Файл: Абрамова Г.С. - Возрастная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 10023

Скачиваний: 69

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

бенно активно - практические психологи.
В какой плоскости лежит ответ? Думаю, что вариантов от-
вета столько, сколько используется в практике работы с чело-
веком теоретических представлений о его сущности. Мне хо-
телось бы остановиться на одном из них, естественно, не от-
рицая и другие варианты. Наиболее привлекательным мне
кажется представление о том, что с собственной индивидуали-
зированной сущностью человек встречается в особых соци-
альных условиях, которые востребуют именно его индивиду-
альность. Очевидно, что одной из наиболее типичных ситуа-
ций является ситуация обучения, когда учат всех, но каждый
обучается так, как может, хочет и умеет. Именно эта социаль-

309


background image

 ная ситуация может поставить вопрос об индивидуальности
человека, а может и видеть его, ориентируясь на усредненное
представление о его сущности, предполагающее как обяза-
тельный момент развития похожесть на других. Кроме того,
есть еще ситуация юридической ответственности перед зако-
ном, который, уравнивая всех, предполагает и индивидуаль-
ные отклонения от обязательного, то есть это та ситуация,
которая ориентирует человека как в его сущностных характе-
ристиках, так и в индивидуальных проявлениях этой сущно-
сти. Так, ребенок, не соответствующий в своем развитии воз-
расту, отвечает иначе перед законом, чем его полноценно
развитый сверстник.
Индивидуальность человека буквально требуется в ситуа-
циях принятия решения, которое можно было бы охарактери-
зовать как ответственное, оригинальное решение - это ситуа-
ции рождения лидера в любой продуктивной, социально зна-
чимой деятельности. Лидерами становятся по-разному в раз-
ных сферах деятельности, но всех их отличает одно сущест-
венное качество - они обладают высокой продуктивностью,
говоря проще, они могут придумывать, могут делать это так,
что в своих замыслах воплощают сущностно человеческое,
индивидуализируя его в своих действиях. Это продуктивные
деятельности типа мастерских, когда Мастер - лидер - проду-
цирует идею, образ, способ действия, а его ученики, его школа
развивают эти идеи, конкретизируя их в собственной индиви-
дуальности. Глубина идей может быть различна, то есть они
могут отражать как обобщенные в той или иной степени осо-
бенности человека, так и его сущность. Наверное, это один из
критериев, позволяющий узнать, почему одни Мастера живут
тысячелетия, а другие - десятилетия. Воплощающие сущность
человека практически бессмертны, как бессмертны Пушкин,
Чайковский, Эйнштейн, а воплощающие, те, кто содержат
обобщенные свойства человека своего времени, забываются
вместе с уходом времени. Не хотелось бы называть фамилии,
но думаю, что каждый на протяжении своей жизни может
вспомнить смену кумиров как своего поколения, так и стар-
шего, а тем более младшего.
Есть еще одна сфера деятельности человека, где встреча
его с собственной индивидуальностью неминуема. Это сфера
духовных исканий человека, сфера поиска смысла жизни как
для себя, так и для всего человечества. Много об этом сказано
и написано, я бы хотела процитировать несколько строчек из


background image

Л.Н.Толстого: «Истинная любовь всегда имеет в своей основе
отречение от блага личности и возникающее от этого благо-

310

рдение к людям. Только такая любовь дает истинное благо
жизни и разрешает кажущееся противоречие животного и
разумного существования»'.
В своих духовных исканиях человек приходит к вопросу о
необходимости совершенствования своей природы, находит
цель этого совершенствования, которая выражается в краткой
формуле-альтернативе: «Быть или иметь».
Что иметь? Каким быть? Ответы на эти вопросы при всей
их конкретности требуют понимания своей сущности, своих
потенциальных возможностей, раскрывающихся через нее или
в ней же исчезающих, когда они не востребуются ни самим
человеком, ни другими.
Часто, чтобы заметить в себе эти возможности, человеку
достаточно даже случайной встречи с соответствующим зна-
нием, информацией, которые подтолкнут процессы индиви-
дуализации своей человеческой сущности. Это может быть, в
частности, встреча с узнаваемым психологическим знанием,
тем знанием, о котором можно сказать, что оно по мне. Хоте-
лось бы показать несколько видов психологической обоб-
щенной информации, которая окажется узнаваема и поможет
в работе над индивидуальностью.
Когда мы не можем сосредоточиться на выполнении рабо-
ты, легко отвлекаемся, быстро утомляемся, допускаем неле-
пые ошибки, мы говорим об отсутствии внимания. Соответ-
ственно, наличие внимания - это наличие направленности и
сосредоточенности на предмете деятельности. Как стать более
внимательным? Сосредоточенность как проявление внимания
возникает в нескольких, принципиально разных ситуациях:
первая из них характеризуется тем, что внимание возникает
как бы само собой под влиянием резко изменившейся ситуа-
ции: резкая боль, внезапный громкий звук, яркая вспышка
света и так далее. Когда человек оценит изменившуюся ситуа-
цию, направленность его активности меняется. Можно ска-
зать, что в этом случае человек действовал по плану, диктуе-
мому ситуацией, следовал за изменениями, которые в ней
происходят. Чем менее человек знает ситуацию своего дейст-
вия, тем больше у него вероятность зависеть от ее внезапно
меняющихся свойств. Такое внимание непроизвольно; чело-
век, в известном смысле, его раб.


background image

Другая ситуация, в которой можно наблюдать организо-
ванную активность, - это созидание планов и осуществление
их. Задумывая нечто и выполняя задуманное, человек контро-
' Толстой Л.Н. Избранные философские произведения. - М., 1992.-С.48.

311


background image

 лирует направленность своей активности, организует ее, осоз-
нает последовательность и необходимость своих действий.
Такие ситуации называются ситуациями произвольного вни-
мания. Их основное качество состоит в том, что человек мо-
жет контролировать свою активность. Для того чтобы быть
внимательным, надо четко знать, какого результата мы доби-
ваемся, по какому плану будем действовать, какими средст-
вами этот план осуществляется. Такое знание составляет ос-
нову контроля за собственной деятельностью, основу сопос-
тавления реальных результатов с предполагаемым образцом.
Сколько действий у человека, столько и планов - про-
стых, коротких и более сложных, длительных во времени.
Это и есть проявление внимания - произвольного внимания.
Произвольное внимание всегда связано с определенным
напряжением - человеку надо удерживать цель, к которой он
стремится, соотносить с целью свои действия, осуществляя
преобразования по плану.
Есть еще один вид внимания. Его называют послепроиз-
вольным вниманием. Уже само название говорит о том, что оно
возникает на основе произвольного, как бы вырастает из него.
Особенность его в том, что напряжение, которое бывает при
произвольном внимании, исчезает. Каждый из нас переживал
такие ситуации, они описываются общей формулой: «Было
неинтересно - стало интересно». Когда это бывает? Чаще всего
в тех ситуациях, когда человек с усилием начинает какое-то
дело, а потом само дело захватывает его так, что он не замечает
требующихся усилий. Например, не хотели читать обязатель-
ную книгу, а потом оторваться не могли; не хотели делать за-
рядку, а втянулись и без труда делаете ее каждое утро... Враба-
тываемость, снятие напряжения, появление интереса - все это
факты, говорящие о появлении нового вида контроля за собст-
венной активностью. Чем лучше человек умеет что-то делать,
тем больше вероятность того, что у него в этом виде деятельно-
сти появится послепроизвольное внимание.
Получается, что быть внимательным - это значит знать
содержание своих действий, уметь планировать и контроли-
ровать их. Это важнейшие человеческие способности, общие
для всех людей. Их развитие позволяет управлять собственной
активностью.
Эффективно управлять своей активностью мы можем лишь
в том случае, если ориентируемся не только на свои свойства,
но и на свойства окружающего мира, учитываем эти свойства,