Файл: Доходы и расходы бюджетов публичных образований (1 Теоретические аспекты финансирования бюджетов муниципальных образований).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты финансирования бюджетов муниципальных образований
1.1 Состав и структура доходов и расходов муниципального бюджета
1.2 Правовое обеспечение формирования доходной и расходной частей муниципального бюджета
Глава 2. Анализ доходов и расходов публичного образования на примере бюджета города Томска
2.1 Характеристика бюджетного процесса города Томска
2.2 Анализ доходов бюджета г. Томска
2.3 Анализ расходов бюджета г. Томска
2.4 Основные характеристики бюджета города Томска на 2019-2021 гг.
2.5 Проблема баланса доходов и расходов в бюджете г.Томска и пути её решения
В соответствии с рекомендациями Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2015 - 2017 годах в части перехода к «программному бюджету» в целях создания взаимоувязанной системы стратегического и бюджетного планирования в городе с 2016 года бюджет реализуется по программно-целевому принципу, т.е. значительная доля бюджета формируется на основе конкретных программ.
Реализация бюджета города Томска в исследуемый период 2016-2018 гг. осуществлялась по программно-целевому принципу.
Статья 179 Бюджетного кодекса РФ определила, что объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Муниципальные программы, предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные муниципальные программы подлежат утверждению в сроки, установленные местной администрацией. Постановлением администрации Города Томска от 01.07.2009 № 562 «Об утверждении Порядка разработки и реализации муниципальных программ Города Томска» установлен срок 15 календарных дней.
Ведомственная целевая программа является документом, содержащим комплекс скоординированных мероприятий, направленных на решение конкретной задачи подпрограммы государственной программы, а также измеряемые целевые индикаторы. Ведомственная целевая программа является самостоятельным документом.
В исследуемый период 2016-2018 гг. в городе Томск за счет бюджетных поступлений реализовывались следующие муниципальные программы
Каждая из указанных программ утверждается постановлением администрации города Томска и содержит перечень мероприятий и, соответственно, финансовое обеспечение каждого из мероприятий муниципальной программы. Схематично структуру состава программы можно рассмотреть на примере муниципальной программы «Развитие образования», которая состоит из 4 подпрограмм, каждая из которых содержит перечень мероприятий, необходимых для достижений общей цели программы (см. рисунок 2).
Объем расходов бюджета муниципального образования «Город Томск» по муниципальным программам социальной сферы («Развитие физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни», «Развитие образования», «Развитие культуры и туризма» муниципального образования «Город Томск», «Социальная поддержка граждан») ежегодно составляет более 50% от общих расходов бюджета на муниципальные программы.
Рисунок 2. Структура муниципальной программы «Развитие образования»
В 2016 году общий объем капитальных вложений в экономику города Томска, произведенных за счет бюджетов всех уровней, составил 1 544,7 млн. руб. Продолжено строительство отдельно стоящих зданий для дошкольных групп на территориях общеобразовательных учреждений муниципального образования «Город Томск», активизирован процесс приобретения зданий для размещения дошкольных образовательных учреждений с использованием механизма государственно-частного партнерства, проводились мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, осуществлено строительство 9 спортивных многофункциональных спортивных площадок круглогодичного использования в рамках реализации муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни».
Общий объем расходов на проведение капитального ремонта объектов в 2016 году составил 458,8 млн. руб. Проведены работы по капитальному ремонту, установке и монтажу ограждений территорий 24 детских садов, 8 школ, 2 учреждений дополнительного образования, продолжен капитальный ремонт лыжероллерной трассы в г.Томске по ул.Королева, осуществлялся капитальный ремонт, в т.ч. подготовка проектно- сметной документации школ №28, 36, 27, детских садов №104, 3, 95, подготовлена проектно-сметная документация на капитальный ремонт фасадов 8 образовательных учреждений.
Во исполнение распоряжения администрации Города Томска от 19.02.2016 №р150 «Об утверждении плана мероприятий по повышению эффективности (в том числе оптимизации) бюджетных расходов и совершенствованию долговой политики города Томска на 2016 год и среднесрочную перспективу» общая сумма оптимизации расходов бюджета города Томска составила 869,9 млн. руб. или 11,4% от первоначально утвержденного бюджета города Томска на 2016 год (без учета целевых межбюджетных трансфертов из областного бюджета).
Исполнение бюджета муниципального образования «Город Томск» по расходам в 2017 году составило в сумме 14 088,1 млн. руб. или 97,3%, годового плана 14 484,4 млн. руб., что обусловлено поступлением в конце года дополнительных безвозмездных поступлений из областного бюджета.
Общий объем капитальных вложений в экономику города Томска, произведенных в 2017 году за счет бюджетов всех уровней, составил 2 726,1 млн. руб., в частности продолжено строительство автомобильных дорог, газоснабжение территории города Томска, проведение проектно-изыскательских работ в целях строительства спортивных объектов, строительство и приобретение, в том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства, в муниципальную собственность объектов образования.
Осуществлялась реализация муниципальной программы «Доступное и комфортное жилье» в составе подпрограмм, которые направлены на улучшение бытовых условий молодым семьям в возрасте до 35 лет, решение проблемы дефицита маневренного жилищного фонда муниципального образования «Город Томск», улучшение бытовых условий и социальную поддержку работников социально значимых организаций, решение проблемы ветхости и аварийности жилых многоквартирных домов на территории муниципального образования «Город Томск, решение проблем переселения граждан, проживающих на территории города Томска из аварийного жилищного фонда и ликвидации аварийного жилищного фонда.
Общий объем расходов на проведение капитального ремонта объектов в 2017 году составил 251,5 млн. руб. Учитывая, что бюджет города Томска сохраняет социальную направленность, 69,9 % указанного общего объема расходов или 175,9 млн. руб. направлено на проведение капитального ремонта объектов социальной сферы, а именно: на капитальный ремонт, установку и монтаж ограждений территорий 25 детских садов и 10 школ, капитальный ремонт, в т.ч. подготовку проектно-сметной документации кровель 9 детских садов и 1 школы, противопожарные мероприятия в рамках капитального ремонта 23 детских садов и 2 школ, капитальный ремонт, в т.ч. подготовку проектно- сметной документации 2 школ, 1 учреждения дополнительного образования и 1 учреждения культуры.
Объем расходов в сумме 75,6 млн. руб. направлен на проведение капитального ремонта автомобильных дорог, зданий, сооружений, объектов инженерной и коммунальной инфраструктуры, дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к ним, уплату взносов на капитальный ремонт жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в муниципальной собственности.
Во исполнение распоряжения администрации Города Томска от 10.02.2017 №р100 «Об утверждении плана мероприятий по повышению эффективности (в том числе оптимизации) бюджетных расходов и совершенствованию долговой политики города Томска на 2017 год и среднесрочную перспективу» общая сумма оптимизации расходов бюджета муниципального образования «Город Томск» составила 572,4 млн. руб. или 7,7 % от первоначально утвержденного бюджета города Томска на 2017 год (без учета целевых межбюджетных трансфертов из областного бюджета).
По итогам финансового года Счетная палата города Томска проводит анализ эффективности реализации муниципальных программ и составляет отчет о выявленных нарушениях. Экспертиза программ проводится по четырем основным направлениям:
- достигнуты ли запланированные показатели программы;
- своевременное внесение изменений;
- качество планирования;
- финансовые нарушения (эффективность расходования бюджетных средств).
Например, в 2018г. в отчетах об исполнении 16 муниципальных программ Счетной
палатой города Томска установлена недостоверность отчетности, по 13 программам - несогласованность сведений, представленных в Счетную палату и информации, подготовленной ответственными исполнителями данных программ к отчету Мэра Города Томска.
Помимо указанных выше муниципальных программ, бюджетные средства расходовались по еще нескольким статьям, не включенным в «программный бюджет». Непрограммные направления расходов в муниципальном образовании «Город Томск» предусмотрены следующие:
- Расходы на содержание главы города
- Расходы на руководство и управление в сфере установленных функций
- Расходы на обеспечение проведения выборов и референдумов
- Расходы на обеспечение деятельности отдельных муниципальных учреждений, созданных муниципальным образованием "Город Томск", не включенных в муниципальные программы
- Расходы на реализацию мероприятий по обеспечению мобилизационной готовности экономики
- Расходы на взносы в организации по взаимодействию муниципальных организаций
- Расходы на исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов
- Расходы в области средств массовой информации
- Расходы на выплаты единовременных денежных вознаграждений гражданам, награжденным Почетным Знаком "За заслуги перед Городом Томском"
- Расходы на выплаты единовременных денежных вознаграждений гражданам, награжденным Почетной грамотой муниципального образования "Город Томск»
- Расходы на выплаты денежного вознаграждения Почетному гражданину Города Томска
- Расходы на выплаты единовременных денежных вознаграждений гражданам, награжденным Почетной грамотой Думы Города Томска
- Расходы на осуществление мероприятий, направленных на решение вопросов в области связи и информатики
- Расходы на организацию и проведение социально-значимых мероприятий, не включенных в муниципальные программы
- Капитальный ремонт, ремонт и содержание объектов муниципальной собственности
- Создание объектов социального и производственного комплексов, в том числе объектов общегражданского назначения, жилья, инфраструктуры
- Фонд непредвиденных расходов администрации Города Томска
- Фонд предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций администрации Города Томска
- Условно утверждаемые (утвержденные) расходы
- Прочие расходы
Таким образом, расходные статьи бюджета города Томска в исследуемом периоде 2016-2018 гг. составлялись в основном по программно-целевому принципу. Наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета города Томска имеет статья «Образование». Второй по объему финансирования является расходная статья «Национальная экономика» (фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов, налоги и сборы, субсидии юридическим лицам и т.п.). Наименьшие расходы бюджет города несет на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. Общая сумма расходов бюджета в 2017 году выросла на 11% по сравнению с 2016г. При этом рост в 2018г. составил всего 4% по сравнению с 2017г.
2.4 Основные характеристики бюджета города Томска на 2019-2021 гг.
Томск является областным центром, который по численности жителей (595,2 тыс. чел.) относят к средним городам РФ. Томск - это муниципальное образование с градообразующим научно-образовательным комплексом. Научный потенциал города представляют научные центры Российской академии наук, 19 организаций отраслевой науки. По концентрации научных сотрудников высшей квалификации Томск находится на одном из лидирующих мест в России. В структуре выпуска товаров и услуг города лидирующее место принадлежит промышленности, доля которой равна 41%, доля транспорта и связи составляет 20,3%, торговли - 25%, операций с недвижимостью - 5,6%, строительства - 4,1%.
Территория муниципального образования «Город Томск» подразделяется на четыре внутригородские территориальные единицы - внутригородские территории и состоит из: Кировского района; Ленинского района; Октябрьского района; Советского района.
В целях организации эффективного управления на территории города администрацией Города Томска могут образовываться иные внутригородские территориальные единицы - внутригородские территории.
Границы иных внутригородских территорий устанавливает и изменяет администрация города Томска.
На протяжение ряда лет бюджет г. Томска был дефицитным, причем не только по исполнению, но и в планах. Главным источником покрытия дефицита бюджета являлись кредиты коммерческих организаций и поступления от реализации имущества, а также облигационные займы.
В свою очередь, показатели прогноза социально-экономического развития муниципального образования «Город Томск» на 2019-2021 гг., необходимые для целей формирования бюджета города, представлены в таблице 3