Файл: ЗК_комм_Сухова_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2780

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

За нарушение Правил собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Права и обязанности закреплены также и для органов управления федеральными автомобильными дорогами. В частности, они имеют право:

а) осуществлять в пределах своей компетенции контроль за использованием земель в пределах придорожных полос, в том числе для предупреждения чрезвычайных ситуаций или ликвидации их последствий, и с этой целью посещать земельные участки, находящиеся в пределах придорожных полос;

б) согласовывать строительство в пределах придорожных полос зданий и сооружений, участвовать в приемке этих объектов в эксплуатацию;

в) вносить предложения об отмене решений об отводе земельных участков в пределах придорожных полос или о размещении на этих участках объектов, принятых с нарушением настоящих Правил и законодательства Российской Федерации;

г) давать предписания собственникам, владельцам, пользователям и арендаторам земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, в том числе об устранении в установленные сроки нарушений, связанных с режимом использования этих земель.

Также органы управления федеральными автомобильными дорогами обязаны:

а) рассматривать материалы, связанные с предоставлением земель в пределах придорожных полос или размещением на этих землях объектов, и подготавливать заключение по ним в установленный настоящими Правилами срок;

б) участвовать в проведении инвентаризации земель придорожных полос, содействовать ведению государственного земельного кадастра этих земель;

в) информировать собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, о проведении ремонта или реконструкции автомобильных дорог;

г) при необходимости компенсировать в соответствии с законодательством Российской Федерации собственникам, владельцам, пользователям и арендаторам земельных участков ущерб, причиненный в результате доступа на эти участки.

В Правилах определены полномочия также и органов Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, которые, в частности, осуществляют контроль за соблюдением собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков в пределах придорожных полос законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения и с этой целью могут посещать земельные участки, расположенные в пределах придорожных полос; в пределах своей компетенции рассматривают материалы, связанные с предоставлением земельных участков или размещением объектов в пределах придорожных полос, согласовывают эти материалы или дают мотивированный отказ в их согласовании; вносят предложения об отмене решений о предоставлении земельных участков в пределах придорожных полос или о размещении на этих участках объектов в случае, когда такие решения приняты с нарушением норм безопасности дорожного движения; дают собственникам, владельцам, пользователям и арендаторам земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, предписания по устранению в установленные сроки недостатков, создающих угрозу безопасности дорожного движения.


Пункт 4 комментируемой статьи посвящен правовому регулированию земель морского и внутреннего водного транспорта.

К землям морского транспорта относятся земельные участки, занятые морскими портами, другими специальными сооружениями и судоремонтными заводами. Правовой режим земель морского транспорта не предусматривает установления охранных зон или зон с особыми условиями использования земель.

Под внутренним водным транспортом РФ понимается один из видов транспорта, находящегося в ведении РФ и представляющего собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях РФ. К землям внутреннего водного транспорта относятся земли портов, пристаней, причалов, гаваней, затонов, вокзалов, павильонов, судоходных каналов и гидротехнических сооружений, береговых сооружений и насаждений, объектов обслуживания (базы, заводы, верфи, службы, жилые помещения и объекты социально-культурного назначения), то есть земли, расположенные в основном за пределами береговой полосы, предоставляемые во владение (пользование) организаций транспорта на различных условиях: права постоянного (бессрочного) пользования, кратковременного пользования, аренды, собственности (для частных организаций), сервитута.

Следует заметить, что комментируемый пункт содержит краткую информацию о данных землях, основным же законодательным актом, определяющим порядок и условия землепользования для организаций внутреннего водного транспорта, служит Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (далее - КВВТ РФ).

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки также для выделения береговой полосы, которая представляет собой полосу земли шириной 20 метров от края воды в глубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях. На берегу, имеющем уклон более 45 градусов, береговая полоса определяется от края берега в глубь берега.

Основные положения, регулирующие правовой режим пользования береговой полосой, определяются КВВТ РФ. Бассейновые органы, выполняя функции специальных органов государственного управления на внутреннем водном транспорте, наделяются необходимыми правами:

пользоваться береговой полосой для проведения работ по обеспечению судоходства и строительству зданий, строений и сооружений для этих целей в порядке, установленном законодательством;

устанавливать там береговые средства навигационного оборудования;

осуществлять рубки деревьев и кустарников для обеспечения безопасности судоходства, в частности видимости береговых средств навигационного оборудования, а также для геодезического обоснования при съемках участков русел рек. Установка береговых навигационных средств и прокладка просек для обеспечения их видимости могут проводиться и за пределами береговой полосы в порядке, установленном лесным и водным законодательством.


Статья 10 КВВТ РФ предоставляет бассейновым управлениям право совершать другие действия:

безвозмездно использовать для проведения указанных выше работ грунт, камень, гравий, деревья и кустарники, находящиеся в пределах береговой полосы;

разрешать устройство временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и иных плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти;

разрешать строительство временных строений и проведение других необходимых работ в случае непредвиденных зимовок судов или транспортных происшествий с судами.

Лица, использующие береговую полосу для проведения временных работ, после их окончания обязаны очистить береговую полосу и обустроить ее.

Кодекс вводит некоторые запреты, ограничения и обязательства в интересах внутреннего водного транспорта. Так, запрещается установка на береговой полосе каких-либо постоянных огней (за исключением навигационных), направленных в сторону судового хода. Установку временных огней следует согласовать с бассейновым органом государственного управления и обеспечить ограждение таких огней со стороны судового хода.

Не допускается использовать береговую полосу для осуществления хозяйственной и иной деятельности, если такая деятельность несовместима с обеспечением безопасности судоходства.

Проекты строительства или реконструкции хозяйственных и иных объектов, размещаемых на береговой полосе, подлежат обязательному согласованию с бассейновыми органами.

Пользование водными участками для нужд рыболовства, в случае если такие участки служат целям судоходства, допускается по согласованию с бассейновыми органами.

Право пользования береговой полосой в силу статьи 10 КВВТ РФ не распространяется на особо охраняемые природные территории, территории гидротехнических сооружений, земельные участки, на которых размещены мелиоративные сооружения, полосы отвода автомобильных и железных дорог, земельные участки, укрепленные специальными сооружениями, и на другие земли, предусмотренные российским земельным и другим законодательством.

Отвод земельных участков, расположенных в пределах береговой полосы, и выделение участков акватории внутренних водных путей, строительство на них каких-либо зданий, строений и сооружений осуществляются в порядке, установленном земельным и водным законодательством, по согласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.

Пользование береговой полосой на участках пограничных зон Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством и по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области пограничной службы.


Запрещается оставлять в акватории и на береговой полосе в пределах внутренних водных путей безнадзорные суда, сооружения, оказывающие негативное влияние на состояние водных путей и береговой полосы и (или) затрудняющие их использование.

Законодательство освобождает от платы за земельные участки, занимаемые бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте и другими организациями этого вида транспорта, в том числе за участки, покрытые водой, и искусственно созданные земельные участки при строительстве гидротехнических сооружений и создании охранных зон линий связи (ч. 2 п. 1 ст. 10 КВВТ).

Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 71 утверждено Положение об особых условиях пользования береговой полосой внутренних водных путей Российской Федерации <186>, согласно которому особые условия пользования береговой полосой предусматривают ограничения при осуществлении в пределах этой полосы хозяйственной деятельности, которые устанавливаются для обеспечения безопасности судоходства.

--------------------------------

<186> СЗ РФ. 2003. N 7. Ст. 645.


Граница береговой полосы определяется бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте в порядке, установленном Министерством транспорта РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Пользоваться береговой полосой в целях, установленных законодательством РФ и данным Положением, могут бассейновые органы, а также юридические и физические лица. Пользование береговой полосой для осуществления хозяйственной и иной деятельности, при которой не обеспечивается безопасность судоходства, не допускается.

Бассейновые органы пользуются береговой полосой для выполнения работ по содержанию внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений.

Юридическим или физическим лицам участок береговой полосы может быть предоставлен во временное пользование в целях:

а) проведения связанных с обеспечением транспортного процесса следующих работ:

устройство временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и иных плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров;

сооружение временных строений и проведение других необходимых работ в случае непредвиденных зимовок судов или транспортных происшествий с судами.

К временным относятся специально возводимые или приспособляемые на период временного пользования береговой полосой сооружения и строения;

б) сельскохозяйственных и иных.

На временное пользование участком береговой полосы в вышеуказанных целях бассейновый орган, в ведении которого находится этот участок береговой полосы, выдает юридическому или физическому лицу разрешение на срок, устанавливаемый этим органом. Основанием для отказа в выдаче разрешения является наличие в представленных документах недостоверной или неполной информации, а также несоответствие заявленных к выполнению работ требованиям по обеспечению безопасности судоходства.


Юридическое или физическое лицо, которому предоставлен во временное пользование участок береговой полосы, обязано:

а) пользоваться участком береговой полосы в соответствии с целями и условиями его предоставления, указанными в разрешении, не допуская нанесения вреда объектам внутреннего водного транспорта и водным объектам, влияющим на обеспечение безопасности судоходства;

б) очистить участок береговой полосы после выполнения соответствующих работ и обустроить его.

В пункте 5 комментируемой статьи определяются земли, предоставляемые в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта. К ним относятся земельные участки, предоставляемые для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.

Согласно ст. 40 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ <187> под аэродромом понимается участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Аэродромы подразделяются на гражданские аэродромы, аэродромы государственной авиации и аэродромы экспериментальной авиации. Аэропорт - это комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников. Отвод участка земли под аэродром, аэропорт или объект единой системы организации воздушного движения проводится в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 43 Воздушного кодекса РФ).

--------------------------------

<187> СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383.


Воздушный кодекс РФ также закрепляет особенности строительства в пределах приаэродромной территории. Так, согласно статье 46 проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.

Природоохранные мероприятия, предусматриваемые при строительстве и эксплуатации аэродромов, должны удовлетворять требованиям действующего законодательства по вопросам охраны окружающей среды, основ земельного законодательства, основ законодательства о недрах, действующих постановлений, положений, правил, нормативов, инструкций и методических указаний, утвержденных соответствующими органами в их развитие. Производство всех видов работ допускается только в пределах вынесенных заказчиком на местность границ площадей, отведенных в установленном порядке в постоянное или временное пользование. При строительстве (расширении) аэродрома должна быть произведена срезка плодородного слоя почвы с целью последующего использования его для восстановления (рекультивации) нарушенных или малопроизводительных сельскохозяйственных земель, озеленения района застройки.