Файл: ЛК_комм_Мазуров_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1527

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В Москве городские леса находятся под действием Закона Москвы "О защите зеленых насаждений", который распространяется на защиту не только городских лесов, но и отдельных деревьев и кустарников вне лесов.

6. Последней категорией защитных лесов (в перечислении в статье 102 ЛК) являются леса, расположенные в зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Использование и охрана лесов на таких зонах, являющихся разновидностью земель особо охраняемых территорий и объектов, регулируется ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" и более подробно - Положением об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденным Постановлением Правительства от 7 декабря 1996 года N 1425 (в редакции от 19 июля 2006 года).

Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными ОГВ субъектов РФ.

В пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны защите подлежат, в частности, леса, лесопарки, курортные парки и другие зеленые насаждения, имеющие лечебно-оздоровительные свойства и выполняющие санитарно-гигиенические функции. Вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода за лесом и санитарных рубок, и другое использование земельных участков, лесных угодий и водоемов, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества природных лечебных ресурсов лечебно-оздоровительной местности и курорта федерального значения, запрещается.

Границы округа санитарной или горно-санитарной охраны совпадают с внешними границами третьей зоны, а при ее отсутствии или совпадении на отдельных участках с границами второй либо первой зоны - с внешними границами этих зон. Границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством по совместному представлению органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится лечебно-оздоровительная местность (курорт), и Минздравсоцразвития РФ. В случае, когда округ санитарной или горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности или курорта федерального значения распространяется на территории двух или более субъектов РФ, предложения по установлению его границ и режима функционирования согласовываются с соответствующим органом исполнительной власти каждого субъекта РФ.


В составе округа выделяется до трех зон. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, не имеющих на своей территории гидроминеральной базы, месторождений лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, требующих строгой охраны, количество зон может быть сокращено до двух (второй и третьей), а для лечебно-оздоровительных местностей, которые представляют собой незаселенные и неосвоенные территории, - до одной (второй) зоны. Округа санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, имеющие в своем составе одну (вторую) зону, по мере освоения территории в курортных целях корректируются с выделением в их пределах третьей зоны.

7. Во всех лесах, выполняющих функции защиты объектов, указанных в пункте 3 части 2 статьи 102 ЛК, независимо от нормативных актов, приведенных в комментируемой статье, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17 ЛК (см. комментарий к ней), и случаев установления правового режима зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса.

Выборочные рубки лесных насаждений в таких лесах проводятся только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений. Дополнительные особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства таких лесов должны быть установлены уполномоченным ФОИВ (части 1, 2 и 4 статьи 105 ЛК).


Статья 106. Правовой режим ценных лесов


Комментарий к статье 106


1. Согласно статье 102 (часть 4) ЛК к ценным лесам относятся государственные защитные лесные полосы; противоэрозионные леса; леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; леса, имеющие научное или историческое значение; орехово-промысловые зоны; лесные плодовые насаждения; ленточные боры.

Защитные лесные полосы и противоэрозионные леса должны располагаться на землях сельскохозяйственного назначения, а также особо охраняемых территорий и объектов. По терминологии ЗК это лесные насаждения в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенные для обеспечения защиты земель от вредных природных, антропогенных и техногенных явлений (статья 77), и защитные леса в составе земель природоохранного назначения (подпункт 3 пункта 1 статьи 97 ЗК). Режим использования таких лесов может быть установлен ФЗ, законами субъектов РФ и нормативными актами ОМС (пункт 2 статьи 97 ЗК).

Исключение подпункта 2 пункта 2 статьи 40 ЗК лишило собственников земельных участков сельскохозяйственного назначения права собственности на лесные насаждения на такой земле (см. комментарий к статье 33 Вводного закона), а вместе с ним - и права их рубки без соблюдения актов лесного законодательства. От вырубки лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения предостерегает и Концепция Федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы", утвержденная распоряжением Правительства от 1 октября 2005 года N 1564-р, в которой говорится:


"Прогрессирующая деградация почв в Российской Федерации остается одной из самых острых проблем земледелия.

Одной из причин этого является сокращение лесов вместе с усилением техногенного воздействия. Это изменило структуру тепло- и влагообмена, нарушило рациональный баланс агроландшафтов, ослабило их регуляторно-восстановительный потенциал. Поступающая солнечная энергия уже большей частью расходуется не на синтез органического вещества, а на перегрев и обезвоживание сельскохозяйственных угодий, что ведет к опустыниванию территорий...

Средняя урожайность сельскохозяйственных культур под защитой лесных полос выше, чем на открытых полях, для зерновых культур на 18 - 23 процента, технических - на 20 - 26 процентов, кормовых - на 29 - 41 процент.

Исходя из этого, защитное лесоразведение следует рассматривать как важную государственную задачу, решение которой в комплексе с гидротехническими, агротехническими и другими приемами будет способствовать сохранению и восстановлению плодородия почв земель и агроландшафтов как национального достояния России.

В целях получения максимального эффекта от защитного лесоразведения в 2006 - 2010 годах требуется создать защитные лесные насаждения на площади 759 тыс. гектаров, в том числе полезащитные лесные полосы (ветрорегулирующие) - на площади 336 тыс. гектаров, противоэрозионные овражно-балочные насаждения - на площади 232 тыс. гектаров, пастбищно-защитные фитомелиоративные насаждения - на площади 191 тыс. гектаров; провести рубки ухода в защитных лесных насаждениях I - V классов возраста на площади 20 тыс. гектаров, осуществить реконструкцию и ремонт существующих лесных насаждений на площади 0,8 тыс. гектаров".

Можно также добавить, что без лесов высыхают (мелеют) водные объекты.

2. Отнесение лесов к ценным и установление их границ должно осуществляться уполномоченным ФОИВ (пункт 39 статьи 81 ЛК). Принятие решения об отнесении леса к ценному повлечет распространение на него действия части 1 статьи 106 ЛК, запрещающей в ценных лесах сплошные рубки лесных насаждений. Однако сплошные рубки могут проводиться и в ценных лесах - разновидности защитных лесов, - если разрешенные в них выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими указанных полезных функций (часть 4 статьи 17 ЛК).

Примером установления защитной лесной полосы является Постановление Совета Министров РСФСР от 16 мая 1959 года N 798 "Об установлении защитных полос в северной части притундровых лесов", которое предписывало установление защитных полос лесов на территории Мурманской, Архангельской, Тюменской и Камчатской областей, Красноярского края, республик Коми и Якутии в пределах от 30 до 150 км, а также защитную полосу шириной 3 км вдоль побережья Белого моря и Онежского залива в Северодвинском и Онежском лесхозах в Архангельской области.


Дополнительные особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства ценных лесов предстоит установить уполномоченному ФОИВ (часть 2 статьи 106 ЛК).


Статья 107. Правовой режим особо защитных участков лесов


Комментарий к статье 107


К особо защитным участкам лесов статья 102 (часть 3) ЛК относит:

1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;

2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;

3) постоянные лесосеменные участки;

4) заповедные лесные участки;

5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;

6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;

7) другие особо защитные участки лесов.

Таким образом, перечень особо защитных участков леса открытый.

Часть 4 статьи 102 ЛК допускает выделение особо защитных участков только в защитных и эксплуатационных лесах. Однако часть 1 статьи 107 ЛК допускает их выделение и в резервных лесах. Следовательно, особо защитные участки могут быть выделены в любых лесах.

Выделение особо защитных участков лесов и установление их границ, а также особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо защитных участках, должны быть установлены уполномоченным ФОИВ (пункт 39 статьи 81, часть 4 статьи 107 ЛК). Критерием таких установлений является часть 5 статьи 102 ЛК, согласно которой на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. До их установления на территории РФ продолжает действовать, например, подпункт "е" пункта 11 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 15 сентября 1958 года N 1045, запрещающий производить заготовку древесины (кроме заготовок в порядке рубок ухода за лесом, санитарных и лесовосстановительных выборочных рубок) в запретных полосах лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, а также в находящихся на расстоянии менее трех километров от берега водоема лесах в районах расположения заводов и хозяйств по разведению осетровых и лососевых рыб. Перечень таких водоемов утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 26 октября 1973 года N 554 (с последующими дополнениями). Леса на таких территориях могут относиться к заповедным лесным участкам либо к другим особо защитным участкам ценных лесов (пункт 7 части 3 статьи 102 ЛК). В ЗК они именуются "запретные и нерестоохранные полосы" в составе земель особо охраняемых территорий и объектов (подпункт 2 пункта 1 статьи 97 ЗК), в ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" - рыбоохранными зонами и рыбохозяйственными заповедными зонами (статьи 48 и 49), порядок установления которых Правительством не определен. На той их части, которая попадает в 200-метровую прибрежную защитную полосу водоохранной зоны озера или водохранилища, имеющего особо ценное рыбохозяйственное значение (в том числе места нереста рыб), действуют также ограничения использования водоохранных зон и их прибрежных защитных полос, установленные статьей 65 ВК (см. комментарий к статье 104 ЛК). Некоторые особенности использования и охраны особо защитных участков лесов установлены частями 2 и 3 комментируемой статьи.


В настоящее время действуют Основные положения по выделению особо защитных участков леса, утвержденные Приказом Рослесхоза от 30 декабря 1993 года N 348, которые потребуется заменить в связи с принятием нового ЛК. До замены они применяются в части, не противоречащей ЛК и Вводному закону.


Глава 16. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ЛЕСА, РЕЗЕРВНЫЕ ЛЕСА


Статья 108. Эксплуатационные леса


Комментарий к статье 108


Положения комментируемой статьи имеют отсылочный характер.

Отнесение лесов к эксплуатационным, а равно к резервным и выделение особо защитных участков леса, в том числе в эксплуатационных лесах (часть 4 статьи 102 ЛК), отнесено к полномочиям федеральных ОГВ (пункты 39 и 41 статьи 81 ЛК). Данные положения ЛК предполагают определение ФОИВ, уполномоченного на отнесение лесов к группам. Постановление Правительства от 15 сентября 1997 года N 1169 (в редакции от 4 мая 2005 года) возлагало указанное полномочие на Рослесхоз.


Статья 109. Резервные леса


Комментарий к статье 109


Резервные леса - своеобразные леса запаса, по аналогии с землями запаса, использование которых допускается только после их перевода в другую категорию земель (пункт 2 статьи 103 ЗК). Использование резервного леса допускается только после его отнесения в установленном порядке к эксплуатационным или защитным лесам (часть 3 статьи 109 ЛК), то есть тогда, когда он уже не резервный.

Резервный лес выделяется по критерию "непланирования" заготовки в нем древесины в ближайшие 20 лет после его выделения. Резервные, как и защитные и эксплуатационные леса, должны выделяться уполномоченным ФОИВ.

Текстуальный запрет только заготовки древесины в лесах, отнесенных к резервным (часть 1 статьи 109 ЛК), не означает разрешение их использования в других целях. Часть 3 статьи 109 ЛК запрещает любое использование резервных лесов, в том числе проектирование в них лесных участков. Использование леса, числящегося по документам резервным, является нарушением лесного законодательства. В резервных лесах фактически возможно только неконтролируемое пребывание граждан (статья 11 ЛК).

Резервные леса по истечении 20 лет могут быть либо вовлечены в использование, либо в установленном порядке вновь признаны резервными еще на 20 лет. Но отнесение резервного леса к эксплуатационному или защитному в установленном порядке отменит мораторий на его использование.

В связи с возможностью вовлечения резервных лесов в использование через 20 лет часть 2 статьи 109 ЛК предписывает их авиационную охрану, в том числе от пожаров. Упоминание в статье 109 ЛК только авиационных работ по охране и защите резервных лесов указывает на то, что резервные леса, не подлежащие какому-либо использованию, должны находиться в труднодоступных районах.

Таким образом, положения статьи 109 ЛК означают, что резервный лес рассматривается исключительно как подлежащая охране и поддержанию в естественном природном состоянии экологическая система, а не как допустимый к использованию природный ресурс (см. также комментарий к статье 7 ЛК).