безлично, не прибегая в тексте даже к
намеку на то, что исследуемый материал может вызвать у
исследователя чувства.
За этим стоит не только изменение приоритетов отечест-
венной науки, думаю, что за этим стоит и более глобальное
5J8
явление, которое я называла много раз словами отчуждения
человека от собственной жизни.
Современный ребенок, переживающий свои 13-17 лет,
сталкивается с культурой, в которой универсальные инст-
рукции ценятся выше индивидуальных проявлений жизни;
общее, алгоритмизированное, понятное в поведении другого
человека делает его «удобным» для управления во всех со-
циальных системах.
Но, к счастью для всех, всегда есть юные люди, которых
тяготит эта универсальность, потому что по законам жизни
они особенно чувствительны к проявлениям силы и слабости
самой жизни, открытой для нее через существование живого Я.
(Хочется сказать, зная, что происходит во взрослой жизни, -
пока еще живого Я.) Это живое Я проявляет себя в широком
размахе колебаний и противоречивых переживаний, связан-
ных с необходимостью найти и установить свое собственное
содержание, освоить свое собственное психологическое про-
странство. Сразу это сделать очень трудно, но жить без него
уже невозможно; увлечение чужими формами жизни редко
несет в себе черты устойчивости. Цитирую М.М.Рубинштей-
на: «Путь продвижения к самому себе совершается вовсе не с
роковой необходимостью: это норма, которая далеко не все-
гда достигается» (с. 159).
У роста есть свои законы, так и хочется сказать, что у рас-
тущей души, у растущего Я они свои, каждой поре надо вы-
зреть, и рост должен быть постепенным. Противоречивость
переживаний в юношеском возрасте - это проба на глубину
своего психологического пространства, приближенность к
экзистенциальным его характеристикам. Противоречивость
(или дихотомичность) естественно связана с жизнью тела мо-
лодых людей, ведь часто именно оно дает пищу для построе-
ния новых переживаний.
(Мне так нравятся слова М.М.Рубинштейна «юные люди»,
что я их буду использовать дальше.) В это время юным людям
снятся космические сны - они видят как бы со стороны свое
собственное тело, которое соотносится по размеру или поло-
жению с планетами или со светилами - Солнцем, Луной. Об-
ращает на себя внимание общность сюжетов (по материалам
моих интервью со студентами I-IV курсов): во всех них есть
переживание противоречивых чувств по отношению к планете
или светилу, в основном это чувства притяжения и отталкива-
ния. Возможно (и естественно), с психоаналитической точки
зрения эти сны выглядят не так, как я их попробую понять, но
мне этот вариант объяснения кажется логичным: в этих снах
579
юные люди сталкиваются с проблемой конкретизации (если
хотите, воплощения) своей экзистенциальности, своей сущно-
сти, своего назначения.
В бытовой, дневной жизни тело подсказывает формы та-
кой конкретизации в виде осуществимой половой роли. Жен-
ская роль в этом смысле очевиднее, давно замечено, что де-
вушки испытывают меньшие колебания в переживаниях, свя-
занных с воплощением собственного Я, они сравнительно
быстро достигают устойчивости, хотя бы это было успокое-
ние, вызванное принятием известного образца чужого Я. Не-
даром 16-17-летняя девушка производит впечатление взрос-
лого человека, что далеко не всегда можно сказать о молодом
человеке ее же возраста. Известно, что девушки в этом воз-
расте чувствуют себя взрослее своих сверстников и склонны
их опекать и воспитывать, даже перевоспитывать.
У юношей диапазон колебаний в переживаниях значи-
тельно шире и они дольше идут к обретению устойчивого
отношения к самому себе, то есть к ощущению границ сво-
его Я и его динамической силы. Как тут не вспомнить слова
из пословицы о том, что мужчине принадлежит весь мир...
Для того чтобы это почувствовать, надо проделать огром-
ную работу по построению своего мирового (соответст-
вующего меркам мира) психологического пространства,
ощутить в себе силы Я по возможному устройству жизни
именно в таком масштабе. У некоторых мужчин это получа-
ется, а о других пока говорить не будем - впереди описание
взрослой жизни.
Противоречивость переживаний, свойственная юным
людям, делает их особо чувствительными к существующим
в культуре формам организации жизни, в том числе к са-
мым обобщенным формам, содержащим идеал человече-
ской жизни. Они буквально впитывают всеми чувствами,
пробуют через действия в виде самовоспитания конкретизи-
ровать, персонифицировать идеал, для того чтобы решить
свои жизненные задачи, связанные с поиском своего Я. Идеалы
юности многообразны и зависят от множества факторов,
но то, что они есть, они нужны, в них существует потреб-
ность, доказывается исследованиями и прошлого, и сего-
дняшнего дня. Идеалы, естественно, соизмеримы с эпохой,
но в них есть общее - они связаны со стремлением к твор-
честву, к тому проявлению жизни, которое я раньше назы-
вала полным.
Идеал как мечта о творчестве жизни, о создании жизни.
Он как бы фиксирует саму возможность полной жизни,
„„„ной на собственных усилиях по ее построению. Это
осн0
„з оснований для появления чувства взрослости и его
^пления по мере роста физических и духовных сил
^"Йде^Тмеет огромное влияние на выбор и осуществление
ппойессиональной деятельности, выбор той сферы приложе-
г
своих сил, которая будет приносить переживание полно-
"Ы жизни, как бы отражать реализуемость, призвание челове-
ть
- одно из важнейших экзистенциальных переживании, от-
ражающих реалистичность усилий по организации и осущест-
влению жизни.
Мне бы хотелось, чтобы читатель увидел следующую ло-
гическую связь, существующую в решении жизненных задач
подросткового возраста:
1 Взрослые
Любовь;
псевдолюбовь
2 Я=?
Место подростка
в жизни
3 Идеал
человека
Осуществимость
4 Профессия Эта форма жизни
моя
Взрослые в своем отношении к подростку (1) конкретизи-
руют свойства его Я; через эту конкретизацию подросток
получает переживания, необходимые ему для определения
своего места в жизни среди других людей; границы этого мес-
та задаются степенью осуществимости идеала Я (идеала чело-
века), который может конкретизировать подросток в выборе
профессии. Профессия и ее осуществление будут восприни-
маться в свете возможной любви (или псевдолюбви) к самому
себе и другим людям.
Получается, что в отношениях подрастающих юных людей
со взрослым миром (и в самоотношении) постоянно актуаль-
ной оказывается (в разных конкретных проявлениях) важ-
нейшая экзистенциальная проблема - проблема свободы и
ответственности Я за свое же собственное воплощение в кон-
кретных, бытовых, ежедневных проявлениях жизни, где чув-
ство реальности собственного Я дает человеку то достоинст-
во, за которым другими людьми читается его уверенность в