Файл: Абрамова Г.С. - Возрастная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 9909

Скачиваний: 68

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

опыт собственной способности интегрировать все идентифи-
кации с влечениями либидо, с умственными способностями,

534

приобретенными в деятельности, и с благоприятными воз-
можностями, предлагаемыми социальными ролями».
Опасностью этой стадии является ролевое смещение, по-
теря механизма интеграции собственных проявлений жиз-
ни. Для того чтобы компенсировать его, подростки разви-
вают идентификацию со сверстниками, где сама принад-
лежность к группировке гарантирует переживания «своих»
людей как «моих», где верность группе культивируется как
верность себе.
Подросток потенциально готов к освоению морали, так
как он уже переживает необходимость в интегративных ме-
ханизмах, позволяющих сохранить его Я от воздействия
других людей. У него уже есть готовность к организации
своей жизни в соответствии с идеей-концепцией жизни, не-
даром мировоззрение подростков часто называют идеологи-
зированным; он еще только определяет свое место среди
людей, свое место в обществе, с которым он уже может об-
щаться на равных. Он готов к воплощению идей лучшей
организации жизни, можно сказать, что он готов к подвигу.
Этой готовностью к подвигу и можно было бы разграни-
чить подростковый и юношеский возраст, о котором речь
впереди.
В завершение этой главы я приведу несколько отрывков из
«Дневника обыкновенной девушки», который был начат Ни-
ной Костериной, московской школьницей, в 1936 году, когда
ей исполнилось 15 лет'. Короткие отрывки, в которых хоте-
лось бы показать читателю живое биение огня:
«...кто я и какая я? Талантов у меня нет никаких... Ну, са-
мая обыкновенная. У меня даже в мечтах нет ничего особен-
ного... А у меня в будущем - один туман...
Танцую я давно и люблю танцевать, но с таким удовольст-
вием еще никогда. Шутя Алик поднял меня на воздух: сердце
замерло, дыхание перехватило, и жарко запылали щеки...
Многое я уже прочитала, некоторые произведения доводи-
ли меня до бессонницы...
"Человек, который смеется" Гюго чуть не сорвал мне эк-
замен по физике - зачиталась и забыла о том, что надо гото-
виться.
Эх, и не люблю, когда ко мне приходят мальчики! В квар-


background image

тире потом все на меня так глядят, что... Да ну их?.. Дали во-
жатую Люсю из Института права. Толстенькая по форме, а
каково содержание - посмотрим...
' См.: Из дневников современников. - М., 1965.

535


background image

 Вчера папа купил мне гитару. Я очень обрадовалась по-
дарку.
...И еще страшное и непонятное: арестован папа Стеллы.
Он был начальником главка при Наркомтяжпроме. Говорят,
он предатель.
...Обидно, что не умею драться как надо.
...У нас с Леной одинаковые характеры: когда есть дело,
когда мы заняты по горло, бегаем, суетимся, - мы счастливы,
мы веселы. Но вот покой, тишина, дела нет - тень хандры
опускается на нас, и мы ругаемся друг с другом...
Ну и дела? Мне сейчас объяснились в любви!.. Не хочу и не
могу писать об этом. Когда он сказал мне это, я еле дошла
домой. Есть не могу, плачу и смеюсь...»
Нина Костерина погибла в декабре 1941 года.
1. лава 1- /

О ЮНОСТИ

(18-22

 ГОДА)


background image

 Музыка ли, пенье, что ли, эхом -
Что же это зазвучало вновь?
От вокзала Дружбы мы отъехали
К следующей станции - Любовь.
М.Светлев
Я спросил у свободного ветра,
Что мне сделать, чтоб быть молодым,
Мне ответил играющий ветер:
«Будь воздушным, как ветер, как дым!»
Я спросил у могучего моря,
В чем великий завет бытия,
Мне ответило звучное море:
«Будь всегда полнозвучным, как я!»
Я спросил у высокого солнца,
Как мне вспыхнуть светлее зари,
Ничего не ответило солнце,
Но душа услыхала: «Гори!»
К.Бальмонт
Юность, границы которой связываются с возрастом обяза-
тельного участия человека в общественной жизни. Человек
должен принять на себя ответственность за устройство жизни
в той степени, в какой это возможно в конкретных социаль-
ных условиях. С этой точки зрения юность - возраст участия в
выборах органов государственной власти.
Решение каких задач собственного развития обеспечивает
человеку эту возможность - потенциально правильную соци-
альную ориентацию в качествах других людей?
Попробуем в этом разобраться. Подростковый возраст за-
вершается переживанием необходимости собственной целост-
ности, если хотите, интегрированности. Подросток нуждается в
руководстве, в присутствии человека, задающего саму возмож-
ность такой интегрированности как цели, как жизненной пер-
спективы, стремление к которой не является фантомным, уто-
пичным, бессмысленным. Подросток готов к осуществлению
подвига собственной жизни, реализуемой своими же усилиями.
Значит, он готов и к целостному, правдивому, реалистич-
ному отношению к факту своего собственного существования.
Надо согласиться с мыслью о том, что именно переживание
ценности, неповторимости своего Я как частицы мирового
многообразия вызывает в человеке желание жить. Ценность
эта привносится мыслящим о самом себе Я.
Остается еще раз удивиться тайне человеческой природы,


background image

в которой жизнь породила сознание, знающее, что сущест-

538

вует и что может не существовать. Для того чтобы выбрать
существование, выбрать жизнь, сознание должно само себе
сказать «да», то есть Я должно предпочесть свою индивиду-
альную живую жизнь всем другим видам жизни, в том числе
и смерти.
Я согласна с тем, что у человека всегда есть выбор между
бытием и небытием, он совершается как балансирование по
канату над пропастью, где грани между Я и не-Я удержива-
ются чувством ценности жизни, переживаемой как моя-жизнь.
Эсхил в свое время называл людей «эфемерными», то есть как
бы кратковременно существующими для других. В этом глу-
бокий смысл, так как моя-жизнь может существовать такой
только тогда, когда она воспринимается так же другими.
Психологическое пространство человека весьма неодно-
родно, это делает целостность его Я неустойчивой, воспри-
ятие жизни как моей-жизни колеблется, часто по причинам,
непонятным самому человеку. Это блистательно показано
Фрейдом. Что придает устойчивость

 Я,

 так необходимого для

осуществления выбора между бытием и небытием?
Человечество давно знает ответ на этот вопрос. Каждый
человек ищет и находит на него ответ в разном возрасте, но
наиболее вероятно, что и сам вопрос и возможность ответа на
него приходят в юности.
Наверное, в самом общем виде ответ может быть дан та-
кой: каждый человек в мире не лишний. Потенциально каж-
дый человек - создатель нового, творец, говоря высоким сти-
лем, самой жизни, так как обладает данной ему экзистенцией.
Для конкретного ответа на данный вопрос у человечества
достаточно опыта, который многие пытались обобщать и
описывать как явление человеческой дружбы'.
Я уже отмечала ранее возникновение у детей в середине
детства тоски по «ребенку» как экзистенциального пережива-
ния о необходимости собственного воплощения в другом.
Развившееся тело, стремление Я к интегрированности с
новой силой обостряет потребность (тоску) в подтверждении
реальности собственного

 Я,

 обладающего не только потенци-

альной, но и настоящей, правдивой, истинной, принимаемой
другими людьми силой. Появляется готовность к установле-
нию особого отношения с другими. Я уже назвала его отно-
шением дружбы.