Файл: НК_2_гл22_комм_Лермонтов_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1939

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 05.06.2007 N А56-3439/2006 Суд отклонил довод налогового органа о несоблюдении налогоплательщиком досудебного порядка урегулирования спора ввиду того, что налогоплательщик в нарушение статьи 78 НК РФ не обращался в налоговый орган с заявлением о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налога. Как указал Суд, в рассматриваемом деле речь идет о сумме акциза, которая подлежала возмещению налогоплательщику в установленном законом порядке, а именно путем зачета или возврата. Следовательно, в данном случае подлежат применению специальные нормы налогового законодательства, регулирующие порядок проведения такого зачета.

Внимание!

Итак, пунктом 4 статьи 203 НК РФ установлены также дополнительные положения относительно возмещения (возврата) акцизов.

В случае, если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении, он обязан предоставить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10 дней после вынесения соответствующего решения (абзац 4 пункта 4 статьи 203 НК РФ).

В случае, если налоговым органом в течение установленного срока не вынесено решения об отказе и (или) соответствующее заключение не представлено налогоплательщику, налоговый орган обязан принять решение о возмещении сумм, по которым не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение 10 дней (абзац 5 пункта 4 статьи 203 НК РФ).

В случае, если у налогоплательщика имеются недоимки и пени по акцизу, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа (абзац 6 пункта 4 статьи 203 НК РФ).

Налоговые органы производят указанный зачет самостоятельно и в течение 10 дней сообщают о нем налогоплательщику (абзац 7 пункта 4 статьи 203 НК РФ).

В случае, если налоговым органом принято решение о возмещении, при наличии недоимки по акцизу, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающей сумму, подлежащую возмещению по решению налогового органа, пеня на сумму недоимки не начисляется (абзац 8 пункта 4 статьи 203 НК РФ).

В случае, если у налогоплательщика отсутствуют недоимки и пени по акцизу, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по акцизу и (или) иным налогам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров (работ, услуг) через таможенную границу Российской Федерации по согласованию с таможенными органами либо возврату налогоплательщику по его заявлению (абзац 9 пункта 4 статьи 203 НК РФ).


Не позднее последнего дня срока, указанного в абзаце втором пункта 4 статьи 203 НК РФ, налоговый орган принимает решение о возврате сумм акциза из соответствующего бюджета (бюджета территориального дорожного фонда) и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства (абзац 10 пункта 4 статьи 203 НК РФ).

Возврат сумм акциза осуществляется органами Федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. В случае, если указанное решение не получено соответствующим органом Федерального казначейства по истечении семи дней со дня направления его налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день со дня направления такого решения налоговым органом (абзац 11 пункта 4 статьи 203 НК РФ).

При нарушении сроков, установленных пунктом 4 статьи 203 НК РФ, на сумму акциза, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из одной трехсотшестидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки (абзац 12 пункта 4 статьи 203 НК РФ).

Внимание!

Федеральным законом от 26.07.2006 N 134-ФЗ (далее - Закон N 134-ФЗ) признан утратившим силу пункт 5 статьи 203 НК РФ, согласно которому возмещение сумм акциза, уплаченных налогоплательщиком при совершении операций, предусмотренных подпунктами 2 - 4 пункта 1 статьи 182 НК РФ, производится при совершении операций с нефтепродуктами, освобожденных от налогообложения в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 НК РФ, на основании документов, предусмотренных пунктом 7 статьи 198 НК РФ, в порядке, установленном пунктом 4 статьи 203 НК РФ.

Одновременно с 01.01.2007 Законом N 134-ФЗ признаны утратившими силу подпункты 2 - 4 пункта 1 статьи 182 НК РФ.

Ранее статьей 182 НК РФ устанавливалось, что объектом обложения акцизами являются:

- оприходование на территории Российской Федерации организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющими свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов. Для целей главы 22 НК РФ оприходованием признается принятие к учету в качестве готовой продукции подакцизных нефтепродуктов, произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов) (подпункт 2 пункта 1 статьи 182 НК РФ);

- получение на территории Российской Федерации нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство (подпункт 3 пункта 1 статьи 182 НК РФ).

При этом для целей главы 22 НК РФ получением нефтепродуктов признавались:

- приобретение нефтепродуктов в собственность;


- оприходование нефтепродуктов, полученных в счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья и материалов (в том числе из подакцизных нефтепродуктов);

- оприходование подакцизных нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов);

- получение собственником сырья и материалов нефтепродуктов в качестве готовой продукции, произведенных из этого сырья и материалов на основе договора переработки;

- передача на территории Российской Федерации организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства (подпункт 4 пункта 1 статьи 182 НК РФ).

При этом передача нефтепродуктов иному лицу по поручению собственника приравнивалась к передаче нефтепродуктов собственнику.

С 01.01.2007 также утратила силу статья 179.1 НК РФ "Свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами".


Комментарий к статье 204 НК РФ

"Сроки и порядок уплаты акциза при совершении

операций с подакцизными товарами"


В соответствии с пунктом 3 статьи 204 НК РФ уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем, если иное не предусмотрено статьей 204 НК РФ.

Внимание!

Следует учитывать, что Федеральным законом от 26.07.2006 N 134-ФЗ внесены изменения и в положения статьи 204 НК РФ, в частности, признан утратившим силу пункт 2 статьи 204 НК РФ, а из нормы пункта 3 статьи 204 НК РФ исключено указание на то, что его положения распространяются на операции, перечисленные в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 181 НК РФ. В то же время Законом N 134-ФЗ положения пункта 3 статьи 204 НК РФ дополнены словами "если иное не предусмотрено статьей 204 НК РФ".

Ранее пунктом 2 статьи 204 НК РФ устанавливалось, что уплата акциза при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 22 НК РФ, в отношении нефтепродуктов производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 204 НК РФ.

Налогоплательщики, имеющие только свидетельство на оптовую реализацию, уплачивали акциз:

по нефтепродуктам, за исключением прямогонного бензина, - не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;

по прямогонному бензину - не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом налогоплательщики должны вести раздельный учет объема реализации указанной продукции.


Налогоплательщики, имеющие только свидетельство на розничную реализацию, уплачивали акциз не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, имеющие только свидетельство на переработку прямогонного бензина, уплачивали акциз не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В связи с изменениями, внесенными Законом N 134-ФЗ, уплачивать акциз по нефтепродуктам с 01.01.2007 нужно равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем (пункт 3 статьи 204 НК РФ). Акциз уплачивается по месту производства нефтепродуктов (пункт 4 статьи 204 НК РФ).


Пример.

Суть дела.

В ходе камеральной проверки налоговой декларации по акцизам и нефтепродуктам за февраль 2005 г., представленной налогоплательщиком 21.03.2005 по обособленному подразделению, расположенному в другом субъекте Федерации, налоговым органом установлено, что в нарушение абзаца 2 пункта 4 статьи 204 НК РФ сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения налогоплательщика, была занижена.

По результатам проверки представленной декларации налоговым органом принято решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ, а также доначислении акцизов и пени.

В связи с тем что штраф не был уплачен в добровольном порядке в срок, указанный в требовании, налоговый орган обратился в Суд.

Позиция Суда.

В соответствии со статьей 179 НК РФ организации и иные лица, указанные в данной статье, признаются налогоплательщиками акциза, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 НК РФ.

Сроки и порядок уплаты акциза по операциям с нефтепродуктами установлены в пункте 4 статьи 204 НК РФ. При этом, согласно абзацу 2 данной нормы, в случае совершения операций с нефтепродуктами, предусмотренных подпунктами 2 - 4 пункта 1 статьи 182 НК РФ (прим. авт. - с 01.01.2007 утратили силу), уплата суммы налога производится налогоплательщиком по месту нахождения налогоплательщика, а также по месту нахождения каждого из его обособленных подразделений исходя из доли налога, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как величина удельного веса объема реализации нефтепродуктов (в натуральном выражении) указанным обособленным подразделением в общем объеме реализации нефтепродуктов в целом по налогоплательщику.

Согласно пункту 5 статьи 204 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 22 НК РФ, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.


Как установил Суд, возникновение спорной ситуации, рассматриваемой в рамках данного дела, связано с различным толкованием налоговым органом и налогоплательщиком абзаца 2 пункта 4 статьи 204 НК РФ, определяющего порядок перечисления акцизов в бюджет.

Из пояснений налогоплательщика следует, что он ведет учет запасов нефтепродуктов по их номенклатуре (АИ-92, АИ-80, ДТ, бензин "Премиум-95", бензин "Регуляр-92"). В связи с чем доля акциза, подлежащего уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определялась как величина удельного веса объема реализации номенклатурной единицы нефтепродуктов структурным подразделением в общем объеме реализации этой номенклатурной единицы нефтепродукта в целом по налогоплательщику.

Налоговый орган произвел расчет сумм акцизов, подлежащих уплате по месту нахождения структурного подразделения, исходя из удельного веса объема реализации вида подакцизного нефтепродукта (бензин с октановым числом до "80", бензин с другими октановыми числами, ДТ) структурным подразделением в общем объеме реализации вида подакцизного нефтепродукта.

По смыслу статьи 57 Конституции РФ в системной связи с ее статьями 1, 15 и 19 в Российской Федерации как правовом государстве законы о налогах должны содержать четкие и понятные нормы. Именно поэтому НК РФ предписывает, что необходимые элементы налогообложения (налоговых обязательств) должны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он обязан платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах толкуются в пользу налогоплательщика.

Формальная определенность налоговых норм предполагает их достаточную точность, чем обеспечивается их правильное понимание и применение. Допущенные законодателем в формулировках положений статьи 204 НК РФ некоторые неточности юридико-технического характера, относящиеся к понятию "величина удельного веса объема реализации нефтепродуктов", затрудняют уяснение их действительного смысла, что приводит к различному их толкованию правоприменителями.

Рассматривая доводы лиц, участвующих в деле, Суд пришел к выводу, что налоговый орган не доказал, что налогоплательщик, подав налоговые декларации по акцизам и уплатив акцизы по месту нахождения головного подразделения на основании буквального понимания им положений статьи 204 НК РФ, действовал виновно.

(Постановление ФАС Центрального округа от 20.06.2006 N А54-7393/2005-С18.)


Согласно пункту 2 статьи 109 НК РФ отсутствие вины исключает возможность привлечения к налоговой ответственности.

В приведенном выше Постановлении Суд указал, что занижение налоговой базы произошло ввиду неверного истолкования неточной с технико-юридической стороны нормы НК РФ, поэтому с учетом пункта 7 статьи 3 НК РФ вина налогоплательщика в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 122 НК РФ, отсутствует.