Файл: Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности (Глава 1. Теоретические аспекты анализа).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 212

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные показатели деятельности ООО «Арс-Мет» в 2014-2015 гг. представлены в таблице 2.

Таблица 2

Основные показатели деятельности ООО «Арс-Мет»

в 2014-2015 гг.

Показатель

Значение показателя

Изменение показателя

2014

2015

абсолютное

относительное, %

Выручка, тыс.руб.

517904

560506

42602

8,23

Полная себестоимость продукции, тыс.руб.

490000

538577

48577

9,91

Затраты на 1 руб. продаж, руб.

0,95

0,96

0,01

1,14

Прибыль от продаж продукции, тыс.руб.

27904

21929

-5975

-21,41

Рентабельность продаж продукции, %

5,39

3,91

-1,48

-

По данным таблицы 2 видно, что в 2015 г. выручка составила 5 605,06 тыс. руб., что выше показателя 2014 г. на 8,23 %. Основное производство предприятия – прибыльное. В 2015 г. прибыль от продаж продукции составила 219,29 тыс.руб. Однако, опережающий рост затрат привел к тому, что прибыль 2015 г. ниже показателя 2014 г. на 21,41 %. Рентабельность продаж в 2015 г. составила 3,91 %, что ниже показателя 2014 г. на 1,48 процентного пункта. Таким образом, проведенный анализ свидетельствует, что важнейшая задача ООО «Арс-Мет» - снижение себестоимости продукции.

2.2. Анализ материалоемкости продукции

Динамика материалоемкости и материалоотдачи представлена в таблице 3.

Таблица 3

Анализ материалоемкости и материалоотдачи

Показатель

2014 г.

2015 г.

Отклонение (+,-)

абс.

%

1

2

3

4

5

Выручка, тыс.руб.

517904

560506

+46203

8,20

Расход материала, тыс.руб.

198700

206500

+7800

3,90


Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

5

Объем выпуска продукции на рубль затрат материалов, руб.

2,61

2,71

+0,10

3,80

Материалоемкость продукции и услуг, руб.

0,38

0,37

-0,01

-2,60

Материалоотдача, руб.

2,61

2,71

+0,01

0,38

Как видно из табл. 3, материалоемкость продукции снизилась на 2,6 %. Материалоотдача увеличилась на 0,38 %.

В таблице 4 представлены данные для факторного анализа материалоемкости продукции.

Таблица 4

Данные для анализа материалоемкости продукции и услуг

Показатель

Обозначение

Единица измерения

Значение

2014 год

2015 год

1

2

3

4

5

Затраты материалов на выпуск продукции

В том числе на выпуск основной продукции

Прочих видов продукции

МЗ

тыс.руб.

198700

170882

27818

206500

175525

30975

Валовый выпуск продукции и услуг на натуральном измерении,

Всего

Основная продукция

Прочие виды продукции

VBП

Ед.

420000

380000

40000

435000

394000

41000

Структура продукции

Основная продукция

Прочие виды продукции

УР

%

90,48

9,52

90,58

9,42

Средние цены на материалы

Средние цены на материалы для выпуска основной продукции

Прочие виды продукции

ЦМ

тыс.руб.

0,473

0,450

0,695

0,475

0,446

0,755

Продолжение таблицы 4

1

2

3

4

5

Стоимость выпущенной продукции

В том числе основной продукции

Прочие виды продукции

ВП

тыс.руб.

517904

429860

88044

560506

465220

95286

Средние цены на продукцию и услуги

Средние цены на основную продукцию

Прочие виды продукции

ЦП

тыс.руб.

1,233

1,131

2,201

1,289

1,181

2,324


Расчеты для факторного анализа материалоемкости продукции представлены в таблице 5.

Таблица 5

Расчеты для факторного анализа материалоемкости продукции

Показатель

Алгоритм расчета

Сумма, тыс.руб.

Затраты материалов на производство продукции

2014 г.

∑(VBП(2014)*УР(2014)*

ЦМ(2014))

198700

По данным 2014 г., пересчитанным на выпуск продукции 2015 г. при сохранении структуры 2014 г.

МЗ(2014)*ВП(2015)/

ВП(2014)

215045

По нормам и ценам 2014 г. на выпуск продукции 2015 г.

∑VВП(2015)*УР(2014)*

ЦМ(2014)

163134

За 2015 г. по ценам 2014 г.

∑(VВП(2015)*УР(2015)*

ЦМ(2014))

163283

2015 г.

∑(VВП(2015)*УР(2015)*

ЦМф)

206500

Стоимость валового выпуска продукции

2014 г.

∑(VBП(2014)*ЦП(2014)

517904

За 2015 г. при структуре и ценах 2014 г.

∑(VBП(2015)*ЦП(2014))±

∆ВПстр

535890

За 2015 г. при структуре 2015 г. и по ценам 2014 г.

∑(VBП(2015)*ЦП(2014))

536355

2015 г.

∑(VBП(2015)*ЦП(2015))

560506

∆ВПстр = ВП усл 1 – ВП усл 2 = ∑(VВП(2015) * УР(2015) * ЦП(2014)) - ∑(VВП(2015) * УР(2014) * ЦП(2014)) = (435 000 * 0,9058 * 1,131 + 435 000 * 0,0942 * 2,201) - (435 000 * 0,9048 * 1,131 + 435 000 * 0,0952* 2,201) = - 465,4 (тыс.руб.).

На основании приведенных данных о материальных затратах и стоимости продукции в таблице 6 рассчитаны показатели материалоемкости продукции, необходимы для определения факторов на изменение ее уровня.

Таблица 6

Факторный анализ материалоемкости продукции

Показатель

Условия расчета

Расчет материалоемкости

Уровень материалоемкости, руб.

Объем производства

Структура продукции

Расход материала на единицу продукции

Цены на материалы

Цены на продукцию

2014

2014

2014

2014

2014

2014

198700/517904

0,384

Условие 1

2015

2014

2014

2014

2014

215045/535890

0,401

Условие 2

2015

2015

2014

2014

2014

163134/536355

0,304

Условие 3

2015

2015

2015

2014

2014

163283/536355

0,304

Условие 4

2015

2015

2015

2015

2014

206500/536355

0,385

2015

2015

2015

2015

2015

2015

206500/560506

0,368


Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что предприятие имеет резервы снижения материалоемкости за счет экономии материальных затрат. Производительность труда на предприятии растет, однако, использование факторов ее роста позволит предприятию выйти еще на более высокий уровень. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что предприятие имеет резервы снижения материалоемкости за счет экономии материальных затрат. Производительность труда на предприятии растет, однако, использование факторов ее роста позволит предприятию выйти еще на более высокий уровень.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что предприятие имеет резервы снижения материалоемкости за счет экономии материальных затрат. Производительность труда на предприятии растет, однако, использование факторов ее роста позволит предприятию выйти еще на более высокий уровень.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что предприятие имеет резервы снижения материалоемкости за счет экономии материальных затрат. Производительность труда на предприятии растет, однако, использование факторов ее роста позволит предприятию выйти еще на более высокий уровень.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что предприятие имеет резервы снижения материалоемкости за счет экономии материальных затрат. Производительность труда на предприятии растет, однако, использование факторов ее роста позволит предприятию выйти еще на более высокий уровень.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что предприятие имеет резервы снижения материалоемкости за счет экономии материальных затрат. Производительность труда на предприятии растет, однако, использование факторов ее роста позволит предприятию выйти еще на более высокий уровень.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что предприятие имеет резервы снижения материалоемкости за счет экономии материальных затрат. Производительность труда на предприятии растет, однако, использование факторов ее роста позволит предприятию выйти еще на более высокий уровень.

Из данных таблицы 6 видно, что материалоемкость в целом сократилась на 0,016 руб., в том числе за счет изменения:

  • объема выпуска продукции: 0,401 – 0,384 = +0,017 руб.
  • структуры производства: 0,304 – 0,401 = - 0,097 руб.
  • удельного расхода материалов: 0,304 – 0,304 = 0
  • цен на материалы: 0,385 – 0,304 = +0,081 руб.
  • цен на продукцию: 0,368 – 0,385 = - 0,017 руб.

Таким образом, можно сделать вывод, что в 2015 г. сократился удельный вес продукции с более высоким уровнем материалоемкости. Экономии материалов по сравнению с 2015 г. не достигнуто. Наиболее существенное влияние снижение на материалоемкости оказало изменение структуры продукции. За счет этого фактора уровень материалоемкости снизился на 0,097 руб., или на 25,26 %. Существенно увеличил материалоемкость рост цен на материалы – на 0,081 руб. В связи со снижением цен на продукцию материалоемкость также снизилась, но не в такой степени, в которой она возросла за счет предыдущего фактора. Отрицательное влияние на материалоемкость продукции оказывают отходы и потери от брака.


Проведем факторный анализ материалоемкости отдельных видов продукции на примере решетки декоративной (табл. 7). По данным, приведенным в таблицы 16, можно сделать вывод, что расход материальных ресурсов на единицу продукции сократился по сравнению с планом на 0,54 руб., материалоемкость на 1 руб. выпуска - на 0,13 коп., или на 0,2%, а по сравнению с прошлым годом - на 20,21 руб., материалоемкость - на 4,95 коп., или на 7,1% (20,21 руб. * 100 : 285,45 руб.). Сверхплановая экономия на весь выпуск этих изделий (14 864 единицы) составила 8 тыс. руб. (14 864 ед. * 0,54 руб.). Снижение материалоемкости продукции против плана произошло за счет экономии материальных затрат в комплексных расходах.

Таблица 7

Расчет удельной материалоемкости решетки декоративной

Показатели

План на
2015 г.

Фактически

Отклонения
фактических данных

за 2015 г.

за
2014 г.

от плана
2015 г.

от
2014 г.

Прямые материальные затраты (руб.)

259,14

259,14

271,18

-

-12,04

Соотношение
материальных затрат

0,975

0,977

0,95

-

-

Сумма материальных затрат в комплексных статьях (руб.)

6,64

6,10

14,27

-0,54

-8,17

Итого материальных
затрат (руб.)

265,78

265,24

285,45

-0,54

-20,21

Материалоемкость изделия (коп.)

65,14

65,01

69,96

-0,13

-4,95

4080 руб. - цена единицы продукции

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что предприятие имеет резервы снижения материалоемкости за счет экономии материальных затрат. Производительность труда на предприятии растет, однако, использование факторов ее роста позволит предприятию выйти еще на более высокий уровень. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что предприятие имеет резервы снижения материалоемкости за счет экономии материальных затрат. Производительность труда на предприятии растет, однако, использование факторов ее роста позволит предприятию выйти еще на более высокий уровень.