ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 5673
Скачиваний: 18
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕЧЕНИЕ ИСТЕРИИ
Невроз истерии может принимать различное течение и длиться от нескольких минут до многих лет. Последнее может наблюдаться в тех случаях, когда ситуация такова, что болезненный симптом продолжает сохранять свою «условную приятность или желательность» годами, т. е. если больной продолжает пребывать в травмирующей психику обстановке. Изменение отношения больного к вызвавшим и поддерживающим заболевание раздражителям, особенно прекращение их действия и появление новых, сигнализирующих о том, что угроза благополучию больного миновала, приводит к снятию истерического симптома. Так, истерический паралич, глухонемота, ступор, псевдодеменция, державшиеся непрерывно годами, или истерические припадки, повторяющиеся много раз в день, могут быстро исчезнуть, как только поддерживающий их механизм «условной приятности или желательности» болезненного симптома прекратит свое действие. Этим объясняется наблюдавшаяся в германских госпиталях после прекращения первой мировой войны «эпидемия» выздоровления больных с затяжными (державшимися годами) истерическими симптомами (параличами, глухонемотой и т. п.). Характерно следующее наблюдение.
У подследственного заключенного, находившегося на лечении в психиатрической больнице, истерический псевдокататонический ступор держался 4 года. В случае осуждения ему угрожало 5 лет тюремного заключения. Лечение электросудорожной терапией и другими методами не давало никакого эффекта Больной быстро (в течение 2 дней) вышел из состояния ступора и выздоровел после того, как в палате, в которой он находился, был прочитан опубликованный в газете и переданный по радио указ об амнистии, под действие которого он подпадал.
Устранение истерического симптома может наступать в состоянии аффекта.
Так, один наш больной, страдавший в течение года истерической параплегией ног и передвигавшийся при помощи коляски, в состоянии аффекта, вызванного ревностью, вскочил на ноги, бывшие парализованными, перепрыгнул через барьер, повалил обидчика и откусил ему нос. После этого явления истерического паралича тут же возобновились.
Во время пожара истерический ступор или паралич, препятствующие больному спасти свою жизнь, моментально снимались, и больные, до этого месяцами лежавшие неподвижно, выскакивали из окна, после чего вновь впадали в прежнее состояние.
Те или иные истерические симптомы могут легко вновь возникать под действием психических травм, поддерживающих механизмы «условной приятности или желательности» заболевания. При этом нередко происходит смена одного устраненного истерического симптома другим. Так, например, после устранения истерического паралича появляются истерические припадки, вместо сурдомутизма — заикание. Особенно часто это происходит у истероидных психопатов, а также у лиц, у которых в результате травмы черепа или тому подобной вредности возникла психопатизация личности.
ДИАГНОСТИКА ИСТЕРИИ
Диагноз невроза истерии устанавливается в первую очередь на основании клинической картины заболевания, например, описанных выше клинических признаков истерического паралича истерической глухоты (носящей избирательный характер), истерического сумеречного состояния.
Клиническая картина заболевания позволяет при этом отграничить его от сходных органически обусловленных картин, а также других неврозов и реактивных психозов.
Для отграничения истерии от других неврозов представляет интерес выяснение преморбидных особенностей личности заболевшего. Так, наличие выраженных истероидных черт характера, данных о принадлежности к художественному типу в понимании И. П. Павлова, более характерно для истерии, чем, например, для психастении. Однако, как указывалось, с одной стороны, истерия может возникнуть и у лиц, не являющихся истериками, особенно если эти лица «истеризированы» перенесенной травмой черепа, инфекцией или какой-либо другой вредностью, с другой — у истероидной личности могут быть неврозы и реактивные психозы, не относящиеся к истерии.
Важным диагностическим критерием, позволяющим отграничить истерию от других неврозов и реактивных психозов, является обнаружение в патогенезе заболевания механизма «условной приятности или желательности» болезненного симптома, который мы считаем специфичным для истерии.
Участие механизмов внушения и самовнушения в патогенезе заболевания, как указывалось выше, хотя и является характерным, однако не специфично именно для истерии.
Большое значение для распознавания истерической природы таких симптомов, как параличи, глухота, слепота и др., может иметь одномоментная устранимость их путем внушения.
Об отграничении истерии от других неврозов, реактивных психозов и органических процессов мы говорили при рассмотрении ее симптоматологии. Поэтому здесь остановимся главным образом на дифференциации ее от индуцированных заболеваний.
К индуцированным относятся заболевания, вызванные внушением, в патогенезе которых не играет роли механизм «условной приятности или желательности» болезненного симптома. Подробнее на природе внушения мы остановимся при рассмотрении применения его с лечебной целью. Здесь лишь отметим, что внушенные идеи и представления, чуждые личности, воспринятые пассивно, не подкрепляются и не поддерживаются ранее имевшимися представлениями и потому не обладают большой стойкостью.
Индуцированные заболевания чаще всего наблюдаются у лиц, критические способности которых слабо развиты или ослаблены. Поэтому они легче всего возникают у легко внушаемых, суеверных, невежественных, отсталых людей, а также у дебилов, истериоидных психопатов и у лиц, находящихся в состоянии аффекта, например в религиозном экстазе. Указанные заболевания могу г возникнуть, если индуктор является для индуцируемою авторитетным лицом (отец, муж, учитель, врач, проповедник, и если речь его является яркой, эмоционально насыщенной, особенно когда действие ее усиливается соответствующей реакцией окружающих).
К индуцированным заболеваниям относятся массовые психические эпидемии, которыми так богата история средневековья. Сюда же принадлежат коллективные галлюцинации, во время которых одновременно масса людей видела знаки на небе и т. п., эпидемии кликушества и фанатизма с самоистязанием, массовым самосожжением, закапыванием в землю заживо. К ней должны быть отнесены многие демономанические эпидемии средневековья. Атмосфера суеверий и состояния экстаза способствовали возникновению этих эпидемий путем индукции. При этом, помимо внушения, известную роль играло и самовнушение.
Клинические наблюдения показывают, что чаще всего встречается определенная разновидность индуцированных заболеваний, получившая название индуцированного помешательства.
Это помешательство возникает обычно в результате воздействия со стороны психически больного на легко внушаемого субъекта и выражается в появлении бредовых идей, галлюцинаций («видений», «откровений»), припадков и т. п. Психически больные, чаще всего бредовые, путем словесноречевого воздействия индуцируют своими бредовыми идеями своих близких, а также лиц со слабым интеллектом. Последние начинают высказывать бредовые идеи, воспринятые от другого лица. Особенно часто это идеи преследования или идеи религиозного содержания. После разобщения индуцируемого от индуцировавшего его лица бредовые идеи быстро проходят. Индуцированное помешательство приходится дифференцировать от случаев одновременного возникновения психического заболевания, часто с бредовыми идеями близкого содержания, у двух лиц, например шизофрении у двух братьев.
К индуцированным заболеваниям должны быть отнесены некоторые случаи ипохондрических идей иатрогенного генеза.
Под влиянием индукции могут возникать картины, сходные с наблюдениями при истерии, например припадки1, «демономанические приступы», галлюцинации. Однако наличие сходства еще не означает тождества. Большое сходство имеет, например, истерический паралич с параличом, внушенным в гипнотическом сне, но все же состояния эти не тождественны. Истерические симптомы могут возникать путем внушения, однако, как указывалось выше, лишь тогда, когда они «условно приятны или желательны» для больного. Могут они появляться и без участия внушения. Во время демономанических эпидемий, вероятно, встречались и лица, у которых проявления заболевания относились к истерии. Несомненно, к истерии не относились те состояния, когда больные сжигали себя или заживо погребали, а также те случаи, при которых болезненное состояние должно было, очевидно, вести на костер инквизиции. Это были проявления или индуцированного помешательства, или других психозов (шизофрении, парафрении, депрессивной фазы циклофрении, инволюционной депрессии и т. п.).
При истерии больные скорее могли бы отправить на костер инквизиции ненавистных им лиц, обвинив их в колдовстве, чем попасть самим. Утверждение некоторых авторов, что среди примерно 9 миллионов сожженных на кострах инквизиции большинство составляют больные истерией, является, по нашему мнению, явно ошибочным.
Разграничение истерии и индуцированных заболеваний имеет существенное практическое значение, так как профилактика и лечение их различны.
Истерия нередко наслаивается на различные органические процессы и за внешними признаками истерической симптоматики важно не просмотреть органическое заболевание. В связи с этим каждый больной истерией должен быть очень тщательно, всесторонне обследован. Грубыми истерическими симптомами может начаться, как указывалось выше, шизофрения, опухоль мозга, рассеянный склероз и многие другие тяжелые соматические заболевания. При всех этих заболеваниях могут возникать изменения, приводящие к ослаблению коры, преобладанию подкорки над корой и первой сигнальной системы над второй, создающие тем самым благоприятные условия для истерии. В этом отношении характерно наблюдение, которое сделал Heyer в одной из берлинских клиник.
Девушка 19 лет заболела в мае 1924 г. У нее внезапно наступала рвота с кровью после того, как она несла тяжелый пакет. С этого времени ежедневно была рвота по утрам при пробуждении. Больная стала худеть, появилась сильная головная боль. Один из врачей высказал предположение об опухоли мозга, однако каких-либо симптомов органического поражения мозга обнаружено не было.
Оказалось, что у больной психотравмирующая обстановка на работе, она недовольна своей хозяйкой и хотела бы от нее уйти. Проведено психотерапевтическое лечение по Дюбуа в сочетании с внушением, которому больная легко поддалась. Рвота и головные боли прекратились Самочувствие больной стало удовлетворительным. Больная собиралась выписаться из клиники.
12/1 1925 г в палате больные слегка возбудились. Вдруг описываемая больная упала и тут же умерла от паралича дыхания. На секции обнаружена глиома червячка мозжечка, проникшая в область IV желудочка.
«Объяснимость» происхождения болезненного симптома наличием психотравмирующей ситуации и даже устранимость психотерапией не исключает его органической природы. Психотерапией могут быть иногда временно устранены и некоторые органические обусловленные симптомы.
Установление того, что больной является истероидным психопатом и что в прошлом у него были истерические симптомы, еще не говорит об истерическом характере имеющихся у него в настоящее время болезненных проявлений и не освобождают врача от необходимости тщательного соматического обследования.
НЕВРОЗ СТРАХА
В конце XIX и начале XX века из неврастении Beard были выделены в качестве самостоятельной формы психастения Janet и невроз страха. Последний впервые был описан Freud в 1892 г., т. е. за несколько лет до создания их психоанализа.
В Германии эта форма стала известна под названием Angstneurosen, в англоамериканских странах — anxiety nurosis и во Франции — nevroses d'angoisse. Хотя она и вошла в Международную статистическую классификацию болезней Всемирной Ассамблеи здравоохранения (1961), клиника оставалась мало разработанной, границы — недостаточно очерченными. В отечественных монографиях невроз страха не описывался. Наши наблюдения говорят о том, что это самостоятельная форма невроза.
Основной симптом заболевания — появление чувства тревоги или страха. Чаще всего оно возникает остро, внезапно, реже — медленно, постепенно усиливаясь. Возникнув, это чувство не покидает больного в течение всего дня и держится нередко неделями или месяцами. Интенсивность его колеблется между легким чувством тревоги и выраженным страхом, сменяющимся приступами ужаса.
Страх некондиционален (в чем, как мы увидим, его основное отличие от фобий), т. е. он не зависит от какой-либо ситуации или каких-либо представлений, является немотивированным, бессодержательным, лишенным фабулы («свободно витающий страх» — free floating anxiety states). Страх первичен и психологически понятным образом невыводим из других переживаний.
«Состояние страха меня все время не покидает»,— говорила одна наша больная.— «Я испытываю весь день то чувство неопределенной тревоги, то страха. При этом чего я боюсь, чего я жду — сама не знаю. Просто страх...» Часто отмечается ожидание словно какой-то неопределенной опасности несчастья, чего-то страшного, что должно случиться. «Я понимаю,— говорила эта больная,— что ничего страшного не должно произойти и что бояться нечего, но я охвачена, поглощена постоянным чувством страха, словно что-то страшное должно случиться».
Нередко под влиянием страха возникают тревожные опасения, психологически понятно с ним связанные. Они не стойки. Степень их интенсивности зависит от силы страха.
«Иногда страх усиливается,— говорила другая больная,— и тогда я начинаю всего бояться: если стою у окна — а вдруг я выброшусь в окно, если вижу нож — а вдруг я себя ударю, если одна в комнате — боюсь, что если постучат, то не смогу открыть дверь, или если станет плохо, то некому будет помочь. Если мужа или ребенка в это время нет дома, то появляется мысль — не случилось ли с ними что-нибудь ужасное. Однажды во время приступа страха увидела утюг. Мелькнула мысль — а вдруг включу и забуду выключить». С исчезновением или ослаблением чувства страха исчезают и эти опасения. Все, что усиливает чувство тревоги, страха, может вызывать или усугублять эти опасения. Так, неприятные ощущения в области сердца или услышанный рассказ о том, что кто-то умер от инфаркта миокарда, кровоизлияния в мозг, заболел раком или «сошел с ума», могут породить соответствующие опасения. При этом страх первичен, а боязнь умереть от инфаркта, кровоизлияния в мозг, заболеть раком или психическим расстройством вторична. Она носит характер не стойкой сверхценной ипохондрической идеи или фобии, а лишь тревожного опасения. Под влиянием переубеждения больной нередко соглашается, что ему не грозит смерть от «паралича сердца», но страх сохраняется и либо тут же меняет фабулу («ну, не знаю, может быть не инфаркт, а другая страшная болезнь»), либо временно становится бессодержательным, «свободно витающим» страхом.