Файл: Лунеев В.В. Преступность XX века_ мировые, региональные и российские тенденции (2-е издание, 2005).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.10.2020
Просмотров: 11335
Скачиваний: 219
Вне поля зрения государства остаются многочисленные стихийные рынки, товарный оборот которых превышает 2,5 трлн руб. Эти рынки, как правило, контролируются преступными группировками, в силу чего процветают вымогательство, грабеж, формируются каналы сбыта похищенного имущества214. Приведенные данные лишь частично отражают криминальные экономические реалии сегодняшнего времени.
В связи с отсутствием сопоставимых данных по большинству экономических преступлений ограничим долговременный анализ тремя видами деяний — должностными хищениями, взяточничеством и мелкими хищениями. (Табл. 7.)
Таблица 7
Динамика некоторых экономических преступлений
в СССР и России в 1956—2003 гг.
Год |
Должностные хищения |
Взяточничество |
Мелкие хищения |
||||||||||||
|
абсолютный показатель |
динамика |
доля |
коэффициент преступности |
абсолютный показатель |
динамика |
доля |
коэффициент преступности |
абсолютный показатель |
доля |
коэффициент преступности |
||||
В СССР |
|
||||||||||||||
1956 |
39393 |
100,0 |
6,8 |
19,9 |
465 |
|
0,1 |
0,2 |
40841 |
7,0 |
20,6 |
||||
1957 |
38098 |
96,7 |
5,6 |
18,9 |
686 |
|
0,1 |
0,3 |
40 840 |
6,0 |
20,3 |
||||
1958 |
52826 |
134,1 |
6,0 |
25,8 |
1,241 |
|
0,1 |
0,6 |
49261 |
5,6 |
24,0 |
||||
1959 |
27891 |
70,8 |
4,5 |
13,4 |
787 |
|
0,1 |
0,4 |
22436 |
3,6 |
10,7 |
||||
1960 |
40210 |
102,1 |
6,2 |
18,9 |
1235 |
|
0,2 |
0,6 |
19609 |
3,0 |
9,2 |
||||
1961 |
63437 |
161,0 |
7,2 |
29,3 |
|
|
|
|
|
|
- |
||||
1962 |
73358 |
186,2 |
8,3 |
33,4 |
|
|
|
|
|
|
|
||||
1963 |
71741 |
182,1 |
9,0 |
32,1 |
|
|
|
|
|
|
|
||||
1964 |
63235 |
160,5 |
8,3 |
27,9 |
|
|
|
|
|
|
|
||||
1965 |
53461 |
135,7 |
7,1 |
23,3 |
|
|
|
|
|
|
|
||||
1966 |
52791 |
134.0 |
5,9 |
22,8 |
2339 |
100,0 |
0,3 |
1 ,0 |
12150 |
1 ,4 |
5,2 |
||||
1967 |
49827 |
126,5 |
5,7 |
21,3 |
2245 |
96,0 |
0,3 |
1 ,0 |
16312 |
1 ,9 |
6,9 |
||||
1968 |
50239 |
127,5 |
5,3 |
21,2 |
2359 |
100,9 |
0,2 |
1 ,0 |
21574 |
2,3 |
9,1 |
||||
1969 |
49648 |
126,0 |
5,1 |
20,8 |
2407 |
102,9 |
0,2 |
1 ,1 |
26018 |
2,7 |
10,9 |
||||
1970 |
52005 |
132,0 |
5,0 |
21,5 |
2954 |
126,3 |
0,3 |
1 ,2 |
28327 |
2,7 |
11,7 |
||||
1971 |
52711 |
133,8 |
5,0 |
21,6 |
3077 |
131,6 |
0,3 |
1 ,3 |
28673 |
2,7 |
11,8 |
||||
1972 |
53989 |
137,0 |
5,1 |
21,9 |
3245 |
138,6 |
0,3 |
1 ,3 |
29884 |
2,8 |
12,1 |
||||
1973 |
55786 |
141,6 |
5,3 |
22,4 |
3505 |
149,9 |
0,3 |
1 ,4 |
28059 |
2,7 |
11,3 |
||||
1974 |
56870 |
144,4 |
5,0 |
22,7 |
3802 |
162,5 |
0,3 |
1 ,5 |
26954 |
2,4 |
10,7 |
||||
1975 |
58 821 |
149,3 |
4,9 |
23,2 |
4039 |
172,7 |
0,3 |
1 ,6 |
28027 |
2,3 |
11,1 |
||||
1976 |
59946 |
152,2 |
4,9 |
23,5 |
4311 |
184,3 |
0,3 |
1 ,7 |
28174 |
2,3 |
11,0 |
||||
1977 |
61029 |
154,9 |
5,0 |
23,7 |
4162 |
177,9 |
0,3 |
1 ,6 |
24 898 |
2,0 |
9,6 |
||||
1978 |
62425 |
158,5 |
4,8 |
24,0 |
4501 |
192,4 |
0,3 |
1 ,7 |
12688 |
1 ,0 |
4,9 |
||||
1979 |
64751 |
164,4 |
4,5 |
24,7 |
5291 |
226,2 |
0,4 |
2,0 |
11554 |
0,8 |
4,4 |
||||
1980 |
67410 |
171,1 |
4,4 |
25,5 |
6024 |
257,5 |
0,4 |
2,3 |
12351 |
0,8 |
4,7 |
||||
1981 |
71048 |
180,3 |
4,4 |
26,6 |
6829 |
292,0 |
0,4 |
2,6 |
14722 |
0,9 |
5,5 |
||||
1982 |
74207 |
188,4 |
4,5 |
27,6 |
7756 |
331,6 |
0,5 |
2,9 |
17359 |
1 ,0 |
6,4 |
||||
1983 |
79594 |
201,9 |
3,9 |
29,4 |
8568 |
336,3 |
0,4 |
3,2 |
16954 |
0,8 |
6,2 |
||||
1984 |
85067 |
215,9 |
4,2 |
31,1 |
9616 |
411,1 |
0,5 |
3,5 |
16913 |
0,8 |
6,2 |
||||
1985 |
92986 |
236,0 |
4,5 |
33,7 |
10561 |
451,5 |
0,5 |
3,8 |
17704 |
0,8 |
6,4 |
||||
1986 |
97638 |
247,8 |
4,9 |
35,1 |
11408 |
487,7 |
0,6 |
4,1 |
148420 |
5,3 |
|
||||
1987 |
96986 |
246,2 |
5,4 |
34,5 |
7848 |
335,5 |
0,4 |
2,8 |
16 554 |
0,9 |
5,9 |
||||
1988 |
87445 |
222,0 |
4,7 |
30,8 |
4927 |
210,6 |
0,3 |
1 ,7 |
14397 |
0,8 |
5,1 |
||||
1989 |
81228 |
206,2 |
3,3 |
28,3 |
4292 |
183,5 |
0,2 |
1 ,5 |
13150 |
0,5 |
4,6 |
||||
1990 |
76443 |
194,1 |
2,7 |
26,6 |
4664 |
199,4 |
0,2 |
1 ,6 |
12973 |
0,5 |
4,5 |
||||
В России |
|
||||||||||||||
1991 |
40364 |
100,0 |
1 ,9 |
27,2 |
2534 |
100,0 |
0,1 |
1 ,7 |
|
|
|
||||
1992 |
39851 |
98,7 |
1 ,4 |
26,9 |
3331 |
131,5 |
0,1 |
2,2 |
|
|
|
||||
1993 |
37307 |
92,4 |
1 ,3 |
25,2 |
4497 |
177,5 |
0,1 |
3,0 |
|
|
|
||||
1994 |
34904 |
86,5 |
1 ,3 |
23,5 |
4919 |
194,1 |
0,2 |
3,3 |
|
|
|
||||
1995 |
35460 |
87,8 |
1 ,3 |
23,9 |
4889 |
192,9 |
0,2 |
3,3 |
|
|
|
||||
1996 |
38255 |
94,8 |
1 ,5 |
25,9 |
5453 |
215,2 |
0,2 |
3,7 |
|
|
|
||||
1997' |
42423 |
105,1 |
1 ,8 |
37,8" |
5608 |
221,3 |
0,2 |
4,9 |
|
|
|
||||
1998 |
44399 |
109,9 |
1 ,7 |
38,5 |
5804 |
229,0 |
0,2 |
5,0 |
|
|
|
||||
1999 |
48516 |
120,2 |
1 ,6 |
41,8 |
6823 |
269,3 |
0,2 |
5,9 |
|
|
|
||||
2000 |
53579 |
132,7 |
1 ,8 |
46,0 |
7047 |
278,1 |
0,2 |
6,0 |
|
|
|
||||
2001 |
54283 |
134,5 |
1 ,8 |
46,6 |
7909 |
312,1 |
0,3 |
6,8 |
|
|
|
||||
2002 |
48983 |
121,4 |
1 ,9 |
41,8 |
7311 |
288,5 |
0,3 |
6,2 |
|
|
|
||||
2003 |
49002 |
121,4 |
1 ,8 |
42,1 |
7346 |
290,0 |
0,3 |
6,2 |
|
|
|
Примечания. *До 1996 г. (включительно) деяние именовалось «Присвоение вверенного имущества». В УК РФ оно называется «Присвоение или растрата».
** Коэффициент рассчитан на население в возрасте 16 лет и старше, поскольку к уголовной ответственности за эти деяния согласно ст. 20 УК РФ несовершеннолетние могут быть привлечены с 16 лет.
*** Мелкое хищение в России декриминализировано, и за него установлена административная ответственность.
Оценка тенденций преступлений, указанных в таблице, на первый взгляд может быть вполне удовлетворительной.
Должностные хищения с 1956 г. и до распада СССР увеличивались в 2 — 3 раза медленнее, чем вся преступность, и в 5 раз медленнее, чем кражи. Но если проанализировать динамику должностных хищений в крупных и особо крупных размерах, предполагаемая удовлетворенность пропадает. Они по сопоставимым показателям с 1967 по 1986 г. увеличились с 484 до 12 614, или в 26 раз. Это свидетельствует о росте корыстных аппетитов партгоссовноменклатуры и иных должностных лиц и о сдвиге деятельности правоохранительных органов к крупным и особо крупным хищениям, от которых нельзя было отмахнуться, хотя темпы роста иных присвоений и растрат по законам распределения должны были быть не меньше крупных и особо крупных, а больше.
Массовая криминализация каких-либо отношений без их фактического оздоровления неразрешима путем поголовного привлечения всех виновных к уголовной ответственности. Вначале ответственность становится лотерейной, а затем ищется легальный выход — амнистия или декриминализация. В СССР и России были использованы разные подходы. Все кончилось частичной декриминализацией, о которой говорилось выше, и полной экономической амнистией.
Объявленная в 1994 г.215, она имела особое значение в отношении осужденных за нарушение правил о валютных операциях, хищение государственного и общественного имущества, совершенного путем присвоения, растраты или злоупотребления служебным положением, а также за хищение государственного и общественного имущества в крупных и особо крупных размерах, если они были совершены до ликвидации СССР, т.е. до декабря 1991 г. включительно. Лица, осужденные за хищения социалистической собственности, совершенные путем примитивных краж, грабежей, разбоев и мошенничества, естественно, под амнистию не попали. Этот акт амнистии подтвердил уже приводимое выражение: «Тому возмездием был за преступление крест, а этому — диадема». И это, надо полагать, было одной из скорых форм «создания» в России крупных и даже монопольных собственников.
Вопрос о «прощении грехов» был инициирован еще в СССР в 1991 г. Вначале предполагалось освобождение от уголовной ответственности так называемых бескорыстных и предприимчивых хозяйственников, осужденных за абсурдные хозяйственные преступления, которые потом обоснованно были декриминализированы. В 1994 г. в России она была распространена на реальных и крупных расхитителей. Последние приобрели к этому времени большое экономическое и политическое влияние, чтобы навязывать властям свои решения и не допускать исполнения нежелательных установлений. Дважды, например, Съезд народных депутатов РФ (1992 г.) и Президент РФ (1994 г.) пытались реализовать идею перерегистрации негосударственных хозяйственных структур, созданных с использованием государственной собственности, в целях проверки источников первоначального капитала и обоснованной оценки предприятий, переданных в собственность216. И оба эти решения были заблокированы.
Создание собственников путем открытого и санкционированного Госкомимущества России разворовывания несметного народного достояния бывшими красными директорами, вышестоящими чиновниками и мафиозными структурами, может быть, и имело какой-то тактический политический смысл для революционных демократов-рыночников (чем скорее и больше появится собственников, неважно каких, тем необратимее будет движение к рынку), но в стратегическом криминологическом плане это было не чем иным, как «революционным» пособничеством в долгосрочной криминализации российской экономики. Ведь основные вопросы приватизации были решены в 1992 г. Такого не было ни в одной стране мира. Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. № 721, подготовленным в Госкомимущества России, строго предписывалось, чтобы каждое крупное предприятие было приватизировано до конца года. И это требование Госкомимущества России оказалось практически реализованным, но с беспрецедентными криминальными последствиями. Бурно развивающиеся криминальные интересы деформировали всю систему общественных отношений, тормозили развитие институтов гражданского общества, подрывали веру людей в правильность и справедливость проводимых в стране реформ. Экономическая преступность в сфере приватизации подорвала обороноспособность страны, вторглась в сферу политики, нарушила баланс между субъектами РФ, деформировала их отношения с федеральным центром. Более того, эта «демократическая» мотивация по методам реализации мало чем отличалась от большевистской установки на насильственную коллективизацию и индустриализацию, которые тоже проводились с целью скорейшего утверждения нового строя и создания необратимости его существования.
В цитированных материалах ООН о борьбе с экономической и организованной преступностью недвусмысленно говорится, что в странах с переходной экономикой усилия в области приватизации следует предпринимать с определенной осторожностью, при соблюдении баланса между мерами борьбы с экономическими преступлениями, которые могут нарушать процесс приватизации, и опасностью чрезмерного регулирования, что может сдерживать экономическую активность217. Но это никем не было услышано.
В 1995 г. стало ясно, что ваучерный этап приватизации в России (1992— 1994 гг.) завершился грабежом века. Разгосударствление 135,6 тыс. предприятий казне и народу ничего не дало. Изменение собственности не сдвинуло производство, поскольку предприятия за бесценок приобретались не для производственных целей. Новые хозяева их просто перепродавали, но уже в сотни, тысячи раз дороже. И они этого стоят. Таким образом, коррумпированная криминальная приватизация завершалась беспрецедентной спекуляцией218. Должностные лица, пытавшиеся поставить приватизацию под контроль, незамедлительно изгонялись со своих постов. Проверка проведенной приватизации Счетной палатой РФ, вскрывшая грубые нарушения219, являлась запоздалым и скорее тактическим ходом властей в сложившейся предвыборной ситуации.
В Бюллетене Счетной палаты РФ с 1997 г. регулярно публикуется информация о вскрытых недостатках и о реакции правоохранительных органов на результаты проверок; отражаются материалы возбужденных уголовных дел, но по частным вопросам220. Например, еще в 2000 г. были опубликованы материалы о результатах проверки соглашений между американскими компаниями и Россией о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2», раскрывающие грубейшие нарушения, причинившие огромный материальный ущерб федеральному бюджету. Материалы были посланы и в Государственную Думу, и в Генеральную прокуратуру РФ. Но никакой правовой реакции не последовало221. Нет необходимой реакции и на незаконные факты приватизации государственной собственности.
Говоря о тенденциях отечественной экономической преступности, нельзя обойти стороной прорыночные преступления.
Известно, что командная экономика в СССР находилась под строгой уголовно-правовой защитой. Государство активно боролось со спекуляцией, частнопредпринимательской деятельностью, коммерческим посредничеством, нарушением правил о валютных операциях и другими предпосылками рыночных отношений. (Табл. 8.)
Таблица 8
Динамика некоторых прорыночных экономических преступлений в СССР в 1966 - 1990 гг.
Год |
Спекуляция |
Частнопредпринимательское и коммерческое посредничество |
Нарушение правил о валютных операциях |
Занятие запрещенной трудовой деятельностью |
Самогоноварение |
Все виды |
|
абс. |
доля |
||||||
1966 |
14336 |
555 |
263 |
1076 |
38470 |
54 700 |
6,1 |
1967 |
16689 |
568 |
263 |
1084 |
32373 |
50977 |
5,8 |
1968 |
17541 |
589 |
405 |
929 |
33963 |
53427 |
5,7 |
1969 |
18429 |
617 |
490 |
871 |
30087 |
50494 |
5,2 |
1970 |
19280 |
700 |
573 |
984 |
33089 |
54626 |
5,2 |
1971 |
20283 |
701 |
786 |
910 |
31193 |
53873 |
5,1 |
1972 |
24101 |
871 |
890 |
806 |
40589 |
67257 |
6,3 |
1973 |
20743 |
945 |
847 |
850 |
34781 |
58166 |
5,5 |
1974 |
20016 |
822 |
911 |
847 |
22070 |
44666 |
3,9 |
1975 |
20955 |
765 |
971 |
858 |
18443 |
41992 |
3,5 |
1976 |
22 082 |
761 |
984 |
718 |
18122 |
42667 |
3,5 |
1977 |
22 665 |
830 |
603 |
603 |
15467 |
40168 |
3,3 |
1978 |
24348 |
809 |
702 |
678 |
17036 |
43573 |
3,3 |
1979 |
26 639 |
1033 |
786 |
706 |
17439 |
46603 |
3.2 |
1980 |
29524 |
1033 |
907 |
712 |
20173 |
52349 |
3,4 |
1981 |
32 276 |
1134 |
1042 |
812 |
22394 |
57658 |
3,6 |
1982 |
33655 |
1031 |
1166 |
771 |
24166 |
60789 |
3,7 |
1983 |
32692 |
993 |
1202 |
841 |
28 890 |
64618 |
3,2 |
1984 |
34268 |
964 |
1218 |
891 |
29733 |
67074 |
3,3 |
1985 |
38179 |
1017 |
1288 |
895 |
78313 |
119692 |
5,7 |
1986 |
41036 |
1241 |
1337 |
1077 |
175965 |
220656 |
11,1 |
1987 |
43 372 |
867 |
1212 |
543 |
117334 |
163 328 |
9,1 |
1988 |
45235 |
635 |
1089 |
234 |
15449 |
62642 |
3,3 |
1989 |
45140 |
483 |
1214 |
191 |
8498 |
55526 |
2,2 |
1990 |
51726 |
485 |
1478 |
125 |
6630 |
60444 |
2,2 |
|
+260,8 |
-12,4 |
+462.0 |
-83,4 |
-82,8 |
+10,5 |
|
Наличие этих составов в Уголовном кодексе тормозило развитие рыночных реформ. Они были декриминализированы в 1991—1994 гг., и это, пожалуй, единственная возможность на сегодняшний день «искоренить» какие-то виды преступлений. Динамика их с момента начала учета была неодинаковой. Спекуляция и нарушения правил о валютных операциях были декри-минализированы при их относительно интенсивном росте, т.е., несмотря на активную борьбу с ними, они умножались, стихийно прокладывая дорогу хотя и к черному, но рынку. Учет не отражал реальный уровень этих деяний, а лишь указывал на тенденцию. Поэтому, несмотря на призывы к активизации борьбы, шел закономерный процесс ее фактического ослабления, ибо многие товары можно было купить только у спекулянтов. При росте регистрируемой спекуляции снижалось число лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, и росло число виновных, освобождаемых от нее222. Значительная часть первичного капитала начинающих предпринимателей в это время наряду с воровским имела спекулятивный характер. На рынке до сих пор господствует криминальный «черный нал». Он, в свою очередь, стимулировал вымогательство, разбои и грабежи.
Борьба с частнопредпринимательской деятельностью, коммерческим посредничеством, занятием запрещенными видами деятельности и самогоноварением была «успешнее». Они статистически сокращались. Руки не доходили. Искусственная вспышка самогоноварения (в 4 — 5 раз) была зарегистрирована в 1986—1987 гг., когда ЦК КПСС в последний раз предпринял неуклюжую атаку на пьянство и алкоголизм.
Как уже говорилось, в других странах (особенно там, где давно утвердилась рыночная экономика) структура экономических преступлений иная. Упрощенная схема их, одобренная экспертами Совета Европы, включает в себя следующие составы: монопольные преступления; мошенничество (подкуп, злоупотребление доверием, обман покупателей); цифровые махинации; фиктивные организации; фальсификации бухгалтерских документов; нарушения эргономических требований и стандартов; умышленная неточность в описании товаров; нечестная конкуренция; финансовые нарушения и уклонения от уплаты налогов; таможенные нарушения; валютные махинации; биржевые и банковские нарушения; нарушения, наносящие вред окружающей среде; отмывание преступно нажитых денег и собственности223.
Несмотря на более или менее удовлетворительную разработку структуры экономических преступлений, статистические данные о них в мире собрать не удается. ООН предпринимала попытки сбора данных о присвоении имущества, взяточничестве и мошенничестве, но они оказались очень неполными. Единственный вывод, который можно по ним сделать, состоит в том, что эти преступления в мире тоже растут.
В американской криминологии экономическую преступность наряду с «беловоротничковой» именуют привилегированной преступностью. «Привилегированные» преступники причиняют огромный материальный, финансовый ущерб и физический вред, не сравнимый с ущербом от уличной преступности. Нил Шовер и Эндрю Хохстетлер пишут, что правительство не собирает об этих преступлениях системную информацию. Она не публикуется и не анализируется. Об этом иногда сообщают средства массовой информации и исследователи опросов. Так, в ходе общенационального опроса 1999 г. почти треть населения ответила, что их в течение года обманывали с помощью телевизионного маркетинга. 15% опрошенных стали жертвами мошенничества, причинившего им серьезные убытки.