Файл: ЛК_комм_Мазуров_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1532

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Разграничение незаконной охоты, наказуемой в уголовном порядке, и административного проступка - нарушения правил охоты следует производить по квалифицирующим признакам состава преступления: причинение крупного ущерба, применение механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов и иных способов массового уничтожения птиц и зверей, а также если деяние совершено в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, либо на территории заповедника, заказника, либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.


Статья 100. Возмещение вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства


Комментарий к статье 100


1.1. Статья 100 ЛК взаимосвязана с частью 2 статьи 99 ЛК. Добровольное возмещение вреда облегчает административную или уголовную ответственность. При отказе от добровольного возмещения вреда он должен быть возмещен принудительно - на основании решения суда.

Вводный закон, изменивший множество ФЗ в связи с принятием нового ЛК, не изменил ФЗ "Об охране окружающей среды". Поэтому его положения подлежат применению и при охране лесов как компонентов окружающей среды.

1.2. В соответствии со статьями 77 - 79 ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.


Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме. Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством.

2. Вред, причиненный нарушением экологического законодательства, в соответствии со статьей 1064 ГК подлежит возмещению виновным лицом в полном объеме независимо от того, причинен ли вред в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности. Исключение составляют случаи, когда вред причинен предприятием, учреждением, организацией, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей природной среды (статья 1079 ГК). В указанном случае ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Лица, совместно причинившие вред, в соответствии с частью первой статьи 1080 ГК несут солидарную ответственность перед потерпевшим. Суд вправе по заявлению потерпевшего и в его интересах возложить на указанных лиц долевую ответственность, исходя из степени вины каждого из них, а при невозможности определить степень вины - исходя из равенства долей (часть вторая статьи 1080, пункт 2 статьи 1081 ГК).

При этом необходимо учитывать, что при совершении экологического преступления несколькими лицами они несут солидарную ответственность за причиненный вред лишь по тем эпизодам, в которых установлено их совместное участие. Суд вправе уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, кроме случаев, когда он причинен действиями, совершенными умышленно (пункт 3 статьи 1083 ГК).

3. Как указано в Постановлении Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 года N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения", размер вреда, подлежащий возмещению, определяется в соответствии с утвержденными таксами и методиками, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

До настоящего времени действовали таксы для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства от 21 мая 2001 года N 388. К региональным нормам относится, например, Методика оценки размера вреда, причиненного окружающей среде повреждением и (или) уничтожением зеленых насаждений на территории города Москвы, утвержденная Постановлением Правительства Москвы от 14 ноября 2006 года N 897-ПП.


В связи с принятием нового ЛК, очевидно, потребуется изменение названных и других актов, а также утверждение такс и методик исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, непосредственно актами Правительства, как того требует часть 2 статьи 100 ЛК, а не "в порядке, установленном Правительством" (как это сформулировано в части 2 статьи 69 ВК для утверждения методики исчисления вреда, причиненного водным объектам).

4. Статья 116 ЛК-97 позволяла Правительству установить "размеры неустоек за нарушение лесохозяйственных требований" при отпуске древесины на корню. Такие неустойки были установлены Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства от 1 июня 1998 года N 551.

Вместе с тем Постановлением Правительства от 21 мая 2001 года N 388 на основании статьи 111 ЛК-97 были утверждены таксы для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации. Наряду с ними действовали соответствующие положения КобАП.

В результате эти нормативные акты устанавливали ответственность, по сути, за одни и те же правонарушения, что противоречило части 5 статьи 4.1 КобАП, согласно которой "никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение", а также правовой позиции Конституционного Суда РФ, имеющей общеобязательный характер и выраженной в Постановлении от 15 июля 1999 года N 11-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и Законов Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции", которым положения данных Законов, предусматривавшие ответственность за различные составы правонарушений, которые недостаточно разграничены между собой, были признаны неконституционными. Причем по смыслу вышеприведенных положений Бюджетного кодекса РФ (см. комментарий к статье 99 ЛК) суммы и штрафа, и неустойки, и таксы подлежали зачислению в один и тот же бюджет.

Положения нового ЛК об ответственности за нарушение лесного законодательства не позволяют Правительству установить неустойки за нарушение лесохозяйственных требований, что означает с 1 января 2007 года недопустимость взыскания неустоек, установленных Постановлением Правительства от 1 июня 1998 года N 551. Кроме того, изменение статьей 34 Вводного закона КобАП потребует, очевидно, соответствующего изменения Такс, утвержденных Постановлением Правительства от 21 мая 2001 года N 388, в целях недопущения совпадения в них составов лесных правонарушений. Например, в настоящее время за незаконную рубку деревьев статья 8.28 КобАП устанавливает штраф для граждан в размере от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда, а Таксы, утвержденные Постановлением Правительства от 21 мая 2001 года N 388, за то же правонарушение - взыскание 50-кратной стоимости незаконно срубленной древесины с возможностью ее увеличения от 2 до 10 раз (в зависимости от места нахождения леса, породы дерева, периода рубки и т.д.).



Глава 14. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ,

ОХРАНЫ, ЗАЩИТЫ, ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСОВ


Статья 101. Разрешение споров в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов


Комментарий к статье 101


Статья 101 ЛК имеет отсылочный характер. Споры в области использования, охраны, защиты или воспроизводства лесов должны рассматриваться и решаться соответствующим арбитражным судом (если спор экономического характера и с участием организации или индивидуального предпринимателя) или судом общей юрисдикции в порядке, установленном соответственно Арбитражным процессуальным кодексом РФ или Гражданским процессуальным кодексом РФ. Возможно обжалование (оспаривание) положения нормативного акта лесного законодательства, в том числе ЛК, в Конституционном Суде РФ <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Мазуров А.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде Российской Федерации". М.: Частное право, 2006.


Судебная практика рассмотрения споров в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в связи с принятием нового ЛК пока отсутствует. В первые месяцы 2007 года возможно, скорее, продолжение рассмотрения арбитражными судами и судами общей юрисдикции лесных дел, возникших до введения в действие нового ЛК (до 1 января 2007 года), чем дел, возникших в связи с нарушением положений нового ЛК. Для формирования устойчивой судебной практики, тем более ее обобщения, необходимо время (вряд ли меньше года).

В некоторых случаях суды, к сожалению, принимают по делам явно необоснованные решения, которые могут быть обжалованы, опротестованы и пересмотрены. Например, в Постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 августа 2005 года констатирована правильность применения судами первой и апелляционной инстанции Инструкции о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства, утвержденной Постановлением Гослесхоза СССР от 22 апреля 1986 года. Между тем данная Инструкция утратила силу задолго до рассмотрения данного дела - с 1 июля 2002 года - согласно статье 4 ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" о том, что "с 1 июля 2002 года на территории Российской Федерации не подлежат применению нормы об административных правонарушениях, содержащиеся в законах и иных нормативных правовых актах Союза ССР".

Ошибки в применении нормативных актов допускает даже Верховный Суд РФ. Например, в своем Постановлении от 6 февраля 2007 года N 7 Верховный Суд РФ сослался на ЛК-97, который к тому времени не действовал уже почти два месяца.

Обычно отсылочные положения о судебном порядке рассмотрения споров завершают текст закона. Структурная особенность ЛК - установление после них положений об использовании и охране отдельных групп лесов (см. комментарии к статьям 102 - 109 ЛК).



Глава 15. ЗАЩИТНЫЕ ЛЕСА И ОСОБО ЗАЩИТНЫЕ УЧАСТКИ ЛЕСОВ


Статья 102. Защитные леса и особо защитные участки лесов


Комментарий к статье 102


1. Защитные леса - это бывшие (по ЛК-97) леса первой группы (см. комментарий к статье 8 Вводного закона).

Согласно части 4 статьи 12 ЛК, на которую ссылается часть 1 комментируемой статьи, защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. Аналогичный запрет в отношении как защитных лесов, так и особо защитных участков леса установлен частью 5 статьи 102 ЛК. Освоение защитных лесов и особо защитных участков леса с отступлением от указанных требований запрещено.

К категориям защитных лесов относятся леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, в водоохранных зонах, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, и ценные леса. К двум последним относятся своеобразные подкатегории защитных лесов (подпункты "а" - "д" пункта 3 части 2 и подпункты "а" - "ж" пункта 4 части 2 статьи 102 ЛК). В отличие от категорий защитных лесов их подкатегории не имеют дополнительных статей в ЛК.

2. Перечень особо защитных участков леса в части 3 статьи 102 ЛК открытый. Их выделение предполагает установление на них более жесткого режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Например, правовой режим берегозащитного участка леса вдоль того или иного водного объекта (пункт 1 части 3 статьи 102 ЛК), то есть расположенного в пределах его береговой полосы, должен быть строже, чем правовой режим лесов, расположенных в водоохранных зонах (пункт 2 части 2 статьи 102, статья 104 ЛК).

О различных категориях защитных лесов и особо защитных участках лесов см. также комментарии к статьям 103 - 108 ЛК. Об отнесении лесов к различным группам см. комментарий к статье 108 ЛК.


Статья 103. Правовой режим лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях


Комментарий к статье 103


Указанные в комментируемой статье леса располагаются на категории земель особо охраняемых территорий и объектов (не на ЗЛФ), которые могут находиться не только в федеральной собственности. Правовой режим защитных лесов, расположенных на особо охраняемой природной территории, определяется комментируемой статьей, другими положениями ЛК, а также законодательством об особо охраняемых природных территориях, прежде всего одноименным ФЗ в редакции статьи 18 Вводного закона (см. комментарий к ней). Правила подготовки и заключения договора аренды земельного участка национального парка утверждены Постановлением Правительства от 26 января 2007 года N 47.