Файл: НК_2_гл21_комм_Лермонтов_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2058

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Согласно изменениям, внесенным Законом N 137-ФЗ, частные нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исключены из абзаца 4 пункта 2 статьи 11 НК РФ, следовательно, данные категории лиц с 01.01.2007 не являются плательщиками НДС.

Это подтверждает и позиция официальных органов. Минфин России в письме от 03.10.2006 N 03-04-07/09 прямо указал, что с 01.01.2007 адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, налогоплательщиками налога на добавленную стоимость не являются и при оказании услуг в рамках своей профессиональной деятельности налог не уплачивают.

Исходя из положений вышеизложенных норм организации и индивидуальные предприниматели, отвечающие критериям статьи 11 НК РФ, являются налогоплательщиками НДС. Однако следует помнить, что не все.

Внимание!

Здесь необходимо учитывать, что пунктом 7 статьи 12 НК РФ определено, что НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 НК РФ, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Перечень специальных налоговых режимов закреплен в статье 18 НК РФ. К специальным налоговым режимам на основании статьи 18 НК РФ относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Согласно абзацу второму пункта 7 статьи 12 НК РФ специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 - 15 НК РФ.

Данное положение касается и обязанности налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим, уплачивать НДС, например:

1) пунктом 3 статьи 346.1 НК РФ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ);

2) пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ установлено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ.


Положения пункта 3 статьи 346.11 НК РФ содержат аналогичные вышеизложенным положения в отношении индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;

3) пунктом 4 статьи 346.26 НК РФ предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Внимание!

Следует отметить, что не только лица, применяющие специальные налоговые режимы, не являются плательщиками НДС. НДС не платят также лица, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в соответствии со статьей 145 НК РФ.

Актуальная проблема.

Пунктом 5 статьи 173 НК РФ установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:

1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;

2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

На практике может случиться так, что освобожденный от уплаты НДС налогоплательщик (например, применяющий упрощенную систему налогообложения) выставляет при реализации товаров (услуг, работ) покупателям счет-фактуру. В силу пункта 5 статьи 173 НК РФ в случае если лица, освобожденные от уплаты НДС, выставляют счета-фактуры с выделенной в них суммой НДС, они обязаны заплатить НДС.

Однако по вопросу применения положений пункта 5 статьи 173 НК РФ на практике между налогоплательщиками и налоговыми органами возникает множество споров. Рассмотрим эту ситуацию более подробно в отношении налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Официальная позиция.

По мнению Минфина России, выраженному в письме от 10.02.2006 N 03-11-04/2/33, у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, отсутствует обязанность предъявлять покупателям счета-фактуры, предусмотренная статьей 169 НК РФ. Следовательно, по мнению Минфина России, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) в выставляемых покупателям расчетных и первичных учетных документах сумму налога на добавленную стоимость не выделяют и счета-фактуры не выставляют.


А в письме от 13.05.2005 N 03-06-05-04/124 Минфин России указывает, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, счета-фактуры при осуществлении ими предпринимательской деятельности, облагаемой данным налогом, не выставляют.

В арбитражной практике возникают споры по вопросу о том, подлежит ли уплате в бюджет сумма налога на добавленную стоимость, предъявленная в счетах-фактурах, выставленных налогоплательщиками, не являющимися плательщиками НДС, и подлежат ли они ответственности по статье 122 НК РФ за неуплату указанных сумм налога на добавленную стоимость в бюджет.

В том же письме от 10.02.2006 N 03-11-04/2/33 Минфин России указывает, что в соответствии с пунктом 5 статьи 173 НК РФ в случае выставления налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, покупателю товара счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет.

Такие выводы закреплены Минфином России и в письме от 23.03.2007 N 03-07-11/68.

Налоговые органы по данному вопросу также занимают позицию, согласно которой в случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, покупателю счета-фактуры с выделением суммы данного налога указанная в счете-фактуре сумма налога на добавленную стоимость подлежит уплате в бюджет в соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ (см., например, письмо Управления ФНС России по г. Москве от 08.07.2005 N 19-11/48885).

Следовательно, учитывая позицию Минфина России и налоговых органов по данному вопросу, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, в случае выставления счета-фактуры с выделенной суммой налога на добавленную стоимость без последующей уплаты данного налога в бюджет подлежат ответственности по статье 122 НК РФ.

Однако в судебной практике отсутствует единая позиция по данному вопросу.

Судебная практика.

Так, по мнению некоторых судов, при применении статьи 122 НК РФ следует исходить из наличия у привлекаемого лица статуса налогоплательщика.

В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 30.11.2006 N А17-1793/5-2006 суд приходит к выводу, что налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, не являлся плательщиком налога на добавленную стоимость, то есть указанная сумма налога не является его задолженностью в значении, придаваемом статьями 11, 44 и 45 НК РФ.

Учитывая, что на основании статьи 122 НК РФ к налоговой ответственности могут быть привлечены только налогоплательщики, а НК РФ ответственность за неуплату незаконно полученного и не перечисленного в бюджет налога не установлена, суд отказал налоговому органу в удовлетворении требования о взыскании штрафа в подобной ситуации.


В Постановлении от 17.11.2006 N А29-13970/2005А ФАС Волго-Вятского округа также указал, что налогоплательщик, не являющийся плательщиком налога на добавленную стоимость, неправомерно привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ. Кроме того, суд отмечает, что налогоплательщику неправомерно начислены пени, так как рассматриваемые санкции и пени могут быть начислены только налогоплательщику.

Аналогичные выводы также изложены в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 20.12.2006 N Ф04-7765/2006(28634-А46-34), от 12.12.2006 N Ф04-8300/2006(29053-А27-27), от 20.11.2006 N Ф04-7742/2006(28606-А27-6), от 16.10.2006 N Ф04-6585/2006(27194-А45-6), N Ф04-4198/2006(27208-А27-31), от 29.08.2006 N Ф04-5400/2006(26554-А75-27), Постановлениях ФАС Уральского округа от 26.09.2006 N Ф09-8563/06-С2, от 19.09.2006 N Ф09-8329/06-С2, от 16.08.2006 N Ф09-7010/06-С2.

Кроме того, суды отмечают, что на налогоплательщиках, применяющих упрощенную систему налогообложения, лежит лишь обязанность по перечислению неправомерно выделенного в счете-фактуре и полученного от покупателя налога на добавленную стоимость, что предусмотрено подпунктом 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 22.11.2006 N Ф04-7820/2006(28702-А27-25), N Ф04-7819/2006(28696-А27-25)).

Однако по вопросу привлечения налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, к ответственности по статье 122 НК РФ за неуплату в бюджет сумм налога на добавленную стоимость, полученных от покупателей товаров (работ, услуг) в случае выставления таким налогоплательщиком счета-фактуры, в судебной практике существует и противоположная позиция.

Неуплата или неполная уплата сумм налога в соответствии с пунктом 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой НК РФ" означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия).

Руководствуясь данной позицией Пленума ВАС РФ и учитывая, что на основании выставленных налогоплательщиком счетов-фактур покупатель вправе предъявить уплаченные ему суммы налога на добавленную стоимость к вычету из бюджета и при этом предполагается, что поставщиком полученный налог в бюджет перечислен, суды приходят к выводу о наличии у налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, в случае выставления счета-фактуры обязанности по перечислению налога на добавленную стоимость в бюджет. Следовательно, по мнению судов, привлечение такого налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ при наличии вины обоснованно.

Так, в Постановлении от 08.11.2006 N А33-11936/06-Ф02-5948/06-С1 ФАС Восточно-Сибирского округа пришел к выводу, что у налогоплательщика возникла обязанность по уплате налога на добавленную стоимость, неисполнение которой влечет ответственность, предусмотренную статьей 122 НК РФ. По мнению суда, неправомерное бездействие, выразившееся в неисчислении и неуплате суммы налога на добавленную стоимость при наличии соответствующей обязанности, повлекло занижение налогоплательщиком налоговой базы по налогу на добавленную стоимость. Таким образом, суд признал правомерным решение налогового органа о привлечении налогоплательщика в указанной ситуации к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ.


Такие выводы изложены также и в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 16.08.2005 N Ф08-3678/2005-1486А.

Очевидно, что все вышеизложенное можно применить и к ситуации, когда налогоплательщик, применяющий систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, выставляет счет-фактуру.

Актуальная проблема.

В случае если налогоплательщик, освобожденный от уплаты НДС, выставляет счет-фактуру, однако соответствующие суммы налога на добавленную стоимость в бюджет не уплачивает, велика вероятность того, что в ходе проведения мероприятий налогового контроля налоговые органы также начислят налогоплательщику пени за несвоевременную уплату НДС. Однако в данном случае, как правило, судебная практика на стороне налогоплательщика.

Судебная практика.

По мнению судов, на лице, не являющемся налогоплательщиком по налогу на добавленную стоимость, лежит обязанность по перечислению в бюджет выделенного в счете-фактуре и полученного от покупателя налога на добавленную стоимость, однако пени за его несвоевременную уплату начислению не подлежат.

В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 15.08.2006 N А17-6893/5-2005 суд указал, что нормы главы 21 НК РФ не содержат положений, согласно которым лицо, не являющееся налогоплательщиком, но получившее сумму налога от покупателей собственной продукции, приобретает статус налогоплательщика. У него лишь возникает обязанность перечислить в бюджет полученную сумму налога.

На основании анализа положений статьи 75 НК РФ суд пришел к выводу о том, что обязанность по уплате пеней также возникает только у лиц, которые являются налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами.

Суд установил, что в проверяемый налоговым органом период налогоплательщик по деятельности, связанной с оказанием транспортных услуг, уплачивал единый налог на вмененный доход, следовательно, он не являлся плательщиком налога на добавленную стоимость. Однако обязанность по уплате налога на добавленную стоимость возникла у налогоплательщика в связи с выставлением счетов-фактур, в которых этот налог был неправомерно выделен.

С учетом изложенного суд сделал вывод о том, что налогоплательщик не должен уплачивать пени, и отказал в удовлетворении этой части требований налогового органа.

Аналогичные выводы изложены также и в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 01.03.2007 N А17-5398/5-3-2005,2052/5-2006.

Актуальная проблема.

Возникновением риска привлечения к налоговой ответственности по статье 122 НК РФ и доначисления пеней налогоплательщику, освобожденному от уплаты НДС, но выставившему счет-фактуру с выделенной суммой налога, проблемы такого налогоплательщика не заканчиваются.

В арбитражной практике также возникают споры по вопросу о правомерности привлечения налогоплательщика к ответственности по статье 119 НК РФ за непредставление в установленный срок декларации по налогу на добавленную стоимость в подобной ситуации.