Файл: НК_2_гл23_комм_Лермонтов_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1908

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При анализе пункта 7 статьи 227 НК РФ Минфин России отметил, что нотариусы, занимающиеся частной практикой, в случае появления в течение года доходов, полученных от занятия частной практикой, обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от данной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком (см. письмо от 31.03.2011 N 03-04-05/8-200).

Анализируя пункт 8 статьи 227 НК РФ, Минфин России разъяснил, что НК РФ не предусмотрена уплата авансовых платежей индивидуальным предпринимателем в случае, если налоговое уведомление не получено им в установленном порядке (см. письмо от 15.04.2011 N 03-04-05/3-266).

В письме от 08.04.2009 N 20-14/2/033346@ налоговое ведомство пояснило, что начисление пеней на сумму авансовых платежей производится исходя из суммы подлежащего уплате в бюджет налога на доходы физических лиц, исчисленного на основании фактически полученного налогоплательщиком в налоговом периоде дохода.

А в письме от 24.12.2008 N 03-04-05-01/471 финансовое ведомство заметило, что авансовые платежи по налогу на доходы физических лиц рассчитываются налоговыми органами исходя из сумм предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период, а исчисление и уплата налога по окончании налогового периода производятся налогоплательщиком самостоятельно с учетом сумм авансовых платежей, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.

Судебная практика.

На практике у налоговых агентов возникают вопросы, в частности, в случае неуплаты авансовых платежей будет ли возникать недоимка по налогу на доходы физических лиц.

НК РФ не дает ответ на вопрос о том, будет ли возникать недоимка по налогу на доходы физических лиц в случае неуплаты авансовых платежей.

По данному вопросу отсутствует официальная позиция, однако есть сложившаяся судебная арбитражная практика.

Так, в своем Постановлении ФАС Московского округа от 17.12.2010 N КА-А40/16032-10 пришел к выводу о том, что налоговое законодательство разграничивает понятия налога и авансового платежа, предусматривая различные сроки их уплаты. Авансовые платежи являются промежуточными платежами, уплачиваемыми в течение налогового периода, соответственно, в силу статьи 11 НК РФ неуплаченный авансовый платеж не может являться недоимкой по налогу.

Кроме того, ФАС Московского округа отметил, что из норм НК РФ не усматривается право налоговых органов взыскивать с налогоплательщика в принудительном порядке суммы авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц.

В Постановлении ФАС Центрального округа от 21.04.2010 N А68-12673/09 также пришел к аналогичному выводу.


Таким образом, исходя из сложившейся судебной арбитражной практики, следует, что в случае неуплаты авансовых платежей недоимка по налогу на доходы физических лиц возникать не будет.


Статья 227.1. Особенности исчисления суммы налога и подачи налоговой декларации иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Порядок уплаты налога


Комментарий к статье 227.1


Федеральным законом от 19.05.2010 N 86-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 86-ФЗ) в главу 23 НК РФ введена статья 227.1, в которой определены особенности исчисления суммы и порядок уплаты налога на доходы физических лиц и подачи налоговой декларации иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности на основании патента.

Согласно части 4 статьи 9 Закона N 86-ФЗ статья 227.1 НК РФ вступила в силу 1 июля 2010 г.

Пунктом 1 статьи 227.1 НК РФ предусмотрено исключение из общего правила, согласно которому работодатели являются по отношению к иностранным гражданам, налоговыми агентами и, соответственно, должны исчислять, удерживать и перечислять в бюджет налог на доходы физических лиц с полученных ими доходов.

Исключение из вышеизложенного правила предусмотрено только для иностранных работников, которые работают у физических лиц - граждан Российской Федерации на основании патента. Такие иностранные граждане самостоятельно исчисляют, удерживают и перечисляют в бюджет налог на доходы физических лиц с полученных ими доходов.

Судебная практика.

На практике у иностранных граждан, работающих у физических лиц - граждан Российской Федерации на основании патента, возникают вопросы по поводу вычетов, в частности, о том, вправе ли они получать стандартный налоговый вычет.

НК РФ не содержит ответ на вопрос о том, вправе ли иностранные граждане, работающие у граждан Российской Федерации на основании патента, получать стандартные налоговые вычеты.

Судебная практика отсутствует, однако по данному вопросу есть официальная позиция, изложенная в письме от 26.07.2010 N 03-04-08/8-165, согласно которой к доходам, полученным от осуществления трудовой деятельности, могут применяться налоговые вычеты после приобретения иностранными гражданами статуса налогового резидента Российской Федерации.


Таким образом, иностранные граждане, работающие у граждан Российской Федерации на основании патента, не вправе получать стандартные налоговые вычеты.


Статья 228. Особенности исчисления налога в отношении отдельных видов доходов. Порядок уплаты налога


Комментарий к статье 228


Статья 228 НК РФ определяет порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в отношении отдельных видов доходов.

Анализируя пункт 1 статьи 228 НК РФ, официальный орган заметил, что физическое лицо, не признаваемое налоговым резидентом Российской Федерации, получившее доходы от продажи недвижимого имущества на территории Российской Федерации, обязано представить налоговую декларацию и уплатить налог на доходы физических лиц в отношении указанных доходов (см. письмо от 07.04.2011 N 03-04-05/6-235).

В письме от 05.04.2011 N 03-04-06/6-73 контролирующий орган пояснил, что в отношении доходов сотрудников организации, полученных от источников за пределами Российской Федерации, организация-работодатель не признается налоговым агентом. На такую организацию не могут быть возложены обязанности, предусмотренные для налоговых агентов статьями 226 и 230 НК РФ.

В письме от 05.04.2011 N 03-04-05/6-221 финансовое ведомство заметило, что физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц производят самостоятельно по завершении налогового периода.

Аналогичная позиция содержится в письмах Минфина России от 31.03.2011 N 03-04-06/6-63, от 21.03.2011 N 03-04-06/6-45.

Минфин России разъяснил, что, если вознаграждения участникам турниров выплачиваются непосредственно иностранной организацией, не имеющей обособленного подразделения в Российской Федерации, такая организация, исходя из положений пункта 1 статьи 226 НК РФ, не признается налоговым агентом. В этом случае в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 228 НК РФ налогоплательщик самостоятельно уплачивает сумму налога (см. письмо от 25.02.2011 N 03-04-06/4-38).

В письме от 13.07.2010 N 03-04-05/3-390 контролирующий орган пояснил, что физические лица, в том числе выплачивающие вознаграждение физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, в соответствии с пунктом 1 статьи 226 НК РФ, налоговыми агентами признаны быть не могут. В случае получения вознаграждения по гражданско-правовому договору от физического лица обязанность по исчислению и уплате налога на доходы физических лиц, на основании статьи 228 НК РФ, возлагается на самого налогоплательщика, получившего такой доход.

Как заметило финансовое ведомство, при декларировании доходов в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 НК РФ, полученных от продажи иного имущества, находящегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, он вправе получить имущественный налоговый вычет в размере 250000 рублей. Доход, превышающий указанную сумму, облагается налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке по ставке 13 процентов (см. письмо от 16.02.2011 N 03-04-05/7-92).


В письме от 20.01.2011 N 03-04-05/9-14 контролирующий орган пояснил, что согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 228 НК РФ расчет налоговой базы, исчисление и уплату налога производят физические лица самостоятельно при декларировании доходов исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и соответствующих доходу каждого из продавцов (родителя и ребенка).

В этом случае физические лица обязаны представить декларацию в налоговый орган по месту жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, и не позднее 15 июля года, следующего за истекшим периодом, уплатить исчисленную сумму налога.

В письме от 05.04.2010 N 03-04-06/10-62 официальный орган разъяснил, что на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 228 НК РФ физические лица, получающие доходы, с которых не был удержан налог на доходы физических лиц налоговыми агентами, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 НК РФ, а также обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц.

В письме от 13.09.2010 N 03-04-05/8-536 Минфин России отметил, что налогоплательщики, получившие доход в виде выигрыша, самостоятельно исчисляют сумму налога исходя из полученных сумм выигрышей и представляют в налоговую инспекцию по месту своего учета декларацию по налогу на доходы физических лиц, в которой исчисляют сумму налога, подлежащую уплате.

Судебная практика.

На практике у организаций, которые выдают призы в рамках рекламной кампании при проведении стимулирующей лотереи, возникают вопросы, в частности, о том, будут ли они являться налоговыми агентами в таком случае.

НК РФ не дает разъяснений на вопрос о том, будут ли являться налоговыми агентами организации, которые выдают призы в рамках рекламной кампании при проведении стимулирующей лотереи.

По данному вопросу отсутствует судебная арбитражная практика, однако есть официальная позиция.

В письме от 16.07.2009 N 3-5-04/1040@ налоговое ведомство разъяснило, что организация, в результате отношений с которой налогоплательщики получили доходы от участия в стимулирующей лотерее, являющейся мероприятием, проводимым в целях рекламы товаров, работ и услуг, является налоговым агентом.

В письме от 24.09.2007 N 28-11/90580 налоговый орган пояснил, что если организация не зарегистрирована как организатор тотализатора или лотереи в установленном законодательством порядке, то в отношении выплат денежных выигрышей физическим лицам она является налоговым агентом и должна исполнять обязанности налогового агента, определенные в статьях 226 и 230 НК РФ.

В случае проведения рекламных акций организация, выплачивающая выигрыши в денежной и натуральной форме, является налоговым агентом.


Следовательно, организации, которые выдают призы в рамках рекламной кампании при проведении стимулирующей лотереи, будут являться налоговыми агентами.

Как заметил контролирующий орган, подпункт 6 пункта 1 статьи 228 НК РФ распространяется только на авторские вознаграждения, которые принадлежали наследодателю на день открытия наследства и входили в состав наследства, следовательно, на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 228 НК РФ наследники авторов обязаны самостоятельно исчислить и уплатить сумму налога на доходы физических лиц только с сумм авторских вознаграждений, включаемых в состав наследства (см. письмо от 26.11.2009 N 03-04-05-01/833).

Аналогичная позиция содержится в письме Минфина России от 23.11.2009 N 03-04-07-01/359.

В письме от 16.07.2008 N 28-11/067406 налоговое ведомство отметило, что российские организации - пользователи авторских прав не признаются налоговыми агентами в отношении сумм авторских вознаграждений, выплачиваемых ими наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства.

В письме от 05.03.2010 N 20-14/4/023272@ налоговый орган разъяснил, что на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 228 НК РФ физические лица, получающие от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения (за исключением случаев, предусмотренных в пункте 18.1 статьи 217 НК РФ), обязаны самостоятельно исчислить налог на доходы физических лиц с таких доходов и уплатить налог в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Кроме того, в соответствии с положениями статьи 229 НК РФ они обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета декларацию по налогу на доходы физических лиц не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В письме от 17.02.2010 N 20-14/4/017471@ налоговое ведомство отметило, что стоимость земельного участка и доли дома, находящегося на этом участке, полученных налогоплательщиком (супругой) в порядке дарения от бабушки супруга (не являющейся близким родственником в соответствии с СК РФ), подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в общем порядке.

Как заметило налоговое управление, налоговую декларацию от имени несовершеннолетнего ребенка, получившего доход в порядке дарения, заполняет его родитель как законный представитель. Уплату налога на доходы физических лиц от имени ребенка производит также его родитель (см. письмо от 15.07.2009 N 20-14/4/072968@.1).

Анализируя пункт 2 статьи 228 НК РФ, налоговое ведомство разъяснило, что общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (см. письмо от 04.02.2010 N 20-14/011120@).