Файл: ЛК_комм_Пуряев_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1093

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Глава 11. ПЛАТА ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСОВ И ОЦЕНКА ЛЕСОВ


Статья 94. Платность использования лесов


Комментарий к статье 94


Экономический механизм охраны окружающей среды имеет несколько составляющих элементов. Один из них - принцип платности природопользования. Принцип платности природопользования установлен ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Законодатель регламентирует порядок платежей за пользование землей, недрами, участками лесного фонда и другими природными ресурсами в виде налогов, арендной платы и иных форм, предоставленных законом в зависимости от права на использование природного ресурса. Платность использования лесов является основным принципом лесного законодательства в соответствии с подп. 11 ст. 1 настоящего Кодекса.

См. комментарии к ст. 73, 76 настоящего Кодекса.


Статья 95. Оценка лесов


Комментарий к статье 95


Комментируемая статья содержит отсылочное положение на специальный Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В соответствии с указанным Законом должна осуществляться и оценка лесов. Под оценочной деятельностью в соответствии с данным Законом понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, т.е. когда:

одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;

цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями указанного Федерального закона <1>.

--------------------------------

<1> См.: Петрунин С.В. Лесной кодекс РФ: что изменилось, что нового? Комментарий нового документа по главам // Новые законы и нормативные акты. Приложение к "Российской газете". N 48. 2006. С. 101, 102.


Законодатель подчеркивает, что кадастровая стоимость лесных участков и оценка лесов не одно и то же. Кадастровая стоимость должна определяться в порядке, установленном Правительством РФ. Федеральной службой земельного кадастра России была утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель лесного фонда Российской Федерации Приказом от 17 октября 2002 г. N П/336. Данная Методика содержит: определение кадастровой стоимости земель лесного фонда в пределах территорий субъектов РФ; определение базовой оценочной продуктивности 1 га лесных земель; определение базовых оценочных затрат и цены производства древесины на 1 га лесных земель; определение годового расчетного рентного дохода с 1 га лесных земель; расчет кадастровой стоимости 1 га лесных земель; определение кадастровой стоимости земель лесного фонда РФ в пределах территории лесхозов; определение оценочной продуктивности лесных земель; определение оценочных затрат и цены производства древесины на 1 га лесных земель; определение годового расчетного рентного дохода с 1 га лесных земель; определение кадастровой стоимости участков лесных земель в границах лесхозов; расчет кадастровой стоимости участка лесных земель; расчет значения лесной ренты. Указанный нормативный акт подлежит пересмотру, поскольку компетентный орган, определяющий кадастровую стоимость лесных участков, определен в лице Правительства РФ.



Глава 12. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСНОЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР


Статья 96. Государственный лесной контроль и надзор


Комментарий к статье 96


Сфера государственного контроля за состоянием, использованием, охраной лесов претерпела немало изменений.

Практически сразу после реформы федеральных органов исполнительной власти 2004 г. лесхозы лишились полномочий по осуществлению государственного контроля за лесами. Созданному Федеральному агентству лесного хозяйства вменили организацию деятельности государственной лесной охраны, за исключением функций государственного контроля и надзора (см. Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 283). Функции контроля и надзора за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов отнесли к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, у которой лес стал не единственным объектом государственного контроля и надзора, а одним из иных многочисленных объектов: земли, животного мира, недр, вод и т.д. (см. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400).

В связи с принятием нового Лесного кодекса РФ ситуация опять изменилась. Комментируемая статья устанавливает, что государственный лесной контроль и надзор осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных ст. 81 - 83 настоящего Кодекса. В соответствии со ст. 81 ЛК РФ, устанавливающей полномочия органов государственной власти РФ в области лесных отношений, федеральные органы устанавливают порядок осуществления государственного лесного контроля и надзора. Подчеркнем, что установление порядка и непосредственное его осуществление - действия разные. Статья 82, устанавливающая полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений, прямо данную функцию не предусматривает, но ее все же теперь должны осуществлять именно органы субъектов РФ в силу того, что осуществление государственного лесного контроля и надзора отнесено ст. 83 настоящего Кодекса к переданному полномочию РФ органам государственной власти субъектов РФ, осуществляемому за счет субвенций из федерального бюджета. К аналогичному статусу относится функция по установлению перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор. В соответствии с п. 2 ст. 83 ЛК РФ осуществление полномочий может не передаваться органам государственной власти субъектов РФ в отношении лесничеств и лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов РФ, плотность населения которых в 15 раз превышает среднюю плотность населения РФ. Перечень таких лесничеств, лесопарков и перечень таких субъектов РФ утверждаются Правительством РФ, т.е. в указанных случаях это может оставаться полномочием федеральных органов. Статьей 84 настоящего Кодекса предусмотрено осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности. Муниципальному лесному контролю и надзору посвящена специальная ст. 98 настоящего Кодекса.


Постановлением Правительства РФ от 20 марта 2006 г. N 150 было утверждено Положение о государственной лесной охране Российской Федерации. В соответствии с данным Постановлением была создана государственная лесная охрана РФ в структуре Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, отражены ее задачи, обязанности и права. В связи с вышеизложенными новеллами в части компетенций государственных органов данный нормативный акт нуждается в изменении или отмене. В любом случае новый порядок осуществления государственного лесного контроля или надзора должен быть установлен Правительством РФ.


Статья 97. Государственный пожарный надзор в лесах


Комментарий к статье 97


См. комментарии к ст. 52, 53 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 81 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся в том числе: установление правил пожарной безопасности в лесах; осуществление государственного пожарного надзора в лесах. В соответствии со ст. 83 ЛК РФ организация использования лесов, их охраны (в том числе тушения лесных пожаров) на землях лесного фонда относится к полномочиям, переданным РФ органам государственной власти субъектов РФ. В соответствии с п. 2 ст. 83 ЛК РФ осуществление полномочий может не передаваться органам государственной власти субъектов РФ в отношении лесничеств и лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов РФ, плотность населения которых в 15 раз превышает среднюю плотность населения РФ. Перечень таких лесничеств, лесопарков и перечень таких субъектов РФ утверждаются Правительством РФ.


Статья 98. Муниципальный лесной контроль и надзор за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов


Комментарий к статье 98


См. комментарий к ст. 96 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в перечне вопросов местного значения поселения был дополнен полномочием по осуществлению муниципального лесного контроля и надзора. Поселением в соответствии с терминологией данного Федерального закона считается как городское, так и сельское. К сожалению, Кодекс не конкретизирует, какие меры в рамках указанного контроля могут осуществляться. В соответствии со ст. 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В связи с этим, например, возникает вопрос о компетенции муниципального лесного контроля в части производства дел об административных правонарушениях. Так, пункт 4 ст. 1.3 КоАП РФ устанавливает, что в соответствии с определенной структурой федеральных органов исполнительной власти КоАП РФ регламентирует подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти. Статья 22.1 КоАП РФ перечисляет, какие органы уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ. Действующая структура КоАП РФ не предусматривает полномочия местного самоуправления по данным вопросам. Кроме того, ни настоящий Лесной кодекс РФ, ни Закон о его введении в действие не указывают, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, являются задачей или функцией органов местного самоуправления, а поскольку выражение контрольных функций может быть не только посредством привлечения виновных лиц к административной ответственности, то в части их выполнения нужно руководствоваться иными нормативными актами. Казалось бы, в соответствии со ст. 2 ЛК РФ, лесное законодательство теперь может состоять в том числе и из законов субъектов РФ, принимаемых в соответствии с федеральными законами, а не только из федеральных законов, поэтому может стоять вопрос о существовании дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ. Но и в этом случае п. 2 ст. 22.1 не перечисляет органов местного самоуправления как уполномоченных рассматривать административные дела. Ими могут быть только мировые судьи, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов РФ, административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ. Органы местного самоуправления, как избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, таких полномочий не имеют (ст. 2 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").



Глава 13. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


Статья 99. Административная, уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства


Комментарий к статье 99


По сравнению с имеющимся перечнем видов ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, установленным Федеральным законом "Об охране окружающей среды", Лесной кодекс РФ не применяет понятие дисциплинарной ответственности за нарушение лесного законодательства. Остальные три вида ответственности аналогичны: административная, уголовная (ст. 99 ЛК РФ) и имущественная (или возмещение вреда) (ст. 100 ЛК РФ).

Комментируемая статья содержит отсылочную норму к административному и уголовному законодательству РФ. Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Компетенция органов, уполномоченных в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов по соответствующим составам КоАП РФ определена в ст. 23.24, которая в соответствии со ст. 34 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" изложена в новой редакции. Статья 34 указанного Закона вступила в силу со дня введения в действие Лесного кодекса РФ.

Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" внес еще ряд изменений в КоАП РФ, суть которых сводится к следующему.

1. Были откорректированы формулировки КоАП РФ в части как названий статей, так и их содержания в связи с новой терминологической основой Лесного кодекса РФ.

2. Дополнительных статей КоАП РФ по количеству, относящихся к компетенции органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесного фонда, по сравнению с предыдущей редакцией КоАП РФ не появилось.

3. Имеющиеся составы административных правонарушений были изменены редакционно или отменены; в связи с отсутствием норм материального права в ЛК РФ, например, исключение из документации лесорубочных билетов повлекло отмену ч. 2 ст. 8.24 КоАП РФ.

4. Суммы штрафов не изменились, за исключением одного состава ст. 8.24, где произошло увеличение штрафа за нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования как с предоставлением, так и без предоставления лесных участков: на должностных лиц - от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда (прежнее - от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда, за нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок, подсочки древостоев и заготовки второстепенных лесных ресурсов в лесах, не входящих в лесной фонд). Теперь, как видим, нарушение порядка отвода касается всех лесных участков на любых землях и любым правовым способом.


5. Утвержден новый перечень инспекторов, уполномоченных рассматривать дела от имени органов, указанных в КоАП РФ.

Согласно ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. Статья 20 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" внесла изменения в УК РФ, которые вступили в силу со дня введения в действие Лесного кодекса РФ. Санкции ст. 260 и 261 УК РФ не изменились.

Одновременно привлечение лица за одно и то же правонарушение и к уголовной, и к административной ответственности не допускается.


Статья 100. Возмещение вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства


Комментарий к статье 100


Вред в соответствии с гражданским законодательством включает в себя и реальный ущерб, и упущенную выгоду. К имущественной ответственности лицо может быть привлечено независимо от привлечения к административной или уголовной ответственности. Если добровольного возмещения вреда не происходит, его взыскивают в судебном порядке. В соответствии со ст. 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлена обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, компонентом которой в том числе является и лес.

Правительством РФ 21 мая 2001 г. было утверждено Постановление N 388, устанавливающее таксы для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства, которое должно действовать в части, не противоречащей настоящему Кодексу, до принятия постановления Правительства РФ в новой редакции.


Глава 14. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ,

ОХРАНЫ, ЗАЩИТЫ, ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСОВ


Статья 101. Разрешение споров в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов


Комментарий к статье 101


Глава 14 настоящего Кодекса состоит всего из одной-единственной статьи. Комментируемая статья устанавливает общее положение о том, что споры в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов разрешаются в судебном порядке. В судебной практике широко используется понятие "земельные споры". В отличие от нынешней прежняя редакция ЛК РФ предусматривала административный порядок разрешения споров помимо судебного.


Глава 15. ЗАЩИТНЫЕ ЛЕСА И ОСОБО ЗАЩИТНЫЕ УЧАСТКИ ЛЕСОВ


Статья 102. Защитные леса и особо защитные участки лесов


Комментарий к статье 102


В соответствии со ст. 10 настоящего Кодекса леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. Такой подход, как своеобразная альтернатива ранее существовавшим трем группам лесов, дает возможность сравнить ранее существовавшие категории защитности лесов I группы, установленные ст. 56 ЛК РФ 1997 г., и категории защитных лесов, установленные настоящим Кодексом.