Файл: ЛК_комм_Пуряев_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1088

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Статья 104. Правовой режим лесов, расположенных в водоохранных зонах


Комментарий к статье 104


Леса, расположенные в водоохранных зонах, являются самостоятельной категорией защитных лесов в соответствии со ст. 102 настоящего Кодекса. В соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ 2006 г. водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Охране лесов, расположенных в водоохранных зонах, посвящена ст. 63 Водного кодекса РФ. Охрана лесов, расположенных в водоохранных зонах, направлена на предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод. В лесах, расположенных в водоохранных зонах, проведение рубок главного пользования запрещается. Проведение других рубок в водоохранных зонах осуществляется в соответствии с лесным законодательством. Лесное законодательство, как видим из текста комментируемой статьи, запрещает проведение сплошных рубок лесных насаждений. Кроме этого, установлен запрет на использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, даже в научных целях.


Статья 105. Правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов


Комментарий к статье 105


Комментируемая статья устанавливает правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов. К лесам, выполняющим функции природных и иных объектов, относятся:

а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ;

в) зеленые зоны, лесопарки;

г) городские леса;

д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Ограничения режима в указанных лесах включают в себя ограничения:

1) относительно рубок лесных насаждений;

2) относительно отдельных видов использования лесов;

3) относительно строительства.

Сплошные рубки в данных лесах запрещаются, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 17 настоящего Кодекса, и случаев установления правового режима зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса. В защитных лесах сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций (ч. 4 ст. 17 ЛК РФ).


Выборочные рубки в данных лесах возможны только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений, т.е. в рамках ухода за лесом (ст. 64 ЛК РФ).

Помимо вышеуказанных ограничений, для всех категорий лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов для такой их разновидности в категории, как зеленые зоны и лесопарки, существуют дополнительные ограничения, предусмотренные в п. 3 настоящей статьи, связанные с использованием лесов для целей охотничьего хозяйства, сельского хозяйства, разработки месторождений полезных ископаемых. Кроме того, ограничения связаны с использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях, как и для лесов, расположенных в водоохранных зонах. А также установлен запрет на строительство капитальных объектов, кроме лесных троп и гидротехнических сооружений.

В соответствии со ст. 86 Земельного кодекса РФ установлено, что зеленые зоны находятся в составе пригородных зон. Зеленые зоны выполняют санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции. В границах зеленых зон запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на окружающую среду. Сами же пригородные зоны находятся за пределами черты городских поселений, составляют с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входят в состав земель иных поселений. Границы и правовой режим пригородных зон утверждаются и изменяются законами субъектов РФ. Перевод земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны и лесопарки, в земли иных категорий запрещается (ст. 33 Закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").

Лесопарки - это территориальные единицы управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Лесопарки могут располагаться не только на землях лесного фонда, но и на землях обороны и безопасности, поселений, ООПТ, на которых расположены леса (ст. 23 ЛК РФ).


Статья 106. Правовой режим ценных лесов


Комментарий к статье 106


Комментируемая статья посвящена правовому режиму ценных лесов. К ценным лесам относятся:

а) государственные защитные лесные полосы;

б) противоэрозионные леса;

в) леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;

г) леса, имеющие научное или историческое значение;

д) орехово-промысловые зоны;

е) лесные плодовые насаждения;

ж) ленточные боры.

В ценных лесах, как и в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 17 настоящего Кодекса.

В защитных лесах сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций (ч. 4 ст. 17 ЛК РФ).



Статья 107. Правовой режим особо защитных участков лесов


Комментарий к статье 107


Комментируемая статья устанавливает правовой режим особо защитных участков лесов. К особо защитным участкам лесов относятся:

1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенные вдоль водных объектов, склонов оврагов;

2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;

3) постоянные лесосеменные участки;

4) заповедные лесные участки;

5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;

6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;

7) другие особо защитные участки лесов.

Статья устанавливает, что особо защитные участки (ОЗУ) лесов могут выделяться на всех существующих видах лесов, подразделяемых по целевому назначению: в защитных лесах, эксплуатационных лесах, резервных лесах.

Сплошные рубки лесных насаждений на ОЗУ запрещены, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 17 ЛК РФ. В защитных лесах сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций (ч. 4 ст. 17 ЛК РФ).

Выборочные рубки лесных насаждений на ОЗУ допускаются только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений, т.е. в рамках ухода за лесом (ст. 64 ЛК РФ).

В такой разновидности ОЗУ, как заповедные лесные участки, запрещается проведение рубок лесных насаждений. Не совсем ясен смысл п. 3 ст. 107 относительно заповедных лесных участков. Понятно, что на заповедных лесных участках запрещается проведение сплошных рубок, но относительно выборочных рубок в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений не ясно, относится ли запрет (п. 2 комментируемой статьи) рубок лесных насаждений на заповедных лесных участках, в том числе на все виды выборочных рубок.

Лесной кодекс РФ 1997 г. прямо не перечислял перечень ОЗУ. Тем не менее данный институт лесного законодательства существовал. Выделение ОЗУ производилось исходя из народно-хозяйственного значения лесов, их местоположения, выполняемых функций и технико-экономического обоснования по соответствующим признакам и нормативам в соответствии с Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 30 декабря 1993 г. N 348 (с изм. и доп. от 27 мая 1997 г.), которым утверждены Основные положения по выделению особо защитных участков леса; Приказом Рослесхоза от 29 марта 1994 г. N 68 (с посл. изм.), которым утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств об отнесении лесного фонда к группам лесов и категориям защитности. В законодательстве отсутствовали ограничения по группам лесов, в которых возможно было выделять ОЗУ. ОЗУ не выделялись в лесах, отнесенных к категориям защитности, в которых установлен аналогичный или более строгий режим ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, чем в ОЗУ.


В соответствии с действующим законодательством ОЗУ могут быть расположены:

на землях лесного фонда (в защитных лесах и эксплуатационных леса);

на землях иных категорий земель, если леса, расположенные на данных категориях земель, отнесены к защитным лесам (ст. 10, 102 настоящего Кодекса).


Глава 16. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ЛЕСА, РЕЗЕРВНЫЕ ЛЕСА


Статья 108. Эксплуатационные леса


Комментарий к статье 108


Комментируемая статья устанавливает особенности эксплуатационных лесов. В соответствии со ст. 12 ЛК РФ эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. Здесь допускаются все возможные виды использования лесов.

По смыслу ЛК РФ 1997 г. леса III группы являлись как раз теми лесами, которые имеют преимущественно эксплуатационное значение. Леса III группы разделялись на освоенные и резервные. Леса данной группы неоднородны и включали в себя леса, освоенные эксплуатацией, неэксплуатируемые, резервные леса и ОЗУ <1>.

--------------------------------

<1> См.: Верхунов П.М., Моисеев Н.А., Мурахтанов Е.С. Указ. соч. С. 58, 59.


В настоящее время резервные леса выделяются в самостоятельную категорию (ст. 10, 109 ЛК РФ). ОЗУ по-прежнему могут выделяться в эксплуатационных лесах, а вот в резервных - нет. В Федеральном законе "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" оговорен статус прежних лесов I группы: они приравниваются к защитным лесам и категориям защитных лесов, предусмотренных ст. 102 ЛК РФ. А вот про остальные группы лесов нет ни прямых указаний, ни переходных положений. Не ясна позиция законодателя относительно того, как будет осуществляться "передел прежнего статуса остальных лесов" в рамках действующего Лесного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 81 ЛК РФ отнесение лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам и установление их границ относится к полномочию органов государственной власти Российской Федерации.


Статья 109. Резервные леса


Комментарий к статье 109


См. комментарий к ст. 108 настоящего Кодекса.


Приложение 1


Виды использования лесов в соответствии с главой 2

Лесного кодекса РФ 2006 года


N
п/п

Вид использования
лесов

Субъекты
использования
лесов

Вид права

Особенности права

1

Заготовка
древесины

Граждане
Юр. лица

Аренда лесного
участка
Купля-продажа
лесных насаждений

Предпринимательская
деятельность

2

Заготовка
гражданами
древесины для
собственных нужд

Граждане

Купля-продажа
лесных насаждений

Не
предпринимательская
деятельность

3

Заготовка живицы

Граждане
Юр. лица

Аренда лесного
участка

Предпринимательская
деятельность

4

Заготовка и сбор
недревесных
лесных ресурсов

Граждане
Юр. лица

Аренда лесного
участка

Предпринимательская
деятельность;
вправе возводить
временные постройки

5

Заготовка и сбор
гражданами
недревесных лесных
ресурсов для
собственных нужд

Граждане

-

Не
предпринимательская
деятельность

6

Заготовка пищевых
лесных ресурсов и
сбор лекарственных
растений

Граждане
Юр. лица

Аренда лесного
участка

Предпринимательская
деятельность;
вправе возводить
временные постройки

7

Заготовка
гражданами пищевых
лесных ресурсов и
сбор ими
лекарственных
растений для
собственных нужд

Граждане

-

Не
предпринимательская
деятельность

8

Использование
лесов для ведения
охотничьего
хозяйства

Граждане
Юр. лица

Аренда лесного
участка

Предпринимательская
деятельность;
вправе возводить
временные постройки

9

Использование
гражданами лесов
для осуществления
любительской охоты
и спортивной охоты

Граждане

-

Не
предпринимательская
деятельность

10

Использование
лесов для ведения
сельского
хозяйства

Граждане
Юр. лица

Право постоянного
(бессрочного)
пользования;
право
ограниченного
пользования
чужими лесными
участками
(сервитут);
право аренды;
право
безвозмездного
срочного
пользования

Вправе возводить
временные постройки

11

Выращивание
лесных плодовых,
ягодных,
декоративных
растений,
лекарственных
растений

Граждане
Юр. лица

Аренда лесного
участка

Предпринимательская
деятельность;
вправе возводить
временные постройки

12

Использование
лесов для
осуществления
научно-
исследовательской
деятельности,
образовательной
деятельности

Юр. лица

Постоянное
(бессрочное)
пользование
- госучреждениям
и муниципальным
учреждениям;
аренда лесного
участка
(остальным)

Не
предпринимательская
деятельность

13

Использование
лесов для
осуществления
рекреационной
деятельности

Граждане
Юр. лица

Постоянное
(бессрочное)
пользование -
госучреждениям и
муниципальным
учреждениям;
аренда лесного
участка
(остальным)

Вправе возводить
временные постройки

14

Создание лесных
плантаций и их
эксплуатация

Граждане
Юр. лица

Аренда лесного
участка,
земельные участки
- в соответствии
с земельным
законодательством

Предпринимательская
деятельность

15

Использование
лесов для
выполнения работ
по геологическому
изучению недр,
для разработки
месторождений
полезных
ископаемых

Не указано

Аренда лесного
участка или без
предоставления
лесного участка

Объекты по
истечении сроков
работ подлежат
консервации или
ликвидации

16

Использование
лесов для
строительства
и эксплуатации
водохранилищ, иных
искусственных
водных объектов,
а также
гидротехнических
сооружений,
специализированных
портов

Граждане
Юр. лица

Право постоянного
(бессрочного)
пользования;
право
ограниченного
пользования
чужими лесными
участками
(сервитут);
право аренды;
право
безвозмездного
срочного
пользования

Гидротехнические
сооружения подлежат
консервации и
ликвидации в
соответствии с
водным
законодательством

17

Использование
лесов для
строительства,
реконструкции,
эксплуатации линий
электропередачи,
линий связи,
дорог,
трубопроводов и
других линейных
объектов

Граждане
Юр. лица

Право постоянного
(бессрочного)
пользования;
право
ограниченного
пользования
чужими лесными
участками
(сервитут);
право аренды;
право
безвозмездного
срочного
пользования

-

18

Использование
лесов для
переработки
древесины и иных
лесных ресурсов

Граждане
Юр. лица

Аренда лесного
участка

Предпринимательская
деятельность

19

Использование
лесов для
осуществления
религиозной
деятельности

Религиозные
организации

Право
безвозмездного
срочного
пользования

Допускается
возведение зданий,
строений,
сооружений
религиозного и
благотворительного
назначения



Приложение 2


Таблица сравнения полномочий РФ, субъектов РФ и органов

местного самоуправления в редакциях: ЛК РФ в редакции ФЗ

от 29.12.2004 N 199-ФЗ; ЛК РФ в редакции ФЗ от

31.12.2005 N 199-ФЗ; ЛК РФ 2006 года


Полномочия Российской
Федерации (ЛК РФ в
редакции ФЗ от 29.12.2004
N 199-ФЗ)
Статья 46. Полномочия РФ
в области использования,
охраны, защиты лесного
фонда и воспроизводства
лесов

Полномочия Российской
Федерации (ЛК РФ в
редакции ФЗ от 31.12.2005
N 199-ФЗ)
Статья 46. Полномочия
РФ в области
использования, охраны,
защиты лесного фонда и
воспроизводства лесов

Полномочия Российской
Федерации (ЛК РФ 2006 года)
Статья 81. Полномочия
органов государственной
власти РФ в области лесных
отношений

1. Определение основных
направлений государственной
политики в области ведения
лесного хозяйства.
2. Разработка и принятие
федеральных законов и иных
нормативных правовых актов
Российской Федерации,
контроль за их соблюдением.
3. Владение, пользование
и распоряжение лесным
фондом за исключением
случаев, установленных
статьей 47 настоящего
Кодекса.
4. Проведение единой
инвестиционной политики в
области использования,
охраны, защиты лесного
фонда и воспроизводства
лесов.
5. Разработка, утверждение
и реализация федеральных
государственных программ
использования, охраны,
защиты лесного фонда и
воспроизводства лесов.
6. Определение
федеральных органов
исполнительной власти в
области лесного хозяйства,
их функций и полномочий.
7. Установление порядка
разделения лесного фонда
по группам лесов и
разграничения лесов первой
группы по категориям
защитности, перевода лесов
из одной группы в другую, а
лесов первой группы из
одной категории защитности
в другую.
8. Установление норм и
правил пользования лесным
фондом.
9. Определение и
утверждение расчетной
лесосеки.
10. Установление видов
платежей за пользование
лесным фондом, установление
ставок лесных податей (за
исключением случаев,
установленных статьей 47
настоящего Кодекса), а
также минимальных ставок
платы за древесину,
отпускаемую на корню.
11. Определение порядка
предоставления участков
лесного фонда в
пользование.
12. Утверждение правил
отпуска древесины на корню,
рубок леса, охраны, защиты
лесного фонда и
воспроизводства лесов.
13. Организация и
координация научно-
исследовательских и
проектно-конструкторских
работ по ведению лесного
хозяйства.
14. Осуществление
государственного контроля
за использованием, охраной,
защитой лесного фонда и
воспроизводством лесов и
установление порядка
проведения этого контроля.
15. Определение порядка
и организация ведения
государственного учета
лесного фонда,
государственного лесного
кадастра, мониторинга лесов
и лесоустройства.
16. Осуществление
международного
сотрудничества Российской
Федерации в области
использования, охраны,
защиты лесного фонда и
воспроизводства лесов.
17. Заключение и
организация выполнения
международных договоров РФ
в области использования,
охраны, защиты лесного
фонда и воспроизводства
лесов.
18. Установление порядка
осуществления
государственной
статистической отчетности в
области ведения лесного
хозяйства.
19. Приостановление,
ограничение, прекращение
прав пользования участками
лесного фонда, а также
приостановление,
ограничение и прекращение
работ, представляющих
опасность для состояния и
воспроизводства лесов.
20. Перевод лесных земель
в нелесные земли в целях,
не связанных с ведением
лесного хозяйства и
пользованием лесным фондом,
и перевод земель лесного
фонда в земли иных
категорий.
21. Объявление участков
лесного фонда зонами
чрезвычайных экологических
ситуаций и зонами
экологического бедствия.
22. Иные полномочия,
отнесенные к полномочиям
Российской Федерации
Конституцией РФ и
федеральными законами

Часть полномочий РФ
были переданы органам
государственной власти
субъектов РФ.
См. настоящую таблицу
ниже: в графе "Полномочия
субъектов Российской
Федерации (ЛК РФ в
редакции ФЗ от 31.12.2005
N 199-ФЗ)"

К полномочиям органов
государственной власти
Российской Федерации в
области лесных отношений
относятся:
1) установление возрастов
рубок и порядка исчисления
расчетной лесосеки;
2) установление перечня
видов (пород) деревьев,
кустарников, заготовка
древесины которых не
допускается;
3) утверждение формы
лесной декларации, порядка
ее заполнения и подачи;
4) установление правил
заготовки древесины;
5) установление правил
заготовки живицы;
6) установление правил
заготовки пищевых лесных
ресурсов и сбора
лекарственных растений;
7) установление правил
заготовки и сбора
недревесных лесных
ресурсов;
8) установление правил
использования лесов для
выращивания лесных
плодовых, ягодных,
декоративных и
лекарственных растений;
9) установление правил
использования лесов для
осуществления
научно-исследовательской
деятельности и
образовательной
деятельности;
10) установление правил
использования лесов для
осуществления рекреационной
деятельности;
11) установление порядка
использования лесов для
выполнения работ по
геологическому изучению
недр, разработки
месторождений полезных
ископаемых;
12) установление порядка
использования лесных
участков для строительства,
реконструкции, эксплуатации
линий электропередачи,
линий связи, дорог,
трубопроводов и других
линейных объектов;
13) установление правил
использования лесов для
переработки древесины и
иных лесных ресурсов;
14) установление формы
отчета об использовании
лесов и порядка
представления этого отчета;
15) установление порядка
определения кадастровой
стоимости лесных участков;
16) установление правил
пожарной безопасности в
лесах;
17) установление правил
санитарной безопасности в
лесах;
18) установление порядка
организации авиационных
работ по охране и защите
лесов и выполнения этих
работ;
19) установление
особенностей охраны,
защиты, воспроизводства
лесов, а также разработки и
осуществления
профилактических и
реабилитационных
мероприятий в зонах
радиоактивного загрязнения
лесов;
20) установление формы
отчета об охране и защите
лесов и порядка его
представления;
21) установление правил
лесовосстановления;
22) установление правил
лесоразведения;
23) установление правил
ухода за лесами;
24) установление порядка
использования
районированных семян лесных
растений основных лесных
древесных пород;
25) установление формы
отчета о воспроизводстве
лесов и лесоразведении и
порядка представления этого
отчета;
26) установление порядка
проведения лесоустройства;
27) установление ставок
платы за единицу объема
лесных ресурсов и ставок
платы за единицу площади
лесного участка,
находящегося в федеральной
собственности, в целях его
аренды;
28) установление порядка
подготовки и заключения
договора аренды лесного
участка, находящегося в
государственной или
муниципальной
собственности;
29) утверждение формы
примерного договора аренды
лесного участка;
30) установление ставок
платы за единицу объема
древесины, заготавливаемой
на землях, находящихся в
федеральной собственности;
31) установление порядка
подготовки и заключения
договоров купли-продажи
лесных насаждений;
32) установление границ
лесничеств, лесопарков, а
также определение их
количества;
33) осуществление
государственной
инвентаризации лесов;
34) установление состава,
порядка разработки, сроков
действия лесохозяйственных
регламентов и порядка
внесения в них изменений;
35) установление порядка
ведения государственного
лесного реестра;
36) установление порядка
осуществления контроля и
надзора за использованием,
охраной, защитой,
воспроизводством лесов
(государственного лесного
контроля и надзора);
37) осуществление
государственного пожарного
надзора в лесах;
38) утверждение такс или
методик исчисления размера
вреда, причиненного лесам
вследствие нарушения
лесного законодательства;
39) отнесение лесов к
ценным лесам, выделение
особо защитных участков
лесов и установление их
границ;
40) определение
особенностей использования,
охраны, защиты,
воспроизводства лесов,
расположенных на землях
особо охраняемых природных
территорий;
41) отнесение лесов к
эксплуатационным лесам,
резервным лесам и
установление их границ;
42) иные установленные
настоящим Кодексом, другими
федеральными законами
полномочия.
Часть полномочий РФ может
быть передана органам
государственной власти
субъектов РФ. См. настоящую
таблицу ниже: в графе
"Полномочия субъектов
Российской Федерации, ст.
83"

Полномочия субъектов
Российской Федерации
(ЛК РФ в редакции ФЗ от
29.12.2004 N 199-ФЗ)
Статья 47. Полномочия
органов государственной
власти субъектов РФ в
области использования,
охраны, защиты лесного
фонда и воспроизводства
лесов

Полномочия субъектов
Российской Федерации
(ЛК РФ в редакции ФЗ от
31.12.2005 N 199-ФЗ)
Статья 47. Передача
осуществления отдельных
полномочий РФ органам
государственной власти
субъектов РФ

Полномочия Российской
Федерации (ЛК РФ 2006 года)
Статья 82. Полномочия
органов государственной
власти субъектов РФ в
области лесных отношений
Статья 83. Передача
осуществления отдельных
полномочий РФ в области
лесных отношений органам
государственной власти
субъектов РФ

К полномочиям органов
государственной власти
субъектов РФ,
осуществляемым за счет
субвенций из федерального
бюджета, относятся:
1) тушение лесных пожаров
в лесном фонде на
территории субъекта РФ;
2) осуществление прав
владения, пользования и
распоряжения лесами, ранее
находившимися во владении
сельскохозяйственных
организаций, их охрана,
защита и воспроизводство.
В том числе к этим
полномочиям относятся:
принятие решений о
предоставлении участков
лесного фонда в аренду,
безвозмездное пользование
и краткосрочное
пользование;
организация и проведение
лесных конкурсов и
аукционов;
определение ставок лесных
податей;
выдача лесорубочного
билета, ордера и (или)
лесного билета;
разрешение проведения в
лесном фонде строительных
работ, добычи полезных
ископаемых, прокладки
коммуникаций и выполнения
иных работ, не связанных
с ведением лесного
хозяйства и осуществлением
лесопользования, если для
этого не требуется перевода
лесных земель в нелесные
земли или перевода земель
лесного фонда в земли
других категорий;
обеспечение проведения
лесоустройства;
обеспечение
воспроизводства лесов;
обеспечение защиты лесов
от вредителей и болезней
леса;
проведение мероприятий по
профилактике лесных
пожаров, противопожарному
обустройству

К полномочиям органов
государственной власти
РФ, осуществляемым за
счет субвенций из
федерального бюджета,
относятся:
1) тушение лесных
пожаров в лесном фонде на
территории субъекта РФ;
2) осуществление прав
пользования и
распоряжения лесами, их
охрана, защита и
воспроизводство, в том
числе:
принятие решений о
предоставлении участков
лесного фонда в аренду,
безвозмездное пользование
и краткосрочное
пользование;
организация и проведение
лесных конкурсов и лесных
аукционов;
определение ставок
лесных податей;
выдача лесорубочного
билета, ордера и (или)
лесного билета;
разрешение проведения в
лесном фонде строительных
работ, добычи полезных
ископаемых, прокладки
коммуникаций и выполнения
иных работ, не связанных
с ведением лесного
хозяйства и
осуществлением
лесопользования, если
для этого не требуется
перевода лесных земель
в нелесные земли или
перевода земель лесного
фонда в земли других
категорий;
обеспечение проведения
лесоустройства;
обеспечение
воспроизводства лесов;
обеспечение защиты
лесов от вредителей и
болезней леса;
проведение мероприятий
по профилактике лесных
пожаров, противопожарному
обустройству;
установление порядка
пользования участками
лесного фонда для нужд
охотничьего хозяйства;
утверждение правил
пользования лесным фондом
для заготовки
второстепенных лесных
ресурсов и осуществления
побочного
лесопользования.
Осуществление указанных
полномочий не передается
органами государственной
власти субъектов РФ в
отношении лесов,
расположенных на
территориях, перечень
которых утверждается
Правительством РФ.
Правительство РФ вправе
включать в указанный
перечень субъекты РФ,
плотность населения
которых в три раза
превышает среднюю
плотность населения РФ,
особо охраняемые
территории федерального
значения, территории
лесов, расположенных на
землях обороны.
Федеральный орган
исполнительной власти,
осуществляющий функции по
выработке государственной
политики и нормативно-
правовому регулированию
в сфере охраны природных
ресурсов:
1) согласовывает
структуру
территориальных органов
исполнительной власти
субъектов РФ в области
лесного
хозяйства;
2) осуществляет надзор
за исполнением
нормативных правовых
актов, принимаемых
органами государственной
власти субъектов РФ по
вопросам переданных
полномочий, с правом
направления обязательных
для исполнения
предписаний об отмене
указанных нормативных
правовых актов или о
внесении в них изменений;
3) осуществляет
контроль и надзор за
полнотой и качеством
осуществления органами
государственной власти
субъектов РФ переданных
полномочий с правом
направления предписаний
об устранении выявленных
нарушений, а также о
привлечении к
ответственности
должностных лиц,
исполняющих обязанности
по осуществлению
переданных полномочий;
4) в случае
необходимости готовит и
вносит для принятия
решения в Правительство
РФ предложения об изъятии
соответствующих
полномочий у органов
государственной власти
субъектов РФ;
5) устанавливает
содержание и формы
представления отчетности
об осуществлении
переданных полномочий, в
случае необходимости
устанавливает целевые
прогнозные показатели.
Высшее должностное лицо
субъекта РФ (руководитель
высшего исполнительного
органа государственной
власти субъекта РФ):
1) самостоятельно
назначает на должность и
освобождает от должности
руководителей органов
исполнительной власти
субъекта РФ,
осуществляющих переданные
полномочия;
2) утверждает по
согласованию с
федеральным органом
исполнительной власти в
области лесного хозяйства
структуру территориальных
органов исполнительной
власти субъекта РФ в
области лесного
хозяйства;
3) самостоятельно
организует деятельность
по осуществлению
переданных полномочий в
соответствии с
федеральным
законодательством;
4) обеспечивает
своевременное
представление в
уполномоченный орган
ежеквартального отчета о
расходовании
предоставленных
субвенций, отчетности
по установленной форме
об осуществлении
переданных полномочий, о
достижении целевых
прогнозных показателей в
случае их установления,
экземпляров нормативных
правовых актов,
принимаемых органами
государственной власти
субъектов РФ по вопросам
переданных полномочий

Статья 82. Полномочия
органов государственной
власти субъектов РФ в
области лесных отношений
К полномочиям органов
государственной власти
субъектов РФ относятся
следующие полномочия в
области лесных отношений:
1) владение, пользование,
распоряжение лесными
участками, находящимися в
собственности субъектов РФ;
2) установление ставок
платы за единицу объема
лесных ресурсов и ставок
платы за единицу площади
лесного участка,
находящегося в
собственности субъекта РФ,
в целях его аренды;
3) установление ставок
платы за единицу объема
древесины, заготавливаемой
на землях, находящихся в
собственности субъектов РФ;
4) утверждение порядка и
нормативов заготовки
гражданами древесины для
собственных нужд;
5) установление порядка
заготовки гражданами
пищевых лесных ресурсов и
сбора лекарственных
растений для собственных
нужд;
6) установление порядка
заготовки и сбора
гражданами недревесных
лесных ресурсов для
собственных нужд;
7) установление для
граждан ставок платы по
договору купли-продажи
лесных насаждений для
собственных нужд;
8) иные установленные
настоящим Кодексом, другими
федеральными законами
полномочия.
Статья 83. Передача
осуществления отдельных
полномочий РФ в области
лесных отношений органам
государственной власти
субъектов РФ
1. Российская Федерация
передает органам
государственной власти
субъектов РФ осуществление
следующих полномочий в
области лесных отношений:
1) разработка и
утверждение лесных планов
субъектов РФ,
лесохозяйственных
регламентов, а также
проведение государственной
экспертизы проектов
освоения лесов;
2) предоставление в
пределах земель лесного
фонда лесных участков в
постоянное (бессрочное)
пользование, аренду,
безвозмездное (срочное)
пользование, а также
заключение договоров
купли-продажи лесных
насаждений, в том числе
организация и проведение
соответствующих аукционов;
3) выдача разрешений на
выполнение работ по
геологическому изучению
недр на землях лесного
фонда;
4) организация
использования лесов, их
охраны (в том числе тушения
лесных пожаров), защиты (за
исключением
лесопатологического
мониторинга),
воспроизводства (за
исключением лесного
семеноводства) на землях
лесного фонда и обеспечение
охраны, защиты,
воспроизводства лесов на
указанных землях;
5) ведение
государственного лесного
реестра в отношении лесов,
расположенных в границах
территории субъекта РФ;
6) осуществление
государственного лесного
контроля и надзора;
7) установление перечня
должностных лиц,
осуществляющих
государственный лесной
контроль и надзор.
2. Осуществление
полномочий, указанных в
части 1 настоящей статьи,
может не передаваться
органам государственной
власти субъектов РФ в
отношении лесничеств и
лесопарков, расположенных
в границах территорий
субъектов РФ, плотность
населения которых в
пятнадцать раз превышает
среднюю плотность населения
РФ. Перечень таких
лесничеств, лесопарков и
перечень таких субъектов
Российской Федерации
утверждаются Правительством
РФ.
3. Средства на
осуществление переданных в
соответствии с частью 1
настоящей статьи полномочий
предоставляются в виде
субвенций из федерального
бюджета.
4. Субвенции из
федерального бюджета,
предоставляемые бюджетам
субъектов РФ для
осуществления переданных в
соответствии с частью 1
настоящей статьи
полномочий, распределяются
исходя из площади
эксплуатационных лесов,
защитных лесов,
интенсивности их
использования, количества
проживающего на территориях
соответствующих субъектов
РФ населения, показателей
пожарной опасности лесов
по методике, утвержденной
Правительством РФ.
5. Порядок расходования и
учета средств на
осуществление переданных в
соответствии с частью 1
настоящей статьи полномочий
устанавливается
Правительством РФ.
6. Средства на
осуществление переданных в
соответствии с частью 1
настоящей статьи
полномочий не могут быть
использованы на другие
цели.
7. В случае использования
указанных в части 3
настоящей статьи средств
не по целевому назначению
уполномоченный федеральный
орган исполнительной
власти вправе осуществить
взыскание указанных средств
в порядке, установленном
законодательством РФ.
8. Уполномоченный
федеральный орган
исполнительной власти
вправе издавать нормативные
правовые акты по вопросам
осуществления переданных
органам государственной
власти субъектов РФ
полномочий, а также
обязательные для исполнения
методические и
инструктивные материалы об
осуществлении таких
полномочий органами
исполнительной власти
субъектов РФ.
9. Уполномоченный
федеральный орган
исполнительной власти:
1) согласовывает структуру
уполномоченных органов
исполнительной власти
субъектов РФ,
осуществляющих переданные
им полномочия;
2) согласовывает
назначение на должность
руководителя органа
исполнительной власти
соответствующего субъекта
РФ, осуществляющего
переданные ему полномочия;
3) осуществляет надзор за
правовым регулированием
органами государственной
власти субъектов РФ
вопросов переданных
полномочий с правом
направления обязательных
для исполнения предписаний
об отмене нормативных
правовых актов субъектов
РФ или о внесении в них
изменений;
4) осуществляет контроль и
надзор за исполнением
органами государственной
власти субъектов РФ
переданных полномочий с
правом направления
предписаний об устранении
выявленных нарушений, а
также о привлечении к
ответственности должностных
лиц, исполняющих
обязанности по
осуществлению переданных
полномочий;
5) осуществляет подготовку
предложений об изъятии
соответствующих полномочий
у органов государственной
власти субъектов РФ и
вносит эти предложения при
необходимости в
Правительство РФ для
принятия решений;
6) устанавливает
содержание и форму
представления отчетности об
осуществлении переданных
полномочий;
7) вправе давать
обязательные для исполнения
указания о формировании
лесных участков и об их
предоставлении для
федеральных нужд в порядке,
установленном настоящим
Кодексом.
10. Высшее должностное
лицо субъекта РФ
(руководитель высшего
исполнительного органа
государственной власти
субъекта РФ):
1) назначает на должность
по согласованию с
уполномоченным федеральным
органом исполнительной
власти и освобождает от
должности руководителя
органа исполнительной
власти субъекта РФ,
осуществляющего переданные
ему полномочия;
2) утверждает по
согласованию с
уполномоченным федеральным
органом исполнительной
власти структуру
уполномоченного органа
исполнительной власти
субъекта РФ;
3) организует деятельность
по осуществлению субъектом
РФ переданных ему
полномочий в соответствии
с федеральными законами и
предусмотренными частью 8
настоящей статьи
нормативными правовыми
актами;
4) обеспечивает
своевременное представление
в уполномоченный
федеральный орган
исполнительной власти
ежеквартального отчета о
расходовании
предоставленных из
федерального бюджета
субвенций, о достижении
целевых прогнозных
показателей в случае их
установления, о нормативных
правовых актах, издаваемых
органами государственной
власти субъекта РФ по
вопросам переданных ему
полномочий.
11. Контроль за
расходованием субъектом РФ
средств на осуществление
переданных ему полномочий
проводится уполномоченным
федеральным органом
исполнительной власти,
Счетной палатой РФ

Полномочия органов
местного самоуправления
(ЛК РФ в редакции от
29.12.2004 N 199-ФЗ)
Статья 49. Полномочия
органов местного
самоуправления в области
использования, охраны,
защиты лесного фонда и
воспроизводства лесов

Полномочия органов
местного самоуправления
(ЛК РФ в редакции ФЗ от
31.12.2005 N 199-ФЗ)

Полномочия Российской
Федерации (ЛК РФ 2006 года)
Статья 84. Полномочия
органов местного
самоуправления в области
лесных отношений

Органы местного
самоуправления
осуществляют
использование, охрану,
защиту и воспроизводство
лесов, расположенных в
границах городских и
сельских населенных
пунктов (за исключением
городов федерального
значения Москвы и Санкт-
Петербурга).
Использование, охрана и
воспроизводство лесов,
расположенных в границах
городов федерального
значения Москвы и Санкт-
Петербурга,
осуществляются с учетом
особенностей организации
местного самоуправления,
установленных федеральным
законом.
Органы местного
самоуправления могут
наделяться отдельными
полномочиями в области
использования, охраны,
защиты лесного фонда и
воспроизводства лесов в
соответствии с
законодательством РФ

Не изменены

1. К полномочиям органов
местного самоуправления в
отношении лесных участков,
находящихся в муниципальной
собственности, относятся:
1) владение, пользование,
распоряжение такими лесными
участками;
2) установление ставок
платы за единицу объема
лесных ресурсов и ставок
платы за единицу площади
такого лесного участка в
целях его аренды;
3) установление ставок
платы за единицу объема
древесины;
4) разработка и
утверждение
лесохозяйственных
регламентов, а также
проведение государственной
экспертизы проектов
освоения лесов;
5) осуществление
муниципального лесного
контроля и надзора в
отношении таких лесных
участков.
2. Органы местного
самоуправления могут
наделяться отдельными
государственными
полномочиями в области
использования, охраны,
защиты, воспроизводства
лесов в порядке,
установленном
законодательством РФ