Файл: НК_2_гл21_комм_Лермонтов_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2075

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Например, по мнению налоговых органов, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, на основании пунктов 5 статей 173 и 174 НК РФ обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, в случае выставления покупателям счета-фактуры с выделением сумм налога на добавленную стоимость (см. письмо Управления МНС России по г. Москве от 14.11.2003 N 21-09/64172).

В случае неисполнения вышеуказанной обязанности налогоплательщик, по мнению налоговых органов, может быть привлечен к налоговой ответственности по статье 119 НК РФ. Однако суды, как правило, отклоняют такие доводы налоговых органов, как противоречащие положениям статьи 119 НК РФ и указывают, что применяющий упрощенную систему налогообложения налогоплательщик не подпадает под понятие налогоплательщиков (налоговых агентов), перечисленных в пункте 5 статьи 173 НК РФ, поэтому у него нет обязанности представлять в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость, как это предусмотрено пунктом 5 статьи 174 НК РФ. Такие выводы выражены ФАС Дальневосточного округа в Постановлениях от 29.11.2006, 22.11.2006 N Ф03-А80/06-2/4257, от 22.11.2006, 15.11.2006 N Ф03-А80/06-2/4265.

Аналогичной позиции придерживаются судьи также в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 18.12.2006 N А26-2012/2006-211, Постановлении ФАС Поволжского округа от 07.09.2006 N А12-4687/2006, Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.06.2006 N А74-28/06-Ф02-2554/06-С1 и Постановлениях ФАС Уральского округа от 02.10.2006 N Ф09-8654/06-С1, от 26.09.2006 N Ф09-8563/06-С2, от 16.08.2006 N Ф09-7010/06-С2.

Актуальная проблема.

Кроме того, на практике между налогоплательщиками и налоговыми органами встречаются споры по вопросу о том, подлежит ли налогоплательщик, освобожденный от уплаты НДС, ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в случае, если при проведении мероприятий налогового контроля он не исполнил требование налогового органа о представлении документов по налогу на добавленную стоимость в случае выставления в проверяемый налоговым органом период покупателям счета-фактуры.

Позиция судов по данному вопросу такова, что в случае, если налогоплательщик не является плательщиком налога на добавленную стоимость (или налоговым агентом), то обязанность по представлению соответствующих документов налоговому органу у него не возникает. Такие выводы изложены в Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.10.2006 N А19-12626/06-24-Ф02-5663/06-С1 и ФАС Волго-Вятского округа от 07.08.2006 N А17-6892/5-2005.

Внимание!

Еще одной категорией налогоплательщиков налога на добавленную стоимость являются лица, которые перемещают товары через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.


В соответствии со статьей 79 Таможенного кодекса Таможенного союза плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Согласно статье 114 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза и Законом N 311-ФЗ.

На основании статьи 186 Таможенного кодекса Таможенного союза декларантами могут быть:

1) лицо государства - члена Таможенного союза:

заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;

имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки;

2) иностранные лица:

физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования;

лицо, пользующееся таможенными льготами в соответствии с главой 45 Таможенного кодекса;

организация, имеющая представительство, созданное на территории государства - члена Таможенного союза в установленном порядке, - при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;

лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства - члена Таможенного союза;

3) для заявления таможенной процедуры таможенного транзита - лица, указанные в подпунктах 1 и 2 данной статьи, а также:

перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;

экспедитор, если он является лицом государства - члена Таможенного союза.

Внимание!

Положения пункта 2 статьи 143 НК РФ в соответствии с пунктом 6 статьи 12 Федерального закона от 30.07.2010 N 242-ФЗ применяются до 1 января 2017 года.


Статья 144. Утратила силу. - Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.


Комментарий к статье 144


Законом N 229-ФЗ признана утратившей силу статья 144 НК РФ, регулирующая постановку на учет в качестве налогоплательщика.

Следовательно, Законом N 229-ФЗ отменена обязанность налогоплательщиков проходить дополнительную процедуру регистрации в налоговых органах в качестве плательщика НДС.

Однако норма о том, что иностранные организации, имеющие на территории Российской Федерации несколько обособленных подразделений, самостоятельно выбирают подразделение, по месту учета в налоговом органе которого они будут представлять налоговые декларации и уплачивать налог в целом по операциям всех находящихся на территории Российской Федерации обособленных подразделений иностранной организации, перенесена Законом N 229-ФЗ из статьи 144 НК РФ в пункт 7 статьи 174 НК РФ. Также в данной норме прописано, как и ранее в статье 144 НК РФ, что о своем выборе иностранные организации уведомляют в письменной форме налоговые органы по месту нахождения своих обособленных подразделений на территории Российской Федерации.


Управление МНС России по г. Москве в письме от 06.04.2004 N 24-11/23282 отметило, что в настоящее время российским законодательством не установлено специальной процедуры постановки на учет в налоговом органе таких иностранных организаций в качестве плательщиков НДС.

Исходя из положений пункта 1 статьи 83 НК РФ особенности учета иностранных организаций и иностранных граждан устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.

Особенности учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения (далее - Особенности учета), утверждены Приказом Минфина РФ от 30.09.2010 N 117н.

Пунктом 1 Особенностей учета установлено, что иностранная организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, независимо от наличия обстоятельств, с которыми законодательство Российской Федерации о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налогов или сборов, в течение пяти рабочих дней со дня получения налоговым органом документов, предусмотренных настоящими Особенностями, сведений, сообщенных органами, указанными в пунктах 3 и 6 статьи 85 НК РФ, и (или) внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.

В силу пункта 4 Особенностей учета иностранная организация, которая осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство, отделение, бюро, контору, агентство, любое другое обособленное подразделение (отделение), подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту осуществления этой деятельности.

В случае если несколько отделений иностранной организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка иностранной организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее отделений, определяемым иностранной организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) иностранной организацией в выбранный ею налоговый орган.

Заявление о постановке на учет в налоговом органе иностранной организации подается в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления ее деятельности на территории Российской Федерации по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Здесь имеется в виду Приказ МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124 "Об утверждении Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций".


Статья 145. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика



Комментарий к статье 145


Статья 145 НК РФ дает право плательщикам НДС получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по этому налогу. Для этого необходимо выполнить условия, предусмотренные данной статьей.

Прежде всего следует отметить, что при проведении расчетов для применения освобождения по статье 145 НК РФ выручка исчисляется не за квартал, а за любые три последовательных календарных месяца. Подобная позиция подтверждается как налоговыми органами, так и судебной практикой (см. письмо МНС России от 29.10.2003 N ШС-6-14/1129; Постановление Президиума ВАС РФ от 12.08.2003 N 2500/03, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.09.2005 N А29-10838/2004а).

Однако следует иметь в виду, что ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 02.12.2002 N Ф04/4354-982/А46-2002 отметил, что ни толкование статьи 145 НК РФ предпринимателем (сумму выручки от реализации услуг за каждые три последовательных календарных месяца следует считать: январь + февраль + март; апрель + май + июнь; июль + август + сентябрь и так далее), ни толкование этой статьи налоговым органом (каждые три последовательных календарных месяца в совокупности должны считаться так: январь + февраль + март; февраль + март + апрель; март + апрель + май и так далее) не противоречат тексту закона, при этом законодатель не дает определения, что понимать под "каждыми последовательно следующими" месяцами и могут ли данные о сумме выручки за один и тот же месяц учитываться при подсчете неоднократно. В данном Постановлении суд пришел к выводу о том, что в данном случае имеется неясность нормативного акта, определяющего порядок исчисления выручки, учитываемой при решении вопроса о правомерности предоставления налогоплательщику освобождения от обязанностей по уплате налога на добавленную стоимость, и применил пункт 7 статьи 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. На основании изложенного суд пришел к выводу, что выручку надо считать за квартал <2>.

--------------------------------

<2> Тем не менее Постановлением Президиума ВАС РФ от 12.08.2003 N 2500/03 данное Постановление, а также решение Арбитражного суда Омской области от 13.09.2002 по данному делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Омской области.


Кроме того, при применении освобождения по статье 145 НК РФ учитывается только выручка от реализации товаров (работ, услуг).

Как разъяснено в письме Управления МНС России по г. Москве от 26.01.2004 N 24-14/04847 "О порядке применения статьи 145 НК РФ", включаются в выручку следующие показатели:

1) суммы, полученные от операций, облагаемых НДС (в том числе по налоговой ставке 0 процентов);

2) суммы, полученные от реализации необлагаемых товаров (работ, услуг) (статья 149 НК РФ);


3) размер натуральной формы оплаты за реализованные товары, работы, услуги;

4) стоимость ценных бумаг;

5) суммы, полученные от реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (в соответствии со статьями 147, 148 НК РФ).

Не включаются в выручку от реализации товаров, работ, услуг следующие суммы:

1) выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход по определенным видам деятельности;

2) суммы денежных средств, перечисленные в статье 162 НК РФ, включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (контрактов), которые предусматривают переход права собственности на товары (работы, услуги);

3) реализация товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;

4) полученные от операций, перечисленных в подпунктах 2 - 4 пункта 1 и пункте 2 статьи 146 НК РФ;

5) полученные от операций, осуществляемых налоговыми агентами в соответствии со статьей 161 НК РФ.

Внимание!

Исходя из позиции налоговых органов, изложенной в письмах Управления МНС России по г. Москве от 26.03.2003 N 24-11/16214, от 11.11.2002 N 24-11/54690 и от 13.08.2002 N 24-11/37085, сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей применения пункта 1 статьи 145 НК РФ следует определять в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения исходя из выручки от реализации как облагаемых (в том числе по налоговой ставке 0%), так и необлагаемых товаров (работ, услуг), полученной в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, в том числе от реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (в соответствии со статьями 147 и 148 НК РФ).

Положение пункта 2 статьи 145 НК РФ в его конституционно-правовом истолковании, данном в Определении Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 N 313-О, не может служить основанием для отказа лицу, осуществляющему одновременно реализацию подакцизных и неподакцизных товаров, в предоставлении освобождения от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость по операциям с неподакцизными товарами.

Официальная позиция.

Например, Управление ФНС России по г. Москве в письме от 07.06.2005 N 19-11/40890, указывая, что согласно подпункту 8 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС на территории РФ операции по проведению лотерей, организации тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) организациями игорного бизнеса, разъяснило, что выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению в соответствии с данным подпунктом, включается в сумму выручки в целях применения статьи 145 НК РФ.