Файл: КТМ_комм_Симоненко_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3784

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6) предпринимает меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций в морском порту, участвует в организации работ по ликвидации таких ситуаций;

7) организует спасание людей, судов в границах акватории морского порта, ликвидацию пожаров на судах, находящихся в морском порту;

8) выдает разрешения на проведение дноуглубительных работ на акватории морского порта;

9) проводит мероприятия по обеспечению мобилизационной подготовки в морском порту;

10) осуществляет в пределах своих полномочий контроль за безопасностью портовых гидротехнических сооружений;

11) выполняет иные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях осуществления вышеуказанных функций, администрация морского порта издает акты ненормативного характера, подлежащие исполнению капитанами судов и лицами, которые находятся и (или) осуществляют деятельность в морском порту и которым указанные акты адресованы.

Акты администрации морского порта не должны противоречить Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.


Статья 10. Вместимость судна


Комментарий к статье 10


Согласно ст. 6 Международной конвенции по обмеру судов 1969 г. определение валовой (общий объем судна) и чистой вместимости (полезный объем) осуществляется правительством соответствующего государства, которое может поручить провести такое определение отдельным лицам или организациям.

Правила определения вместимости судов приведены в приложении 1 к Конвенции по обмеру судов. Согласно Правилу 1 вместимость судна разделяется на валовую вместимость и чистую вместимость. В Правиле 2 даются определения (верхняя палуба, теоретическая высота надводного борта, ширина, закрытые помещения, исключаемые помещения, грузовые помещения и др.). В Правиле 3 приводится формула, по которой определяется валовая вместимость, а в Правиле 4 - формула чистой вместимости. Правила 5 и 6 посвящены измерению чистой вместимости и вычислению объемов. Таким образом, подсчеты валовой и чистой вместимости производятся независимо друг от друга. Валовой тоннаж (валовая вместимость) является реалистическим отражением размеров судна, а чистый тоннаж (чистая вместимость) - отражением его вместимости и не может быть меньше 30% валовой вместимости. Вместимость судов, определяемая в соответствии с Конвенцией 1969 г., не имеет единицы измерения и выражается в свидетельстве как "валовая вместимость", "чистая вместимость" в отличие от систем, в которых единицей валовой и чистой вместимости является регистровая тонна (100 куб. футов, или 2,83 куб. м).


Статья 11. Расчетная единица



Комментарий к статье 11


Наиболее известной международной расчетной единицей является единица специального права заимствования (сокращенно - СПЗ или SDR (Special drawing rights)), определенная Международным валютным фондом и применяемая странами - членами Международного валютного фонда (МВФ).

Условная стоимость СПЗ определяется на основе средневзвешенной стоимости и изменений курсов валют, входящих в "валютную корзину", которая включает валюты США, Германии, Великобритании, Франции и Японии. С 1 января 2002 г. в странах - участницах Европейского экономического и валютного союза (Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция) введена в обращение единая валюта - евро. Евро применяется как в наличном, так и в безналичном обращении.

Согласно Конвенции ООН о морской перевозке грузов (заключена в Гамбурге 31.03.1978) стоимость в единицах "специального права заимствования" национальной валюты договаривающегося государства, которое является членом МВФ, исчисляется в соответствии с методом определения стоимости, применяемым Международным валютным фондом на соответствующую дату для его собственных операций и расчетов. Стоимость в единицах "специального права заимствования" национальной валюты договаривающегося государства, которое не является членом МВФ, исчисляется способом, установленным этим государством.

Государства, которые не являются членами МВФ и законодательство которых не позволяет применять вышеуказанные положения пункта, могут во время подписания, либо во время ратификации, принятия, утверждения или присоединения, либо в любое время после этого заявить, что пределы ответственности, предусмотренные в указанной Конвенции и применяемые на их территории, устанавливаются в размере 12500 валютных единиц за место или другую единицу отгрузки или 37,5 валютных единиц за один килограмм веса брутто груза. При этом валютная единица соответствует шестидесяти пяти с половиной миллиграммам золота пробы девятьсот тысячных, а перевод в национальную валюту сумм осуществляется согласно законодательству соответствующего государства.


Глава II. СУДНО


§ 1. СОБСТВЕННОСТЬ НА СУДНО


Статья 12. Субъекты права собственности на судно


Комментарий к статье 12


Согласно статье 125 ГК РФ от имени государства и его субъектов права собственника на суда осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции. Таким образом, с учетом положений комментируемой статьи, суда могут принадлежать на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), субъектам Федерации (собственность субъектов Федерации) и муниципальным образованиям (муниципальная собственность). Суда, находящиеся в государственной собственности, закрепляются за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. ст. 214, 294 ГК РФ). За учреждениями суда могут быть закреплены лишь на праве оперативного управления. На таком же праве суда могут закрепляться за федеральным казенным предприятием. Согласно ГК РФ предприятие не может продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения судно, сдавать его в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться судном без согласия собственника.


Комментируемая статья предусматривает, что суда с ядерными энергетическими установками могут находиться в собственности только Российской Федерации. Однако согласно статье 5 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" ядерные установки могут находиться в федеральной собственности или в собственности российских юридических лиц, перечень которых утверждается Президентом Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 05.02.2007 N 13-ФЗ).

При проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками должны соблюдаться требования норм и правил в области использования атомной энергии, государственных стандартов, правил морского регистра, природоохранного и иного законодательства Российской Федерации. Соответствие судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками этим требованиям должно подтверждаться соответствующими документами. Ответственность за безопасность судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками несут на этапе их строительства и ввода в эксплуатацию головная конструкторская организация и судостроительные организации, а после приемки в эксплуатацию - эксплуатирующие организации. Капитан и члены судового экипажа судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками должны иметь специальную подготовку в области использования атомной энергии, а также разрешения, выданные соответствующими органами государственного регулирования безопасности, на право их эксплуатации.

Ввод в эксплуатацию судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками допускается при наличии у эксплуатирующей организации соответствующих разрешений.

В настоящее время Правительством Российской Федерации разрешается заход судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками, в том числе и терпящих бедствие, в такие морские порты, как Архангельск, Владивосток, Диксон, Дудинка, Калининград, Кандалакша, Мурманск, Певек, Провидения, Тикси.

Порядок захода в порты Российской Федерации судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками определяется нормативными правовыми актами и правилами, согласованными с органами государственного регулирования безопасности.

Администрация порта Российской Федерации, в который допускается заход судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками, должна располагать планом мероприятий по защите работников порта и других лиц, находящихся на территории порта и в его акватории, в случае аварий на таких судах и плавсредствах и обеспечивать при необходимости его реализацию. Ответственность за осуществление плана мероприятий по защите населения в прилегающем к порту районе в случае таких аварий возлагается на соответствующие федеральные органы исполнительной власти.


Суда и иные плавсредства с ядерными установками и радиационными источниками, терпящие бедствие, могут заходить в порты Российской Федерации только в случае предварительного уведомления соответствующей администрации порта и органов местного самоуправления.

Сброс ядерных материалов и радиоактивных веществ в воды океанов, морей, других водных объектов с судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками в количествах, превышающих пределы, установленные нормами и правилами в области использования атомной энергии, не допускается. При проведении ремонтных работ на указанных судах и плавсредствах, а также после остановки ядерных установок и радиационных источников и до вывода их из эксплуатации должны быть предусмотрены меры по предотвращению радиоактивного загрязнения морской и иной водной среды.

В случае утечки радиоактивных веществ сверх установленных пределов с судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками капитаны или руководители команд этих судов и плавсредств обязаны принять все зависящие от них меры для прекращения или для ограничения утечки радиоактивных веществ, распространения их в окружающую среду и незамедлительно информировать о происшествии органы государственного регулирования безопасности, государственные органы, осуществляющие наблюдение и контроль за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации, иные суда, близлежащие населенные пункты и порты, находящиеся в зоне возможного радиационного воздействия, а также соответствующие органы местного самоуправления.

Оповещение государств, расположенных в зоне возможного радиационного воздействия в результате радиационной аварии на судах и иных плавсредствах с ядерными установками и радиационными источниками, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.


Статья 13. Права собственника судна


Комментарий к статье 13


Подобно положениям гражданского законодательства, комментируемая статья определяет, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения судном. При этом собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Собственник может передать свое судно в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача судна в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление в интересах собственника или указанного им третьего лица (см. комментарий к статье 14 КТМ РФ).



Статья 14. Передача судна в доверительное управление


Комментарий к статье 14


По договору доверительного управления судном собственник передает доверительному управляющему на определенный срок в доверительное управление соответствующее судно.

Управляющий обязуется осуществлять управление судном в интересах учредителя управления или указанного им выгодоприобретателя. При этом передача судна в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. Осуществляя доверительное управление, доверительный управляющий вправе совершать в отношении судна в соответствии с договором доверительного управления любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя.

Сделки с переданным в доверительное управление судном доверительный управляющий совершает от своего имени, указывая при этом, что он действует в качестве такого управляющего. Это условие считается соблюденным, если при совершении действий, не требующих письменного оформления, собственник судна информирован об их совершении доверительным управляющим в этом качестве, а в письменных документах после имени или наименования доверительного управляющего сделана пометка "Д.У.".

При отсутствии указания о действии доверительного управляющего в этом качестве доверительный управляющий обязывается перед третьими лицами лично и отвечает перед ними только принадлежащим ему имуществом.

Доверительным управляющим могут быть компетентные в области управления судами и их эксплуатации индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия.

В договоре доверительного управления судном должно быть указано следующее:

состав имущества, передаваемого в доверительное управление;

наименование юридического лица или имя гражданина, в интересах которых осуществляется управление имуществом (учредителя управления или выгодоприобретателя);

размер и форма вознаграждения управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена договором;

срок действия договора.

При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора по окончании срока его действия он считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены договором.

Договор доверительного управления судном должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение формы договора доверительного управления или требования о регистрации передачи судна в доверительное управление влечет недействительность договора.

Судно, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя управления, а также от имущества доверительного управляющего. Судно отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет. Для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, открывается отдельный банковский счет. Обращение взыскания по долгам учредителя управления на судно, переданное им в доверительное управление, не допускается, за исключением несостоятельности (банкротства) этого лица. При банкротстве учредителя управления доверительное управление прекращается и судно включается в конкурсную массу.