ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 1525
Скачиваний: 2
Дополнительные особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на таких территориях должны быть установлены уполномоченным ФОИВ на основании части 6 комментируемой статьи.
Создание особо охраняемых природных территорий, которое, как правило, невозможно без леса, является традиционной и эффективной формой охраны лесов. С этой целью распоряжением Правительства от 23 мая 2001 года N 725-р утвержден Перечень государственных природных заповедников и национальных парков, которые предусматривается организовать на территории Российской Федерации в 2001 - 2010 годах. Уже принято Постановление Правительства от 21 января 2006 года N 27 "Об учреждении Государственного природного заповедника "Кологривский лес" (на территории Костромской области). Планируется образование заповедников "Бузулукский бор", "Ставропольский лесостепной" и др. Готовится заключение соглашения с Украиной о создании трансграничного резервата в составе биосферного заповедника "Брянский лес" и др.
О правовом режиме лесов на особо охраняемых природных территориях см. также комментарий к статье 18 Вводного закона.
Статья 104. Правовой режим лесов, расположенных в водоохранных зонах
Комментарий к статье 104
В соответствии со статьей 65 ВК, действующего, как и новый ЛК, с 1 января 2007 года, водоохранная зона отсчитывается от береговой линии ("кромки воды") водного объекта. Ширина водоохранных зон рек протяженностью до 10 км составляет 50 м, от 10 до 50 км - 100 м, свыше 50 км - 200 м. Ширина водоохранной зоны озера и водохранилища составляет 50 м, моря - 500 м, каналов - совпадает с полосами отвода для этих каналов.
Вместе с тем для озер и водохранилищ (не рек), имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение, ширина прибрежной защитной полосы - части водоохраной зоны - составляет 200 м, поэтому их водоохранная зона не может быть меньше. Для озер и водохранилищ с акваторией менее 0,5 кв. км, а также для прудов и обводненных карьеров водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы не установлены; соответственно около них нет ограничений в использовании лесов, действующих в отношении водоохранных зон.
Согласно статье 63 ВК в редакции статьи 39 Вводного закона использование, охрана, защита и воспроизводство лесов в водоохранных зонах осуществляются в соответствии с лесным законодательством. Тем самым ВК "самоустранился" от установления таких правил. В связи с этим запрещение в лесах водоохранных зон - разновидности защитных лесов - сплошных рубок лесных насаждений и использование токсичных препаратов для охраны и защиты лесов (часть 1 статьи 104 ЛК) статьей 65 ВК "Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы" не включены в перечень видов деятельности, запрещенных в водоохранных зонах. Но они запрещены комментируемой статьей ЛК фактически в дополнение к статье 65 ВК. Запрещение в лесах водоохранных зон сплошных рубок лесных насаждений обусловлено тем, что без леса по берегам водные объекты могут обмелеть.
Особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов водоохранных зон должны быть установлены уполномоченным ФОИВ (часть 2 статьи 104 ЛК). Такие особенности не могут противоречить запретам, установленным частью 1 статьи 104 ЛК и статьей 65 ВК.
Статья 105. Правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов
Комментарий к статье 105
1. К лесам, которым посвящена комментируемая статья, относятся леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, защитные полосы лесов, расположенные вдоль государственных железнодорожных путей и автомобильных дорог, зеленые зоны и лесопарки, городские леса, а также леса, расположенные в зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов (пункт 3 части 2 статьи 102 ЛК).
Статья 105 (часть 3) ЛК устанавливает запреты осуществления некоторых видов деятельности лишь для зеленых зон и лесопарков. Особенности же использования, охраны, защиты и воспроизводства иных лесов, выполняющих функции защиты объектов, указанных в пункте 3 части 2 статьи 102 ЛК, а также определения местоположения таких лесов до их установления уполномоченным ФОИВ во исполнение части 4 статьи 105 ЛК требуют обращения к иным нормативным актам.
2. Зоны санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения во исполнение ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 года N 10. ЗСО подразделяются на три пояса и определяются в зависимости от того, является источник подземным или поверхностным.
Для подземных источников граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод; границы второго и третьего поясов должна определяться гидродинамическими расчетами.
Для поверхностных источников границы первого пояса устанавливаются с учетом конкретных условий в следующих пределах:
а) для водотоков (реки, ручьи, каналы):
вверх по течению - не менее 200 м от водозабора;
вниз по течению - не менее 100 м от водозабора;
по прилегающему к водозабору берегу - не менее 100 м от линии уреза воды летне-осенней межени;
в направлении к противоположному от водозабора берегу при ширине реки или канала менее 100 м - вся акватория и противоположный берег шириной 50 м от линии уреза воды при летне-осенней межени, при ширине реки или канала более 100 м - полоса акватории шириной не менее 100 м;
б) для водоемов (водохранилища, озера) граница первого пояса должна устанавливаться в зависимости от местных санитарных и гидрологических условий, но не менее 100 м во всех направлениях по акватории водозабора и по прилегающему к водозабору берегу от линии уреза воды при летне-осенней межени.
Граница второго пояса водотока ниже по течению составляет не менее 250 м от водозабора. Боковые границы второго пояса от уреза воды при летне-осенней межени должны быть расположены на расстоянии:
а) при равнинном рельефе местности - не менее 500 м;
б) при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1000 м при крутом.
Граница второго пояса на водоемах должна быть удалена по акватории во все стороны от водозабора на расстояние 3 км - при наличии нагонных ветров до 10% и 5 км - при наличии нагонных ветров более 10%.
На территории первого пояса зон санитарной охраны как подземных, так и поверхностных источников водоснабжения не допускаются посадка высокоствольных деревьев и все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений. На территории второго пояса подземных источников не допускается сплошная рубка, поверхностных источников - использование лесных угодий в пределах прибрежной полосы, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества воды источника водоснабжения.
3.1. В соответствии с ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" защитные полосы лесов вдоль железнодорожных путей и других объектов железнодорожного транспорта относятся к полосам отвода железных дорог.
Правила установления полос отвода железных дорог утверждены Постановлением Правительства от 12 октября 2006 года N 611. В соответствии с ними утвердить нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, и нормы расчета охранных зон железных дорог в 3-месячный срок обязывалось Министерство транспорта РФ. До настоящего времени действовали нормы и правила проектирования отвода земель для железных дорог, утвержденные указанием МПС России от 24 ноября 1997 года N С-1360-у; ОСТ 32.66-96, утвержденный указаниями МПС от 5 марта 1997 года, устанавливавший требования к защитным лесным насаждениям на полосах отвода железных дорог, а также ГОСТ 17.5.3.02-90 "Охрана природы. Земли. Нормы выделения на землях государственного лесного фонда защитных лесов вдоль железных и автомобильных дорог".
Организации железнодорожного транспорта в границах полосы отвода в местах прилегания к сельскохозяйственным угодьям обязаны не допускать разрастание сорной древесно-кустарниковой растительности, а в местах прилегания к лесным массивам - скопление сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов. Обязательно отделение границы полосы отвода от опушки естественного леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
Земельные участки (их части), расположенные вдоль полосы отвода, могут быть включены в границы охранной зоны железных дорог (далее - охранная зона) в случае прохождения железнодорожных путей по лесам, выполняющим функции защитных лесонасаждений, в том числе по лесам в поймах рек и вдоль поверхностных водных объектов, а также по лесам, где сплошная вырубка древостоя может отразиться на устойчивости склонов гор и холмов и привести к образованию оползней, осыпей, оврагов или вызвать появление селевых потоков и снежных обвалов (лавин), повлиять на сохранность, устойчивость и прочность железнодорожных путей. В границах охранных зон может быть запрещена или ограничена вырубка древесной и кустарниковой растительности.
3.2. Защитные полосы лесов вдоль автомобильных дорог должны относиться к полосам их отвода. Нормы отвода земель для автомобильных дорог утверждены Постановлением Госстроя СССР от 19 декабря 1974 года N 248, которые в РФ действуют и в настоящее время.
Правила установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденные Постановлением Правительства от 1 декабря 1998 года N 1420, предусматривают такие полосы с каждой стороны дороги не менее 50 м (в зависимости от категории дороги). В соответствии с ними решения о предоставлении участков в пределах таких полос и рубка ДКР на них, необходимая для строительства, согласуются органами управления дорогой и ГИБДД.
4. В соответствии со статьей 86 ЗК зеленая зона - это часть пригородной зоны, которая выполняет санитарные, санитарно-защитные и рекреационные функции и в границах которой запрещается деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую среду. Границы и правовой режим пригородных (в том числе зеленых) зон должны утверждаться законами: для Москвы и Санкт-Петербурга - ФЗ, для других городов - законами субъектов РФ. Однако утверждение изменения границ Москвы и Санкт-Петербурга (что объективно влечет изменение их зеленых зон) осуществляется по решению Совета Федерации, то есть без принятия ФЗ Государственной Думой.
Еще 16 июня 1997 года было принято Постановление Правительства "О создании и развитии пригородных зеленых зон г. Москвы и городов Московской области". Оно поручало правительствам Москвы и Московской области утвердить положение о пригородных зеленых зонах г. Москвы и городов Московской области. Однако совместным Постановлением Правительств Москвы и Московской области от 18 мая 1999 года был одобрен лишь проект такого положения. Действующий же с ноября 2001 года ЗК требует установления таких зеленых зон ФЗ. Но ФЗ о пригородных зеленых зонах Москвы и Санкт-Петербурга до сих пор не только не принят, но и не числится среди внесенных в Государственную Думу. Не было принято аналогичного нормативного акта также ОГВ Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Все это не могло не сказаться отрицательно на состоянии зеленых зон и способствовало застройке прилегающих к Москве и Санкт-Петербургу земель и вырубке лесов на них.
Вместе с тем пункт 6 статьи 86 ЗК в редакции статьи 33 Вводного закона запрещает перевод ЗЛФ, на которых расположены зеленые зоны и лесопарки (если и те, и другие определены в установленном порядке), в земли иных категорий, что способствует их охране. Кроме того, в части, не противоречащей ЛК, может действовать Закон Московской области от 29 июля 2003 года (с последующими изменениями) "О пригородных зеленых зонах городов Московской области", поскольку он действует не в отношении Москвы (Москва - не город Московской области, а самостоятельный субъект РФ), а в отношении других городов на территории Московской области: Верея, Раменское, Руза, Серпухов и др.
Границы и правовой режим зеленых зон других городов России, в том числе столиц (административных центров) субъектов РФ, должны устанавливаться законами соответствующих субъектов РФ (пункт 3 статьи 86 ЗК), а не иными актами. Однако в настоящее время в РФ нет ни одного субъекта РФ, в котором зеленые зоны его городов были бы установлены законом. Законы субъектов РФ лишь упоминают об установлении зеленых зон, но непосредственно не устанавливают их.
Что касается лесопарков, то пункт 6 статьи 86 ЗК рассматривает их как разновидность ЗЛФ, а пункт 2 статьи 98 ЗК - как разновидность земель рекреационного назначения в составе другой категории земель - земель особо охраняемых территорий и объектов. Полагаем, что в связи с принятием нового ЛК лесопарки за пределами земель населенных пунктов следует рассматривать как находящиеся на ЗЛФ.
Возможно, в связи с неопределенностью статуса зеленых зон и лесопарков статья 105 (часть 3) ЛК непосредственно установила запрещенные в них виды деятельности, что не предусмотрено ею для других лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов:
1) использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;
2) ведение охотничьего хозяйства;
3) ведение сельского хозяйства;
4) разработка месторождений полезных ископаемых;
5) размещение объектов капитального строительства, за исключением лесных троп и гидротехнических сооружений.
Пункт 5 части 3 статьи 105 ЛК запрещает размещение в зеленых зонах и лесопарках даже линейных объектов, необходимых городу (дорог, ЛЭП и др.). Но такой запрет действует в том случае, если граница зеленой зоны или лесопарка определена в установленном порядке, что, как показано выше, не сделано, и допускает размещение таких линейных объектов.
5. Городские леса - самостоятельная категория защитных лесов. Статьей 102 ЛК они отделены от зеленых зон и лесопарков. Городские леса могут располагаться только на землях городских населенных пунктов. Леса же зеленых зон и лесопарки находятся за границами городов. Городские леса должны относиться к зонам рекреационного назначения (пункт 9 статьи 85 ЗК, часть 11 статьи 35 ГСК). Исключение земельных участков из состава городских лесов и включение в состав городских лесов лесопригодных земель (обычно заросших ДКР) должно осуществляться городскими ОМС (см., например, Постановление мэра г. Ростова-на-Дону от 30 января 2007 года "Об утверждении проекта городских лесов г. Ростова-на-Дону").
Поскольку городские леса не могут находиться на ЗЛФ, на лесные участки в их составе допускается право собственности любого публичного образования (РФ, субъекта РФ, городского поселения) или лица (физического или юридического). В отношении городских лесов не установлены запреты, аналогичные установленным в отношении зеленых зон и лесопарков за пределами городов. Поэтому с принятием нового ЛК создаются условия для их вырубки и застройки. Ранее этому препятствовал ЛК-97, который допускал использование городских лесов лишь для отдыха населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий и сохранения экологической обстановки (статья 133). Указанные цели использования лесов означали недопустимость выделения из городских лесов отдельных участков и передачу их конкретным лицам под застройку для своих целей. Действующий же ЛК запрет на размещение в городском лесу объектов капитального строительства не установил и, распространив на занятые городскими лесами земли земельное законодательство, позволил распоряжаться участками городских лесов, на которые не разграничена государственная собственность, ОМС городских населенных пунктов, а в столицах субъектов РФ - органам исполнительной власти субъектов РФ (см. комментарий к статье 10 Вводного закона).