Файл: Лунеев В.В. Преступность XX века_ мировые, региональные и российские тенденции (2-е издание, 2005).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.10.2020
Просмотров: 11344
Скачиваний: 219
По сообщению министра внутренних дел РФ Р. Нургалиева, в 2004 г. было предотвращено более 200 террористических актов и задержаны десятки террористов и их идеологических вдохновителей. По его словам, за этот год пресечена деятельность около 8 , 5 тыс. лидеров и активных участников организованных преступных групп, которые изобличены в совершении 20 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе в 42 заказных убийствах и 377 случаях бандитизма442. К сожалению, системных данных об этом нет. А надо бы их публиковать. Если это так, то реальная террористическая обстановка намного сложнее учтенной. А следовательно, темпы роста и прироста террогенности в стране намного выше 30-кратности. И это необходимо осознавать.
По уровню организованности терроризм в истекшее столетие развивался от появления первых террористов-одиночек до создания террористических групп, крупных организаций, политических террористических формирований левого (коммунистического), ультраправого (фашистского), националистического и религиозного толка и транснациональных террористических объединений типа Аль-Каиды. В мире насчитываются сотни аналогичных организаций. Сведения о них регулярно обнародуются443. Игнорируя националистические и религиозные симпатии и антипатии, приходится констатировать, что основную массу террористических организаций составляют арабские, исламские, мусульманские религиозно-радикальные объединения. Видимо, не случайно тема исламского терроризма в последние годы начинает занимать особое место в террологической литературе. «Исламизм — глобальная угроза», «Исламизм как глобальный дестабилизирующий фактор» — названия многих современных научных конференций и семинаров444.
Черный список террористических организаций в США начал составляться в 1997 г., он регулярно обновляется и публикуется в специальном ежегодном докладе Госдепартамента США. В последние годы в нем числится более 30 террористических организаций и 35 террористов, которые в основном действуют против США, Израиля и Великобритании445. После многократных обращений России к США в этот список в феврале 2003 г. включили также три чеченские террористические организации — Международную исламскую бригаду, Исламскую бригаду шахидов Риядус аль-Салихьийн «Черные вдовы», Исламский отряд специального назначения. Отныне счета этих организаций должны будут заморожены, а их членам запрещено въезжать в США.
В феврале 2003 г. Верховный Суд РФ по представлению Генеральной прокуратуры РФ запретил деятельность на территории России 15 радикальных исламских организаций: 1) Риядус аль-Салихьийн «Черные вдовы»; 2) Высший военный Маджилисуль Шуры объединенных сил моджахедов Кавказа (Чечня); 3) Аль-Каида (База, Афганистан); 4) Конгресс народов Ичкерии и Дагестана (Чечня); 5) Асбат аль-Ансар (Ливан); 6) Священная война (Аль-Джихад, Holy War, Египет); 7) Исламская группа (Аль-Гамаа аль-Исламия, Египет); 8) Братья мусульмане (Аль-Ихван аль-Муслимун, Muslim Brotherhood, международная); 9) Партия исламского освобождения (Хизб ут-Тахрир аль-Ислами, Islamic Salvation Party, международная); 10) Лашкар-И-Тайба (Пакистан); 11) Движение «Талибан» (Афганистан); 12) Исламская партия Туркестана (бывшее Исламское движение Узбекистана); 13) Общество социальных реформ (Джамият аль Ислах аль Иджтимаи, Social Reform Society, Кувейт); 14) Общество возрождения исламского наследия (Джамият Ихья ат-Тураз аль Ислами, Islamic Heritage Revival Society, Кувейт); 15) Дом двух святынь (Аль-Хармейн, Саудовская Аравия).
По данным ФСБ России, ряд эмиссаров этих организаций появлялись на территории России, в том числе в Чечне. Исламские вербовщики действуют в 40 регионах России. Например, восемь задержанных в Афганистане россиян, которые содержались американцами на базе военнопленных в Гуантанамо и ныне переданных России, были завербованы представителями террористических групп. Некоторые организации, указанные в российском списке, спонсировали деятельность ряда ваххабитских группировок в Республике Дагестан, доставляли средства для чеченских бандформирований. Составление российского списка, который в ряде случаев совпадает со списком США, прежде всего представляет собой запрет их деятельности на территории РФ, а в случае выявления их имущества оно может быть арестовано по решению суда на основе Федерального закона «О борьбе с терроризмом». Примерно эти же последствия могут наступить для террористических организаций, если они таковыми объявлены и в других странах.
В России пресечением финансирования терроризма занимается Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). Эта служба на основании получаемых данных ведет свой черный список. В нем значатся как вышеперечисленные террористические организации, так и другие образования и граждане. По словам главы Росфинмониторинга В. Зубкова, в базу данных, которая обновляется каждые три месяца, включены свыше 1000 физических и юридических лиц, спонсирующих международный терроризм. Информация о них поступает от российских правоохранительных органов, а также по линии МИД России и ООН446.
Список террористических организаций и отдельных террористов ведется также в ООН и Европейском союзе. В списке Евросоюза, например, числятся 35 террористов и 31 террористическая группировка, в том числе пять палестинских группировок, еврейская экстремистская организация «Кохане Чай», Баскская ЕТА и другие организации, перечень которых в определенной степени совпадает со списком США. Аналогичные списки ведут и отдельные страны. В 2004 г., например, Китай опубликовал первый список террористических организаций и террористов «Восточного Туркестана», в который включены четыре исламских и уйгурских организации и 11 террористов.
По материально-техническому и финансовому обеспечению развитие идет от применения кинжала и пистолета до использования самых современных видов вооружения, организации колоссальных взрывов и даже средств массового поражения (химических, биологических, ядерных). Химические и биологические компоненты применялись в террористических нападениях в Японии (Аум Синрикё) и в США. Мировую катастрофу может вызвать возможный ядерный терроризм. При всей жесткости национального и международного (МАГАТЭ) контроля за распространением ядерных материалов и технологий их получения447, страны мира не застрахованы от получения террористами этих материалов путем незаконного оборота или собственных разработок. В последние годы фактическими обладателями ядерного оружия вопреки всем запретам стали Израиль, Индия, Пакистан. Разработки ведутся в КНДР и других странах. Существует и нелегальный оборот ядерных материалов. По данным МАГАТЭ, ежегодно фиксируется до 20—30 случаев незаконного оборота радиоактивных материалов, что, по оценке специалистов, составляет не более 2—5% от их реального оборота. В главе 12 при анализе транснациональной организованной преступности более или менее предметно рассматривались случаи нелегального оборота химических, биологических веществ и ядерных материалов. Все они исключительно опасны при использовании террористами448.
Особую опасность представляют «живые бомбы», которые могут быть снаряжены любым взрывчатым, отравляющим, биологически опасным, радиологическим веществом и даже ядерным материалом. Ядерные мини-бомбы изобретены давно. Смертники, несущие на себе взрывчатые вещества, получили особое распространение на Ближнем Востоке (в Палестине и Израиле). С 26 октября 2000 г. по 19 июня 2002 г. в Израиле произошло 39 нападений «человекобомб»449. Чеченские террористы переняли этот опыт. С 2000 г. они поставили подготовку «живых бомб» на поток450. В Израиле стали задерживать детей со взрывчаткой. Женское лицо «живых бомб» может смениться детским.
Использование гражданских самолетов для совершения террористических актов (США, 11 сентября 2001 г.) показало, что материально-техническому обеспечению в этом деле практически нет предела. Терроризм с использованием различных видов транспорта: воздушного, водного, железнодорожного, автомобильного, трубопроводного, подземного (метрополитен) серьезно увеличивает уязвимость населения от террористических атак. В Белой книге «Терроризм и безопасность на транспорте в России (1991— 2002 гг.)», подготовленной министерствами и ведомствами нашей страны, приводятся серьезные данные о террористических акциях на транспорте. На воздушном транспорте было 38 терактов, на водном — более 60, на железнодорожном — 150 (в том числе в Чечне — 95), на автомобильном — 43, на трубопроводном — 13, на подземном — 15 терактов. И это неполные данные, так как одни ведомства представили сведения за 10 лет, другие — за 5, третьи — за 2 года.
Близко к этому примыкает около 40 видов неосторожных преступлений, которые не являются прямо террористическими, но их совершение облегчает осуществление террористической деятельности или способствует достижению террористических целей:
-
преступления против общественной безопасности (нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики, приведение в негодность объектов жизнеобеспечения, нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах, нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, воспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий, незаконное обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств);
-
экологические преступления (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо биологическими агентами или токсинами, загрязнение вод);
-
преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения, нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, нарушение правил международных полетов) и др. Чеченские террористы хорошо финансируются. Они экипированы и вооружены по-современному, нередко лучше, чем российские спецслужбы. Более 90 млн долл. — таков, по данным газеты «Комсомольская правда», ежегодный бюджет бандитов Масхадова и Басаева. Больше половины (около 58 млн долл.) — деньги Аль-Каиды, других террористических организаций и множества так называемых исламских благотворительных фондов, действующих по всему миру, в том числе в Европе, особенно в Великобритании, а также в ближнем зарубежье, например в Азербайджане. Многие фонды расположены на территории России под крышами дружелюбных сообществ, организаций и банков.
Считается, что 90 млн долл. — это только выявленная спецслужбами часть финансового айсберга. Другие специалисты (российские и зарубежные) считают, что эту сумму следует утроить451. Приводятся и другие данные. Около 80 млн долл. — это оброк, который чеченские криминальные структуры собирают на Северном Кавказе. Еще 15 млн долл. — деньги, которые приносят подконтрольные чеченскому криминалу банки и фирмы по всей России. 7 млн долл. — поборы в самой Чечне. Как утверждает газета «Комсомольская правда», в каждом селе есть казначей бандитов. Еще 3 млн долл. в год приходит от зарубежной чеченской диаспоры. Кроме того, бывают разовые пожертвования. Есть доказательства, что Б. Березовский выдал чеченским террористам, как минимум, 2 млн долл.452
По данным МВД России, в оказании материальной помощи чеченским террористам было задействовано более 60 исламских экстремистских организаций, до 100 иностранных фирм и банковских групп. Только за несколько месяцев 2000 г. малоизвестная организация «Помощь Германии» подарила чеченцам 350 тыс. долл., Датский совет по беженцам — 700 тыс., «Исламское освобождение» — 1 ,4 млн, Норвежский совет по вынужденным переселенцам — 500 тыс., «Польская гуманитарная акция» — 75 тыс. долл. Германская организация «Help» в 2000 г. «выделила» Чечне 7 млн марок и 1 млн марок в 2001 г .
В Турции находится один из наиболее крупных центров переброски международных «благотворительных» денег в Чечню453. Под видом помощи чеченским братьям-исламистам туда переводят деньги отдельные лица и организации Ирана, Саудовской Аравии, Ливии, Эфиопии, Великобритании, Индонезии, всего около 40 стран. По данным спецслужб, размер этого «общака» колеблется от 80 до 100 млн долл.454
Даже эти разрозненные и далеко не полные данные свидетельствуют о том, как велики ненависть и корыстные интересы некоторых кругов разных стран к России, являющейся наследницей бывшего СССР. И в формировании такого отношения к нам огромную роль играют мировые средства массовой информации, которые не сумели погасить инерцию холодной войны.
На этом фоне Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г., резолюция Генеральной Ассамблеи Интерпола о финансировании терроризма (8—12 ноября 1999 г.), восемь специальных рекомендаций ФАТФ по борьбе с финансированием терроризма (от 31 октября 2001 г.), а также международные документы об экстрадиции террористов исполняются плохо. Двойные стандарты в западном мире не изжиты. Россия предпринимает серьезные усилия для преодоления пережитков прошлого и находит в этом определенное понимание со стороны мирового сообщества, о чем свидетельствуют некоторые итоги 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН455.
Национальные и транснациональные масштабы террористической деятельности. В этом плане терроризм двигается от единичного локального места преступления (место совершения террористического акта) до охвата целых городов, стран, регионов организованной и систематической террористической деятельностью, распространившейся на все континенты Земли, большинство стран и народов мира. Наряду с транснационализацией террористической деятельности идет процесс интернационализации террористических организаций и террористов, хотя доминируют среди них исламисты. Среди европейских стран Россия становится самой террогенной зоной. По числу террористических актов на первом месте, видимо, находится Ирак, на втором — Россия и на третьем — Израиль, далее следуют другие государства.
Необходимо тесное сотрудничество всех стран мира, построенное на четкой, не допускающей двойных стандартов и толкований международно-правовой основе. И это активно декларируется многими странами. Но реальные шаги осуществляются нередко только в рамках собственных интересов. Как и во времена холодной войны, США и Запад активно и цинично используют двойные стандарты.
О каком эффективном сотрудничестве в борьбе с международным терроризмом может идти речь, если США и некоторые страны Европейского союза стоят на позиции защиты чеченских и орудующих с ними международных террористов, принимают их на высоком уровне, предоставляют им политическое убежище (Ахмадову в США, Закаеву в Великобритании), не выдают по законной просьбе российских правоохранительных органов организаторов чеченского террора, под демагогическими предлогами ставят под сомнение систему уголовной юстиции России, хотя сами попирают элементарные права человека, например в бывшей Югославии, Ираке, Гуантанамо и т.д. Это, во-первых. Во-вторых, для всего мира является очевидным, что основным международным органом выработки и реализации стратегий борьбы с международным терроризмом и другими видами транснациональной преступности может быть только ООН. Однако ее роль открыто игнорируется, занижается и подменяется США и наднациональными органами ведущих стран мира «гегемонией нового типа», «американской глобальной системой» в однополярном мире456. Последняя череда кровавых террористических актов (пять трагических нападений за неделю в сентябре 2004 г.), унесших жизни сотни ни в чем не повинных людей, была беспрецедентной. Однако международная реакция на них разная. Некоторые политические деятели Запада и их наемные российские «правозащитники» были озабочены не гибелью безвинных российских граждан, а интересами чеченских «повстанцев», требованием политических переговоров с организаторами кровавых терактов и оставления Чечни.
По степени тяжести наступивших последствий и числу человеческих жертв тенденция устрашающая. В среднем темпы прироста человеческих жертв на порядок опережают темпы прироста самих террористических актов. Тенденция такова: от убийства отдельных ненавистных террористам лиц и в чем-то, по их мнению, виновных перед ними до уничтожения тысяч и десятков тысяч ни в чем не повинных жертв, не говоря уже о колоссальных материальных разрушениях. В России за последнее десятилетие число жертв среди гражданского населения составляет более 2 тыс. человек, а число раненых — в несколько раз больше. К жертвам террора следует отнести и около 10 тыс. погибших военнослужащих, принимавших участие в контртеррористических операциях в Чечне. Самая страшная закономерность — растущее число убитых детей. За 1994 г. от рук террористов погибли четыре ребенка, а в 2004 г. — более 250 детей457. Особое (долгосрочное) последствие терроризма в России — рост жестокости в обществе.