ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 10366
Скачиваний: 75
низменном проявлении жизни подросток переживает собст-
венную экзистенциальность. Причиной его трагедии может
стать не тот факт, что счастье для всего человечества неосу-
ществимо, а прыщик на лице, из-за которого якобы нельзя
пойти на дискотеку.
Подросток - реалист и романтик одновременно, он пере-
живает как собственную целостность, так и возможность ее
потери. Добро и зло, жизнь и смерть в его переживаниях
конкретны и абстрактны одновременно, так как он только
учится мыслить абстрактно, поэтому в процессе мышления,
в поиске закономерностей он легко может принять случай-
ное за общее, конкретное - за абстрактное, единичное - за
общее. Он переживает несоответствие силы своих чувств,
переживаний и возможностей своего мышления, подросток -
это тот человек, который может сформулировать и попро-
бовать решить задачу развития собственного мышления.
Именно для него написаны все книги по самовоспитанию,
именно он может воспользоваться (если захочет) их мудро-
стью не для манипулирования другими, а для воздействия на
самого себя.
Итак, экзистенциальные переживания подростков связа-
ны с реальными проявлениями жизни, огонь Я имеет в них
свой ритм.
Думаю, интересно отметить и тот факт, что творчество,
позволяющее, подростку переживать полноту жизни, связыва-
ется с усилиями по организации Я. Подросток начинает что-
то делать, специально ставя задачу делать это творчески, то
есть по-своему. Так появляется уже их исполнительская дея-
тельность (например, самостоятельное освоение музыкальных
инструментов), изобразительная деятельность, литературная
и другие. Важно, что теперь это воспринимается и осуществ-
ляется как для-меня-важная-деятельность. Как жаль, что да-
леко не все подростки имеют возможность попробовать себя
в разных видах культурной самодеятельности, позволяющих
почувствовать силу своего Я. Может быть, тогда мы не бы-
ли бы свидетелями проявления этой силы в виде скрученных
в жгут металлических скамеек в парке, выломанных дверей и
прочего такого. Деструктивное «творчество» подростков за-
служивает, думаю, внимания не меньше, чем их самодея-
тельность конструктивная. По-моему, мы так и не знаем,
откуда берется эта неимоверная сила, достойная, конечно,
лучшего применения. Какие силы вырываются из-под ра-
зумного контроля Я в это время? Думаю, что проблема ждет
своего исследователя.
^28
Продолжу разговор о тех задачах развития подростков,
которые возникают при освоении ими абстрактных мысли-
тельных операций. Одна из важнейших особенностей абст-
рактного мышления состоит в том, что оно основано на
применении в качестве средств мышления понятий, не псев-
до, а настоящих понятий, в которых процедуры собственно-
го мышления становятся доступными для человека. Мышле-
ние в понятиях дает основания для мысли о мысли, для реф-
лексии на содержание собственной познавательной активно-
сти. Говоря иначе/мышление из спонтанного процесса ста-
новится опосредованным отношением к нему самого чело-
века, то есть диалогичность собственного сознания стано-
вится доступной для воздействия самим человеком^Л'0, ка-
ким человек видит себя в этом диалоге, как он себя видит,
определяет эффективность мышления, иначе это еще назы-
вают смелостью мышления. Мне очень импонирует идея о
том, что уровень интеллектуального развития подростков
надо «измерять» не в показателях успеваемости по школь-
ным предметам и не по широте или глубине умозаключений,
а по общему развитию и соотношению углубленных жиз-
ненных интересов, по содержанию той концепции жизни,
которая отражает и уровень овладения собственным Я. Ду-
маю, что так и должно быть в условиях жизни, где искусст-
венно не искажаются факторы развития подростка, так как
он уже подошел к тому рубежу развития, когда он не только
в фантомном мире мечты, но и в реальности подошел к
взрослости. Половое созревание, то есть изменения в биохи-
мии организма, которые оно вызывает, создает достаточно
органических, телесных, если хотите, предпосылок для
ощущения реальной полноты жизни, чтобы воплотить ее в
соответствующей концепции, построенной совершенно про-
извольно на основе самовоздействия на собственный про-
цесс мышления.
г^Если начало подросткового возраста связано со снижени-
ем показателей интеллектуальной активности (это отмечают
• многие исследователи), то период вступления в юность, за-
вершение полового созревания связан с подъемом интеллек-
туальной активности на качественно новый уровень^Подро-
стковый возраст, думаю, можно считать завершенным, если
юный человек начинает переживать возможность «приклю-
чения» своего Я в области мысли, то есть возможность само-
воздействия и самопреобразования в соответствии с образом
своего же Я. Это вносит особое содержание в психологическое
пространство молодого человека, можно было бы назвать его
529
источником собственной силы, так как я не знаю, как его обо-
значить точнее в научных терминах. Может быть, это пере-
живание интегративных (объединительных) свойств своего Я.
Это проявляется и в возрастании интереса и способности к
отвлеченной мысли, к обобщению, стремлению понять смысл
действительности, смысл самой жизни.
Эта ориентация опосредует все психические процессы и
придает им большую устойчивость, так как смысл является
саморазвивающимся образованием, он и есть одно из прояв-
лений жизни. Юные ищут в смысле проявление своего Я,
поэтому когда вместо него предлагают готовые механиче-
ские схемы, которые надо просто воспроизводить в соответ-
ствии с образцом, возникает проблема оглушения. Опять
можно сказать об огне: если для него нет пищи, он гаснет.
Если для юных людей нет возможности соответствовать в
мышлении самим себе, своим потребностям, они теряют
интерес, в том числе может быть потерян интерес и к жизни
вообще. Боюсь, что именно это происходит со многими со-
временными старшеклассниками, которые «проходят» клас-
сическую литературу в качестве и количестве, не соответст-
вующем их потребностям. Недаром среди выпускников
школ так много людей, которые часто не читали классиче-
ских произведений, по которым писали сочинения на «пя-
терки» и «четверки».
Для подростков естественно в своем умственном образо-
вании стремиться к углублению и расширению своего психо-
логического пространства, своего Я. Секрет в том, что это
стремление осуществляется среди взрослых, которые решают
свои
задачи в отношении обучения молодых. Подростки бес-
конечно нуждаются в помощи и поддержке старших по реше-
нию жизненно важной задачи - развития своих интеллекту-
альных возможностей, так как в этот период жизни реаль-
ность собственного мышления такова же, как реальность те-
ла, можно сказать, что она осязаема в результатах мышления
и его процессе как мне принадлежащем.
Это обостряет значение содержания общения между под-
ростком и взрослыми людьми. Подчеркиваю, именно взрос-
лыми людьми.
На поверхности бытового поведения подростков наблюда-
тель видит, что они очень много сил и времени отдают обще-
нию со сверстниками. Казалось бы, значение взрослых суще-
ственно меняется в сторону уменьшения его значения. Но
чудо жизни Я состоит в том, что зажечь его в полную силу у
юного человека может человек зрелый, я уже пыталась его
530
однажды в этом тексте назвать таким, который в своей жизни
персонифицирует, конкретизирует сущностные характеристи-
ки человека. Это не только теоретическое построение, оно
подтверждается фактами экспериментально-психологических
исследований'. Использование бесед, стандартизированного
интервью и опроса дало возможность прийти к заключению о
том, что потребность в общении со взрослыми обусловлена
прежде всего проблемами перспективного жизненного само-
определения. Содержанием общения со взрослыми становятся
вопросы взаимоотношения людей, отношения между полами,
выбор профессии.
Значительное большинство исследованных школьников
показало, что они испытывают острую потребность в нерег-
ламентированном общении со взрослыми, которые составля-
ют их ближайшее окружение.
Обращает на себя внимание еще одна особенность обще-
ния подростков со взрослыми. Если ребята в большинстве
случаев не удовлетворены отношениями со старшими, то
взрослые те же отношения считают вполне приемлемыми, то
есть не понимают отношения с подростками - переоценивают
или недооценивают их. Реально то, что взрослые, скорее, не
понимают, чем понимают потребности детей, скорее всего
«срабатывает» распространенность среди взрослых педагоги-
ческой позиции, основанной на механизмах проекции.
(«Подросток - это я».)
Заслуживает особого внимания экспериментальный ма-
териал, который показывает влияние характера общения со
взрослыми на развитие Я подростков
2
. Я уже писала выше,
что важнейшим моментом в развитии подростка является
переживание им интегративных возможностей своего Я, их
можно в экспериментально-психологическом исследовании
личности зафиксировать в виде устойчивости и адекватно-
сти самооценки. '
По мнению многих исследователей
3
, именно эти свойства
самооценки определяют степень самостоятельности и незави-
симости человека в разных видах деятельности и во взаимо-
отношениях с другими людьми.
' Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., 1980; Миславский
Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. - М.,