Файл: Методы и формы организации контроля за деятельностью органов муниципального управления (1. Теоретико-правовые основы организации контроля за деятельностью органов муниципального управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 245

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретико-правовые основы организации контроля за деятельностью органов муниципального управления

1.1. Особенности государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления

1.2. Муниципальный контроль

1.3. Ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед государством и населением

2. Проблемные вопросы организации контроля за деятельностью органов муниципального управления и пути их решения

2.1. Проблемы разграничения компетенции прокуроров и органов государственного контроля (надзора) в контексте статьи 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

2.2. Актуальные проблемы Проекта закона об основах государственного и муниципального контроля

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Предметом муниципального контроля (надзора) могут быть исключительно обязательные требования, утвержденные муниципальными нормативными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения.

Объектами государственного и муниципального контроля (надзора) являются:

- деятельность и действия граждан и организаций;

- производственные объекты;

- результаты деятельности граждан и организаций, в том числе продукция.

Согласно ч. 2 ст. 1 проекта закона о контроле его положения не будут применяться к вопросам организации и осуществления:

- контроля, производимого Президентом РФ;

- парламентского контроля;

- надзора (контроля), осуществляемого судами;

- прокурорского надзора (за исключением вопросов проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (надзора) проверок по требованию прокурора);

- контроля за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления (за исключением случаев, установленных проектом закона о контроле), в том числе в связи с исполнением указанными органами поручений Президента РФ и Правительства РФ;

- внешнего государственного аудита (контроля);

- контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, а также за соблюдением избирательного законодательства, законодательства о референдуме, осуществляемого избирательными комиссиями, комиссиями референдума и образуемыми ими контрольно-ревизионными комиссиями;

- непосредственного пресечения противоправных деяний, представляющих угрозу безопасности государства, общественной безопасности, безопасности личности;

- оперативно-разыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия;

- мероприятий по контролю и надзору при исполнении уголовных наказаний и мер уголовно-правового характера;

- расследований несчастных случаев, происшедших с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах;

- расследований причин возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу;


- расследований причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий;

- расследований причин аварий в электроэнергетике.

Как мы видим, по сравнению с Федеральным законом N 294-ФЗ перечень видов контроля (надзора), не подпадающих под действие проекта закона о контроле, значительно сокращен. Так, налоговый, валютный и таможенный контроль тоже будут осуществляться в соответствии с указанным законопроектом.

Что же касается государственного (муниципального) контроля, в силу ч. 3 ст. 1 проекта закона о контроле вопросы организации и осуществления органами государственной власти, органами местного самоуправления или подведомственными им организациями контроля за использованием гражданами и организациями государственного и муниципального имущества, использованием бюджетных средств определяются согласно законодательству об управлении государственным и муниципальным имуществом, бюджетным законодательством. Осуществляемые в рамках указанного контроля мероприятия не относятся к мероприятиям государственного и муниципального контроля (надзора).

Заметим, что в ст. 1 проекта закона о контроле устранено действующее в настоящее время довольно странное правило, в силу которого, вследствие того что органы муниципального финансового контроля не осуществляют государственный контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, ч. 3.1 ст. 1 Федерального закона N 294-ФЗ в отношении порядка организации и проведения проверок при осуществлении муниципального финансового контроля не применяется. Таким образом, органы муниципального финансового контроля при осуществлении контрольных мероприятий в рамках муниципального финансового контроля (и внешнего, и внутреннего) в настоящее время обязаны руководствоваться нормами Федерального закона N 294-ФЗ.

Также в ч. 3 ст. 1 проекта закона о контроле предусматривается, что контроль за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, подведомственными им организациями законодательства об управлении государственным и муниципальным имуществом, о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, бюджетного законодательства осуществляется согласно положениям соответствующих федеральных законов с учетом принципов ведения государственного и муниципального контроля (надзора), установленных ст. 5 проекта закона о контроле, если иное не вытекает из федерального закона или существа правоотношения.


Организация и осуществление государственного и муниципального контроля (надзора) будут основываться на следующих принципах:

- принципе законности, который означает, что государственный и муниципальный контроль (надзор) ведутся согласно положениям федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ и муниципальным нормативным правовым актам (и в точном соответствии с ними) органами и должностными лицами, уполномоченными на осуществление указанной деятельности и в пределах предоставленных им полномочий;

- принципе результативности и стратегической направленности, под которым понимается, что органы, осуществляющие государственный и муниципальный контроль (надзор), должны иметь утвержденные в установленном порядке измеряемые показатели достижения общественно значимых результатов, связанных с минимизацией вреда охраняемым законом ценностям в соответствующей сфере, стратегические цели их достижения, сформулированные на долгосрочную перспективу, и планы их достижения;

- принципе эффективности. Данный принцип означает, что органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля (надзора) должны исходить из необходимости достижения максимального уровня общественно значимого результата своей деятельности с использованием наименьшего объема трудовых, материальных, финансовых и иных ресурсов, а также минимально возможной степени вмешательства в деятельность граждан и организаций;

- принципе пропорциональности, означающем, что при определении степени необходимого вмешательства в деятельность граждан и организаций при ведении государственного и муниципального контроля (надзора), выборе форм его осуществления должна оцениваться соразмерность такого вмешательства риску причинения вреда охраняемым законом ценностям, а степень этого вмешательства не быть чрезмерно обременительной и необоснованно препятствовать нормальной деятельности граждан и организаций;

- принципе ответственности, который означает, что органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля (надзора), их должностные лица должны нести ответственность за достижение показателей общественно значимых результатов и надлежащее исполнение своих полномочий;

- принципе межведомственной ответственности, в силу которого органы, осуществляющие государственный и муниципальный контроль (надзор), должны иметь взаимно увязанные показатели достижения общественно значимых результатов, методики оценки рисков причинения вреда и эффективно налаженный обмен сведениями с иными органами, влияющими на достижение показателей общественно значимых результатов в соответствующей сфере деятельности;


- принципе объективности, согласно которому организация и осуществление государственного и муниципального контроля (надзора) должны основываться на анализе объективной и регулярно собираемой информации об уровне причиненного охраняемым законом ценностям вреда и соблюдения законодательства в соответствующей сфере деятельности;

- принципе независимости который означает, что органы, производящие государственный и муниципальный контроль (надзор), должны быть независимы от граждан и организаций в административном, финансовом и функциональном отношении;

- принципе компетентности, состоящем в том, что государственный и муниципальный контроль (надзор) должен осуществляться органами и должностными лицами, обладающими специальными знаниями, умениями и навыками в данной сфере деятельности, располагающими для этого необходимой структурой, силами и средствами;

- принципе превентивной направленности, согласно которому органы, осуществляющие государственный и муниципальный контроль (надзор), в качестве приоритетных должны осуществлять меры по борьбе с причинами возникновения рисков причинения вреда и профилактические мероприятия, направленные на предотвращение нарушений обязательных требований и недопущение нанесения вреда охраняемым интересам;

- принципе стимулирования добросовестности, означающем, что цель государственного и муниципального контроля (надзора) - устранять потенциальную экономическую выгоду от систематического и намеренного нарушения обязательных требований и недобросовестной конкуренции, одновременно снижая вмешательство в деятельность граждан и организаций, характеризующихся устойчивым добросовестным поведением;

- принципе разграничения полномочий, состоящем в том, что наделение органов, осуществляющих государственный и муниципальный контроль (надзор), соответствующими полномочиями не должно приводить к их дублированию;

- принципе информационной открытости. Данный принцип означает доступность для граждан и организаций сведений государственных информационных ресурсов в сфере государственного и муниципального контроля (надзора), в том числе нормативных правовых актов РФ, нормативных правовых актов субъектов РФ, муниципальных нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых проверяется при ведении государственного и муниципального контроля (надзора), а также информации об организации и осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора), о достигнутых показателях общественно значимых результатов (публикуемых по каждому территориальному органу), о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (надзора), их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством РФ.


Федеральные органы государственного контроля будут обладать следующими полномочиями:

- формирование и проведение на территории РФ единой государственной политики в сфере государственного и муниципального контроля (надзора), в том числе в области обеспечения прав граждан и организаций при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора);

- разработка, принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ по вопросам организации и ведения государственного и муниципального контроля (надзора) и контроль за их исполнением;

- установление видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля (надзора), осуществляемых в РФ;

- организация и проведение оценки эффективности и результативности ведения государственного и муниципального контроля (надзора) в РФ;

- организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора);

- иные полномочия.

Указанные полномочия по ведению отдельных видов федерального государственного контроля (надзора) могут быть полностью или в части переданы для осуществления органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления. При этом осуществление органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления указанных полномочий не допускается до принятия положения о ведении соответствующего вида федерального государственного контроля (надзора) и административного регламента.

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области государственного и муниципального контроля (надзора) относятся:

- реализация единой государственной политики в сфере государственного и муниципального контроля (надзора), в том числе в области обеспечения прав граждан и организаций при ведении регионального государственного контроля (надзора);

- организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) на территории соответствующего субъекта РФ;

- ведение федерального государственного контроля (надзора), полномочия по осуществлению которого переданы для осуществления органам государственной власти субъектов РФ;

- организация и проведение мониторинга эффективности регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (надзора);

- иные полномочия.

Если это не противоречит федеральным законам, полномочия органов государственной власти субъектов РФ по ведению отдельных видов регионального государственного контроля (надзора) полностью или в части могут быть переданы для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов РФ. Осуществление органами местного самоуправления указанных полномочий не допускается до принятия положения о ведении соответствующего вида регионального государственного контроля (надзора) и административного регламента.