ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 2383
Скачиваний: 3
Приоритетным считается инвестиционный проект, включенный в перечень, утверждаемый Правительством РФ, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства РФ. Данный перечень в области освоения лесов в настоящее время не утвержден (см. также комментарий к ст. 12).
Статья 23. Лесничества и лесопарки
Комментарий к статье 23
Новый Лесной кодекс РФ предусматривает реформирование управления лесным хозяйством. До 1 января 2008 г. в соответствии со ст. 11 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" должно произойти преобразование лесхозов и формирование территориальных единиц управления, лесного контроля и надзора - лесничеств.
Лесничества и лесопарки должны стать полноценными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Общее количество лесничеств субъектов Федерации должно составлять от 70 до 100 процентов от количества лесхозов, а участковых лесничеств в целом по стране - около 6000 <1>.
--------------------------------
<1> Данные приведены по сообщению Гиряева М.Д., зам. руководителя Федерального агентства лесного хозяйства "Реформирование системы лесного хозяйства в соответствии с новым Лесным кодексом РФ".
Основными функциями лесничеств будут являться:
- организация использования лесов;
- организация охраны, защиты и воспроизводства лесов;
- организация отводов лесосек;
- предоставление в пользование лесных участков;
- осуществление государственного лесного контроля и надзора.
В настоящее время лесопарком считается благоустроенный лесной массив рядом или внутри города, предназначенный для оздоровления территорий населенных пунктов, отдыха и удовлетворения культурных и эстетических потребностей людей <1>.
--------------------------------
<1> Нагаев Р.Т. Недвижимость. Энциклопедический словарь. Казань, 2003. С. 424.
Создание зеленых зон, включающих в себя лесопарковые зоны, санитарно-защитных зон, озелененных территорий и иных изъятых из интенсивного хозяйственного использования защитных и охранных зон с ограниченным режимом природопользования предусмотрено действующим законодательством в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений (ст. 44 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <1>).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
В соответствии со ст. 98 ЗК РФ земельные участки, на которых находятся лесопарки, а также дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря и другие аналогичные объекты, входят в состав земель рекреационного назначения.
Из текста комментируемой статьи может быть сделан вывод, что лесопарки, возможно, будут выполнять функции лесничеств в отношении лесов, расположенных вблизи населенных пунктов.
Установление границ лесничеств, лесопарков, а также определение их количества в соответствии с правилами ст. 81 комментируемого Кодекса относятся к полномочиям органов государственной власти РФ в области лесных отношений.
Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСОВ
Статья 24. Общие положения об использовании лесов
Комментарий к статье 24
Леса обладают богатым экономическим потенциалом (древесные и недревесные лесные ресурсы) и выполняют важные экологические функции. Эти факторы обусловливают особенности правового регулирования лесопользования. Лесопользование может рассматриваться как с экономической, так и с юридической точки зрения. С экономической точки зрения оно представляет собой деятельность, направленную на изъятие лесных ресурсов, использование их полезных свойств, а также воздействие на окружающую среду.
Под понятием "использование" в отношении не только лесов, но и всех природных ресурсов законодатель имеет в виду их рациональное использование. В лесном праве понятие "рациональное использование лесов" учитывает специфические особенности лесов, их способность к возобновлению, многофункциональность, выполнение важных средообразующих, водоохранных, защитных и иных функций. Представляется целесообразным разграничение понятий "использование" и "пользование" лесами. Понятие "использование" является более широким, чем "пользование", и предполагает в первую очередь объективную возможность использования всех видов лесных ресурсов, независимо от времени, пространства и субъектов права лесопользования.
Использование лесов должно базироваться на основополагающих принципах, определенных в ст. 1 ЛК РФ, это:
- использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;
- обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, не-истощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;
- воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности;
- обеспечение охраны и защиты лесов;
- использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;
- подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций (подробнее о содержании принципов лесного законодательства см. в комментарии к ст. 1 ЛК РФ).
С юридической точки зрения правовое регулирование отношений по использованию лесных ресурсов составляет правовой институт - право лесопользования. Процесс пользования лесами четко регламентирован нормами лесного законодательства, которые устанавливают основания возникновения, осуществления, ограничения, приостановления, прекращения права пользования лесными участками.
Использование лесов допускается с предоставлением или без предоставления лесных участков. В случаях, если лесопользование представляет собой предпринимательскую деятельность, лесные участки предоставляются только на договорных условиях. Порядок предоставления лесных участков и перечень прав на лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в пользование, определены в гл. 6 ЛК РФ.
В зависимости от вида использования лесов лесные участки могут предоставляться гражданам и юридическим лицам для:
- заготовки древесины на основании договора аренды лесных участков;
- заготовки живицы на основании договора аренды лесных участков;
- заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов на основании договора аренды лесных участков, за исключением заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд;
- заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений на основании договора аренды лесных участков, за исключением заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд;
- ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты на основании договора аренды лесных участков;
- ведения сельского хозяйства на правах, предусмотренных ст. 9 ЛК РФ;
- создания лесных плантаций и их эксплуатации на землях лесного фонда на основании договора аренды лесных участков;
- выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений на основании договора аренды лесных участков;
- выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых на основании договора аренды лесных участков в случаях, если выполнение таких работ влечет за собой проведение рубок лесных насаждений;
- строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов на правах, предусмотренных ст. 9 ЛК РФ;
- строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов на правах, предусмотренных ст. 9 ЛК РФ;
- переработки древесины и иных лесных ресурсов на основании договора аренды лесных участков.
Лесные участки могут предоставляться также для определенных видов лесопользования только юридическим лицам:
- осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности государственным и муниципальным учреждениям на праве постоянного (бессрочного) пользования, другим научным и образовательным организациям на основании договора аренды лесных участков;
- осуществления рекреационной деятельности государственным и муниципальным учреждениям на праве постоянного (бессрочного) пользования, другим лицам на основании договора аренды лесных участков;
- осуществления религиозной деятельности религиозным организациям на праве безвозмездного срочного пользования.
Без предоставления лесных участков допускается использование лесов в случаях:
- заготовки древесины гражданами и юридическими лицами на основании договора купли-продажи лесных насаждений;
- осуществления гражданами любительской и спортивной охоты;
- выполнения работ по геологическому изучению недр, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений.
Леса можно использовать с изъятием и без изъятия лесных ресурсов.
Комментируемая статья определяет специальное основание досрочного расторжения договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком. Этим основанием является невыполнение лесопользователями лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов, в первую очередь в части охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Общие основания досрочного расторжения любого договора содержатся в ГК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ договор может быть изменен или расторгнут по требованию одной из сторон только на основании решения суда при нарушении другой стороной существенных условий договора или в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Право требования досрочного расторжения договора аренды есть как у арендодателя, так и у арендатора. На основании ст. 619 ГК РФ арендодатель может требовать досрочного расторжения договора, если арендатор использует имущество с существенным нарушением условий договора или назначения имущества; существенно ухудшает имущество, переданное в пользование; более двух раз подряд не вносит арендную плату; не производит капитального ремонта имущества (если это его обязанность) в установленный или разумный срок.
Законодателем предусмотрена досудебная процедура письменного предупреждения арендатора о необходимости исполнения обязательства в разумный срок, так как согласно п. 2 ст. 452 ГК РФ право арендодателя на обращение в суд о досрочном расторжении договора возможно только после получения отказа арендатора на предложение расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в 30-дневный срок.
Арендатор имеет право требовать досрочного расторжения договора на основании ст. 620 ГК РФ, если: арендодатель не предоставляет имущество в пользование либо создает препятствия пользованию имуществом; переданное имущество имеет препятствующие пользованию недостатки, которые не были оговорены арендодателем при заключении договора, не были заранее известны арендатору и не должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора; арендодатель не производит капитального ремонта имущества (если это его обязанность) в установленный или в разумный срок; имеет место непригодность имущества в силу обстоятельств, за которые арендатор не отвечает.
Нормы о договоре купли-продажи лесных насаждений являются новеллой Лесного кодекса РФ, но к нему применяются общие положения о договорах купли-продажи, предусмотренные ГК РФ, в том числе в части досрочного расторжения договора.
Особенностью досрочного прекращения договорных обязательств в лесном праве является его односторонний характер, так как этим правом обладает арендодатель лесного участка или продавец лесных насаждений.
Статья 25. Виды использования лесов
Комментарий к статье 25
Важным условием осуществления права лесопользования, которое должно отвечать требованиям рационального использования и охраны лесов, является реализация принципов целевого и многоцелевого использования лесов. Лесной участок может предоставляться в пользование для осуществления конкретного вида или нескольких видов лесопользования. В комментируемой статье определены основные виды лесопользования, перечень которых является открытым и может быть дополнен по мере дальнейшего познания свойств лесов как сложной экологической системы.
Статья 26. Лесная декларация
Комментарий к статье 26
Еще одной новеллой Лесного кодекса РФ является переход от лесорубочных билетов (ордеров, лесных билетов) к лесным декларациям.
Новая редакция Лесного кодекса РФ наряду с передачей ответственности по ведению лесного хозяйства значительно расширяет права лесопользователя. Арендатор, заключивший договор аренды в установленном порядке, приобретает право декларативного лесопользования (переход от лесорубочного билета к лесной декларации) <1>.
--------------------------------
<1> Гагарин Ю. Можно ли построить дом в лесу? Четырнадцать простых вопросов про новую редакцию Лесного кодекса. Интернет-ресурс.
В настоящее время форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи утверждены Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 2 апреля 2007 г. N 74 "Об утверждении формы лесной декларации и порядка заполнения и подачи лесной декларации" <1>.
--------------------------------
<1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 19.
Лесная декларация должна содержать сведения обо всех видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды или договором постоянного (бессрочного) пользования и проектом освоения лесов на переданном в пользование лесном участке на декларируемый календарный год.
В лесную декларацию вносится следующая информация:
1) полное наименование лесопользователя - юридического лица, его юридический адрес, номера телефона и факса; для физического лица (в том числе индивидуального предпринимателя) - фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, номера телефона и факса;
2) дата и номер договора;
3) декларируемый период;
4) наименование органа, утвердившего экспертизу проекта освоения лесов, и дата утверждения.