Файл: ЛК_комм_Мазуров_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1478

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

До перевода ЗЛФ в земли иной категории они не могут находиться в частной собственности, собственности субъекта РФ либо муниципальной собственности. Земельные участки в составе лесного фонда отчуждению не подлежат (пункт 8 статьи 28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"). Об отграничении ЗЛФ от других категорий земель и их переводе в другие категории земель см. комментарии к статье 38 Вводного закона и статье 6 ЛК.

Что касается права собственности на лесные участки из состава ЗЛФ, то они, как и ЗЛФ в целом, могут находиться только в федеральной собственности (см. комментарий к статье 8 ЛК).

2. Нельзя не заметить, что комментируемая статья содержит положение отнюдь не переходного характера, которое закону о введении кодекса в действие не свойственно. Фактически оно дублирует часть 1 статьи 8 ЛК, согласно которой в федеральной собственности находятся лесные участки только на ЗЛФ.

Весьма показательно, что инициаторы и разработчики нового ЛК рассматривали федеральную собственность на ЗЛФ именно как временное явление. В разработанных Минэкономразвития под руководством Г. Грефа и внесенных в Государственную Думу проектах ЛК и Вводного закона в первоначальной редакции содержались положения, которые предусматривали сохранение федеральной собственности на ЗЛФ лишь до принятия ФЗ о передаче лесных участков из состава ЗЛФ в собственность частных лиц, в том числе иностранных, и запрещали перевод в другие категории земель лесных участков, находящихся в частной собственности. Принятие таких положений могло привести к невосполнимым потерям в результате вырубки лесов. В связи с протестами общественности в окончательной редакции ЛК и Вводного закона данные положения не были воспроизведены.

3. Отнесение ЗЛФ исключительно к федеральной собственности еще недавно не воспринималось как само собой разумеющееся и ОГВ некоторых субъектов РФ.

Так, в связи с принятием ЛК-97, который, как и комментируемая статья, относил весь лесной фонд к федеральной собственности, Администрация Хабаровского края и Правительство Республики Карелия (возможно, главные лесные субъекты РФ, граничащие соответственно с Китаем и Финляндией) обратились в Конституционный Суд РФ с запросом, в котором оспаривались, наряду с указанным, и многие другие положения ЛК-97. По их мнению, отнесение Конституцией (статьей 72) вопросов владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами, разграничения государственной собственности и лесного законодательства к совместному ведению РФ и ее субъектов обязывали федерального законодателя предоставить право собственности на леса не только РФ, но и субъектам РФ.

В связи с данными запросами Конституционный Суд РФ принял Постановление от 9 января 1998 года N 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации, которым установил, что, "допуская возможность нахождения природных ресурсов в различных формах собственности, Конституция Российской Федерации вместе с тем не обязывает к тому, чтобы лесной фонд как особая часть лесных природных ресурсов находился в этих различных формах собственности", и что "Конституция Российской Федерации не предопределяет и обязательной передачи лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации". ЛК-97 был признан соответствующим Конституции.


Чуть позже - Постановлением от 7 июня 2000 года N 10-П - Конституционный Суд РФ, основываясь на Постановлении от 9 января 1998 года N 1-П, постановил:

"Признать положение части первой статьи 16 Конституции Республики Алтай, согласно которому земля, недра, леса, растительный и животный мир, водные и другие природные ресурсы являются достоянием (собственностью) Республики Алтай, как допускающее признание за Республикой Алтай права собственности на все природные ресурсы, находящиеся на ее территории, не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 4 (части 1 и 2), 9, 15 (часть 1), 36, 72 (пункты "в" и "г" части 1) и 76 (части 2 и 5).

При этом с Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не снимается вытекающая из статей 9, 72 (пункты "в", "д") и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации обязанность в установленном федеральным законом порядке гарантировать использование и обеспечивать охрану земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории".

Исходя из этого, оспаривать право федеральной собственности на ЗЛФ, фактически подтвержденное новым ЛК, бесперспективно.


Статья 4


Комментарий к статье 4


1. В соответствии со статьей 42 ЛК-97 лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет должны были выдаваться лесопользователям ежегодно, на срок до одного года. Поэтому часть 1 комментируемой статьи касается билетов и ордеров, выданных в 2006 году. Срок их действия истекает в соответствующую дату 2007 года. Именно для таких лесорубных билетов, выданных на основании договоров аренды участков лесного фонда для заготовки древесины, пригодна статья 20 ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год", согласно которой минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, установленные Постановлением Правительства от 19 февраля 2007 года N 127, применяются в 2007 году с коэффициентом 1,8.

До истечения срока действия билетов и ордеров ранее заключенные договоры аренды и безвозмездного пользования участками лесного фонда, на основании которых и выдавались билеты и ордера, должны быть приведены в соответствие с новым ЛК (часть 2 комментируемой статьи). Исключение сделано лишь для осуществления на основании билета или ордера краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ, и только на период до 1 января 2008 года (см. комментарий к статье 12 Вводного закона).

Каким образом возможно привести в соответствие с новым ЛК договор, заключенный в соответствии с отмененным ЛК, при том что правила заключения договоров по ЛК-97 и новому ЛК различны? Ведь часть 3 комментируемой статьи устанавливает, что для приведения договора аренды или безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с новым ЛК арендатор (пользователь) должен подать заявление о предоставлении лесного участка в аренду или в безвозмездное срочное пользование, на основании которого заключается договор соответственно аренды или безвозмездного срочного пользования лесным участком. А заключение таких договоров возможно только в соответствии с новым ЛК.


Таким образом, приведение договоров аренды или безвозмездного срочного пользования участками лесного фонда в соответствие с новым ЛК невозможно без заключения новых договоров в соответствии с новым ЛК, что, в свою очередь, тоже вряд ли возможно до утверждения Правительством примерной формы договора (часть 5 статьи 74 ЛК) и ставок арендной платы за пользование лесным участком (часть 4 статьи 73 ЛК). Причем до перезаключения договора арендатору придется провести кадастровый учет лесного участка (часть 2 статьи 72 ЛК).

Очевидно, сознавая невозможность прекращения лесопользования, Рослесхоз предложил до принятия соответствующего постановления Правительства определять размер платы по договору аренды лесного участка исходя из статьи 614 ГК, но ниже ставок, утвержденных Приказом Рослесхоза от 25 августа 2006 года N 155 (письма Рослесхоза от 2 и 7 февраля 2007 года).

2. В соответствии со статьей 83 (пункт 2 части 1) ЛК предоставление лесных участков в аренду или безвозмездное пользование на ЗЛФ передано ОГВ субъектов РФ.

В связи с тем, что к договорам аренды применяются положения ГК об аренде (часть 3 статьи 71 ЛК), арендаторы лесных участков, действие договоров аренды у которых закончится до утверждения Правительством примерной формы договора, намеренные заключить такой договор, вправе продолжить свое лесопользование на основании статьи 621 (пункт 2) ГК, согласно которому, "если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок". А арендодатель - лесхоз - возразить не сможет в связи с его ликвидацией (см. комментарий к статье 11 Вводного закона). Поэтому претензии к таким арендаторам со стороны контрольно-надзорных, налоговых и других органов, вызванные невозможностью заключения новых договоров аренды и продолжением лесопользования, и привлечение их к ответственности являются необоснованными в связи с отсутствием необходимого элемента состава правонарушения - вины арендатора. Привлечение к ответственности без вины не допускается. Вина за невозможность заключения новых договоров аренды лесных участков есть не у арендатора, а у Российской Федерации, своими нормативными актами и (или) их несвоевременным принятием сделавшей временно невозможным заключение новых договоров аренды лесных участков.

3. Арендатор (гражданин или организация, предприниматель), заключивший новый договор аренды лесного участка в указанном порядке для заготовки недревесных лесных ресурсов (статья 33 ЛК), пищевых лесных ресурсов или сбора лекарственных растений (статья 34 ЛК), использования леса для охоты (статья 36 ЛК), ведения сельского хозяйства (статья 38 ЛК), выращивания лесных, плодовых, ягодных, декоративных, лекарственных растений (статья 39 ЛК), научно-исследовательской или образовательной деятельности (статья 40 ЛК), вправе осуществлять меры пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах, мероприятия по уходу за лесами, а также лесовосстановление в пределах, установленных законодательством и договором аренды участка ЛФ, действовавшими до дня введения в действие Лесного кодекса РФ. Данное положение части 4 статьи 4 Вводного закона вопреки его статьям 4 (части 2) и 12 сохраняет для таких арендаторов действие не только соответствующих положений ЛК-97, но и ранее заключавшихся договоров аренды, позволяя выбирать выгодные им (но не всегда лесам, обществу и государству) положения о пожарной и санитарной безопасности в лесах, мероприятиях по уходу за лесами и лесовосстановлению. Но "вправе" в данном случае не означает право отказа от их осуществления: речь идет лишь о праве выбора между прежними и новыми правилами при принципиальном сохранении обязанностей по уходу за лесами. При этом такое право не предоставлено арендаторам, заключающим договоры аренды для заготовки древесины (статья 29 ЛК), живицы (статья 31 ЛК), недревесных лесных ресурсов в порядке предпринимательской деятельности (статья 32 ЛК), использования лесов для рекреационной деятельности (статья 41 ЛК), создания и эксплуатации лесных плантаций (статья 42 ЛК), выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых (статья 43 ЛК), строительства и эксплуатации водных объектов и гидротехнических сооружений (статья 44 ЛК), строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов (статья 45 ЛК), переработки древесины и иных лесных ресурсов (статья 46 ЛК), религиозной деятельности (статья 47 ЛК), а также для использования лесов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности КМН (статья 48 ЛК): все указанные арендаторы обязаны осуществлять меры пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах, мероприятия по уходу за лесами и лесовосстановление только по правилам нового ЛК, принятых в соответствии с ним нормативных актов, а также согласно вновь заключенным договорам аренды. Кроме того, права всех прежних арендаторов ограничены и статьей 5 Вводного закона (см. комментарий к ней).


Часть 5 комментируемой статьи распространяется на арендаторов, заключавших договоры аренды на срок до десяти лет (включительно) в соответствии с ЛК-97. Она обязывает их изменить в соответствии с новым ЛК Вводным законом. Но и это не сохранит такому арендатору преимущественное право на заключение договора аренды участка на новый срок, предусмотренное частью 5 статьи 72 ЛК в отношении иных арендаторов, то есть заключавших договоры аренды до 1 января 2007 года на срок более 10 лет либо после 1 января 2007 года в соответствии с новым ЛК независимо от срока.

Положения, содержащиеся в частях 4 и 5 комментируемой статьи, не распространяются на пользователей участков лесного фонда по договорам безвозмездного пользования, заключенным как до, так и после 1 января 2007 года.

4. Организация лесных аукционов и конкурсов на право заключения договоров аренды лесных участков на основании ЛК-97 осуществлялась вплоть до последних дней его действия. Однако законность данных конкурсов и аукционов сомнительна, поскольку с 8 по 31 декабря 2006 года ЛК-97 уже не действовал (см. комментарий к статье 40 Вводного закона). О принятии и вступлении в силу с 1 января 2007 года нового ЛК не могли не знать и в Правительстве при принятии Постановления от 18 ноября 2006 года N 698 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам использования земель лесного фонда".

Здесь представляется необходимым привести в полном объеме содержание письма Рослесхоза от 5 декабря 2006 года "Об организации лесопользования в 2007 году", изданного на следующий день после подписания Президентом Вводного закона и ЛК, то есть когда стало окончательно ясно, что они отклонены не будут:

"В связи с реформированием системы лесоуправления в Российской Федерации основной задачей в организации лесопользования на 2007 год является полное обеспечение арендаторов и других лесопользователей лесосечным фондом и организация лесопользования в рамках реализации новой редакции Лесного кодекса Российской Федерации.

Рассмотренные в Рослесхозе отчеты агентств лесного хозяйства по субъектам Российской Федерации об отводе и передаче лесосечного фонда на 2007 год подтвердили, что всеми агентствами обеспечен отвод лесосечного фонда в необходимых объемах.

Учитывая изложенное, Рослесхоз обязывает руководителей агентств лесного хозяйства по субъектам Российской Федерации организовать:

в срок до 10 декабря 2006 года завершение работ по передаче лесосечного фонда в соответствии с заявками арендаторов на 2007 год, утверждению объемов лесосечного фонда на 2007 год для удовлетворения потребностей общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений и других учреждений, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов, для сельскохозяйственных организаций и населения, а также для реализации на лесных аукционах, выполнению лесохозяйственных мероприятий;


оформление лесорубочных билетов на переданный арендаторам по актам предварительной передачи лесосечный фонд и выдать их до 28 декабря 2006 года;

в срок до 1 января 2007 года определение победителей лесных конкурсов (лесных аукционов) и заключение договоров аренды (выдача разрешений на краткосрочное пользование) по проведенным в 2006 году лесным конкурсам и лесным аукционам;

возвращение до 1 января 2007 года задатков лицам, не выигравшим лесные конкурсы и лесные аукционы;

оформление лесхозами до 28 декабря 2006 года разрешительных документов (лесорубочные билеты и лесные билеты) по всем принятым решениям агентствами лесного хозяйства по субъектам Российской Федерации, в т.ч. на выполнение лесохозяйственных работ (рубок промежуточного пользования, прочих рубок и других работ).


Заместитель руководителя

М.Д.ГИРЯЕВ".


Приведенное письмо Рослесхоза предписывало совершение всех указанных в нем действий именно в период бездействия как ЛК-97, так и нового ЛК. Очевидно, оно издавалось в целях предотвращения прерывания лесопользования, осуществлявшегося ранее. Однако формально оно не могло действовать, поскольку, устанавливая положения, затрагивающие права частных лиц, не было зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ и официально опубликовано.

Фактически во исполнение данного письма Рослесхоза принято, например, Постановление Правительства Свердловской области от 14 февраля 2007 года "Об объемах краткосрочного пользования лесными фондами в Свердловской области на 2007 год", хотя в нем оно не упоминается, а содержится лишь не имеющая к содержанию данного акта ссылка на статью 6 Вводного закона.


Статья 5


Комментарий к статье 5


Комментируемая статья взаимосвязана с предыдущей. Она запрещает арендаторам, заключавшим договоры аренды участков лесного фонда до 1 января 2007 года, их передачу в субаренду (которая запрещалась и ЛК-97) либо арендных прав на них иным лицам до перезаключения таких договоров в соответствии с новым ЛК, а значит, и Вводным законом, в том числе его статьей 4. Однако она не запрещает передачу участков и прав на них, полученных до 1 января 2007 года по допускавшимся ЛК-97 договорам концессии, безвозмездного пользования и соглашениям о частных лесных сервитутах. Срок перезаключения таких договоров и соглашений в соответствии с новым ЛК Вводным законом не предусмотрен. Поэтому в данном случае подлежит применению статья 422 ГК ("Договор и закон"), согласно которой договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения; если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.