Файл: НК_1_комм_Горшкова_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3091

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Раздел VI. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ


Глава 15. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ


Статья 106. Понятие налогового правонарушения


Комментарий к статье 106


Для признания нарушения нормы, закрепленной в акте законодательства о налогах и сборах, налоговым правонарушением необходимо, чтобы в нем присутствовали следующие признаки: нарушение норм, закрепленных актами законодательства о налогах и сборах, в чем выражается противоправный характер нарушения; виновность деяния; налоговое правонарушение является основанием реализации юридической ответственности в сфере налогообложения.


Статья 107. Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений


Комментарий к статье 107


В пункте 2 статьи 11 НК РФ дано определение понятиям "организации" и "физические лица".

Пленум ВАС РФ в Постановлении от 27.01.2003 разъяснил, что поскольку в силу глав 15, 16 и 18 НК РФ в соответствующих случаях субъектами ответственности являются сами организации, а не их должностные лица, привлечение к административной ответственности не исключает привлечения организаций к ответственности, установленной НК РФ.

Для решения вопроса о том, могут ли организация или физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель) быть привлечены к налоговой ответственности по конкретному основанию, необходимо обратиться к диспозиции и санкции соответствующей статьи (пункту статьи) НК РФ.

Управление ФНС России по г. Москве в письме от 09.08.2007 N 28-10/076242@ указало, что ответственность за неуплату налога, в том случае если налогоплательщиком является несовершеннолетний ребенок, возлагается на его законного представителя.

Однако представляется, что данная позиция НК РФ не соответствует, поскольку ответственность законных представителей налогоплательщиков главой 16 НК РФ (а также 18 НК РФ) не установлена. Соответственно, основания для привлечения к налоговой ответственности законного представителя налогоплательщика отсутствуют.

Пункт 2 статьи 107 НК РФ не предусматривает исключений для каких-либо случаев, в том числе в зависимости от того, является физическое лицо индивидуальным предпринимателем или нет.


Статья 108. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения


Комментарий к статье 108


Ни налоговое, ни административное законодательство не содержит положения, что привлечение физических лиц к ответственности за налоговые правонарушения освобождает их от административной ответственности. Однако если налоговая и административная ответственность - это разные виды ответственности, то ничто не препятствует привлекать физических лиц к ответственности и в соответствии с налоговым, и в соответствии с административным (уголовным) законодательством.



Статья 109. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения


Комментарий к статье 109


Обстоятельства, исключающие вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения, приведены в статье 111 НК РФ.

Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения установлен статьей 113 НК РФ.

Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения в силу статей 109, 111 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, но не исключает обязанности налогоплательщика (статья 23 НК РФ) по уплате законно установленных налогов.


Статья 110. Формы вины при совершении налогового правонарушения


Комментарий к статье 110


Лицо подлежит налоговой ответственности только за те действия (бездействие) и наступившие последствия, в отношении которых установлена его вина. Данное положение закреплено НК РФ в качестве принципа налоговой ответственности.

Объективное вменение, т.е. налоговая ответственность за невиновное причинение вреда, по налоговому праву не допускается.

Под виной понимается отрицательно оцениваемое НК РФ психическое отношение лица к совершаемому им запрещенному НК РФ действию (или бездействию) и возможному последствию в форме умысла или неосторожности. Лицо, совершившее запрещенное НК РФ деяние при наличии вины, признается виновным в совершении этого деяния.

Согласно пункту 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (пункт 7 статьи 3 НК РФ).

Указанная норма позволяет судить о том, что в налоговых правоотношениях закреплен принцип добросовестности налогоплательщика.

Непредставление налоговому органу документов ввиду их отсутствия по причинам, не зависящим от работника, ответственного за представление документов, свидетельствует об отсутствии вины в действиях (бездействии) такого работника и, как следствие, организации.


Статья 111. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения


Комментарий к статье 111


Пункт 1 статьи 111 НК РФ содержит перечень оснований, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения.

Положение подпункта 4 пункта 1 статьи 111 НК РФ позволяет прийти к выводу, что перечень обстоятельств, исключающих налоговую ответственность, неограничен. Именно этим, а также тем, что процессуальные нарушения, допущенные налоговым органом, являются основанием для отмены принятого им решения, объясняется желание каждого налогоплательщика оспаривать вплоть до ВАС РФ почти каждое решение налогового органа.


Статья 112. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения



Комментарий к статье 112


Данные обстоятельства перечислены в пункте 1 статьи 112 НК РФ. В отличие от рассмотренных выше оснований, указанных в пункте 1 статьи 111 НК РФ, обстоятельства, предусмотренные в пункте 1 статьи 112 НК РФ, не исключают полностью наступление налоговой ответственности, а лишь уменьшают размер назначаемого штрафа.

В каждом случае суд либо налоговый орган самостоятельно решает вопрос о правомерности смягчения ответственности исходя из конкретных обстоятельств.

Пункт 2 статьи 112 НК РФ устанавливает единственное отягчающие обстоятельство - совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.


Статья 113. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения


Комментарий к статье 113


Установленный в пункте 1 статьи 113 НК РФ срок давности применяется в отношении привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а не в отношении исполнения обязанностей налогоплательщика, к которым положениями пунктом 1 статьи 23 НК РФ отнесена в том числе и обязанность уплачивать законно установленные налоги.

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 НК РФ.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 НК РФ.

Пленум ВАС РФ в пункте 36 Постановления от 28.02.2001 N 5 разъяснял, что при применении указанного срока давности судам надлежит исходить из того, что в контексте статьи 113 НК РФ моментом привлечения лица к налоговой ответственности является дата вынесения руководителем налогового органа (его заместителем) решения о привлечении лица к налоговой ответственности в порядке и сроки, которые установлены НК РФ.

Таким образом, именно с даты составления акта налоговой проверки (камеральной или выездной), а не вынесения решения по ее результатам исчисляется срок, в течение которого может быть взыскана налоговая санкция.

Вышеуказанный срок является пресекательным, т.е. не подлежащим восстановлению. В случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа. Такой вывод содержится в пункте 20 совместного Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9.

При этом в соответствии с позицией КС РФ, изложенной в Постановлении от 14.07.2005 N 9-П, течение срока давности привлечения лица к ответственности за совершение налоговых правонарушений прекращается с момента оформления акта налоговой проверки, в котором указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, и содержатся ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за эти правонарушения.



Статья 114. Налоговые санкции


Комментарий к статье 114


Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция, которая устанавливается и применяется в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных НК РФ (пункты 1, 2 статьи 114 НК РФ).

Иной меры налоговой ответственности, чем штраф, НК РФ не предусматривает.

Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки.

Следовательно, пеня не является налоговой санкцией.

НК РФ не ставит возможность уменьшения размера штрафа при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства в зависимость от наличия отягчающих ответственность обстоятельств.


Статья 115. Срок исковой давности взыскания штрафов


Комментарий к статье 115


НК РФ выделяет два срока давности:

- срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 113 НК РФ);

- срок исковой давности взыскания штрафов (статья 115 НК РФ).

Минфин России в письме от 21.12.2004 N 03-02-07/90 разъяснил весьма интересный вопрос, а именно распространяется ли действие пункта 2 статьи 115 НК РФ, согласно которому в случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела на организацию, учитывая, что вопрос о привлечении к уголовной ответственности решался в отношении ее должностных лиц?

В ответе Минфин России сослался на пункт 38 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой НК РФ", согласно которому то обстоятельство, что в отношении должностного лица организации-налогоплательщика решался вопрос о привлечении к уголовной ответственности, не является основанием для применения специальных правил исчисления срока давности взыскания налоговых санкций с организаций.

Таким образом, налоговый орган должен руководствоваться общим правилом и предъявлять иск в течение шести месяцев со дня составления акта проверки.


Глава 16. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ


Статья 116. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе


Комментарий к статье 116


Форма N 1-2-Учет "Заявление о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации" утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@.


Форма N ЕНВД-1 "Заявление о постановке на учет организации в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" и форма N ЕНВД-2 "Заявление о постановке на учет индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" утверждены Приказом ФНС России от 14.01.2009 N ММ-7-6/5@.

МНС России письмом от 08.08.2001 N ШС-6-14/613@ разъяснило, что статьей 83 НК РФ регламентируется порядок постановки на учет налогоплательщиков, а не принадлежащего им имущества. Поэтому на налогоплательщика, вставшего на учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных статьей 83 НК РФ оснований, не может быть возложена предусмотренная статьей 116 НК РФ ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на учет или уклонение от повторной постановки на учет в том же самом налоговом органе по иному упомянутому в этой статье основанию.

Ранее имевшее место привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 116 НК РФ не исключает возможности привлечения того же налогоплательщика к ответственности по пункту 2 статьи 116 НК РФ, если установленный пунктом 4 статьи 83 НК РФ срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе нарушен им более чем на 90 дней.


Статья 117. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе


Комментарий к статье 117


Судебная практика исходит из позиции, согласно которой при наложении на организацию штрафа по статье 117 НК РФ налоговый орган должен исчислить штраф в процентном отношении от прибыли, полученной налогоплательщиком за период деятельности без постановки на учет, исчисленной в соответствии с нормами главы 25 НК РФ (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.07.2001 N А13-1202/01-19, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.02.2002 N Ф08-403/2002-143А).

В то же время Минфин России в письме от 26.11.2008 N 03-02-07/1-477 указал, что при привлечении организации к ответственности в соответствии со статьей 117 НК РФ и определении размера штрафа от доходов, полученных в период деятельности организации без постановки на учет в налоговом органе, следует учитывать доход, определяемый в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 248 НК РФ.

Косвенное подтверждение позиции, согласно которой штраф по статье 117 НК РФ должен исчисляться исходя из суммы доходов без учета произведенных расходов, содержится в пункте 12 Постановления Пленума ВС РФ от 18.11.2004 N 23, где разъясняется, что следует понимать под понятием "доход" в целях применения статьи 171 "Незаконное предпринимательство" УК РФ.


Статья 118. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке


Комментарий к статье 118


Форма N С-09-1 "Сообщение об открытии (закрытии) счета (лицевого счета)" утверждена Приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@.