Файл: КТМ_комм_Симоненко_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3792

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Международная конвенция об аресте судов 1999 года (принята в г. Женеве 12.03.1999 на Дипломатической конференции по аресту судов. Далее - Конвенция 1999 г.) в отличие от Конвенции 1952 г., так же как и комментируемая статья, предусматривает то, что в случае, если судно уже было арестовано и освобождено от ареста или обеспечение в отношении такого судна уже было предоставлено для обеспечения морского требования, такое судно в последующем не может быть арестовано вновь или арестовано по тому же морскому требованию, если только:

- характер или размер обеспечения в отношении такого судна, уже предоставленного по тому же требованию, является недостаточным при условии, что общий размер обеспечения не может превышать стоимость судна; или

- лицо, которое предоставило обеспечение, не может или, вероятно, не сможет выполнить свои обязательства полностью или частично; или

- арестованное судно или предоставленное обеспечение освобождено:

а) по просьбе или с согласия лица, имеющего требование, и при наличии разумных оснований для такой просьбы или согласия; или

б) в связи с невозможностью лица, имеющего требование, воспрепятствовать освобождению судна посредством принятия разумных мер.

При этом любое другое судно, которое могло бы быть арестовано по тому же морскому требованию, не подлежит аресту, если только:

- характер или размер обеспечения, уже предоставленного по тому же требованию, является недостаточным, или лицо, которое предоставило обеспечение, не может или, вероятно, не сможет выполнить свои обязательства полностью или частично, или арестованное судно или предоставленное обеспечение освобождено.

Обеспечение должно предоставляться только один раз. Следовательно, в случае, если обеспечение в отношении судна уже было предоставлено, арест другого судна не допускается, поскольку это влечет за собой предоставление еще одного обеспечения. Если же обеспечение, предоставленное в отношении судна, не может быть исполнено, арест другого судна допускается (с освобождением первого обеспечения).


Статья 393. Защита владельца арестованного судна


Комментарий к статье 393


Наряду с мерами по обеспечению морских требований, установленными КТМ РФ, комментируемой статьей определены меры защиты владельца арестованного судна - суд, арбитражный суд или управомоченный третейский суд может в качестве условия ареста судна или продления ранее наложенного ареста судна обязать лицо, требующее ареста судна или продления ареста судна, предоставить обеспечение в размере и на условиях, которые могут быть определены судом, арбитражным судом или управомоченным третейским судом в связи с любыми убытками, которые могут быть причинены в результате ареста судна, в том числе в результате незаконного или необоснованного ареста судна, либо требования и получения чрезмерного по своему размеру обеспечения и за которые такое лицо может нести ответственность.


Нельзя применять данные правила, если морское требование, по которому налагается арест на судно, заявлено в связи с заработной платой и другими суммами, причитающимися капитану судна и другим членам экипажа судна за их работу на борту судна, в том числе расходами на репатриацию и уплачиваемыми от имени капитана судна и других членов экипажа судна взносами по социальному страхованию.

Решение вопроса об аресте судна может быть затруднено тем, что арест возможен только в связи с предъявлением иска в суд и, следовательно, требует прежде всего времени для оформления этого иска, оплаты государственной пошлины, вынесения постановления суда о наложении ареста, оформления исполнительного листа и обращения к судебному приставу. Как правило, для применения мер по обеспечению иска необходимо предоставление суду доказательств принадлежности судна, данных о регистрации залога, ипотеки и тому подобное. Все это, безусловно, требует внесения изменений в процессуальное законодательство РФ, которые касались бы прежде всего сокращения сроков для принятия мер по обеспечению морских требований судами.

Сложным является вопрос о предоставлении каких-либо гарантий лицом, к которому предъявлено требование, взамен ареста судна, а также о предоставлении обеспечения лицом, требующим ареста судна или продления ареста судна, с целью защиты прав владельца арестованного судна, поскольку и то и другое требует отвлечения значительных денежных средств. Вероятность причинения убытков судовладельцу в результате незаконного или необоснованного ареста судна либо требования и получения чрезмерного по своему размеру обеспечения также заставляет серьезно относиться к заявлению требований об аресте судна <121>.

--------------------------------

<121> Загребельный И.А. Особенности морского залога на судно // Транспортное право. 2002. N 1.


Глава XXIV. МОРСКИЕ ПРОТЕСТЫ


Статья 394. Морской протест


Комментарий к статье 394


Морской протест - заявление капитана судна об имевшем место во время плавания или стоянки судна происшествии, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований. Заявление подается капитаном судна в течение 24 часов с момента прихода судна в порт. Если происшествие случилось в порту, то срок подачи заявления исчисляется с момента происшествия. Нотариус составляет акт о морском протесте на основании заявления капитана, данных судового журнала, показаний капитана судна и, в необходимых случаях, показаний других членов экипажа. Экземпляр акта о морском протесте выдается капитану судна. Такой документ может служить доказательством, если возникнут споры по поводу возмещения убытков. Морской протест призван обеспечить наличие информации относительно обстоятельств происшествия и причин, вызвавших его, в том числе информации об ущербе и о принятых по предотвращению или уменьшению ущерба мерах. Морские протесты совершаются в целях подтверждения событий, имевших место при гибели судна, столкновении и навале судов, сжатии судна льдами, посадке на мель, запрещении отхода и задержании судов, повреждении портовых сооружений, оказании помощи и спасании на море, урагане, шторме, перепаде температур и пр.


Особенности морского протеста:

- заявление о морском протесте подается до предъявления претензий и до возбуждения дела в суде или арбитраже;

- его оформление осуществляется различными органами, имеющими право совершать нотариальные действия: нотариусами, должностными лицами консульских учреждений;

- право заявления морских протестов предоставлено капитанам морских судов, командирам военных кораблей, капитанам несамоходных морских судов, если им предоставлено право подписывать коносаменты, а также капитанам речных торговых судов при плавании между морскими или между морскими и речными портами;

- законом определен срок подачи заявления о морском протесте. Пропуск этого срока лишает капитана судна права на оформление морского протеста;

- морской протест применим только на морском транспорте;

- специфичность роли в деле защиты интересов судовладельца, в обязанностях и правах сторон в случае подачи заявления о морском протесте, т.е. перенос бремени доказывания на потерпевшую сторону (не перевозчик должен доказывать свою невиновность в повреждении груза, а грузовладелец вину перевозчика);

- возможность подачи заявления о морском протесте как непосредственно, так и по радиотелеграфу (в случае отсутствия нотариуса в выходные или праздничные дни с целью соблюдения установленного законом срока). Время отправления радиограммы о морском протесте рассматривается как юридический акт, равносильный представлению заявления о морском протесте непосредственно.


Статья 395. Заявление о морском протесте


Комментарий к статье 395


Заявление о морском протесте возможно произвести в порту Российской Федерации - нотариусу, а в иностранном порту - должностному лицу консульского учреждения Российской Федерации или компетентному лицу иностранного государства в порядке, установленном законодательством соответствующего государства. Нотариусы принимают заявления капитана об имевшем место происшествии в соответствии со ст. 99 Основ законодательства о нотариате РФ.

Заявления о морском протесте принимаются:

- от капитанов морских судов во время их плавания как морскими путями, так и по рекам, озерам, водохранилищам и другим водным путям;

- от капитанов судов внутреннего плавания во время их следования по морским путям, а также по рекам, озерам, водохранилищам и другим водным путям при осуществлении перевозок с заходом в морские порты или в тех случаях, когда имевшее место происшествие затрагивает иностранные интересы;

- от капитанов судов внутреннего плавания в случаях столкновения в морских или других водах с морскими судами, а также в случаях спасания судов внутреннего плавания морскими судами; от командиров (капитанов) военных кораблей и военных вспомогательных судов при спасании находящихся в опасности судов, а также в других случаях, при которых возникают ситуации, дающие основания для предъявления претензий или для защиты своих интересов; от капитанов несамоходных речных судов, если во время их следования по морским путям имеет место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований.


В заявлении о морском протесте капитан описывает обстоятельства происшествия и меры, принятые им для обеспечения сохранности вверенного ему имущества. Описание принятых мер должно включать сведения о добросовестном выполнении капитаном и экипажем судна своих обязанностей при подготовке судна к плаванию, при погрузке, во время плавания и т.д.

В подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте, капитан судна одновременно с заявлением либо в срок не более чем семь дней с момента своего прибытия или прибытия судна в порт, или происшествия, если оно имело место в порту, обязан представить нотариусу или должностному лицу консульского учреждения Российской Федерации либо компетентному должностному лицу иностранного государства для ознакомления судовой журнал и заверенную капитаном судна выписку из судового журнала. В случае гибели судового журнала в заявлении о морском протесте должны быть изложены обстоятельства и причины гибели судового журнала.


Статья 396. Срок для заявления о морском протесте


Комментарий к статье 396


Для заявления о морском протесте предусмотрены следующие сроки: в порту - в течение 24 часов с момента происшествия; во время плавания судна - в течение 24 часов с момента прибытия судна или капитана судна в первый порт после происшествия. Также могут возникнуть ситуации, когда заявление о морском протесте может быть сделано с задержкой (см. ком. к статье 397 КТМ РФ).


Статья 397. Заявление о морском протесте с задержкой


Комментарий к статье 397


В случае если происшествие произошло во время плавания, заявление о морском протесте может быть сделано в момент прибытия судна или капитана в порт, не являющийся первым портом после происшествия, во избежание значительных потерь времени и расходов, связанных с заходом в первый порт после происшествия. В этом случае заявление о морском протесте должно содержать информацию об основаниях, по которым установленный законом срок нарушен. Время прибытия судна в порт устанавливается нотариусом по записям в судовом журнале либо по справке капитана порта. Время происшествия - по записям в судовом журнале. При наличии оснований предполагать, что в результате происшествия причинен ущерб находящемуся на судне грузу, в целях обеспечения объективности изложения фактов в заявлении капитана, еще не ознакомившегося с состоянием груза и степенью его повреждения, заявление о морском протесте должно быть сделано до открытия люков. Выгрузка находящегося на судне груза до заявления о морском протесте может быть начата только в случае крайней необходимости. Факт подачи морского протеста до открытия люков указывается в заявлении капитана, а затем в акте о морском протесте. Данный факт должен быть проверен по показаниям свидетелей и записям в судовом журнале. Сохранность пломб на грузовых люках нотариус лично проверять не обязан.



Статья 398. Заявление о морском протесте в отношении причинения ущерба грузу


Комментарий к статье 398


При наличии оснований предполагать, что в результате происшествия причинен ущерб находящемуся на дне судна грузу, заявление о морском протесте должно быть сделано до открытия люков. Выгрузка находящегося на судне груза до заявления морского протеста может быть начата только в случае крайней необходимости. Запрещение открывать люки до подачи морского протеста установлено с целью обеспечения объективности изложения фактов в заявлении капитана, еще не ознакомившегося с состоянием груза и степенью его повреждения. Факт подачи морского протеста до открытия люков должен найти отражение в заявлении капитана, а затем при оформлении акта о морском протесте должен быть проверен по показаниям свидетелей, записям в судовом журнале и указан в акте о морском протесте. Личной проверки нотариусом сохранности пломб на грузовых люках не требуется.


Статья 399. Доказательства


Комментарий к статье 399


Статья предусматривает обязанность капитана судна в подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте, одновременно с заявлением либо в срок не более чем семь дней с момента своего прибытия, или прибытия судна в порт, или происшествия, если оно имело место в порту, представить нотариусу или должностному лицу консульского учреждения Российской Федерации либо компетентному должностному лицу иностранного государства для ознакомления судовой журнал и заверенную капитаном судна выписку из судового журнала. Однако если судовой журнал погиб, то в заявлении о морском протесте должны быть изложены обстоятельства и причины гибели судового журнала. К заявлению также могут прикладываться выписки не только из судового журнала, но и машинного, санитарного, радиотелеграфного - в зависимости от характера происшествия.

Судовой журнал является единственным официальным документом, в котором отражаются деятельность судна во всех ее проявлениях, а также объективные условия и обстоятельства, сопровождающие эту деятельность. Все случаи происшествий с судном должны быть записаны в журнале возможно более подробно с указанием всех обстоятельств, при которых они произошли. Также подробно должны быть описаны повреждения, причиненные корпусу, снаряжению, машине судна, и характер исправления этих повреждений. Записи должны вестись в сжатой, но ясной форме, не допускающей никаких сомнений или различных толкований. Время возникновения каждого обстоятельства, относящегося к данному случаю, должно записываться с точностью до пяти минут, а в случаях особой важности - до одной минуты. В судовой журнал записывается в хронологической последовательности все, что имеет значение для судна, груза, судового экипажа и судовождения: погрузка, отход, состояние моря, погода, сила и направление ветра, курс, скорость движения судна, происшествия, меры, принимаемые во избежание опасности, и т.п.