Файл: НК_1_комм_Горшкова_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3097

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как отмечено в пункте 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", при отказе истца от иска производство по делу прекращается и решение не в пользу ответчика не принимается, в силу чего в этом случае государственная пошлина в бюджет с ответчика не взыскивается.


Статья 333.18. Порядок и сроки уплаты государственной пошлины


Комментарий к статье 333.18


КС РФ в Определении от 15.01.2008 N 294-О-П разъяснил, что положения пункта 2 статьи 333.18, подпункта 20 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ в системе действующего правового регулирования не могут рассматриваться как предполагающие уплату государственной пошлины за регистрацию договора участия в долевом строительстве в установленном подпунктом 20 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ.

По мнению Минфина России, изложенному в письме от 16.02.2010 N 03-05-06-03/10, пункт 2 статьи 333.18 НК РФ в части обращения за совершением юридически значимого действия одновременно нескольких плательщиков применяется в том числе при уплате государственной пошлины за государственную регистрацию договора участия в долевом строительстве, за государственную регистрацию соглашения об изменении или о расторжении договора участия в долевом строительстве и за государственную регистрацию уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве.

За государственную регистрацию договора об отчуждении жилого помещения, если договор заключен между юридическими лицами, уплачивается государственная пошлина в размере 7500 руб., разделенных на количество сторон договора; если договор заключен между физическим и юридическим лицом (право собственности переходит к юридическому лицу), то физическое лицо уплачивает 250 руб., а юридическое лицо - 3750 руб. Данная позиция подтверждена в письмах Минфина России от 01.04.2009 N 03-05-05-03/02 и от 01.09.2009 N 03-05-06-03/40.

В случае если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с главой 25.3 НК РФ освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с данной главой НК РФ. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины согласно главе 25.3 НК РФ (см. письма Минфина России от 04.04.2008 N 03-05-06-03/10 и от 23.09.2008 N 03-05-05-03/37).

При этом об отсутствии обязанности уплачивать государственную пошлину одним из лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, Минфин России не говорит. Следовательно, в случае, если для совершения юридически значимого действия необходима уплата государственной пошлины несколькими лицами, однако сумма пошлины фактически уплачена не всеми плательщиками, такое действие не может быть совершено, а следовательно, отказ уполномоченного органа в его совершении является правомерным.


Разъяснение порядка уплаты государственной пошлины представителем юридического лица содержится в письме Минфина России от 28.07.2009 N 03-05-06-03/32.

Как отмечено в письме Минфина России от 06.07.2009 N 03-05-04-03/16, для целей законодательства о налогах и сборах понятие "банк" используется только в отношении коммерческих банков и других кредитных организаций, имеющих лицензию Центрального банка Российской Федерации. Каких либо исключений из этих правил для иностранных юридических лиц не установлено.

Учитывая изложенное, иностранные юридические лица не могут осуществлять уплату государственной пошлины со своих счетов в иностранных банках.

Уплата государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущества и сделок с ним может быть произведена иностранными юридическими и физическими лицами через своих представителей по месту совершения юридически значимого действия в валюте Российской Федерации при условии, что в платежных документах по ее уплате будут указаны реквизиты иностранного лица - плательщика государственной пошлины.

Следует отметить, что принятие судом к рассмотрению заявления об увеличении исковых требований при отсутствии доказательств оплаты государственной пошлины не освобождает ответчика от обязанности уплатить государственную пошлину. Ни НК РФ, ни АПК РФ не содержат положений, предусматривающих в этом случае освобождение ответчика от возложения на него государственной пошлины.

Особенности уплаты государственной пошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств устанавливаются статьями 333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.32 и 333.34 НК РФ.


Статья 333.19. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями


Комментарий к статье 333.19


При применении статьи 333.19 НК РФ следует отметить, что установленные ею размеры государственной пошлины по делам, которые рассматривают суды общей юрисдикции и мировые судьи, Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ с 30.01.2010 увеличены в среднем в два раза.

По мнению Минфина России, изложенному в письме от 11.02.2010 N 03-05-04-03/04, государственная пошлина при подаче жалоб на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям уплачиваться не должна.

Как отмечено в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года (утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 29.11.2006), поскольку иск о признании недействительными договоров купли-продажи или дарения, а также спор о применении последствий недействительности сделки связан с правами на имущество, государственную пошлину при подаче таких исков следует исчислять как при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, в зависимости от цены иска.



Статья 333.20. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям


Комментарий к статье 333.20


При применении данной статьи следует отметить, что Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ с 30.01.2010 признан утратившим силу подпункт 14 пункта 1 статьи 333.20 НК РФ, который предусматривал, что при подаче надзорных жалоб госпошлина уплачивалась только в случае, если дело не было обжаловано в кассационном порядке. Следовательно, после 30.01.2010 при подаче надзорной жалобы в суд общей юрисдикции госпошлина уплачивается независимо от того, обжаловалось дело в кассационном порядке или нет.

Согласно Определению КС РФ от 13.06.2006 N 272-О суды общей юрисдикции или мировые судьи вправе полностью освободить от уплаты государственной пошлины физическое лицо, находящееся в крайне тяжелом имущественном положении, на основании его ходатайства, если иное уменьшение размера госпошлины или предоставление рассрочки (отсрочки) по ее уплате не обеспечивают право указанного лица на судебную защиту.

В соответствии с Определением КС РФ от 13.06.2006 N 274-О КС РФ судам общей юрисдикции предоставлено право, исходя из имущественного положения плательщика, уменьшать размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, вплоть до полного освобождения.

Как отмечено в Постановлении Пленума ВС РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", заявления граждан, не являющихся получателями пенсии (за исключением истцов-инвалидов I и II группы и истцов, обращающихся в защиту прав и законных интересов ребенка), по делам по спорам между ними и органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, подлежат оплате государственной пошлиной в размере и порядке, предусмотренных статьями 333.19 и 333.20 НК РФ.


Статья 333.21. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах


Комментарий к статье 333.21


При применении статьи 333.21 НК РФ следует отметить, что установленные ею размеры государственной пошлины по делам, которые рассматривают арбитражные суды, Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ с 30.01.2010 увеличены в среднем в два раза.

Не изменился размер госпошлины, уплачиваемой при подаче заявления в арбитражный суд о признании нормативного правового акта недействующим, ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными.

Уплата государственной пошлины при обжаловании определения о приостановлении производства по делу статьей 333.21 НК РФ не предусмотрена. Также указанной статьей не предусмотрена оплата государственной пошлины за рассмотрение ходатайства о приостановлении исполнения судебных актов.


Необходимо учитывать положения информационных писем Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".


Статья 333.22. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды


Комментарий к статье 333.22


При применении статьи 333.22 НК РФ следует учитывать положения АПК РФ, которыми установлено, что заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 4 статьи 208) и об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) (часть 2 статьи 329) государственной пошлиной не облагаются.

Также необходимо учитывать положения информационных писем Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".


Статья 333.23. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации


Комментарий к статье 333.23


Статьей 24 Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ установлено, что до внесения соответствующих изменений в статью 39 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (далее - Закон N 1-ФКЗ) государственная пошлина при обращении в Конституционный Суд РФ уплачивается в размерах и порядке, которые установлены указанным Федеральным конституционным законом.

Согласно статье 39 Закона N 1-ФКЗ обращения в Конституционный Суд Российской Федерации оплачиваются государственной пошлиной:

запрос и ходатайство - в размере пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;

жалоба юридического лица - в размере пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;

жалоба гражданина - в размере одного минимального размера оплаты труда.

Статьей 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" установлено, что базовая сумма, применяемая для исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, составляет 100 руб.


Статья 333.24. Размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий


Комментарий к статье 333.24


Согласно статье 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным главой 25.3 НК РФ, а нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе, и с учетом особенностей, установленных главой 25.3 НК РФ.


За совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, взимают нотариальные тарифы в размерах, установленных в соответствии с требованиями статьи 22.1 Основ.


Статья 333.25. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий


Комментарий к статье 333.25


При применении статьи 333.25 НК РФ следует иметь в виду, что особенностей уплаты государственной пошлины (нотариального тарифа) в случае удостоверения доверенности, выдаваемой от имени нескольких лиц одному лицу, данной статьей не предусмотрено.

Для исчисления размера государственной пошлины за удостоверение доверенности, выдаваемой от имени нескольких лиц одному лицу, обязательно должно учитываться количество представляемых.

Например, если доверенность выдается от имени трех представляемых одному представителю, то, учитывая, что в данной доверенности объединены, исходя из количества представляемых, три доверенности, государственная пошлина должна уплачиваться как за удостоверение трех доверенностей.

На это указал и Минфин России в письме от 22.05.2006 N 03-06-03-04/54.


Статья 333.26. Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами


Комментарий к статье 333.26


При применении статьи 333.26 НК РФ следует отметить, что установленные ею размеры государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ с 30.01.2010 увеличены в среднем в два раза. Однако государственная пошлина за регистрацию заключения брака, включая выдачу свидетельства, не изменилась.


Статья 333.27. Особенности уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами


Комментарий к статье 333.27


При применении статьи 333.27 НК РФ следует иметь в виду положения Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния".


Статья 333.28. Размеры государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации


Комментарий к статье 333.28


При применении статьи 333.28 НК РФ следует учитывать, что установленные ею размеры государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением или выходом из гражданства, въездом в Россию или выездом из нее, Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ с 30.01.2010 увеличены более чем в два раза.