Файл: Доходы и расходы бюджетов публичных образований (1 Теоретические аспекты финансирования бюджетов муниципальных образований).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с рекомендациями Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2015 - 2017 годах в части перехода к «программному бюджету» в целях создания взаимоувязанной системы стратегического и бюджетного планирования в городе с 2016 года бюджет реализуется по программно-целевому принципу, т.е. значительная доля бюджета формируется на основе конкретных программ.

Реализация бюджета города Томска в исследуемый период 2016-2018 гг. осуществлялась по программно-целевому принципу.

Статья 179 Бюджетного кодекса РФ определила, что объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Муниципальные программы, предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные муниципальные программы подлежат утверждению в сроки, установленные местной администрацией. Постановлением администрации Города Томска от 01.07.2009 № 562 «Об утверждении Порядка разработки и реализации муниципальных программ Города Томска» установлен срок 15 календарных дней.

Ведомственная целевая программа является документом, содержащим комплекс скоординированных мероприятий, направленных на решение конкретной задачи подпрограммы государственной программы, а также измеряемые целевые индикаторы. Ведомственная целевая программа является самостоятельным документом.

В исследуемый период 2016-2018 гг. в городе Томск за счет бюджетных поступлений реализовывались следующие муниципальные программы

Каждая из указанных программ утверждается постановлением администрации города Томска и содержит перечень мероприятий и, соответственно, финансовое обеспечение каждого из мероприятий муниципальной программы. Схематично структуру состава программы можно рассмотреть на примере муниципальной программы «Развитие образования», которая состоит из 4 подпрограмм, каждая из которых содержит перечень мероприятий, необходимых для достижений общей цели программы (см. рисунок 2).

Объем расходов бюджета муниципального образования «Город Томск» по муниципальным программам социальной сферы («Развитие физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни», «Развитие образования», «Развитие культуры и туризма» муниципального образования «Город Томск», «Социальная поддержка граждан») ежегодно составляет более 50% от общих расходов бюджета на муниципальные программы.


Рисунок 2. Структура муниципальной программы «Развитие образования»

В 2016 году общий объем капитальных вложений в экономику города Томска, произведенных за счет бюджетов всех уровней, составил 1 544,7 млн. руб. Продолжено строительство отдельно стоящих зданий для дошкольных групп на территориях общеобразовательных учреждений муниципального образования «Город Томск», активизирован процесс приобретения зданий для размещения дошкольных образовательных учреждений с использованием механизма государственно-частного партнерства, проводились мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, осуществлено строительство 9 спортивных многофункциональных спортивных площадок круглогодичного использования в рамках реализации муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни».

Общий объем расходов на проведение капитального ремонта объектов в 2016 году составил 458,8 млн. руб. Проведены работы по капитальному ремонту, установке и монтажу ограждений территорий 24 детских садов, 8 школ, 2 учреждений дополнительного образования, продолжен капитальный ремонт лыжероллерной трассы в г.Томске по ул.Королева, осуществлялся капитальный ремонт, в т.ч. подготовка проектно- сметной документации школ №28, 36, 27, детских садов №104, 3, 95, подготовлена проектно-сметная документация на капитальный ремонт фасадов 8 образовательных учреждений.

Во исполнение распоряжения администрации Города Томска от 19.02.2016 №р150 «Об утверждении плана мероприятий по повышению эффективности (в том числе оптимизации) бюджетных расходов и совершенствованию долговой политики города Томска на 2016 год и среднесрочную перспективу» общая сумма оптимизации расходов бюджета города Томска составила 869,9 млн. руб. или 11,4% от первоначально утвержденного бюджета города Томска на 2016 год (без учета целевых межбюджетных трансфертов из областного бюджета).

Исполнение бюджета муниципального образования «Город Томск» по расходам в 2017 году составило в сумме 14 088,1 млн. руб. или 97,3%, годового плана 14 484,4 млн. руб., что обусловлено поступлением в конце года дополнительных безвозмездных поступлений из областного бюджета.

Общий объем капитальных вложений в экономику города Томска, произведенных в 2017 году за счет бюджетов всех уровней, составил 2 726,1 млн. руб., в частности продолжено строительство автомобильных дорог, газоснабжение территории города Томска, проведение проектно-изыскательских работ в целях строительства спортивных объектов, строительство и приобретение, в том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства, в муниципальную собственность объектов образования.


Осуществлялась реализация муниципальной программы «Доступное и комфортное жилье» в составе подпрограмм, которые направлены на улучшение бытовых условий молодым семьям в возрасте до 35 лет, решение проблемы дефицита маневренного жилищного фонда муниципального образования «Город Томск», улучшение бытовых условий и социальную поддержку работников социально значимых организаций, решение проблемы ветхости и аварийности жилых многоквартирных домов на территории муниципального образования «Город Томск, решение проблем переселения граждан, проживающих на территории города Томска из аварийного жилищного фонда и ликвидации аварийного жилищного фонда.

Общий объем расходов на проведение капитального ремонта объектов в 2017 году составил 251,5 млн. руб. Учитывая, что бюджет города Томска сохраняет социальную направленность, 69,9 % указанного общего объема расходов или 175,9 млн. руб. направлено на проведение капитального ремонта объектов социальной сферы, а именно: на капитальный ремонт, установку и монтаж ограждений территорий 25 детских садов и 10 школ, капитальный ремонт, в т.ч. подготовку проектно-сметной документации кровель 9 детских садов и 1 школы, противопожарные мероприятия в рамках капитального ремонта 23 детских садов и 2 школ, капитальный ремонт, в т.ч. подготовку проектно- сметной документации 2 школ, 1 учреждения дополнительного образования и 1 учреждения культуры.

Объем расходов в сумме 75,6 млн. руб. направлен на проведение капитального ремонта автомобильных дорог, зданий, сооружений, объектов инженерной и коммунальной инфраструктуры, дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к ним, уплату взносов на капитальный ремонт жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в муниципальной собственности.

Во исполнение распоряжения администрации Города Томска от 10.02.2017 №р100 «Об утверждении плана мероприятий по повышению эффективности (в том числе оптимизации) бюджетных расходов и совершенствованию долговой политики города Томска на 2017 год и среднесрочную перспективу» общая сумма оптимизации расходов бюджета муниципального образования «Город Томск» составила 572,4 млн. руб. или 7,7 % от первоначально утвержденного бюджета города Томска на 2017 год (без учета целевых межбюджетных трансфертов из областного бюджета).

По итогам финансового года Счетная палата города Томска проводит анализ эффективности реализации муниципальных программ и составляет отчет о выявленных нарушениях. Экспертиза программ проводится по четырем основным направлениям:


  • достигнуты ли запланированные показатели программы;
  • своевременное внесение изменений;
  • качество планирования;
  • финансовые нарушения (эффективность расходования бюджетных средств).

Например, в 2018г. в отчетах об исполнении 16 муниципальных программ Счетной

палатой города Томска установлена недостоверность отчетности, по 13 программам - несогласованность сведений, представленных в Счетную палату и информации, подготовленной ответственными исполнителями данных программ к отчету Мэра Города Томска.

Помимо указанных выше муниципальных программ, бюджетные средства расходовались по еще нескольким статьям, не включенным в «программный бюджет». Непрограммные направления расходов в муниципальном образовании «Город Томск» предусмотрены следующие:

  • Расходы на содержание главы города
  • Расходы на руководство и управление в сфере установленных функций
  • Расходы на обеспечение проведения выборов и референдумов
  • Расходы на обеспечение деятельности отдельных муниципальных учреждений, созданных муниципальным образованием "Город Томск", не включенных в муниципальные программы
  • Расходы на реализацию мероприятий по обеспечению мобилизационной готовности экономики
  • Расходы на взносы в организации по взаимодействию муниципальных организаций
  • Расходы на исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов
  • Расходы в области средств массовой информации
  • Расходы на выплаты единовременных денежных вознаграждений гражданам, награжденным Почетным Знаком "За заслуги перед Городом Томском"
  • Расходы на выплаты единовременных денежных вознаграждений гражданам, награжденным Почетной грамотой муниципального образования "Город Томск»
  • Расходы на выплаты денежного вознаграждения Почетному гражданину Города Томска
  • Расходы на выплаты единовременных денежных вознаграждений гражданам, награжденным Почетной грамотой Думы Города Томска
  • Расходы на осуществление мероприятий, направленных на решение вопросов в области связи и информатики
  • Расходы на организацию и проведение социально-значимых мероприятий, не включенных в муниципальные программы
  • Капитальный ремонт, ремонт и содержание объектов муниципальной собственности
  • Создание объектов социального и производственного комплексов, в том числе объектов общегражданского назначения, жилья, инфраструктуры
  • Фонд непредвиденных расходов администрации Города Томска
  • Фонд предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций администрации Города Томска
  • Условно утверждаемые (утвержденные) расходы
  • Прочие расходы

Таким образом, расходные статьи бюджета города Томска в исследуемом периоде 2016-2018 гг. составлялись в основном по программно-целевому принципу. Наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета города Томска имеет статья «Образование». Второй по объему финансирования является расходная статья «Национальная экономика» (фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов, налоги и сборы, субсидии юридическим лицам и т.п.). Наименьшие расходы бюджет города несет на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. Общая сумма расходов бюджета в 2017 году выросла на 11% по сравнению с 2016г. При этом рост в 2018г. составил всего 4% по сравнению с 2017г.

2.4 Основные характеристики бюджета города Томска на 2019-2021 гг.

Томск является областным центром, который по численности жителей (595,2 тыс. чел.) относят к средним городам РФ. Томск - это муниципальное образование с градообразующим научно-образовательным комплексом. Научный потенциал города представляют научные центры Российской академии наук, 19 организаций отраслевой науки. По концентрации научных сотрудников высшей квалификации Томск находится на одном из лидирующих мест в России. В структуре выпуска товаров и услуг города лидирующее место принадлежит промышленности, доля которой равна 41%, доля транспорта и связи составляет 20,3%, торговли - 25%, операций с недвижимостью - 5,6%, строительства - 4,1%.

Территория муниципального образования «Город Томск» подразделяется на четыре внутригородские территориальные единицы - внутригородские территории и состоит из: Кировского района; Ленинского района; Октябрьского района; Советского района.

В целях организации эффективного управления на территории города администрацией Города Томска могут образовываться иные внутригородские территориальные единицы - внутригородские территории.

Границы иных внутригородских территорий устанавливает и изменяет администрация города Томска.

На протяжение ряда лет бюджет г. Томска был дефицитным, причем не только по исполнению, но и в планах. Главным источником покрытия дефицита бюджета являлись кредиты коммерческих организаций и поступления от реализации имущества, а также облигационные займы.

В свою очередь, показатели прогноза социально-экономического развития муниципального образования «Город Томск» на 2019-2021 гг., необходимые для целей формирования бюджета города, представлены в таблице 3