Файл: Лунеев В.В. Преступность XX века_ мировые, региональные и российские тенденции (2-е издание, 2005).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.10.2020

Просмотров: 11335

Скачиваний: 219

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вне поля зрения государства остаются многочисленные стихийные рынки, товарный оборот которых превышает 2,5 трлн руб. Эти рынки, как правило, контролируются преступными группировками, в силу чего процветают вымогательство, грабеж, формируются каналы сбыта похищенного имущества214. Приведенные данные лишь частично отражают криминальные экономические реалии сегодняшнего времени.

В связи с отсутствием сопоставимых данных по большинству экономических преступлений ограничим долговременный анализ тремя видами деяний — должностными хищениями, взяточничеством и мелкими хищениями. (Табл. 7.)


Таблица 7

Динамика некоторых экономических преступлений

в СССР и России в 19562003 гг.



Год

Должностные хищения

Взяточничество

Мелкие хищения



абсолютный

показатель

динамика

доля

коэффициент

преступности

абсолютный показатель

динамика

доля

коэффициент

преступности

абсолютный показатель

доля

коэффициент

преступности

В СССР


1956

39393

100,0

6,8

19,9

465

-

0,1

0,2

40841

7,0

20,6

1957

38098

96,7

5,6

18,9

686

-

0,1

0,3

40 840

6,0

20,3

1958

52826

134,1

6,0

25,8

1,241

-

0,1

0,6

49261

5,6

24,0

1959

27891

70,8

4,5

13,4

787

-

0,1

0,4

22436

3,6

10,7

1960


40210


102,1


6,2


18,9


1235



0,2


0,6


19609


3,0


9,2


1961

63437

161,0

7,2

29,3

-

-

-

-

-

-

-

1962

73358

186,2

8,3

33,4

-

-

-

-

-

-

-

1963

71741

182,1

9,0

32,1

-

-

-

-

-

-

-

1964

63235

160,5

8,3

27,9

-

-

-

-

-

-

-

1965

53461

135,7

7,1

23,3

-

-

-

-

-

-

-

1966

52791

134.0

5,9

22,8

2339

100,0

0,3

1 ,0

12150

1 ,4

5,2

1967

49827

126,5

5,7

21,3

2245

96,0

0,3

1 ,0

16312

1 ,9

6,9

1968

50239

127,5

5,3

21,2

2359

100,9

0,2

1 ,0

21574

2,3

9,1

1969

49648

126,0

5,1

20,8

2407

102,9

0,2

1 ,1

26018

2,7

10,9

1970

52005

132,0

5,0

21,5

2954

126,3

0,3

1 ,2

28327

2,7

11,7

1971

52711

133,8

5,0

21,6

3077

131,6

0,3

1 ,3

28673

2,7

11,8

1972

53989

137,0

5,1

21,9

3245

138,6

0,3

1 ,3

29884

2,8

12,1

1973

55786

141,6

5,3

22,4

3505

149,9

0,3

1 ,4

28059

2,7

11,3

1974

56870

144,4

5,0

22,7

3802

162,5

0,3

1 ,5

26954

2,4

10,7

1975

58 821

149,3

4,9

23,2

4039

172,7

0,3

1 ,6

28027

2,3

11,1

1976

59946

152,2

4,9

23,5

4311

184,3

0,3

1 ,7

28174

2,3

11,0

1977

61029

154,9

5,0

23,7

4162

177,9

0,3

1 ,6

24 898

2,0

9,6

1978

62425

158,5

4,8

24,0

4501

192,4

0,3

1 ,7

12688

1 ,0

4,9

1979

64751

164,4

4,5

24,7

5291

226,2

0,4

2,0

11554

0,8

4,4

1980

67410

171,1

4,4

25,5

6024

257,5

0,4

2,3

12351

0,8

4,7

1981

71048

180,3

4,4

26,6

6829

292,0

0,4

2,6

14722

0,9

5,5

1982

74207

188,4

4,5

27,6

7756

331,6

0,5

2,9

17359

1 ,0

6,4

1983

79594

201,9

3,9

29,4

8568

336,3

0,4

3,2

16954

0,8

6,2

1984

85067

215,9

4,2

31,1

9616

411,1

0,5

3,5

16913

0,8

6,2

1985

92986

236,0

4,5

33,7

10561

451,5

0,5

3,8

17704

0,8

6,4

1986

97638

247,8

4,9

35,1

11408

487,7

0,6

4,1

148420

5,3


1987

96986

246,2

5,4

34,5

7848

335,5

0,4

2,8

16 554

0,9

5,9

1988

87445

222,0

4,7

30,8

4927

210,6

0,3

1 ,7

14397

0,8

5,1

1989

81228

206,2

3,3

28,3

4292

183,5

0,2

1 ,5

13150

0,5

4,6

1990

76443

194,1

2,7

26,6

4664

199,4

0,2

1 ,6

12973

0,5

4,5

В России


1991

40364

100,0

1 ,9

27,2

2534

100,0

0,1

1 ,7

-

-

-

1992

39851

98,7

1 ,4

26,9

3331

131,5

0,1

2,2

-

-

-

1993

37307

92,4

1 ,3

25,2

4497

177,5

0,1

3,0

-

-

-

1994

34904

86,5

1 ,3

23,5

4919

194,1

0,2

3,3

-

-

-

1995

35460

87,8

1 ,3

23,9

4889

192,9

0,2

3,3

-

-

-

1996

38255

94,8

1 ,5

25,9

5453

215,2

0,2

3,7

-

-

-

1997'

42423

105,1

1 ,8

37,8"

5608

221,3

0,2

4,9

-

-

-

1998

44399

109,9

1 ,7

38,5

5804

229,0

0,2

5,0

-

-

-

1999

48516

120,2

1 ,6

41,8

6823

269,3

0,2

5,9

-

-

-

2000

53579

132,7

1 ,8

46,0

7047

278,1

0,2

6,0

-

-

-

2001

54283

134,5

1 ,8

46,6

7909

312,1

0,3

6,8

-

-

-

2002

48983

121,4

1 ,9

41,8

7311

288,5

0,3

6,2

-

-

-

2003

49002

121,4

1 ,8

42,1

7346

290,0

0,3

6,2

-

-

-


Примечания. *До 1996 г. (включительно) деяние именовалось «Присвоение вверенного имущества». В УК РФ оно называется «Присвоение или растрата».

** Коэффициент рассчитан на население в возрасте 16 лет и старше, поскольку к уголовной ответственности за эти деяния согласно ст. 20 УК РФ несовершеннолетние могут быть привлечены с 16 лет.

*** Мелкое хищение в России декриминализировано, и за него установлена административная ответственность.


Оценка тенденций преступлений, указанных в таблице, на первый взгляд может быть вполне удовлетворительной.

Должностные хищения с 1956 г. и до распада СССР увеличивались в 2 — 3 раза медленнее, чем вся преступность, и в 5 раз медленнее, чем кражи. Но если проанализировать динамику должностных хищений в крупных и особо крупных размерах, предполагаемая удовлетворенность пропадает. Они по сопоставимым показателям с 1967 по 1986 г. увеличились с 484 до 12 614, или в 26 раз. Это свидетельствует о росте корыстных аппетитов партгоссовноменклатуры и иных должностных лиц и о сдвиге деятельности правоохранительных органов к крупным и особо крупным хищениям, от которых нельзя было отмахнуться, хотя темпы роста иных присвоений и растрат по законам распределения должны были быть не меньше крупных и особо крупных, а больше.

Массовая криминализация каких-либо отношений без их фактического оздоровления неразрешима путем поголовного привлечения всех виновных к уголовной ответственности. Вначале ответственность становится лотерейной, а затем ищется легальный выход — амнистия или декриминализация. В СССР и России были использованы разные подходы. Все кончилось частичной декриминализацией, о которой говорилось выше, и полной экономической амнистией.

Объявленная в 1994 г.215, она имела особое значение в отношении осужденных за нарушение правил о валютных операциях, хищение государственного и общественного имущества, совершенного путем присвоения, растраты или злоупотребления служебным положением, а также за хищение государственного и общественного имущества в крупных и особо крупных размерах, если они были совершены до ликвидации СССР, т.е. до декабря 1991 г. включительно. Лица, осужденные за хищения социалистической собственности, совершенные путем примитивных краж, грабежей, разбоев и мошенничества, естественно, под амнистию не попали. Этот акт амнистии подтвердил уже приводимое выражение: «Тому возмездием был за преступление крест, а этому — диадема». И это, надо полагать, было одной из скорых форм «создания» в России крупных и даже монопольных собственников.

Вопрос о «прощении грехов» был инициирован еще в СССР в 1991 г. Вначале предполагалось освобождение от уголовной ответственности так называемых бескорыстных и предприимчивых хозяйственников, осужденных за абсурдные хозяйственные преступления, которые потом обоснованно были декриминализированы. В 1994 г. в России она была распространена на реальных и крупных расхитителей. Последние приобрели к этому времени большое экономическое и политическое влияние, чтобы навязывать властям свои решения и не допускать исполнения нежелательных установлений. Дважды, например, Съезд народных депутатов РФ (1992 г.) и Президент РФ (1994 г.) пытались реализовать идею перерегистрации негосударственных хозяйственных структур, созданных с использованием государственной собственности, в целях проверки источников первоначального капитала и обоснованной оценки предприятий, переданных в собственность216. И оба эти решения были заблокированы.


Создание собственников путем открытого и санкционированного Госкомимущества России разворовывания несметного народного достояния бывшими красными директорами, вышестоящими чиновниками и мафиозными структурами, может быть, и имело какой-то тактический политический смысл для революционных демократов-рыночников (чем скорее и больше появится собственников, неважно каких, тем необратимее будет движение к рынку), но в стратегическом криминологическом плане это было не чем иным, как «революционным» пособничеством в долгосрочной криминализации российской экономики. Ведь основные вопросы приватизации были решены в 1992 г. Такого не было ни в одной стране мира. Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. № 721, подготовленным в Госкомимущества России, строго предписывалось, чтобы каждое крупное предприятие было приватизировано до конца года. И это требование Госкомимущества России оказалось практически реализованным, но с беспрецедентными криминальными последствиями. Бурно развивающиеся криминальные интересы деформировали всю систему общественных отношений, тормозили развитие институтов гражданского общества, подрывали веру людей в правильность и справедливость проводимых в стране реформ. Экономическая преступность в сфере приватизации подорвала обороноспособность страны, вторглась в сферу политики, нарушила баланс между субъектами РФ, деформировала их отношения с федеральным центром. Более того, эта «демократическая» мотивация по методам реализации мало чем отличалась от большевистской установки на насильственную коллективизацию и индустриализацию, которые тоже проводились с целью скорейшего утверждения нового строя и создания необратимости его существования.

В цитированных материалах ООН о борьбе с экономической и организованной преступностью недвусмысленно говорится, что в странах с переходной экономикой усилия в области приватизации следует предпринимать с определенной осторожностью, при соблюдении баланса между мерами борьбы с экономическими преступлениями, которые могут нарушать процесс приватизации, и опасностью чрезмерного регулирования, что может сдерживать экономическую активность217. Но это никем не было услышано.

В 1995 г. стало ясно, что ваучерный этап приватизации в России (1992— 1994 гг.) завершился грабежом века. Разгосударствление 135,6 тыс. предприятий казне и народу ничего не дало. Изменение собственности не сдвинуло производство, поскольку предприятия за бесценок приобретались не для производственных целей. Новые хозяева их просто перепродавали, но уже в сотни, тысячи раз дороже. И они этого стоят. Таким образом, коррумпированная криминальная приватизация завершалась беспрецедентной спекуляцией218. Должностные лица, пытавшиеся поставить приватизацию под контроль, незамедлительно изгонялись со своих постов. Проверка проведенной приватизации Счетной палатой РФ, вскрывшая грубые нарушения219, являлась запоздалым и скорее тактическим ходом властей в сложившейся предвыборной ситуации.


В Бюллетене Счетной палаты РФ с 1997 г. регулярно публикуется информация о вскрытых недостатках и о реакции правоохранительных органов на результаты проверок; отражаются материалы возбужденных уголовных дел, но по частным вопросам220. Например, еще в 2000 г. были опубликованы материалы о результатах проверки соглашений между американскими компаниями и Россией о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2», раскрывающие грубейшие нарушения, причинившие огромный материальный ущерб федеральному бюджету. Материалы были посланы и в Государственную Думу, и в Генеральную прокуратуру РФ. Но никакой правовой реакции не последовало221. Нет необходимой реакции и на незаконные факты приватизации государственной собственности.

Говоря о тенденциях отечественной экономической преступности, нельзя обойти стороной прорыночные преступления.

Известно, что командная экономика в СССР находилась под строгой уголовно-правовой защитой. Государство активно боролось со спекуляцией, частнопредпринимательской деятельностью, коммерческим посредничеством, нарушением правил о валютных операциях и другими предпосылками рыночных отношений. (Табл. 8.)

Таблица 8

Динамика некоторых прорыночных экономических преступлений в СССР в 1966 - 1990 гг.


Год

Спекуляция

Частнопредпринимательское и коммерческое посредничество

Нарушение правил о валютных операциях

Занятие запрещенной

трудовой деятельностью

Самогоноварение

Все виды

абс.

доля

1966

14336

555

263

1076

38470

54 700

6,1

1967

16689

568

263

1084

32373

50977

5,8

1968

17541

589

405

929

33963

53427

5,7

1969

18429

617

490

871

30087

50494

5,2

1970

19280

700

573

984

33089

54626

5,2

1971

20283

701

786

910

31193

53873

5,1

1972

24101

871

890

806

40589

67257

6,3

1973

20743

945

847

850

34781

58166

5,5

1974

20016

822

911

847

22070

44666

3,9

1975

20955

765

971

858

18443

41992

3,5

1976

22 082

761

984

718

18122

42667

3,5

1977

22 665

830

603

603

15467

40168

3,3

1978

24348

809

702

678

17036

43573

3,3

1979

26 639

1033

786

706

17439

46603

3.2

1980

29524

1033

907

712

20173

52349

3,4

1981

32 276

1134

1042

812

22394

57658

3,6

1982

33655

1031

1166

771

24166

60789

3,7

1983

32692

993

1202

841

28 890

64618

3,2

1984

34268

964

1218

891

29733

67074

3,3

1985

38179

1017

1288

895

78313

119692

5,7

1986

41036

1241

1337

1077

175965

220656

11,1

1987

43 372

867

1212

543

117334

163 328

9,1

1988

45235

635

1089

234

15449

62642

3,3

1989

45140

483

1214

191

8498

55526

2,2

1990

51726

485

1478

125

6630

60444

2,2


+260,8

-12,4

+462.0

-83,4

-82,8

+10,5





Наличие этих составов в Уголовном кодексе тормозило развитие рыночных реформ. Они были декриминализированы в 1991—1994 гг., и это, пожалуй, единственная возможность на сегодняшний день «искоренить» какие-то виды преступлений. Динамика их с момента начала учета была неодинаковой. Спекуляция и нарушения правил о валютных операциях были декри-минализированы при их относительно интенсивном росте, т.е., несмотря на активную борьбу с ними, они умножались, стихийно прокладывая дорогу хотя и к черному, но рынку. Учет не отражал реальный уровень этих деяний, а лишь указывал на тенденцию. Поэтому, несмотря на призывы к активизации борьбы, шел закономерный процесс ее фактического ослабления, ибо многие товары можно было купить только у спекулянтов. При росте регистрируемой спекуляции снижалось число лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, и росло число виновных, освобождаемых от нее222. Значительная часть первичного капитала начинающих предпринимателей в это время наряду с воровским имела спекулятивный характер. На рынке до сих пор господствует криминальный «черный нал». Он, в свою очередь, стимулировал вымогательство, разбои и грабежи.

Борьба с частнопредпринимательской деятельностью, коммерческим посредничеством, занятием запрещенными видами деятельности и самогоноварением была «успешнее». Они статистически сокращались. Руки не доходили. Искусственная вспышка самогоноварения (в 4 — 5 раз) была зарегистрирована в 1986—1987 гг., когда ЦК КПСС в последний раз предпринял неуклюжую атаку на пьянство и алкоголизм.

Как уже говорилось, в других странах (особенно там, где давно утвердилась рыночная экономика) структура экономических преступлений иная. Упрощенная схема их, одобренная экспертами Совета Европы, включает в себя следующие составы: монопольные преступления; мошенничество (подкуп, злоупотребление доверием, обман покупателей); цифровые махинации; фиктивные организации; фальсификации бухгалтерских документов; нарушения эргономических требований и стандартов; умышленная неточность в описании товаров; нечестная конкуренция; финансовые нарушения и уклонения от уплаты налогов; таможенные нарушения; валютные махинации; биржевые и банковские нарушения; нарушения, наносящие вред окружающей среде; отмывание преступно нажитых денег и собственности223.

Несмотря на более или менее удовлетворительную разработку структуры экономических преступлений, статистические данные о них в мире собрать не удается. ООН предпринимала попытки сбора данных о присвоении имущества, взяточничестве и мошенничестве, но они оказались очень неполными. Единственный вывод, который можно по ним сделать, состоит в том, что эти преступления в мире тоже растут.

В американской криминологии экономическую преступность наряду с «беловоротничковой» именуют привилегированной преступностью. «Привилегированные» преступники причиняют огромный материальный, финансовый ущерб и физический вред, не сравнимый с ущербом от уличной преступности. Нил Шовер и Эндрю Хохстетлер пишут, что правительство не собирает об этих преступлениях системную информацию. Она не публикуется и не анализируется. Об этом иногда сообщают средства массовой информации и исследователи опросов. Так, в ходе общенационального опроса 1999 г. почти треть населения ответила, что их в течение года обманывали с помощью телевизионного маркетинга. 15% опрошенных стали жертвами мошенничества, причинившего им серьезные убытки.