Файл: НК_2_гл22_комм_Лермонтов_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1941

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пунктом 3 статьи 203 НК РФ также установлено, что налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства. Возврат указанных сумм осуществляется органами Федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. В случае, если такое решение не получено соответствующим органом Федерального казначейства по истечении семи дней со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день со дня направления такого решения налоговым органом.

Внимание!

Статья 6.1 НК РФ устанавливает правила исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах.

В силу пункта 1 данной статьи сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями. Однако такая редакция пункта 1 статьи 6.1 НК РФ действует с 01.01.2007.

До вступления в силу с 01.01.2007 изменений, внесенных Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, положения статьи 6.1 НК РФ предусматривали возможность исчисления срока неделями.

Однако, как видно из абзаца 2 пункта 3 статьи 203 НК РФ, некоторые статьи части второй НК РФ по-прежнему предусматривают возможность исчисления сроков в неделях. В неделях исчисляется и срок, установленный абзацем 11 пункта 4 статьи 203 НК РФ.

Внимание!

Стоит отметить, что в пункте 3 статьи 203 НК РФ не указано, что сроки получения решения налогового органа органом Федерального казначейства исчисляются в календарных днях. Следовательно, на основании пункта 6 статьи 6.1 НК РФ в расчет принимаются только рабочие дни.

При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем (пункт 6 статьи 6.1 НК РФ).

В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (пункт 7 статьи 6.1 НК РФ).

Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным (пункт 8 статьи 6.1 НК РФ).

При нарушении сроков, установленных пунктом 3 статьи 203 НК РФ, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из одной трехсотшестидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.


Данные положения аналогичны изложенным в пункте 10 статьи 78 НК РФ.

В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций.

Следует отметить, что Банк России установил следующую ставку рефинансирования:


Срок, с которого
установлена ставка

Размер ставки
рефинансирования
(% годовых)

Каким документом
установлена

с 19 июня 2007 г.

10

телеграмма ЦБ РФ от
18.06.2007 N 1839-У

с 29 января 2007 г.

10,5

телеграмма ЦБ РФ от
26.01.2007 N 1788-У

с 23 октября 2006 г.

11,0

телеграмма ЦБ РФ от
20.10.2006 N 1734-У

с 26 июня 2006 г.

11,5

телеграмма ЦБ РФ от
23.06.2006 N 1696-У


В соответствии с пунктом 4 статьи 203 НК РФ суммы, предусмотренные статьей 201 НК РФ, в отношении операций с подакцизными товарами, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании документов, предусмотренных пунктом 7 статьи 198 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 НК РФ не подлежит налогообложению реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли.

Внимание!

В соответствии с пунктом 7 статьи 198 НК РФ при вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика в обязательном порядке в течение 180 календарных дней со дня реализации указанных товаров представляются следующие документы:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров. В случае, если поставка на экспорт подакцизных товаров осуществляется по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору, налогоплательщик представляет в налоговые органы договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии указанных договоров) и контракт (копию контракта) лица, осуществляющего поставку подакцизных товаров на экспорт по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии, договором поручения либо агентским договором), с контрагентом;

2) платежные документы и выписка банка (их копии), которые подтверждают фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке;

3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который указанный товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (далее - пограничный таможенный орган);


4) копии транспортных или товаросопроводительных документов или иных документов с отметками российских пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации, за исключением вывоза нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации.

Судебная практика.

ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 13.09.2006 N А39-798/2005-68/11 указал, что из приведенных норм следует, что обязательным условием для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов при экспортных операциях является представление налогоплательщиком налоговому органу документов, предусмотренных в пункте 7 статьи 198 НК РФ. При этом названные документы должны быть достоверными, составлять единый комплект и не иметь противоречий в содержащихся в них сведениях.

В пункте 8 статьи 198 НК РФ установлено, что при непредставлении или представлении в неполном объеме перечисленных в пункте 7 статьи 198 НК РФ документов, подтверждающих факт вывоза подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, которые должны быть представлены в налоговые органы по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя), по указанным подакцизным товарам акциз уплачивается в порядке, установленном главой 22 НК РФ в отношении операций с подакцизными товарами на территории Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 203 НК РФ установлено, что возмещение производится не позднее трех месяцев со дня представления документов, предусмотренных пунктом 7 статьи 198 НК РФ.

Внимание!

Здесь необходимо отметить, что возмещение производится на основании исследования налоговым органом материалов камеральной налоговой проверки налоговой декларации по акцизам, в которой заявлено право на возмещение акциза.

В соответствии с пунктом 1 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

В пункте 7 статьи 88 НК РФ сформулировано общее правило, согласно которому при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено статьей 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

В то же время в статье 88 НК РФ закреплены исключения из общего правила, в частности, в пунктах 6 и 8 статьи 88 НК РФ. Так, истребование документов допускается в случаях:

проведения камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы (пункт 6 статьи 88 НК РФ).


В соответствии с пунктом 9 статьи 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в пункте 1 статьи 88 НК РФ, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

Внимание!

Следует учитывать, что камеральная проверка декларации не может превышать трех месяцев, считая со дня подачи ее налогоплательщиком.

Напомним, что согласно пункту 5 статьи 204 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 22 НК РФ, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено пунктом 5 статьи 204 НК РФ, а налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, - не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным.

Также пунктом 4 статьи 203 НК РФ установлено, что в течение указанного срока (3 месяца) налоговый орган производит проверку обоснованности налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

Если по итогам этой проверки налоговым органом принимается решение о возмещении заявленной суммы, то она отражается непосредственно в карточке расчетов с бюджетом налогоплательщика к уменьшению.

Внимание!

Приказом ФНС России от 14.05.2007 N ММ-3-03/299@ утверждены формы решения о возмещении суммы акциза, заявленной к возмещению, и решения об отказе (полностью или частично) в возмещении суммы акциза, заявленной к возмещению, а также форма соответствующего мотивированного заключения.

Судебная практика.

Следует отметить, что, по мнению арбитражных судов, нормы статьи 203 НК РФ не изменяют общий порядок внесения налогоплательщиком сведений в налоговую декларацию, в том числе о возмещении акциза из бюджета. Суды указывают, что в пункте 4 статьи 203 НК РФ содержатся не специальные правила получения возмещения из бюджета по акцизам, а лишь дополнительные условия, при соблюдении которых налогоплательщик вправе получить возмещение из бюджета (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.11.2006 N Ф04-6691/2006(27284-А67-42)).

В данном Постановлении Суд указал следующее.

Согласно статьям 52, 80 НК РФ налогоплательщик обязан исчислять сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, налоговых льготах, исчисленной сумме налога и других данных, связанных с исчислением и уплатой налогов.


Согласно нормам статей 82, 87 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности, а также в других формах, предусмотренных НК РФ. Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки.

В соответствии с нормами статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представляемых налогоплательщиком. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

При решении вопроса о возмещении налога из бюджета, в том числе акциза, налоговый орган обязан руководствоваться нормами налогового законодательства, изложенными в общей части НК РФ.

На основании указанных норм права, содержащихся в общей части НК РФ, для принятия решения налоговым органом о возмещении налога из бюджета (в том числе акциза) налогоплательщик обязан внести указанные сведения в налоговую декларацию и представить документы, предусмотренные пунктом 7 статьи 198 НК РФ.

При неисполнении налогоплательщиком обязанности по отражению в налоговой декларации предусмотренных законом данных о сумме акциза, подлежащей возмещению из бюджета, нельзя признать незаконным бездействие налогового органа, связанное с отсутствием решения по возмещению налога из бюджета.

С учетом изложенного Суд указал, что отсутствие решения налогового органа о возмещении путем зачета акциза на бензин автомобильный по экспорту связано с невыполнением налогоплательщиком обязанности по отражению в налоговой декларации сведений о возмещении налога из бюджета.

По мнению Суда, условие о представлении налогоплательщиком документов, предусмотренных в пункте 7 статьи 198 НК РФ, не может заменять обязанности налогоплательщика исчислить сумму налога и представить налоговому органу декларацию для решения вопроса о возмещении акциза из бюджета (зачета), а лишь дополняет указанную обязанность другой - по представлению налоговому органу пакета документов для подтверждения обоснованности освобождения налогоплательщика от уплаты акциза и налоговых вычетов.

На основании изложенного Суд указал, что требования налогоплательщика о признании незаконным бездействия руководителя налогового органа, выразившегося в непринятии в срок до 10.01.2006 решения о возмещении путем зачета акциза на бензин автомобильный по экспорту в августе 2005 года, и обязании налогового органа или иного должностного лица принять решение о возмещении путем зачета акциза на бензин автомобильный по экспорту в августе 2005 года с датой вступления в силу решения о возмещении 10.01.2006 удовлетворению не подлежат. При этом Суд в качестве основания для признания незаконным оспариваемого бездействия налогового органа не принял доводы о том, что отсутствие сведений о суммах акцизов, подлежащих возмещению из федерального бюджета, не влияет на размер обязательств налогоплательщика и отражение вышеуказанных сведений в карточке лицевого счета налогоплательщика в соответствии с решением налогового органа.