Файл: Абрамова Г.С. - Возрастная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 10024

Скачиваний: 69

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 оттенки в их выражении, например в виде баллов (5 баллов ~
эмоция наиболее выражена, 0 баллов - выражена минималь-
но). Анализируя дневник в целом, можно проследить типич-
ное для вас состояние и затем сопоставить его с мнением хо-
рошо знающих вас людей.
Высокоэмоциональный тип людей - это те, кто пережива-
ют все основные эмоции. У малоэмоциональных людей эмо-
ции вообще редки. Есть люди, у которых одна эмоция
(например, радость) преобладает над другими; также встре-
чаются типы сочетания первичных эмоций: радость-гнев,
радость-страх, страх-гнев.
Люди, предрасположенные к положительным эмоциям, и
люди, предрасположенные к переживанию отрицательных эмо-
ций, существенно отличаются по возможности саморегуляции,
что создает предпосылки для формирования качеств личности.
Практически при любом индивидуальном наборе эмоцио-
нальных черт - как при внешней выразительности, так и при
невыразительности поведения - содержание эмоций может
быть сходным. Сходен и нравственный потенциал эмоциональ-
ных откликов, то есть отношение к событиям с точки зрения
моральных общественных норм. Речь идет о том, что радует,
что вызывает страх, что тревожит, на что направлен гнев. Как
известно, гнев может быть благородным, а радость - подлень-
кой. Содержание наших эмоций отражает наши потребности и
мотивы, основные установки человека. Именно они и опреде-
ляют возможность владеть собой в разных жизненных обстоя-
тельствах, когда речь идет о выражении эмоций.
Эмоции - это один из видов отношения человека к миру, ко-
торым он может управлять сам. У эмоций всегда есть источ-
ник - предмет, который вызвал данное эмоциональное состоя-
ние. Человек, выделяя такой предмет, может одновременно
осознать и содержание своего отношения к нему и через такое
осознание изменить само отношение. Как это происходит? На-
пример, вы занимались каким-то делом и не заметили, что в
комнату кто-то еще вошел. Когда же вы увидели вошедшего, то
испугались, а узнав его, успокоились. Что тут случилось?
Предмет, вызвавший эмоцию, стал узнаваем, через узнавание
возникло и новое отношение к предмету (другому человеку), да
и к самому себе. Чтобы не испугаться, надо знать, что кто-то
может войти, а еще лучше: знать точно, кто войдет...
Знание - лучший помощник в изменении отношения, в
профилактике отрицательных эмоций. Полная информация о


background image

ситуации предстоящего или осуществляемого дела помогает
каждому из нас организовать свое отношение.

316

Умение воздействовать на себя не с помощью наркотиков,
потного или транквилизаторов, а с помощью слова и дейст-
это путь к управлению своими эмоциями, путь, который
пфыт каждому.
Надо постоянно помнить, что наши эмоции как эхо отзы-
ваются в других людях. Чем больше у нас возможностей ис-
пользовать разум для оценки эмоций, тем больше мы нужны
другим людям, тем обаятельнее и привлекательнее для них.
Добрая шутка, юмор, смех - лучшее средство для снятия эмо-
ционального напряжения. Ирония и самоирония помогут нам
понять, как мы выглядим в глазах других, понять относитель-
ность ценности переживания и его истинное значение.
Многие из нас знают расхожую истину о том, что люди
относятся к нам так, как мы относимся сами к себе. В этом
состоит и развитие отношений с другими людьми. Радость,
оптимизм, чувствительность к прекрасному надо не губить, а
выращивать в себе, как терпеливый садовник выращивает сад
даже на каменистой почве. Настоящая радость, а не радость
по обязательству, всегда открывает в мире скрытые неожи-
данные стороны, не заслоняемые более обыденными шабло-
нами. Смех, юмор, восторг, радость - это преодоление шаб-
лона, это устанавливание новых, еще неведомых отношений с
миром, с жизнью.
Грустно, порой, наблюдать за теми, кто, как кажется, соз-
нательно избегает радости, заслоняясь шаблонами «не приня-
то», «не прилично», «а что подумают»... Насильно радость не
возникнет, но возникшее, еще робкое чувство человек может
погубить сам. Как хочется иногда остановить человека, за-
махнувшегося на свою или чужую радость: «Не губите...».
Понимать себя, понимать другого - это работа, требую-
щая умения и желания, это работа, результат которой - про-
стота сложности, гармония, внутренняя целостность человека,
мудрость... О таком трудном пути говорится и в стихотворе-
нии И.Анненского «Не я»:
Не я, и не он, и не ты,
И то же, что я, и не то же;
Так были мы где-то похожи,
Что наши смешались черты.
В сомненье кипит еще спор,


background image

Но, слиты незримой чертою,
Одной мы живем и мечтою,
Мечтою разлуки с тех пор.
Горячечный сон волновал
Обманом вторых очертаний,
Но чем я глядел неустанней,
Тем ярче себя ж узнавал.
Лишь полога ночи немой
Порой отразит колыханье
Мое и другое дыханье,
Бой сердца и мой, и не мой...
И в мутном круженье годин
Все чаще вопрос меня мучит:
Когда, наконец, нас разлучат,
Каким же я буду один?

317


background image

 Целостность внутреннего мира человека - цель, движение
к которой предполагает понимание смысла бытия, понимание
своей жизни как ценности. Целостность внутреннего мира
человека - это состояние гармонии микрокосмоса и макро-
космоса, человека и мира. Путь к такой гармонии или от нее в
руках самого человека - его единственный, неповторимый
путь, путь к себе и миру через интерес к последнему.
Именно интерес позволяет нам понять, чего мы хотим. Тем
самым неопределенное «хотелось бы» становится четким «я
хочу». Интерес отражает наши чувства, окрашивая мир всеми
цветами радуги. Интерес влияет на выбор, направляет его, спо-
собствует осуществлению волевых усилий, принятию решения.
Психологические исследования связывают интерес с потреб-
ностями человека. Обычно потребности называют «горючим»,
без которого невозможна активность человека. Это «горючее»
говорит о состоянии человека, о степени его зависимости от
обстоятельств жизни. Потребности столь многочисленны, что
простое перечисление их займет много места. Но задачу харак-
теристики потребностей можно значительно упростить, если
попробовать ответить на вопрос: «Что человеку надо для жиз-
ни?» В свое время на этот вопрос пытался ответить Генри Торо,
написавший удивительную книгу «Уолден, или Жизнь в лесу».
Он не только теоретически анализировал этот вопрос, а пробо-
вал жить, исходя из своего представления о необходимом. По-
лучилось. Множество людей на нашей планете живут, обходясь
минимумом необходимого для выживания. Великий Царь -
царь голод - стоит за их спиной постоянно. Очень трудно отве-
тить на этот вопрос, можно только попробовать...
Каждый предмет - не важно, материальный он или идеаль-
ный - содержит в себе потребность. Достаточно указать неко-
торые, казалось бы, совсем не связанные, предметы, чтобы уви-
деть наличие нашей потребности в них. Например, потребность
в одобрении окружающих или потребность в тепле, потреб-
ность в физическом комфорте или потребность в самореализа-
ции, потребность в учении или потребность в сезонной обуви...
Даже при назывании предмет и потребность в нем едины.
В этом смысле идеальный предмет (одобрение окружающих,
самореализация) и материальный (удобная обувь) похожи тем,
что вызывают у нас потребностное состояние, а значит, интерес.
Пристрастность нашего интереса - это и есть та избира-
тельность по отношению к предметам культуры, которая хо-
рошо характеризует уровень развития человека.


background image

Интерес как интерес к вещам, созданным другими людьми,
к вещам, создаваемым нами самими...

318

V вещей есть удивительные свойства, которые позволяют
вдиять на жизнь человека и даже всего человечества. Одно
„.^ свойств состоит в том, что со дня своего появления на
вет вещь как бы впитывает в себя знания и опыт людей - их
чувства, их разум. В этом состоит ее социальный характер и
способность пробуждать в других людях, а не только в ее
создателе, потребность в себе и удовлетворять ее. Вещи живут
дольше своих создателей...
Вещи рождают потребностное состояние, а интерес придает
ему направленность, конкретизирует его. Противоречивость
этого процесса состоит в том, что в ходе реализации интереса,
как бы в ходе его осуществления, человек создает новые вещи -
новые потребности. Так происходит в сфере общественного
производства, такой же процесс идет и в индивидуальной жиз-
ни человека, когда говорят о развитии интереса, о росте его в
глубину. Например, у человека появился интерес к живописи, и
вот в сферу его внимания, в сферу деятельности включаются все
новые и новые предметы, воплощающие этот интерес: книги по
искусству, репродукции, посещение выставок, стремление к
общению на интересующую тему.
Растет интерес, растут потребности, наполняющие этот
интерес содержанием, которое касается нового, более сложно-
го отношения с вещным миром - миром материальных и иде-
альных предметов. Рост интереса в глубину практически бес-
конечен, так как он предполагает бесконечную возможность
устанавливания человеком все новых и новых отношений с
окружающим миром. Смысл их в том, что за всем многообра-
зием свойств вещи (материальной или духовной) каждый от-
крывает для себя все богатство мира человеческих отноше-
ний, а также своего собственного отношения к нему. Это бо-
гатство позволяет человеку преодолеть сопротивление внеш-
них, вещных свойств вещи и обратиться к ее сути. Суть же эта
связана с ценностью человеческих отношений, в том числе и
отношения к самому себе, которое раскрывает ценность жиз-
ни. Способность дорожить счастьем бытия - это тот интерес к
жизни, который позволяет человеку обнаружить человеческое
в самом себе. Это та потребность в самом себе, которая обна-
руживает себя в одиночестве. Тот, кому не бывает скучно с
самим собой, кому не нужен допинг средств массовой инфор-