Файл: Абрамова Г.С. - Возрастная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 10025

Скачиваний: 69

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

их закономерности в своей целенаправленной деятельности.
Умение преодолеть эгоцентризм - субъективное, односторон-

312

нее понимание мира вещей, явлений, мира других людей и
себя - это основа развития мышления человека.
Мышление невозможно без способности человека вставать
на точку зрения другого человека, на точку зрения, отличную
от его собственного видения ситуации. Мышление предпола-
гает умение видеть ситуацию даже с противоположной точки
зрения. Это своего рода привычка спрашивать себя: «Что
будет, если предположить обратное?»
Самостоятельность, самокритичность мышления пред-
ставляет собой возможность встать на позицию оценки своих
собственных действий. Умение грамотно спорить с самим
собой рождается из умения полемизировать с другим челове-
ком, которого ты считаешь равным себе. Искусство спора,
диалога, а не пустого пререкания, открывает безграничные
возможности совершенствования мышления. Полемика с са-
мим собой, без реальной внешней критики другого человека -
это признак высокой культуры ума.
Верным помощником на пути самостоятельного формиро-
вания культуры мышления является изучение истории фило-
софии, истории развития классической и современной мысли.
Давно отмечено, что на недостатки собственного ума люди
жалуются редко. Чаще всего это скрывается за словами непо-
нимания, недоумения, разочарования и другими проявления-
ми неблагополучных взаимоотношений с миром людей, ве-
щей, да и с самим собой. На память же жалуются легко и даже
охотно. Видимо, не так уж она «существенна» для установле-
ния нормальных человеческих отношений. Забывчивость
прощается в очень широких пределах, даже в тех случаях,
когда она граничит с безответственностью и бесчувственно-
стью. Зато как мы радуемся, когда о событиях, важных для
нас самих, помнит еще кто-то, если помнят о вашем дне рож-
дения, о первой встрече с вами, помнят, что и как вы говори-
ли, во что были одеты... И совсем по-другому воспринимаем
мы человека, который помнит о нас только плохое. Да и что
тут говорить! У каждого из нас есть такие воспоминания, от
которых хотелось бы отделаться поскорее, а не получается...
У памяти свои законы, и не все они подвластны человеку.
Но есть и такие закономерности, которыми человек может
управлять сам, если знает о них. Может быть, в том, о чем


background image

пойдет речь, вы узнаете и собственные свойства памяти, и это
поможет вам усовершенствовать ее.
Каждый, кто хоть отчасти способен наблюдать собственный
внутренний мир, знает, что не все виды запоминаемого материа-
ла даются ему с одинаковым усилием. Одному легче запомнить

313


background image

 словесно представленный материал, другому надо обязательно
его записать, а третьему легче запомнить, если он представит
материал в виде образа или, как говорят, картинки. В легкости
запоминания дает о себе знать зависимость памяти от индиви-
дуальных особенностей восприятия человека, от преобладания в
процессе восприятия того или иного анализатора - зрительного
слухового, моторного, тактильного, вкусового, а то и нескольких
анализаторов сразу. Выделив свойства своей памяти, их можно
использовать для запоминания материала, который требует
больших усилий. Для этого, например, можно словесно предъяв-
ляемый материал специальным волевым усилием представить в
виде образов, сопровождая их моторными действиями. Основная
идея состоит в том, чтобы найти свои пути сопоставления легко
запоминаемого материала с тем, что запоминается труднее. Для
это существует множество специальных мнемотехнических прие-
мов, многократно описанных в литературе. Надо сказать, что о
памяти написано, наверное, больше всего психологических тек-
стов, но, как и все великие тайны, она остается неразгаданной.
Забывание наиболее интенсивно протекает сразу после за-
учивания, а затем замедляется. Отсюда необходимость в по-
вторении материала. Само забывание носит избирательный
характер: не забывается тот материал, который определяет
жизнь личности, ее отношения с другими людьми и с самим
собой. Не забывается материал, выражающий основные зако-
номерности и наиболее важные положения. Обычно непроиз-
вольно запоминается то содержание, которое важно, значимо,
интересно для человека. Остальное человек запоминает про-
извольно, ставя перед собой цель - запомнить. То, что требует
не только запоминания, но и понимания, сохраняется лучше.
Работая с любым материалом, человек основывается на
данных органов чувств, то есть на данных ощущения и вос-
приятия. В ощущении он выделяет отдельные свойства пред-
метов, а с помощью восприятия - весь предмет в целом. Вос-
приятие как бы продолжает понимание за пределы непосред-
ственно данного органа чувств. Все органы чувств человека
совершенствуются в обучении. Такое совершенствование про-
является в том, что человек научается выделять все более
сложные и дифференцированные свойства предметов окру-
жающего мира, например, учится различать оттенки цвета,
разную тональность звука и так далее.
В восприятии человека отражается его знание о предмете, о
его отдельных свойствах, назначении, о его положении среди


background image

других предметов и тому подобное. Данные восприятия позво-
ляют представить результаты наших действий еще до их осуще-

314

ствления, то есть позволяют увидеть перспективу. Эта перспек-
тива возникает как при практических действиях с предметами,
так и через освоение понятий, раскрывающих закономерные
свойства мира. Тогда можно сказать, что чем больше мы знаем
о мире, тем больше мы в нем видим. Так сливается воедино в
жизни человека мир эстетических и этических отношений, мир
разума и чувства, мир восприятия и мышления.
Особенно остро это свойство восприятия проявляется в
восприятии человека человеком, когда мы попадаем в плен
нашего знания о людях вообще и знания о конкретно воспри-
нимаемом человеке. Знание о людях вообще может заслонить
собой понимание отдельного человека, когда мы начинаем
приписывать ему возможные качества и не замечаем реально-
го поведения. Но таково свойство восприятия, в нем всегда
есть опора на знание, а не только на видимое, на непосредст-
венно присутствующее в ситуации. Чтобы избежать, по воз-
можности, ошибок в восприятии, надо знать о существовании
в нем шаблонов и стереотипов прошлого знания, прошлого
опыта и уметь их оценивать, не впадая в иллюзии и не подме-
няя данное уже известным.
Развитие восприятия у взрослого человека являет собой
путь к его индивидуальности. Это путь к самому себе, к своим
чувствам и мыслям по поводу увиденного и узнанного. И такой
путь невозможно пройти без воображения. Почему? Воображе-
ние - специфически человеческое явление, его нет у других жи-
вых существ. В том виде, как это свойственно человеку, в вооб-
ражении последний строит свой собственный мир, используя
для такого строительства знание об окружающем мире. Вооб-
ражение предполагает выделение желаний, их конкретизацию в
виде образа. Так желаемое обретает черты реальности - реаль-
ности того человека, который создал этот образ. Воображение
позволяет связывать единой нитью прошлое, настоящее и бу-
дущее, оно как бы цементирует судьбу человека и его индивиду-
альный жизненный путь. Можно ли развить воображение? Нуж-
но ли его развивать? Думаю, вы сами ответите на эти вопросы.
Воображение непосредственно опирается на устойчивые
чувства человека или, как говорят психологи, на репертуар
характерных, устойчиво преобладающих эмоций. Такие эмо-
ции возникают легко, а значит, наиболее часто; они ярче всего


background image

выражены в поведении. Как же узнать свой репертуар эмоций?
Для этого можно воспользоваться простейшими дневнико-
выми записями, которые следует вести ежедневно. В дневнике
нужно кратко отмечать свое эмоциональное состояние в виде
четырех основных эмоций (радость, гнев, страх, печаль) и

315